Проект «Первые шаги в мир профессий»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования интеллект – карт и наглядного моделирования в условиях ранней профориентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti.ppt | 368 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательная деятельность в системе частных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» нацелена на раннюю профориентацию для обеспечения стабильного притока трудовых ресурсов в компанию; социализацию детей и подростков и содействие формированию полноценной личности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО к структуре ООП ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. Переход на профориентационное обучение детей ДОУ актуализировал необходимость проведения специальной работы, направленной на оказание детям и родителям помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных способностей и возможностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Развитие личности дошкольников с нарушениями речи характеризуется качественным своеобразием. У детей наблюдается отставание в развитии как вербальной, так и невербальной коммуникации. Дошкольники с ОНР к старшему возрасту не достигают необходимого уровня речевой готовности и сформированности мыслительных процессов. Связную речь детей характеризуют нарушения связности изложения, смысловые несоответствия, нарушения последовательности изложения, бедность употребляемых языковых средств.
Речемыслительная деятельность – есть целенаправленный, мотивированный и осмысленный процесс познания действительности речевыми средствами. Благодаря данному виду деятельности ребенок воспринимает, переосмысливает и реструктурирует информацию, чтобы затем использовать ее вновь в речи. Таким образом, актуальность активизации речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР приобретает большое значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. В процессе ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями, нас интересовали современные разработки в сфере развития связной речи дошкольников с использованием интеллект-карт, пиктограмм, схем, позволяющих осуществлять интеграцию областей: социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.
Одним из методов структуризации изученного материала о труде взрослых, и развития логического мышления выступают интеллект-карты ( В. М. Акименко). Данный метод особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, наглядный материал усваивается лучше вербального. Актуальность использования интеллект-карты ( В. М. Акименко).
Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками при формировании представлений о мире профессий состоит в том, что применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Пиктограммы используются как: - как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий); - как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения). Актуальность использования пиктограмм
Методика В.К.Воробьевой «Развитие связной речи у детей с системным недоразвитием речи» взята нами за основу работы по формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых, которая направлена на сознательное овладение связной речью, как вида речемыслительной деятельности, на развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания . Актуальность использования м етодики В.К.Воробьевой
Активизация речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования интеллект карт ,пиктограмм и схем при ознакомлении с трудом взрослых, их профессиями – работа не только актуальная , но и интересная. В ней важно все – форма проведения, содержание, обстановка, общение детей, родителей и педагогов. Таким образом, необходимо создать эффективную систему коррекционно-логопедической работы для активизации речемыслительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи в процессе формирования представлений о мире профессий.
Постановка проблемы. Творческой группой педагогов частного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №260 ОАО «РЖД» была предпринята попытка переосмыслить теорию и практику по ранней профориентации дошкольников. Практика работы с детьми ОНР показывает, что у детей: - недостаточно первоначальных знаний и представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества; - снижен интерес к труду, вследствие чего к концу дошкольного детства наблюдается низкий уровень сформированности трудовой деятельности. В связи с чем, возникает необходимость реализации системы формирования представлений о труде взрослых посредством тех форм, методов и средств, которые могли бы оптимальным образом развивать познавательные возможности детей с общим недоразвитием речи.
Проблема. Отсутствие системы целенаправленной коррекционно-логопедической работы по активизации речемыслительной деятельности в процессе сознательного овладения знаниями и первоначальными представлениями о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Научный аппарат нашей работы составляют: Объект исследования: процесс формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель проекта: Создание эффективной системы работы для активизации речемыслительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-логопедической работы по формированию представлений о мире профессий.
Задачи проекта: - проанализировать и выбрать оптимальные приемы, средства, технологии работы по активизации речемыслительной деятельности у детей в процессе знакомства с профессиями взрослых; - разработать пакет документов по ознакомлению дошкольников с ОНР с профессиями взрослых через активизацию речемыслительной деятельности детей; - повысить уровень компетентности педагогов по ознакомлению детей с профессиями взрослых с использованием технологического инструментария по активизации речемыслительной деятельности детей; - способствовать формированию понимания важности и личностной заинтересованности родителей по ранней профориентации дошкольников.
Мероприятия: Для реализации поставленных задач были намечены следующие мероприятия. Для решения 1 задачи: - проанализировать и выбрать оптимальные приемы, средства, технологии работы по активизации речемыслительной деятельности у детей в процессе знакомства с профессиями взрослых: - изучить методическую литературу, ресурсы сети Internet, компьютерные программы по составлению интеллект карт xMind и mindmeister.net; - апробировать теоретические и организационные основы применения графического метода интеллект-карт, пиктограмм и схем в образовательном процессе.
Для решения 2 задачи: - разработать методический пакет по ознакомлению дошкольников с ОНР с профессиями взрослых через активизацию речемыслительной деятельности детей: - разработать перспективное планирование и конспекты занятий для детей по расширению представлений дошкольников о мире профессий через знакомство с технологиями наглядного моделирования; - подготовить обучающие презентации для детей и педагогов по современным инновационным технологиям для активизации речемыслительной деятельности детей; - разработать картотеку специальных игр, рассказов и дидактического материала (интеллект карты, пиктограммы, схемы – таблицы, раскраски, видеотека и т.д.) по ознакомлению детей с профессиями; - подобрать и модифицировать диагностические методики и критерии оценки.
Для решения 3 задачи: -- повысить уровень компетентности педагогов по ознакомлению детей с профессиями взрослых с использованием технологического инструментария по активизации речемыслительной деятельности детей: - предложить педагогам для изучения список литературы, ресурсы сети Internet по ознакомлению с профессиями взрослых, современными инновационными педагогическими технологиями; - выступить на педсовете по темам: «Первые шаги к будущей профессии»; «Вариативность использования инновационных образовательных технологий в практике работы с дошкольниками», «Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников»; - провести круглый стол с педагогами по теме: «Актуальность работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста», «Развитие познавательной сферы дошкольников: взаимосвязь профессий в одной сфере деятельности»; - выстроить модель взаимодействия с социальными партнерами (предприятия и организации города Хабаровска); - разработать консультации для педагогов по следующим темам: "Формирование речемыслительной деятельности дошкольников», «Использование методики Воробьевой В.Н. для развития связной речи у дошкольников» и др.; - провести мастер-классы для педагогов по темам: «Составление интеллектуальной карты как средства систематизации представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста», «Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Для решения 4 задачи : - способствовать формированию понимания важности и личностной заинтересованности родителей по ранней профориентации дошкольников: - провести родительское собрание; - организовать семейные КВН; - привлечь родителей к изготовлению игр и пособий, интеллект карт, мини - книжек и. т.д - подготовить мастер – классы для родителей по темам: «Интерактивный семейный альбом», «Супермышление»; - оформить выставки детских работ «Мир профессий глазами детей»; - провести открытые занятия с привлечением родителей «Город профессий», «Думаю и говорю»; - выпустить газету «Профессии моей семьи»; - разработать консультаций для родителей по теме: «Что такое речемыслительная деятельность», «Этапы создания интеллект карт», «Использование пиктограмм и схем для развития связной речи».
Для поэтапной реализации проекта «Мои первые шаги в мир профессий» творческой группой педагогов была составлена дорожная карта, учитывая следующие направления работы: организационная, методическая, нормативно-правовая, информационная и контрольно-оценочная деятельность, а также взаимодействие с родителями. При выборе профессий для ознакомления детей с трудом взрослых, нами учитывалась последовательность изучаемых лексических тем. Например, при прохождении темы: «Зимующие птицы.» мы предлагаем познакомить детей с профессия орнитолог.; при прохождении темы: «Животные севера и Юга.» - профессия полярник и т.д. Образовательная деятельность предполагает: пилотный показ составления интеллект - карт, пиктограмм педагогом для детей и составление рассказов по ним; совместное составление интеллект – карт , пиктограмм.; Самостоятельное составление И-К, пиктограмм. Составление рассказов по ним .
Ожидаемые результаты. у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи профессий в одной сфере деятельности; активизируется познавательная деятельность, интерес к профессиям взрослых; сформируется чувство уважения к людям разных профессий; повысится уровень компетентности педагогов по ознакомлению детей с профессиями взрослых с использованием технологического инструментария по активизации речемыслительной деятельности детей; - будет разработан методический пакет по ознакомлению дошкольников с ОНР с профессиями взрослых через активизацию речемыслительной деятельности детей: перспективный план работы с детьми; конспекты занятий для детей; интеллект карты для детей; пиктограммы и схемы-таблицы; консультации для педагогов и родителей; мастер-классы для педагогов и родителей; набор необходимых диагностических карт; дополненный теоретический и практический банк педагогических рекомендаций по развитию речемыслительной деятельности; - наладится взаимосвязь между родителями, детьми и педагогами по ранней профориентации дошкольников.
Продукты проекта. - перспективное планирование; - конспекты занятий, досугов и тематических мероприятий для детей по расширению представлений дошкольников о мире профессий через знакомство с технологиями наглядного моделирования; - обучающие презентации для детей и педагогов по современным инновационным технологиям для активизации речемыслительной деятельности детей; - пакет методических и дидактических материалов (обучающие презентации для детей, картотека специальных игр, рассказов и дидактического материала, интеллект карты, пиктограммы, схемы – таблицы, раскраски, мини - книжки, видеотека, буклеты, папки, консультации) по ознакомлению детей с профессиями; - диагностические методики и критерии оценки; - мастер – классы для родителей и педагогов - выставка детских работ «Мир профессий глазами детей»; - открытые занятия с привлечением родителей «Город профессий», «Думаю и говорю»; - газета «Профессии моей семьи».
Ресурс. Кадровый: администрация частного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №260 ОАО «РЖД», как координатор проекта; коллектив детского сада. Социальный: дети, родители (законные представители), сотрудники предприятий и организаций города. Материально-технический: помещение, набор инструментов и материалов для проведения занятий, мультимедийное оборудование. Информационный: ресурсы сети Internet, литература по теме проекта, компьютерные программы по составлению интеллект карт xMind и mindmeister.net. Тип проекта: временной - 1 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧАСТИЕ В ОБЛАСТНОМ КОНКУРСЕ ПРОЕКТОВ «Первые шаги в мир профессий: профориентационные проекты в дошкольном образовании»
МЫ РЕБЯТА- ПОВАРЯТА....
Проект « Мои первые шаги в мир профессий»
Активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования интеллект – карт и наглядного моделирования в условиях ранней профориентации....
Проект « Мои первые шаги в мир профессий»
Активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования интеллект – карт и наглядного моделирования в условиях ранней профориентации....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на конкурс «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» В номинации «Первые шаги в мир профессий »
Задачи:Познавательное развитие:- познакомить детей с различными профессиями и их особенностями;- развивать познавательную активность;- развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.-...
Проект "Первые шаги дошкольников в профессию"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Благовещенскийдетский сад «Светлячок» Алтайского края Благовещенского района Тема: &l...
План управления проектом "Формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых "Первые шаги в мир профессий"
План управления проектом "Формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых "Первые шаги в мир профессий"...
Долгосрочный педагогический проект «Первые шаги в профессию, профориентация для малышей» Первая младшая группа «Капитошки»
Долгосрочный педагогический проект«Первые шаги в профессию,профориентация для малышей»Первая младшая группа«Капитошки»...