"Первые шаги в мир профессий"
проект
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Луганский ясли-сад комбинированного вида №98 «ПОДСОЛНУШЕК»
Проект по профориентации
«Первые шаги в мир профессий»
Воспитатели Кордюмова Е.В., Бутманова В.Г.
2023-2024
I. Введение
Большое значение в формировании
образа мира ребенка имеет игра.
Именно в игре закладываются первые
основы профессиональной деятельности…
Образно говоря, детская игра –
это профориентатор ребенка.
А. Г. Асмолов
Актуальность
Вопрос выбора будущей профессии стоит перед каждым человеком. И от того, насколько верным будет этот выбор для будущих выпускников дошкольного учреждения, зависит и от нас – взрослых.
Мир профориентации в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
В настоящее время, в ситуации быстроменяющихся требований к профессиям, важно актуализировать вопросы выбора содержания, форм, способов ознакомления дошкольников с профессиями, помочь им раскрыть свои потенциальные возможности, таланты и задатки, которые будут в дальнейшем развиваться на различных стадиях образования. Вхождение детей в общество нельзя представить без освоения ими базовых представлений социального характера, в том числе и ознакомление с профессиями. У человека все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе. Ведь уже в дошкольном возрасте дети проявляют большое внимание к профессиональной деятельности взрослых, плодам их труда, отношению к труду. Также в этом возрасте у детей формируются представления о различных профессиях, о содержании труда, о социальной значимости труда. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми сюжетами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому важность организации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается, как неотъемлемое условие их разностороннего и полноценного развития.
Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. В зависимости от способностей, психологических особенностей, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Поэтому проект по ранней профориентации «Первые шаги в мир профессий» становится особенно значимым и не теряет свою актуальность в современных условиях. Также актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью организации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (раздел 4, п. ) обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, что актуализирует проблему ранней профориентации на уровне дошкольного образования.
Проект «Первые шаги в мир профессий» направлен на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста. Ранняя профориентация носит преимущественно информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Но тем временем воспитанникам предоставляется возможность «погрузиться» в реальные практические ситуации. Таким образом, ключевая идея проекта состоит в знакомстве воспитанников с различными профессиями, адаптации к жизни в современном обществе, совершенствование коммуникативных навыков, умение работать в команде.
Новизна проекта заключается в использовании образовательных возможностей педагогического процесса в рамках интеграции содержания всех образовательных областей, видов культурных практик и форм педагогических событий для решения задач ранней профориентации детей дошкольного возраста.
В основе проекта – тематические мероприятия, посвященные знакомству с различными профессиями. В соответствии с проведением мероприятий в рамках реализации проекта «Первые шаги в мир профессий» на стенде в раздевалке группы предполагается размещение познавательной информации для детей и родителей, а также развивающих игр для воспитанников. Знакомство с общественными событиями, с разнообразием профессий, к которым привлекается внимание детей, носит яркий, образный, вызывающий интерес характер. При составлении плана мероприятий проекта учитывался комплексно-тематический принцип планирования.
В рамках реализации проекта «Первые шаги в мир профессий» большое внимание отводится организации развивающей предметно-пространственной среды, погружающей воспитанников в мир профессий, где у них есть возможность «прожить» производственные сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. Организацию развивающей предметно-пространственной среды, с целью ранней профориентации детей дошкольного возраста мы рассматриваем, как обогащение (дополнение, расширение) пространства группы таким предметным содержанием, которое бы обеспечивало присвоение детьми дошкольного возраста знаний о профессиях взрослых в адекватных возрасту видах деятельности. Безусловно, дополняя развивающую предметно-пространственную среду профориентационным содержанием, учитываются концептуальные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, обозначенные в ФГОС ДО.
Разнообразие профессий, с которыми знакомятся воспитанники в рамках реализации проекта, позволяет расширить кругозор, развивать познавательные способности воспитанников. Мероприятия проекта позволяют в наиболее мягкой и доступной форме осваивать определенные сведения социального характера.
При организации работы в рамках реализации проекта предполагается тесное взаимодействие воспитателей и специалистов учреждения, которые осуществляют свою деятельность в рамках одной и той же календарной темы, поэтому темы проекта находят отображение в различных видах деятельности.
Тип проекта: практико-ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители).
Цель: создание условий, способствующих ранней профориентации обучающихся дошкольного возраста, через организацию различных видов деятельности и взаимодействие в проекте всех участников образовательных отношений
Задачи:
- расширять знания детей об окружающем мире, расширять кругозор в мире профессий; формировать некоторые практические навыки;
- обогащать развивающую предметно - пространственную среду играми, материалами и пособиями по ранней профориентации;
- формировать активную позицию родителей, направленную на участие в мероприятиях проекта на основе взаимосотрудничества;
- способствовать совершенствованию системы социального партнерства с учреждениями города, направленного на раннюю профориентацию обучающихся;
- создать портфолио проекта.
Обоснование значимости проекта
Реализация мероприятий проекта будет способствовать решению задач ФГОС ДО: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (уважение к труду взрослых, понимание ценности труда, интерес к различным профессиям взрослых); достижение целевых ориентиров: ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.
II. Содержание проекта
Исходные теоретические положения, идеи
Анализ психолого-педагогических исследований констатирует, что для осмысления проблемы ранней профориентации в дошкольном образовании сложились определенные теоретические предпосылки, что говорит об актуальности данной проблемы в дошкольном образовании. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина подчеркивают, что у дошкольника развивается способность оценивать деятельность другого человека, что создает предпосылки формирования осознанного интереса к профессиональной деятельности взрослого, ее результатам, а также представление о своих возможностях в плане ее осуществления. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий осуществляется с применением современных образовательных технологий:
- технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова);
- педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко);
- технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова);
- информационно-коммуникационные технологии.
Принципы организации ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении
Организация ранней профориентации в дошкольном образовании опирается на систему принципов – основных положений, которые раскрывают закономерности образовательной деятельности и определяют содержание, организационные формы, методы образовательного процесса в соответствии с целевыми ориентирами образования детей дошкольного возраста. Определяя принципы организации ранней профориентации, важно понимать их развивающий характер, ориентированный на достижения современной дидактики и требования ФГОС ДО:
- принцип систематичности, последовательности и доступности подразумевает соответствие задач ранней профориентации уже освоенному опыту и индивидуальным особенностям ребенка на оптимальном уровне трудности, а также наличие системы определенного порядка, логики, системы в организации образовательной деятельности;
- принцип антропоцентризма, означает «помещение» ребенка центр образовательной системы и признание его права индивидуальность. Содержание образовательной деятельности по ранней профориентации должно проектироваться на основе индивидуальных способностей каждого ребенка, при которой сам ребенок становится не объектом педагогических усилий, а именно субъектом, активным в выборе содержания своего образования, чьи интересы и познавательные потребности, а также особенности индивидуального развития, безусловно, учитываются в построении образовательной работы;
- принцип целостности подразумевает проектирование образовательного процесса, как целостного по своим целевым ориентирам, содержанию и структуре;
- принцип наглядности, ведущий свое начало от «золотого правила дидактики» Я. А Коменского, предполагает создание оптимальных условий для организации восприятия детьми окружающего мира;
- принцип интегративности предполагает умение педагога переносить (переводить) информацию из одной образовательной области в другую для ее многоаспектного освоения детьми в целях обретения культурных и личностных смыслов;
- принцип воспитывающего и развивающего характера образования подразумевает единство задач обучения, воспитания и развития в образовательной среде и отражает положение отечественных психологов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца о том, что обучение идет впереди развития и ведет развитие за собой.
Специфические принципы организации ранней профориентации:
- принцип учета перспективы развития личности в соответствии кадровой политикой на рынке труда, а также отражающей востребованность профессий «будущего» с учетом перспектив региона. Реализация этого принципа в ранней профориентации детей дошкольного возраста предполагает постоянное слежение за эволюцией профессий и прогнозирование их востребованности в будущем, что должно отражается не только в планировании педагогом образовательного содержания по ознакомлению детей с профессиями взрослых, но и в организации профориентированной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО;
- принцип социального партнерства, требующий сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста не только со стороны родителей (законных представителей), но и со стороны образовательных организаций различного уровня, производственной сферы, представителей общественных организаций, то есть социальный диалог;
- принцип практикоориентированности ранней профориентации органично сочетается с принципом социального партнерства. Следуя данному принципу, в дошкольном учреждении создаются такие условия, чтобы в процессе ознакомления детей с профессиями взрослых, ребенок мог «прожить» производственные сюжеты, сделать пробы сил в своих профессиональных устремлениях.
Все названные принципы тесно связаны между собой, взаимодействуют друг с другом и образуют целостную систему, определяющую исходные требования к организации ранней профориентации на уровне дошкольного учреждения. Общий смысл системы принципов состоит в том, чтобы дать педагогу надежные ориентиры для качественной организации ранней профориентации в условиях ДОУ и, не нарушая логики дошкольного детства, образовательного процесса в ДОУ, решать профориентированные задачи.
Формы и методы деятельности по реализации проекта
Содержание | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность |
Формирование первичных представлений о труде взрослых | Экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность, рассказы, обучение, чтение, рассматривание иллюстраций, просмотр фото, видео | Дидактические игры, обучение, чтение, практическая деятельность, встречи с людьми интересных профессий, создание альбомов | Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, творческие и режиссерские игры |
Календарный план реализации проекта
В соответствии с проведением мероприятий в рамках реализации проекта «Первые шаги в мир профессий» на стенде будет обновляться познавательная информация для детей и родителей, а также будут представлены развивающие игры для воспитанников.
Мероприятие в рамках проекта
I этап - организационный (2022 год)
1 Изучение нормативно-правовых актов, создание банка нормативных документов
2 Разработка проекта, составление плана мероприятий
3 Разработка и изготовление мобильных игровых зон по профессиям в течение учебного года
4 Пополнение и обновление в образовательном пространстве группы профориентированной развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в течение учебного года
5 Подготовка атрибутов для организации мобильных игровых зон по профессиям в течение учебного года
II этап – основной
Организация работы с обучающимися
1. Беседы о людях разных профессий в течение учебного года
2. Проведение основной образовательной деятельности.
«День знаний. Школа и учителя» (профессии)
«Дары осени. Хлеб – всему голова» (хлебороб, комбайнер, тракторист, пекарь)
«Моя малая Родина» (профессии в промышленной отрасли)
«День дошкольного работника» (профессии)
«Моя семья. Мой дом.» (профессии членов моей семьи)
«Домашние животные. Птицы» (ветеринар)
«Перелетные и зимующие птицы. Птицы нашего края» (орнитолог)
«Животные и растения нашего края» (лесник, эколог)
«Я человек. Мои права и обязанности» (юрист, адвокат)
«День российской науки» (лаборант)
«Моя безопасность» (инспектор ГИБДД, спасатель, пожарный)
«День защитника Отечества» (военные профессии)
«8 Марта» (профессии наших мам)
«Народные игры, игрушки и промыслы» (кукольник, гончар)
«Быть здоровыми хотим. Спорт» (профессии)
«Космос» (космонавт и т.д.)
«Книги, писатели Смоленщины» (поэт, писатель, библиотекарь)
«Международный день семьи. Профессии моих родителей»
«Строительство» (строительные профессии)
«Неделя искусства» (художник, артист, музыкант и т.д.)
3 Подготовка познавательной информации для размещения на стенде (сайте) учреждения в соответствии с мероприятиями проекта. В течение года
4 Встречи с интересными людьми – представителями разных профессий. В течение учебного года по согласованию
5 «Атлас современных профессий» - знакомство обучающихся с профессиями будущего; - познавательное тематическое мероприятие для воспитанников подготовительных к школе групп
6 Квест-игра «Калейдоскоп профессий
7 Создание и проведение интерактивных игр из серии «Азбука профессий» в течение учебного года
8 Тематическое рисование (создание альбома детских работ)
9 Чтение художественной литературы по теме
10 Тематические экскурсии
11 Виртуальные экскурсии. в соответствии с циклограммой тематических недель и плана взаимодействия с социальными партнерами
12 Оформление альбомов «Профессии моих родителей»
13Выставки рисунков «Я мечтаю стать…»
14 Участие в конкурсе «Мир в радуге профессий»
15 Проведение педагогической диагностики развития Сентябрь , Май
Взаимодействие с педагогами
1 Представление проекта по ранней профориентации «Первые шаги в мир профессий»
2 Обновление и пополнение банка нормативных, методических материалов, справочной литературы по ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста
3 Создание и пополнение картотеки игр «В мире профессий».
4 Подготовка презентаций для проведения основной образовательной деятельности и тематических мероприятий по ознакомлению с профессиями из цикла: «Богатый мир профессий»
5 Накопление дидактического и наглядного материала
6. Организация мобильных игровых зон по профессиям
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
1 Создание Лэпбуков по ознакомлению с профессиями. В течение учебного года Воспитатели и специалисты всех возрастных групп
2 Участие в проектной деятельности По плану проекта Воспитатели и специалисты всех возрастных групп
III этап - Заключительный (2023-2024 учебный год)
1 Подведение итогов реализации проекта.
Создание портфолио проекта:
- банк презентаций «Богатый мир профессий»;
- конспекты мероприятий;
- планы и материалы по реализации краткосрочных проектов;
- комплект наглядного материала для размещения в уголках для родителей;
- картотека развивающих игр
2 Обобщение и распространение опыта работы по ранней профориентации
3 Использование материалов проекта в работе с обучающимися по ранней профориентации
4 Участие в творческих конкурсах и конкурсах профессионального мастерства, в том числе профориентационной направленности на различных уровнях
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации проекта
Педагогическое обследование знаний, умений, навыков проводится два раза в год по областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
С целью проведения оценки качества проведенных мероприятий по ранней профориентации с воспитанниками дошкольного учреждения проводится педагогическое обследование системных представлений ребенка о мире профессий на основании методики выявления знаний детей о труде взрослых (В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, С. Ф. Сударчикова, В. П. Кондрашов, Н. М. Крылова и др.), диагностическая методика Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых», ориентированные на детей дошкольного возраста.
Прогнозируемые результаты
I этап – организационный
- изучена нормативно-правовая база по теме проекта;
- разработан план мероприятий проекта;
- созданы тематические папки по профессиям, содержание которых включает атрибуты и материал для проведения работы по ранней профориентации;
- обновлена развивающая предметно-пространственная среда.
II этап – основной
- расширение знаний воспитанников о мире профессий, приобретение ими некоторых практических навыков;
- реализация мероприятий проекта в полном объеме;
- активное участие родителей (законных представителей) в мероприятиях проекта;
- совершенствование системы социального партнерства с учреждениями города, направленного на раннюю профориентацию обучающихся;
- развивающая предметно-пространственная среда группы пополнена играми, материалами и пособиями по ранней профориентации.
III этап – заключительный
- подведены итоги реализации проекта;
- создано портфолио проекта;
- обобщен опыт работы по ранней профориентации;
- успешное участие в конкурсах профессионального мастерства, в том числе профориентационной направленности на различных уровнях.
Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта состоит в том, что данный проект может быть реализован на базе любого дошкольного учреждения при условии внесения изменений и дополнений с учетом регионального компонента. Представленный в проекте цикл мероприятий способствует успешному овладению детьми знаниями о профессиях и некоторыми практическими умениями.
Проект «Первые шаги в мир профессий» является отличным помощником при планировании работы по ранней профориентации. Мероприятия, запланированные в рамках проекта, могут стать поводом для познавательных досугов и совместных мероприятий взрослых и детей.
III. Заключение
Реализация цели и задач ранней профориентации в дошкольном образовании обеспечит решение требований ФГОС ДО.
Идеи ранней профориентации включены в содержание основной образовательной программы ДОУ, в содержание образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
С целью проведения эффективной работы по ранней профориентации обучающихся дошкольного возраста, при составлении рабочей программы группы нами учитывается содержание образовательного материала о профессиональной деятельности взрослых, определены наиболее привлекательные формы организации, эффективные методы для демонстрации сущности трудовых действий и общественной значимости результатов труда взрослых. Знания дошкольников о профессиональной деятельности взрослых могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции.
IV. Список используемой литературы
1. Антонова, М. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста / М. В. Антонова, И. В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93–96.
2. Вершинин, С. И. Основы профориентологии: учебное пособие / С. И. Вершинин, М. С. Савина и др. – Москва : Просвещение, ; 176 с.
3. Карелина, Е. В. Технологии эффективного сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Е. В. Карелина, Е. В. Кондрашкина, С. Н. Обухова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – 92 с.
4. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий / В. П. Кондрашов. – Балашов: Николаев, 2012. – 125 с.
5. Кузнецова Г.Н. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ / Учебное электронное издание. – Челябинск: ЧИППКРО, 2021. – 80с.
6. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей
дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова и др. – Москва, 2014. – 96 с.
7. Сайгушева, Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду / Л. И. Сайгушева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013.
8. Шингаркина, Д. А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Д. А. Шаркина. – Челябинск, 200
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Первые шаги в мир профессий: инновационные технологии ранней профориентации в ДОУ"
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профорие...
Презентация "Первые шаги в мир профессий: профориентационная работа в детском саду"
Презентация отражает формы работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых в условиях села. Отражены задачи проекта, гипотеза рассмотрены все этапы проекта....
УЧАСТИЕ В ОБЛАСТНОМ КОНКУРСЕ ПРОЕКТОВ «Первые шаги в мир профессий: профориентационные проекты в дошкольном образовании»
МЫ РЕБЯТА- ПОВАРЯТА....
Проект « Мои первые шаги в мир профессий»
Активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования интеллект – карт и наглядного моделирования в условиях ранней профориентации....
Проект « Мои первые шаги в мир профессий»
Активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования интеллект – карт и наглядного моделирования в условиях ранней профориентации....
Проект «Первые шаги в мир профессий»
активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования интеллект – карт и наглядного моделирования в условиях ранней профориентации...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на конкурс «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» В номинации «Первые шаги в мир профессий »
Задачи:Познавательное развитие:- познакомить детей с различными профессиями и их особенностями;- развивать познавательную активность;- развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.-...