Часть формируемая участниками образовательных отношений: математические ступеньки «я считаю до десяти» Е.В. Колесникова
методическая разработка (старшая группа)
Часть формируемая участниками образовательных отношений: математические ступеньки «я считаю до десяти» Е.В. Колесникова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temy_koleso.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Часть формируемая участниками образовательных отношений: математические ступеньки «я считаю до десяти» Е.В. Колесникова
Срок реализации : 1 год
Цели программы:
- раскрытие основных направлений математического развития детей 5- лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО ;
-приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей;
-создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления ,развития математических способностей;
-введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта;
-формирование основ математической культуры ;
Задачи:
-развивать потребность активно мыслить;
-создавать условия не только для получения знаний , умений и навыков , но и развития математических способностей ;
- приобретать знания множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;
-обеспечивать возможность непрерывного обучения в условиях ДОО;
-формировать инициативность и самостоятельность ;
-учить применять полученные знания в разных видах деятельности;
-формировать простейшие графические умения и навыки ;
-обеспечивать повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах математического развития ребенка;
Реализация личностно-ориентированной модели обеспечивается индивидуальными рабочими тетрадями, в которых ребенок самостоятельно выполняет игровые задания и упражнения в своем темпе, используя опыт приобретенный ранее.
Наличие программы и УМК создает условия для выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации программы, а именно :
-учебно-методической поддержки участников образовательного процесса(педагогов, родителей, детей);
-организационно-методического сопровождения процесса реализации программы ;
-взаимодействия с семьями детей в целях осуществления математического развития каждого ребенка;
Содержательный раздел
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики . соответствует принципам и задачам современного образования дошкольников:
-сочетает принцип научной обоснованности практической применимости;
-соответствует критериям полноты , необходимости и достаточности;
-основывается на комплексно-тематическом принципе;
-формирование математических представлений у детей осуществляется в интеграции пяти образовательных областей ФГОС ДО;
-Работа по данной программе :задает содержание математического развития детей 5-6 лет на современном этапе обучения ;
-Открывает широкие возможности для творчества педагога ;
-способствует развитию математических способностей у детей;
-формирует у детей предпосылки к учебной деятельности;
-Обеспечивает необходимый уровень математического развития для успешного усвоения математики в начальной школе
Общение
Педагог организует повседневное общение с детьми и целью закрепления и использования количественных, временных , пространственных отношений и т д . обращает внимание на количественную характеристику предметов окружающего мира . привлекает внимание детей к последовательной смене частей суток , времен года , дней недели. Детям читают сказки в которых присутствуют числа: «Курочка ряба и десять утят», «Волк и семеро козлят», а также пословицы и поговорки: «Один раз солгал, навек лгуном стал». Педагог связывает математику с окружающей жизнью.
Игра
В удобном месте размещаются дидактические и настольно-печатные игры с математическим содержанием , играя в которые ребенок закрепляет полученные знания о величине , форме предметов , их количественном составе.
Работа с родителями.
Необходимо познакомить родителей с содержанием программы «Математические ступеньки», особо отметив, что они являются участниками педагогического процесса.
Ориентировать родителей на развитие познавательных интересов, не оставлять без внимания вопросы детей, находить ответы на них в совместной деятельности..
Педагогу необходимо информировать родителей о ходе усвоения ребенком содержания программного материала через индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов.
Организационный раздел
С целью успешной реализации Программы педагогам , родителям предлагается учебно-методический комплект .
Учебно-методическое пособие «Математика для детей 5-6 лет»
В нем представлены содержание и условия реализации программы , даны развернутые методические рекомендации по реализации ее целей и задач, подробное планирование занятий , особенности формирования математических представлений у детей данного возраста , планируемые результаты в виде целевых ориентиров .
Рабочая тетрадь «Я считаю до десяти»
Тетрадь предназначена для индивидуальной работы ребенка в детском саду , центрах развития, группах кратковременного пребывания, дома.
Использование рабочей тетради:
-позволяет широко применять наглядный , словесный метод обучения , методы практических заданий;
-создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий , включающих в себя не только словесно-зрительное формирование математических представлений , но и двигательное;
-способствует формированию предпосылок к универсальным учебным действиям;
-позволяет самостоятельно найти исправить ошибку;
Демонстрационный дидактический материал « Математика для детей 5-6 лет»
Используются предметные и сюжетные картинки, с помощью которых дети знакомятся с числами и цифрами , геометрическими фигурами, величиной предметов, пространством и временем , а также с математическим понятиями , овладевают математической терминологией ,а в последствии используют полученные знания в практической деятельности .
Программа «Математические ступеньки» для детей 5-6 лет ( старшая группа)
Количество и счет
Закрепить представление о числах и цифрах до 5. Дать представление о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств. Продолжать учить:
- считать по образцу и названному числу;
- понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
Учить:
- воспроизводить количество движений по названному числу;
- писать цифры от 1 до 10;
отгадывать математические загадки;
- записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр;
составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале;
- из неравенства делать равенство;
- различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
Познакомить:
- со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года);
- математическими знаками +, -, —, <, >.
Величина
Учить:
— располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький; широкий, уже, еще поуже, самый уз кий; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);
- делить предмет на 2, 4 и более частей;
- понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
Развивать глазомер.
Геометрические фигуры
Закрепить:
- знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.
Познакомить:
— с геометрической фигурой — трапецией;
— тетрадью в клетку.
Учить:
- преобразовывать фигуры (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек);
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапецию), символические изображения предметов (домик, лодка, елочка).
Ориентировка во времени
Закреплять и углублять временные представления о частях суток, временах года.
Учить называть последовательно дни недели, определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.
Знакомить с названиями месяцев.
Ориентировка в пространстве
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. Учить:
- обозначать словами положение предмета по отношению
к себе, другому лицу; - ориентироваться в тетради в клетку.
Логические задачи
Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
Планируемые результаты
К концу года дети должны:
- считать по образцу и названному числу в пределах десяти;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- писать цифры от 1 до 10;
- пользоваться математическими знаками +, -, =», <, >;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах десяти;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрическую фигуру — трапецию;
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
- делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
- самостоятельно формулировать учебные задачи.
№ недели , дата | Тема занятия |
1 неделя с 5-9 сентября | Число и цифра 1, величина, знакомство с первым осенним месяцем - сентябрь. Учить писать цифру 1; сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький); закреплять умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Математика для дошкольников 5 - 6 лет», стр.20. (рабочая тетрадь). |
2 неделя 12-16 сентября | Число и цифра 2, знаки =,+, соотнесение формы предмета с геометрической фигурой, ориентировка на листе. Закрепить написание цифры 1; учить писать цифру 2; познакомить со знаками +, =; учить ориентироваться на листе. Е.В.Колесникова стр.23 |
3 неделя 19-23 сентября | Числа и цифры 1,2,3,соотнесение количества предметов с цифрой. Учить писать цифру 3; закреплять умение соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; учить выкладывать квадрат из счётных палочек; рисовать квадрат и цветок на «игровезоре». Е.В.Колесникова стр.26. |
4 неделя 26-30 сентября | Числа и цифры 1, 2, 3, 4, соотнесение количества предметов и цифр, величина, логическая задача. Учить отгадывать математические загадки; закреплять умение писать цифры 2,3;учить писать цифру 4; учить работать с тетрадью в клетку. Е.В.Колесникова стр.29 |
5 неделя 3-7 октября | Числа и цифры 1,2,3,4,5, знаки +, =, независимость числа от величины предметов; месяц- октябрь. Закреплять умение писать цифры1,2,3,4; учить писать цифру 5; знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел; познакомить с названием текущего месяца – октябрь; учить решать логическую задачу. Е.В.Колесникова стр.31 |
6 неделя 10-14 октября | Число и цифра 6, =, +, сложение числа 6 из двух меньших, понятия «длинный», « короче», « ещё короче», « самый короткий». Познакомить с цифрой 6; учить писать цифру6; учить порядковому счёту в пределах6; правильно отвечать на вопросы сколько?; на котором по счёту месте?; формировать навык самоконтроля. Е.В.Колесникова стр.34 |
7 неделя 17-21 октября | Числа и цифры 3,4,5,6, знаки < >,=, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник. Закреплять умение писать цифры 3,4,5,6; познакомить со знаками < >; учить рисовать треугольники в тетради в клетку; выкладывать из счётных палочек треугольник и квадрат(домики т.д.). Е.В.Колесникова стр.36 |
8 неделя 24-28 октября | Числа и цифры 4,5,6. Вперёд, назад, направо, налево. Продолжать учить устанавливать соответствия между числом, цифрой и количеством предметов; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении: вперёд, назад, направо, налево. . И.А.Помораева стр. 23, Е.В.Колесникова стр.38 |
9 неделя 1-4 ноября | Количество и счёт; геометрические фигуры; ориентировка во времени. Решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков. Писать цифру 0; дорисовывать геометрические фигуры; знакомить со знаком минус; с цифрой 0; закреплять знания об осенних месяцах; закреплять навыки самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова стр.40 |
10 неделя 7-11 ноября | Количество и счёт: числа и цифры 0,4,5,6; ориентировка во времени и в пространстве. Устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; сравнивать смежные числа; пользоваться знаками больше и меньше; ориентировка в пространстве: слева, справа, впереди, сзади. Е.В.Колесникова стр.43 |
11 неделя 14-18 ноября | Число и цифра7; знаки =, +; часть и целое. Учить писать цифру 7; учить порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы сколько? на котором по счёту месте?; преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры. Рисовать прямоугольники в тетради в клетку.Учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. Е.В.Колесникова стр.45 |
12 неделя 21-25 ноября | Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7; состав числа 7 из двух меньших. Ориентировка во времени. Продолжать знакомить с цифрой 7; с составом числа 7; закреплять умение писать цифры от 1 до 7 .Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. . Е.В.Колесникова стр.48. |
13 неделя 28-2 декабря | Числа и цифры 1 – 8; знаки +, -; ориентировка во времени. Учить писать цифру 8; правильно писать и использовать знаки +, - . Знакомить с названием месяца – декабрь. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова стр.50 |
14 неделя 5-9 декабря | Деление предмета на 4 части; порядковый счёт; сложение числа 8. Упражнять в различении порядкового счёта, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счёту месте?; составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале; делить предмет на 2 и 4 части. Е.В.Колесникова стр.52. |
15неделя 12-16 декабря | Деление предмета на 4 части; порядковый счёт; сложение числа 8. Упражнять в различении порядкового счёта, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счёту месте?; составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале; делить предмет на 2 и 4 части. Е.В.Колесникова стр.52. |
16 неделя 19-23 декабря | Решение примеров на сложение и вычитание. Овал. Ориентировка в пространстве. Учить решать примеры на сложение и вычитание; определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; рисовать овалы в тетради в клетку; понимать учебную задачу. Е.В.Колесникова стр.54. |
17 неделя 26-30 декабря | Знаки <, >; порядковый счёт; геометрические фигуры. Закреплять умение правильно пользоваться знаками <, >. Учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях. Правильно отвечать на вопросы: сколько? который? на каком по счёту месте?. Е.В.Колесникова стр.56 |
18 неделя 9-13 января | Числа и цифры от 1 – 9. Высокий, низкий. Ориентировка во времени. Учить писать цифру 9; записывать дни недели условными обозначениями. Знакомить с названием месяца январь, с названиями дней недели. Закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «пониже», «ещё ниже», «самая низкая», «повыше», «ещё выше». Е.В.Колесникова стр.58. |
20 неделя 16-20января | Порядковый счёт; сравнение смежных чисел. Часть и целое. Квадрат. Учить порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы: сколько? какой по счёту? на котором по счёту месте?. Учить соотносить количество предметов с цифрой; складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников. Понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. Е.В.Колесникова стр.60. |
21 неделя 23-27 января | Число 10. Выкладывание из счётных палочек. Учить писать цифру 10; выкладывать из палочек трапецию; рисовать трапецию в тетради в клетку; знакомить с геометрической фигурой трапеция. Е.В.Колесникова стр.63. |
22 неделя 30января по 3 февраля | Цифры от 1 до 10. Геометрические фигуры. Закреплять умение писать цифры от 1 до 10; знания о геометрических фигурах; учить составлять число 10 из двух меньших чисел; закреплять знания о геометрических фигурах. Е.В.Колесникова стр.65. |
23 неделя 6-10 февраля | Количество и счёт; знаки +, -; ориентировка во времени; геометрические фигуры. Учить решать задачи, записывать решения; пользоваться знаками +, -; рисовать в тетради в клетку кораблик; знакомить с названием месяца – февраль. Е.В.Колесникова стр.66. |
24 неделя 13-17 февраля | Решение задач на сложение и вычитание. Работа со счётными палочками. Учить отгадывать математические загадки; записывать решение с помощью цифр и математических знаков; выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры. Упражнять в количественном и порядковым счёте, отвечать на вопросы: сколько? на котором по счёту месте?. Е.В.Колесникова стр.69. |
25 неделя 20-24 февраля | Решение примеров на сложение и вычитание. Работа в тетради в клетку. Круг и прямоугольник. Учить решать примеры на сложение и вычитание; составлять числа 7, 8, 9, 10 из двух меньших чисел; различать понятия «влево», «вправо», «вперёд», «назад», учить двигаться в указанных направлениях. Е.В.Колесникова стр.71. |
26 неделя 27 февраля-3 марта | Установление соответствия между цифрой и количеством предметов; знаки <, >. Учить устанавливать соответствия между цифрой и количеством предметов; пользоваться знаками <, >. Решать логические задачи; закреплять знания о днях недели. Е.В.Колесникова стр.73. |
27 неделя 6-10 марта | Решение задач на сложение и вычитание. Ориентировка во времени. Геометрические фигуры. Составлять задачи на сложение и вычитание; записывать и читать запись; знакомить с названием месяца – март. Закреплять знания о зимних месяцах (декабрь, январь и февраль). Е.В.Колесникова стр.75. |
28 неделя 13-17 марта | Решение задачи на вычитание. Величина. Ориентировка во времени. Учить записывать решение; читать запись; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; Закреплять знания о последовательности частей суток; способствовать развитию глазомера. Е.В.Колесникова стр.77. |
29 неделя 20-24 марта | Решение задачи; отгадывание загадок; порядковый счёт. Учить отгадывать математическую загадку; читать запись задачи; развивать мышление; закреплять навыки порядкового счёта, правильно отвечать на вопросы: сколько? какой по счёту?. Е.В.Колесникова стр.79. |
30 неделя 27-31 марта | Количество и счёт. Геометрические фигуры. Ориентировка во времени. Учить составлять задачи и читать запись; знакомить с названием месяца – апрель; закреплять знания о первом месяце весны – марте; закреплять знания о геометрических фигурах. Е.В.Колесникова стр.83. |
31 неделя 3-7 апреля | Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Геометрические фигуры. Упражнять в различении количественного и порядкового счёта; учить отвечать на вопросы: сколько? на каком по счёту месте?; закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать её. Е.В.Колесникова стр.85 |
32 неделя 10-14 апреля | Порядковый счёт; сложение числа 10; геометрические фигуры. Закреплять навыки порядкового и количественного счёта; составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать результаты составления; выкладывать из счётных палочек символические изображения предметов. Е.В.Колесникова стр.87. |
33 неделя 17-21 апреля | Порядковый счёт; соотнесение цифры с количеством предметов. Ориентировка во времени. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова стр.88. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений "Родной свой край люби и знай"
Цель программы: формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников (5-7 лет) в процессе ознакомления с историей родного края.Задачи программы: -формировать представления ...
Приоритетные направления и результаты работы педагога по образовательной программе учреждения "Основы информационных технологий" в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Целью моей педагогической деятельности является предоставление качественных образовательных услуг через организацию работы по реализации образовательной программы дошкольного образования "Основы инфор...
Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)
Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)...
Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Проект "Истоки", направлен на ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....
Программа из части формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание (образовательной области «Художественное – эстетическое развитие») «Пластилинография»
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичн...
План по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, в части, формируемой участниками образовательных отношений, по курсу «Любознайки» (опытно-экспериментальная деятельность ) в группах общеразвивающей направленност
Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятел...
Рабочая программа дошкольного образования в части формируемой участниками образовательных отношений "Математические ступеньки"
Рабочая программа дошкольного образования в части формируемой участниками образовательных отношений "Математические ступеньки"...