Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проект "Истоки", направлен на ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы. Поможет развить художественныые и творческие способности дошкольников. Воспитать чувство гордости и уважение к труду народных мастеров. А так же знакомит детей с русскими народными играми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_istoki.docx | 58.55 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 486 комбинированного вида»
_________________________________________________________________
630091, г. Новосибирск-91, ул. Писарева, 6 тел. 221-26-62, факс 221-98-18
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ:
педагогического совета Заведующий МКДОУ д/с № 486
протокол № __1__ ___________Д.А.Мирошникова
от «31» августа_ 2018 г. __Приказ № 1 от 03.09.2018 г.
Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Авторы разработчики программы:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Козлова Елена Викторовна
Новосибирск
2018
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Аннотация
Актуальность
Краткая характеристика обучающихся по программе
Объем и срок освоения программы
Особенности организации и режим образовательного процесса
Принципы организации деятельности
Формы, методы и приемы организации деятельности
Включение родителей в совместную деятельность
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы
Задачи программы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Комплексно-тематический план на старшую группу
Комплексно-тематический план на подготовительную группу
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕТОДЫ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
Планируемые результаты
Инструмент оценивания результатов программы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«… задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской, городецкой и другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоить навыки составить узор, расписать вылепленного коня, барышню, почувствовать радость искусства».
А.А. Грибовская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная область
Программа предусматривает развитие ребенка в первую очередь в области художественно-эстетического и познавательного развития. Как указано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, «художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; … реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…»[1].
Занятия народным декоративно-прикладным искусством полностью отвечают этим требованиям и способствуют развитию ребенка в этих образовательных областях.
Актуальность программы
- В самом своем содержании фольклор несет педагогический потенциал, он содержит образцы поведения и нравственные оценки по поводу разных сторон жизни человека в обществе. Например, затрагивает культуру общения, представление о нравственных качествах человека, развитие речи, любовь к труду, бережное отношение к природе, знание законов природы, представления об образе жизни предыдущих поколений. Помимо влияния на нравственную сферу человека, он дает возможность регулировать процесс формирования характера.
- Яркость, однозначность образов, палитра базовых цветов, набор базовых графических элементов и форм делают фольклорное искусство адекватным природе ребенка. Психика ребенка развивается по закону от простого к сложному, в связи с чем народное искусство является наиболее подходящим для первичного приобщения ребенка к прекрасному. Фольклорный материал делает возможным переход от эстетического к этическому, мировосприятие ребенка движется от прекрасного в искусстве к прекрасному в жизни.
- Пробный опыт работы с дошкольниками по ознакомлению их с народным декоративно-прикладным искусством показал, что народное искусство вызывает неподдельный интерес у детей. Дети с удовольствием знакомились с историей возникновения народных промыслов, легко осваивали приемы лепки и рисования в традиционной манере, отражали полученные знания в самостоятельной художественной деятельности. Детям очень полюбились русские народные игры. Подвижные игры объединяют детей, учат взаимодействовать, выполнять правила и задают положительный эмоциональный подъем. Позже дети самостоятельно, без помощи взрослого, организовали подвижные игры. Все это помогло позволить детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою родину, богатую славными традициями. Положительный результат от ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством, послужил мотивом для создания образовательной программы.
Краткая характеристика обучающихся по программе
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом психологических особенностей этой возрастной группы – таким образом, чтобы, с одной стороны, деятельность была интересна и посильна для детей, с другой, – чтобы она являлась стимулирующей ребенка работать в зоне ближайшего развития. Накануне школы особенно необходимо обратить внимание на те функции, от уровня развития которых зависит успешное вхождение ребенка в новую деятельность – деятельность учения.
К таким особенностям мы относим произвольность процессов внимания, восприятия и памяти, сформированность первичных логических операций мышления, развитую диалогическую и зачатки монологической речи, достижение стадии перехода с наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, ориентация в ряду натуральных чисел и начал счета, интерес к чтению-слушанию и начало самостоятельного чтения. Среди социально-психологических особенностей выделяется в первую очередь умение взаимодействовать со сверстниками в процессе ролевой игры и совместной практической деятельности и выстраивание иерархических отношений со взрослым, что проявляется в адекватности поведения и речевой культуре. Занятия народным декоративно-прикладным искусством активизируют все вышеназванные функции, создают условия для их тренировки и закрепления.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года обучения детей старшего дошкольного возраста. Общее количество часов 74: 32 – в первый год занятий и 32– во второй год. Также помимо основных часов программа предусматривает совместную работу детей с родителями, продолжение работы над своими произведениями дома. Кроме того, дети вовлекаются в оформление выставок, участие в конкурсах, презентациях, изготовление подарков родителям к праздникам и проч., что содержательно связано с программой.
Особенности организации и режим образовательного процесса
Программа реализуется в форме кружковой деятельности всей группой. Предполагается постоянный состав участников, так как программа предусматривает последовательность освоения ребенком навыков народно-прикладного искусства. Однако, если в середине процесса в группе появляется новый ребенок, педагог в процессе индивидуальной работы помогает ему компенсировать отставание и в дальнейшем он может участвовать в деятельности наряду с другими детьми.
Нагрузка, режим занятий соответствуют возрастным возможностям детей, требованиям СанПиН. Продолжительность одного занятия – 25 минут в старшей группе 30-35 минут в подготовительной группе.
Принципы организации деятельности
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, учета его возможностей и желаний, предоставление возможности выбора.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Поддержка инициативы и творчества детей в деятельности.
- Сотрудничество педагога с семьей.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в деятельности.
- Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
- Учет этнокультурной ситуации развития детей[2].
Формы, методы и приемы организации деятельности
Формы, методы и приемы организации деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми проходит в форме группового, коллективного и индивидуального взаимодействия. В условиях занятия эти формы могут совмещаться: в зависимости от потребностей и возможностей ребенка педагог в разной степени контролирует и сопровождает его деятельность.
Основными методами являются следующие:
Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа о художественном наследии русского народа, традиционных изделиях народных мастеров. Иллюстративный метод включает в себя демонстрацию учебных плакатов, таблиц, методических пособий, содержащих последовательность работы над росписью. Демонстрация образцов народного декоративно-прикладного искусства имеет целью ознакомление детей с народным орнаментом, колористическими решениями узоров, характерными сочетаниями элементов орнамента, композиции. Используемые приемы: сравнение или сопоставление произведений декоративно-прикладного искусства, что способствует формированию эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости от них, эстетических чувств, потребностей, отношений.
Репродуктивные методы: обеспечивают усвоение действий, формируют умение и навыки, способствуют овладению техническими приемами. При многократном повторении упражнений вырабатываются навыки работы с инструментом и материалом. Упражнения даются разнообразные, содержащие элементы и мотивы росписи, с отработкой одного технического навыка. Переход к каждому последующему упражнению осуществляется тогда, когда усвоены навыки написания элементов в предыдущих упражнениях.
Частично-поисковые методы заключаются в том, что перед детьми ставится учебная проблема. Используемые приемы: создание проблемной ситуации (предлагается композиция с несколькими вариантами ее завершения, из которых дети выбирают наиболее интересный и выполняют его); коллективное обсуждение (демонстрируется эскиз росписи, принимаются высказывания об ее изменении – что можно добавить для лучшего результата).
Исследовательский метод дает высокий уровень творческого развития ребенка и включает следующие приемы: эмоционально-ритмические (загадки, речевки); импровизационные (дописать элементы на основе предложенного контура или ведущей линии; дописать фрагменты, опираясь на творческое воображение; дается форма и элементы росписи, с учетом которых надо выполнить композицию).
Творческий метод – собственно создание ребенком произведений прикладного искусства.
Совместная деятельность педагога с детьми проходит в форме группового, коллективного и индивидуального взаимодействия. В условиях занятия эти формы могут совмещаться: в зависимости от потребностей и возможностей ребенка педагог в разной степени контролирует и сопровождает его деятельность.
Основными методами являются следующие:
Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа о художественном наследии русского народа, традиционных изделиях народных мастеров. Иллюстративный метод включает в себя демонстрацию учебных плакатов, таблиц, методических пособий, содержащих последовательность работы над росписью. Демонстрация образцов народного декоративно-прикладного искусства имеет целью ознакомление детей с народным орнаментом, колористическими решениями узоров, характерными сочетаниями элементов орнамента, композиции. Используемые приемы: сравнение или сопоставление произведений декоративно-прикладного искусства, что способствует формированию эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости от них, эстетических чувств, потребностей, отношений.
Репродуктивные методы: обеспечивают усвоение действий, формируют умение и навыки, способствуют овладению техническими приемами. При многократном повторении упражнений вырабатываются навыки работы с инструментом и материалом. Упражнения даются разнообразные, содержащие элементы и мотивы росписи, с отработкой одного технического навыка. Переход к каждому последующему упражнению осуществляется тогда, когда усвоены навыки написания элементов в предыдущих упражнениях.
Частично-поисковые методы заключаются в том, что перед детьми ставится учебная проблема. Используемые приемы: создание проблемной ситуации (предлагается композиция с несколькими вариантами ее завершения, из которых дети выбирают наиболее интересный и выполняют его); коллективное обсуждение (демонстрируется эскиз росписи, принимаются высказывания об ее изменении – что можно добавить для лучшего результата).
Исследовательский метод дает высокий уровень творческого развития ребенка и включает следующие приемы: эмоционально-ритмические (загадки, речевки); импровизационные (дописать элементы на основе предложенного контура или ведущей линии; дописать фрагменты, опираясь на творческое воображение; дается форма и элементы росписи, с учетом которых надо выполнить композицию).
Творческий метод – собственно создание ребенком произведений прикладного искусства.
Включение родителей в совместную деятельность
Важным условием успешной реализации программы является включение родителей в совместную деятельность, над чем специально работает педагог.
Примерный план работы с родителями
Месяц | Формы работы | Цель |
октябрь | 1.Консультация для родителей «Виды народного декоративно-прикладного искусства». 2.Выставка детских работ «Каргопольская сказка». 3.Выставка детских работ «Рукотворная береста» | 1.Познакомить родителей с народными промыслами России, особенностями росписи народных игрушек и изделий народных мастеров. 2.Побуждать родителей интересоваться деятельностью детей в детском саду. |
ноябрь | 1.Выставка детских работ «Золотая хохлома». 2.Выставка детских работ «Дымковская сказка» | 1.Побуждать родителей интересоваться деятельностью детей в детском саду |
декабрь | 1.Посещение родителей с детьми сувенирных лавок, где продаются изделия народных мастеров. 2.Выставка детских работ «Сказочная гжель». | 1.Обогащение детского опыта эстетической оценки произведений народного искусства. 2. Показать родителям творческие навыки, которые дети приобрели в ходе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством |
январь | 1.Пополнение мини-музея группы «Русские народные промыслы». 2.Выставка детских работ «Веселый Городец» | 1.Привлечь родителей к совместным с детьми поискам предметов народного декоративно-прикладного искусства. 2.Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми |
февраль | Выставка детских работ «Жостовский букет» | 1.Побуждать родителей интересоваться деятельностью детей в детском саду |
март | 1.Создание мини-музея группы «Русские народные промыслы». 2.Выставка детских работ «Павловский платок» | 1.Привлечь родителей к совместным с детьми поискам предметов народного декоративно – прикладного искусства. 2.Побуждать родителей интересоваться деятельностью детей в детском саду |
апрель | 1.Выставка детских работ «Богородские игрушки» | Показать родителям творческие навыки, которые дети приобрели в ходе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством |
май | 1.Выставка детских работ «Русская матрешка». 2.Открытое итоговое занятие «В гостях у народных мастеров» | 1.Подведение итогов по результатам работы в течение учебного года |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы
Приобщение детей к истокам народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы
Образовательные задачи:
- обобщать и расширять знания детей о некоторых видах народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы (Каргопольской и дымковской игрушках, хохломской, гжельской и городецкой росписях)
- знакомить детей с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы (с берестяным и жостовским промыслами, Павлово-Посадскими платками, Богородской резной игрушкой, русской матрешкой)
- закреплять навыки владения приемами декоративно-прикладной росписи (хохломской, гжельской и городецкой)
- закреплять умение лепить из глины декоративные изделия (Каргопольскую и дымковскую игрушки)
- формировать навыки и умения в декоративно-прикладной росписи (жостовских подносов, Павлово-Посадских платков, матрешки)
- формировать умение лепить по мотивам Богородской резной игрушки
- продолжать знакомить детей с русскими народными играми.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства
- воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров
- вызвать интерес и желание играть в русские народные игры
Развивающие задачи:
- развивать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать
- развивать художественные и творческие способности детей
- развивать чувство цвета, композиционные умения
- развивать у детей скорость бега, ловкость, быстроту реакций, пространственную ориентировку
- развивать память, речь детей
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Комплексно-тематический план в старшей группе
Месяц | Тема | Цель |
Октябрь 1 неделя | Беседа «Каргопольские легенды». Н.В. Ермолаева, «Эстетическое воспитание дошкольников через прикладное искусство», стр. 63 | Обобщить и расширить знания детей о каргопольской игрушке. Закреплять умение детей различать характерные признаки лепки и росписи игрушки |
Октябрь 2 неделя | Лепим кентавра по мотивам каргопольских мастеров. В. Лобанова «Лепим народную игрушку», стр. 17 | Учить детей лепить кентавра в стилистике каргопольской игрушки, используя знакомые способы лепки |
Октябрь 3 неделя | Беседа «Подарки белоствольной красавицы». Н.В. Ермолаева, «Эстетическое воспитание дошкольников через прикладное искусство», стр. 76 | Рассказать детям об истории возникновения берестяного промысла. Познакомить с особенностями изготовления изделий из бересты |
Октябрь 4 неделя | Плетем берестяной коврик. И.А. Лыкова. «Рукотворная береста», стр. 3. | Учить детей переплетать бумажную основу узкими полосками бумаги, имитируя плетение из бересты |
Ноябрь 1 неделя | Играем в русскую народную игру «Никанориха». И.А. Качанова, «Традиционные игры в детском саду», стр.39 | Расширить знания детей о русских народных играх. Упражнять детей в беге. Развивать быстроту реакций, умение декларировать хором |
Ноябрь 2 неделя | Беседа «Золотая Хохлома». Н.В. Ермолаева, «Эстетическое воспитание дошкольников через прикладное искусство», стр. 44 | Обобщить и расширить знания детей о произведениях деревянных дел мастеров. Закреплять умение детей различать характерные признаки хохломской росписи |
Ноябрь 3 неделя | Украшаем блюдо хохломским узором. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством», стр. 53 | Продолжать знакомство детей с хохломской росписью. Учить самостоятельно выбирать фон, цвет и элементы для своего узора |
Ноябрь 4 неделя | Беседа «Дымковская сказочная страна». Н.В. Ермолаева, «Эстетическое воспитание дошкольников через прикладное искусство», стр. 54 | Обобщить и расширить знания детей о дымковской игрушке. Закреплять умение детей различать характерные признаки лепки и росписи |
Ноябрь 5 неделя | Лепим индюка по мотивам дымковских мастеров. В. А. Лобанова, «Лепим народную игрушку» | Учить лепить индюка в стилистике дымковской игрушки, используя знакомые способы лепки |
Декабрь 1 неделя | Играем в русскую народную игру «Совушка». И.А. Качанова, «Традиционные игры в детском саду», стр.40 | Расширить знания детей о русских народных играх. Развивать быстроту реакций, ловкость движений |
Декабрь 2 неделя | Беседа «Сине-голубое чудо». Н.В. Ермолаева, «Эстетическое воспитание дошкольников через прикладное искусство», стр. 48 | Обобщить и расширить знания детей о керамических промыслах. Учить находить различия между керамическими изделиями разных образцов |
Декабрь 3 неделя | Украшаем чайник гжельским узором. О.А. Скоролупова, «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством», стр. 38 | Продолжать знакомство детей с гжельской росписью. Учить самостоятельно выбирать узор для оформления центра изделия и каймы. Учить приему размывания цвета |
Декабрь 4 неделя | Играем в русскую народную игру «Дударь». И.А. Качанова, «Традиционные игры в детском саду», стр.42 | Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них. Познакомить с правилами и движениями хороводных игр |
Январь 1 неделя | Беседа «Веселый Городец» Н.В. Ермолаева, «Эстетическое воспитание дошкольников через прикладное искусство», стр. 51 | Обобщить и расширить знания детей о произведениях деревянных дел мастеров Закреплять умение детей различать характерные признаки городецкой росписи. |
Январь 2 неделя | Рисуем городецкого петушка. О.А. Скоролупова. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством», стр. 79 | Закреплять знания о цветовой гамме, способах выполнения узоров росписи. Учить детей рисовать петушка по мотивам городецкой росписи |
Январь 3 неделя | Роспись доски по мотивам городецким мастеров. О.А. Скоролупова. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством», стр. 78 | Учить детей красиво располагать узор в заданной форме. Закреплять умение смешивать краски для получения нужного цв |
Январь 4 неделя | Играем в русскую народную игру «Кандалы». И.А. Качанова, «Традиционные игры в детском саду», стр.57 | Расширить знания детей о русских народных играх. Развивать быстроту реакций, ловкость движений |
Февраль 1 неделя | Беседа «Букеты из Жостова». Н.В. Ермолаева, «Эстетическое воспитание дошкольников через прикладное искусство», стр. 80 | Рассказать детям об истории возникновения жостовского промысла. Познакомить с особенностями изготовления подносов, своеобразием композиции |
Февраль 2 неделя | Рисуем элементы жостовских узоров. Л.Орлова. «Жостовский букет», стр.6,10,16 | Учить рисовать узоры из растительных элементов по мотивам жостовской росписи (запятые, лепестки, сердечки) |
Февраль 3 неделя | Украшаем поднос жостовским букетом. Л. Орлова. «Жостовский букет», стр.15 | Учить детей красиво располагать узор в заданной форме. Закреплять умение смешивать краски для получения нужного цвета. |
Февраль 4 неделя | Играем в русскую народную игру «Аленушка и Иванушка». И.А. Качанова, «Традиционные игры в детском саду», стр.52 | Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них. Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх |
Март 1 неделя | Беседа «Плат узорный». Н.В. Ермолаева, «Эстетическое воспитание дошкольников через прикладное искусство», стр. 75 | Рассказать детям об истории возникновения Павлово-Посадских платков. Познакомить с особенностями их изготовления, своеобразием композиции |
Март 2 неделя | Рисуем цветы как Павлово-Посадские мастера | Учить рисовать узоры из растительных элементов по мотивам Павлово-Посадской росписи (огурцы, веточки, розы) |
Март 3 неделя | Украшаем платок по мотивам Павлово-Посадских мастеров. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством», стр. 90 | Закрепить знание детей о средствах выразительности декоративного украшения Павлово-Посадских платков. Развивать у детей чувство цвета, умение составлять узор в заданной форме |
Март 4 неделя | Играем в русскую народную игру «Хвост и голова». И.А. Качанова, «Традиционные игры в детском саду», стр.61 | Расширить знания детей о русских народных играх. Развивать быстроту реакций, ловкость движений |
Апрель 1 неделя | Беседа Богородская резная игрушка». Н.В. Ермолаева, «Эстетическое воспитание дошкольников через прикладное искусство», стр. 71 | Рассказать детям об истории возникновения Богородской резной игрушки. Познакомить с особенностями их изготовления, своеобразием композиции |
Апрель 2 неделя | Лепим медведя по мотивам Богородской резной игрушки | Закрепить умение лепить фигурку животного, передавая характерные особенности резьбы, используя стеку |
Апрель 3 неделя | Беседа «Знакомьтесь, русская матрешка». Н.В. Ермолаева, «Эстетическое воспитание дошкольников через прикладное искусство», стр. 65 | Рассказать детям об истории возникновения русской матрешкой. Показать разнообразие видов данной игрушки |
Апрель 4 неделя | Играем в русскую народную игру «Яша». И.А. Качанова, «Традиционные игры в детском саду», стр.70 | Расширить знания детей о русских народных играх. Упражнять детей в беге. Развивать быстроту реакций, умение декларировать хором |
Апрель 5 неделя | Украшаем сарафан матрешке. О.А.Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством», стр. 89 | Развивать фантазию детей, самостоятельность в украшении сарафана матрешки, используя уже знакомые растительные орнаменты |
Май 1 неделя | Лепим фигурку матрешки | Учить детей лепить фигурку матрешки пластическим способом, используя приемы оттягивания и сглаживания |
Май 2 неделя | Украшаем фигурку матрешки | Развивать умение детей украшать объемную фигурку, используя уже знакомые приемы лепки и растительные орнаменты |
Май 3 неделя | Играем в русскую народную игру «Штандер». И.А.Качанова, «Традиционные игры в детском саду», стр.62 | Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх. Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания |
Май 4 неделя | Итоговое занятие по русскому декоративно – прикладному искусству «В гостях у народных мастеров», О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством», стр. 108. (Приложение 5) | Закрепить знания детей о народных промыслах: каргопольском, дымковском, гжельском, хохломском, городецком, Павлово-Посадским, жостовским и т.д. Продолжать воспитывать любовь к народным традициям |
Комплексно-тематический план в старшей группе
Месяц | Тема | Цель |
Октябрь 1 неделя | Знакомство с историей возникновения каргопольской игрушки В.Лобанова «Лепим народную игрушку», стр. 3. | Рассказать детям об истории возникновения каргопольской игрушки. Развивать интерес к изучению народных промыслов. |
Октябрь 2 неделя | Рисуем орнаменты как каргопольские мастера В.Лобанова «Лепим народную игрушку», стр. 20. | Учить рисовать узоры по мотивам каргопольской росписи (зерна, трава, деревья, солнце.) Учить рисовать элементы концом кисти. |
Октябрь 3 неделя | Рисуем Полкана В.Лобанова «Лепим народную игрушку», стр. 17. | Учить украшать фигуру коня узорами по мотивам каргопольской росписи. Соблюдать подбор цветов, характерный для этого вида росписи. |
Октябрь 4 неделя | Играем в русскую народную игру «Волк», А.В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР», стр. 28. | Упражнять детей в беге. Развивать быстроту реакций, умение декларировать хором. |
Ноябрь 1 неделя | Лепим котика В.Лобанова «Лепим народную игрушку», стр. 7. | Уточнить представления детей о каргопольской игрушке. Учить лепить кота в стилистике каргопольской игрушки. |
Ноябрь 2 неделя | Знакомство с историей возникновения дымковской игрушки, О.А.Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством», стр. 8. | Рассказать детям об истории возникновения дымковской игрушки. Развивать интерес к изучению народных промыслов. |
Ноябрь 3 неделя | Рисуем орнаменты как дымковские мастера Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр. 53. | Учить рисовать узоры по мотивам дымковской росписи (круги, точки кольца.) Учить рисовать элементы концом кисти. |
Ноябрь 4 неделя | Украшаем дымковского коня Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр. 49. | Учить украшать фигуру коня узорами по мотивам дымковской росписи, располагая узор вертикальными рядами. |
Ноябрь 5 неделя | Лепим лошадок по мотивам народных мастеров И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр.63. | Уточнить представления детей о дымковской игрушке. Учить лепить лошадь в стилистике дымковской игрушки. |
Декабрь 1 неделя | Играем в русскую народную игру «Игровая», О.А.Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством». стр. 123. | Развивать умение повторять заданное движение, угадывать и имитировать различные трудовые действия. |
Декабрь 2 неделя | Ткань на юбку дымковской барыни. Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр. 59. | Учить рисовать узоры на юбках барынь по мотивам дымковской росписи (полоски, клетки, круги.) Учить рисовать элементы концом кисти. |
Декабрь 3 неделя | Расписываем дымковскую барыню Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр. 64. | Учить детей украшать фигуру барыни элементами дымковской росписи. Соблюдать подбор цветов, характерный для дымковской росписи. |
Декабрь 4 неделя | Играем в русскую народную игру «Филин и пташки», О.А.Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством», стр. 121. | Развивать умение имитировать голоса птиц и узнавать их по голосу. Развивать быстроту реакций, ловкость движений. |
Январь 1 неделя | Знакомство с историей возникновения филимоновской игрушки, И. Лыкова «Филимоновская игрушка», стр.2. | Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, в частности с филимоновской . |
Январь 2 неделя | Рисуем орнаменты как филимоновские мастера, И. Лыкова «Филимоновская игрушка», стр.3 - 4. | Учить рисовать узоры по мотивам филимоновской росписи (полоски, елочки, кольца.) Учить рисовать элементы концом кисти. |
Январь 3 неделя | Украшаем филимоновского петушка, И. Лыкова «Филимоновская игрушка», стр.5. | Учить украшать фигуру петушка узорами по мотивам филимоновской росписи. |
Февраль 1 неделя | Играем в русскую народную игру «Заря», А.В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР», стр. 23. | Упражнять детей в беге. Развивать быстроту реакций, умение декларировать хором. |
Февраль 2 неделя | Расписываем филимоновскую барыню, И. Лыкова «Филимоновская игрушка», стр.7. | Учить детей украшать фигуру барыни элементами филимоновской росписи. Соблюдать подбор цветов, характерный для дымковской росписи. |
Февраль 3 неделя | Знакомство с историей возникновения гжельского промысла О.А.Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством», стр. 29. | Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами, в частности с гжельской керамикой. |
Февраль 4 неделя | Рисуем элементы гжельских узоры Ю. Межуева «Сказочня гжель», стр.8. | Учить рисовать узоры из растительных элементов по мотивам гжельской росписи (линии, точки, завитки, капельки.) Учить рисовать элементы концом кисти. |
Март 1 неделя | Гжельское блюдце Ю. Межуева «Сказочня гжель», стр.9. | Учить составлять на круге композицию с цветочным орнаментом. Учить рисовать узор в определенной последовательности. |
Март 2 неделя | Знакомство с историей возникновения хохломского промысла О.А.Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством», стр. 45. | Познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров. Учить детей различать характерные признаки хохломской росписи. |
Март 3 неделя | Рисуем золотые узоры И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр.69. | Учить рисовать узоры из растительных элементов по мотивам хохломской росписи (травка, листики, ягоды, цветы.) Учить рисовать элементы концом кисти. |
Март 4 неделя | Украшаем хохломские ложки О.А.Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством», стр. 52. | Учить составлять композиции хохломского узора, соответствующие форме изделия. Учить сочетать в узоре цвета, характерные хохломской росписи: черный, красный, золотой. |
Апрель 1 неделя | Играем в русскую народную игру «Ляпка», А.В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР», стр. 29. | Закреплять умение играть на музыкальных инструментах – шумелках. Развивать быстроту реакций, ловкость движений. |
Апрель 2 неделя | Расписываем миски хохломским узором О.А.Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством», стр. 48. | Учить составлять композиции хохломского узора, соответствующие форме изделия. Учить рисовать узор в определенной последовательности. |
Апрель 3 неделя | Знакомство с историей возникновения городецкого промысла О.А.Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством», стр. 74. | Продолжить знакомить детей с русскими народными промыслами, рассказать им о городецком промысле. |
Апрель 4 неделя | Рисуем орнаменты как городецкие мастера Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр. 122. | Учить рисовать узоры из растительных элементов по мотивам городецкой росписи (купавки, ромашки, розаны.) Учить украшать цветы концом кисти белыми «оживками». |
Май 1 неделя | Кружка украшенная городецкими цветами Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр. 124. | Учить детей рисовать цветочную гирлянду. Учить рисовать узор в определенной последовательности. |
Май 2 неделя | Играем в русскую народную игру «Малечина – калечина» », А.В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР», стр. 32. | Развивать умение удерживать предмет в равновесии. |
Май 3 неделя | Итоговое занятие по русскому декоративно – прикладному искусству «В гостях у народных мастеров», О.А.Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством», стр. 108. (Приложение 5) | Закрепить знания детей о народных промыслах: каргопольском, дымковском, гжельском, хохломском, городецком. Продолжать воспитывать любовь к народным традициям. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕТОДЫ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
Планируемые результаты
Показателем успешной реализации программы являются изменения, которые происходят в детях и родителях в русле задач программы. Основными изменениями являются следующие:
- дети знают и называют разные виды народного декоративно-прикладного творчества
- могут рассказать об истории возникновения предметов творчества
- могут составлять узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи
- умеют играть в русские народные игры
- получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности
- родители обогатят свои знания о народных декоративных изделиях;
- в группе пополнится мини-музей народного декоративно-прикладного искусства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бабурова Г. Цветочные узоры Полхов-Майдана: рабочая тетрадь, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003. 24 с.
- Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа, М.: Детство-Пресс, 2011. 160 с.
- Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. 2-е изд., испр. и доп. М.: ТЦ СФЕРА, 2017. 128с.
- Лобанова В. Лепим народную игрушку: рабочая тетрадь, М.: Синтез, 2012. 20 с.
- Лыкова И.А. Рукотворная береста: художественный альбом для детского творчества. Волгоград: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2014. 16 с.
- Межуева Ю. Сказочная Гжель: рабочая тетрадь, М.: Синтез, 2013. 16с.
- Миневич Р. Городецкая роспись: рабочая тетрадь, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
- Орлова Л. Жостовский букет: альбом для творчества, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 24с.
- Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративным прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 128 с., с ил.
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение передового педагогического опыта по теме: "Народное декоративно -прикладное искусство"
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно - прикладное искусство....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства детей дошкольного возраста.
Представлена пояснительная записка , программа и несколько уроков по Борецкой и Пермогорской росписи....
Литературный материал для детей старшего дошкольного возраста к части, формируемой участниками образовательных отношений.
В данном материале мною подобраны литературные произведения для детей старшего дошкольного возраста по профилактике и запрещении курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, нар...
Программа из части формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание (образовательной области «Художественное – эстетическое развитие») «Пластилинография»
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичн...
Декоративное рисование по мотивам народных промыслов в детском саду. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста. Хохломская роспись
Декоративно-прикладное искусство — одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к Первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и ...
«Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста» (1 часть)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Рабочая программа дошкольного образования в части формируемой участниками образовательных отношений "Математические ступеньки"
Рабочая программа дошкольного образования в части формируемой участниками образовательных отношений "Математические ступеньки"...