Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)
рабочая программа на тему
Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_i_napravleniya_podderzhki_detskoy_initsiativy.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
2.1.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
В построении образовательного пространства, способствующего проявлению детской инициативы, педагоги МБДОУ д/с № 22 ориентируются на следующие характеристики и критерии детской инициативности:
Характеристики инициативной личности:
– стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других
людей
– умение ставить цель деятельности
– осуществление элементарного планирования деятельности
– реализацию задуманного и получение результата, адекватного
поставленной цели
– развитая эмоционально волевая сфера;
– инициатива в различных видах деятельности;
– стремление к самореализации;
– общительность;
– творческий подход к деятельности;
– высокий уровень умственных способностей;
– познавательная активность
Когнитивно-рефлексные (иначе познавательные, интеллектуальные) критерии и характеристики уровней сформированности инициативности дошкольника
Уровень | Критерии | Характеристика |
Безынициативный |
| Ребенок может действовать только тогда, когда непосредственно перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать; при добросовестной и энергичной работе ребенок остается в рамках первоначально найденного способа решения; ситуативный интерес учащегося к внешней стороне явлений, к занимательным фактам; ребенок не склонен к сравнениям и аналогиям, не умеет быстро анализировать и выбирать пути решения, не рефлексирует результаты собственных действий |
Формально инициативный |
| Ребенок нуждается в предварительных инструкциях, если не дан четкий алгоритм, то он какое-то время может пытаться найти способ, каким надо действовать; дошкольников этого уровня отличает проявление в той или иной степени спонтанной инициативы, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной неудовлетворенностью результатами деятельности; интерес ребенка к накоплению информации, фактов, постижение им сущности познания только при помощи учителя; ребенок достаточно быстро находит аналогии, может творчески подойти к работе над заданием, склонен реконструировать материал |
Инициативный |
| Ребенок полностью овладел своими интеллектуальными операциями, обычно сразу видит, какой способ действия надо использовать; обнаруженная ребенком закономерность становится для него не творческой находкой, а самостоятельной проблемой; интерес дошкольника к сущности явлений и процессов, к установлению причинно-следственных связей, закономерностей; ребенок готов творчески подойти к работе над задачей, умеет рефлексировать основания поиска, приводящего к обнаружению верного решения |
Образовательная программа МБДОУ д/с № 22 предусматривает создание условий, способствующих проявлению детской инициативы.
Условия формирования детской инициативы (Т.И.Юстус):
- накопление представлений и знаний о формах самостоятельного поведения
- опыт пробы своего действия в социально заданных рамках
- опыт удивления, обнаружения своего интереса
- социальная поддержка достижений
- недирективная помощь детям (косвенное руководство) в условиях развивающего, а не авторитарного общения
- осознания детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане
- формирования положительного отношения к деятельности;
- формирования элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности.
Технологии, используемые в работе педагогов МБДОУ д/с № 22 для поддержки детской инициативы:
- организация игры с неоформленным материалом
- метод проектов как организация жизни группы, исходя из детских интересов и вопросов
- особо организованная среда группы — мобильная, гибкая, способная меняться в соответствии с детским замыслом.
Компетентности педагога
Необходимые для развития детской инициативности компетентности и ценности воспитателя можно разделить на три блока:
1. Игровая компетентность. Взрослый должен уметь играть сам и получать удовольствие от игры, уметь создать условия для детской игры, уметь включиться в игровую деятельность детей для ее фасилитации, уметь наблюдать за свободной игрой детей и оценивать уровень развития игровых способностей.
2. Работа с интересами ребенка. Взрослый умеет удивляться и удивлять, умеет услышать и поддержать детское любопытство, способен изменить образовательную деятельность так, чтобы она способствовала поиску ответов на детские вопросы, гибок в отношении планов дня и организации конкретной познавательной деятельности, способен предъявить детский интерес родителям и включить их в работу, умеет оформить результаты.
3. Управление предметно-развивающей средой группы. Взрослый умеет преобразовывать пространство группы в соответствии с новыми задачами, имеет собственный стиль организации пространства, способен удерживать одновременную работу малых детских групп в разных зонах, умеет сотрудничать с детьми в оформлении пространства группы.
Направления поддержки детской инициативы:
Развивать инициативность и самостоятельность ребенка предусмотрено в любое время в режиме дня и абсолютно во всех видах детской деятельности. Однако принципиально, чтобы в каждой из них ребенок имел возможность проявлять субъектную позицию.
Игровая деятельность.
Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность.
Выделяют три уровня творческой инициативы:
1-й уровень: активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии); активно использует предметы-заместители; многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие с незначительными изменениями.
2-й уровень: имеет первоначальный замысел; активно ищет или изменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
3-й уровень: имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет.
Трудовая (самообслужвание, элементарный бытовой труд)
В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Целесообразно предоставлять детям больше самостоятельности в трудовой деятельности, привлекать их к участию в планировании работы.
Продуктивные виды деятельности (конструирование, изодеятельность и пр.)
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. При организации продуктивной деятельности на занятиях рекомендуется мотивировать достижение цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определять значимость деятельности, выражать личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности).
Коммуникативная деятельность.
Формирование коммуникативной самостоятельности должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным), так и ко всевозможным мероприятиям. И здесь принципиально максимально дать свободу выбора детям различных средств, с которыми работаем в это время.
Познавательно-исследовательская, проектная деятельность.
Эффективность данного вида деятельности детей в развитии самостоятельности и инициативности очень высока. При ее организации педагогу важно:
- Развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение.
- Научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самоорганизация.
Очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей. С этой целью должна быть создана особая предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать ее компоненты, легко ее менять или дополнять в зависимости от собственных задач.
Предметно-развивающая среда организована нами таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования должно позволять детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.
Отлично, если в среде постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п.
Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Отлично, если в среде постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приоритетные направления и результаты работы педагога по образовательной программе учреждения "Основы информационных технологий" в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Целью моей педагогической деятельности является предоставление качественных образовательных услуг через организацию работы по реализации образовательной программы дошкольного образования "Основы инфор...
Организация кружковой деятельности в ДОУ как реализация части формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы ДО
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересова...
Рабочая программа, в части формируемой участниками образовательных отношений «Формирование культуры безопасности»
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Проект "Истоки", направлен на ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....
КАРТОТЕКА ПО ПРОГРАММЕ «Волшебство сказки!» Из части, формируемой участниками образовательных отношений ООПДО МКДОУ д/с № 499
Картотека разработана с учетом возрастных особенностей детей....
Программа из части формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание (образовательной области «Художественное – эстетическое развитие») «Пластилинография»
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичн...
Программа «Играй-ка» (развивающие игры в развитии детей старшего дошкольного возраста) (часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений)
1.1Актуальность ПрограммыКак правильно подготовить ребенка к школьному обучению?Многие взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это не га...