«Украшение — бусы для чувашских (мордовских) куколок» (лепка)
материал (младшая группа)

Петрова Ирина Леонидовна

Реализация самостоятельной творческой декоративно- орнаментальной деятельности (лепка).

Основной вид деятельности: декоративно-орнаментальная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация
«Украшение — бусы для чувашских (мордовских) куколок» (лепка)

Реализация самостоятельной творческой декоративно- орнаментальной деятельности (лепка).

Основной вид деятельности: декоративно-орнаментальная.

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы; декоративно-орнаментальная деятельность.

Форма проведения: творческое задание, игровая ситуация.

Интеграция содержания образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи работы с детьми. Развивать интерес к бусам как к предмету украшения по мотивам чувашских (мордовских) народных изделий.

Активизировать самостоятельность и творческие действия в создании продукта декоративно-орнаментальной деятельности — несложных украшений по мотивам народного искусства — чувашских и мордовских бус, отличающихся одним цветом в одном ожерелье (у чувашей — бусы белые, или черные, или зеленые, или красные,
или желтого цвета — одного из названных цветов; у мордвы — фарфоровые и позолоченные) на основе выбора способов лепки (скатывание комочков пластилина од-
ной ладонью кругообразными движениями на доске для создания круглых бус или сплющивание пальцами ку-
сочков пластилина и создание диска для плоских бус).

Формировать способность создавать свой вариант цветового оформления, расположения вылепленных шаров- бусин и шаров-бусинок в ритмической последовательности, чередуя их по размеру и количеству.

Развивать способность сопереживать неудачам других людей, учитывать их интересы и дарить им продукт своей деятельности.

Закреплять знания о круглой форме и о цветах (красный, желтый, зеленый, белый, черный).

Развивать интерес к сказкам об изделиях декоративно- прикладного искусства. Обогащать активный словарь (ожерелье, бусы, бусинки).

Формировать мелкую моторику рук, зрительный контроль за их движениями в процессе лепки.

Материалы: тряпичные куклы в чувашском (мордовском) национальном костюме по количеству детей, пластилин красного, белого, черного, желтого и зеленого
цветов, ниточки для бус, заостренная палочка для пронизывания бусин, дощечки для лепки.

Зрительный ряд: глиняные одноцветные бусы, созданные воспитателем.

Литературный ряд: сказка Н.Антоновой «Бусы».

Вариант проведения

Вовлечение детей в деятельность. Воспитатель вносит тряпичные чувашские куколки «пукане» по количеству детей: «Дети, к нам в гости вновь пришли чувашские куколки в красивых чувашских одеждах. Обращается к одной из них: «Как тебя зовут? Ты сегодня грустная, у тебя что-то случилось?». Куколка-малышка рассказывает детям: «Меня зовут Нарспи, у меня случайно порвались красивые бусы, и все бусинки рассыпались! Ни я, ни мои подружки не смогли найти бусины и собрать их».

Рассказывание сказки Н. Антоновой «Бусы»1. Воспитатель предлагает детям послушать историю, которая произошла с бусами Нарспи: «Были у куколки Нарспи
прекрасные бусы, такие красивые, что все подружки тоже хотели бы иметь такие же. Все бусины были нанизаны на одну нитку, и каждая из них была хороша по-своему. Но
только все вместе они радовали глаз и вызывали восхищение. Когда на них падал солнечный свет, они сверкали ослепительно ярко. Вот такие это были необыкновенные бусы у куколки Нарспи. Жить бы им да радоваться, но увы! Бусины вечно спорили между собой, кто из них лучше и красивее. День и ночь не умолкали их споры, и каждая из бусин грозилась покинуть остальные. Нитку же, на которой все они держались, бусины вовсе не замечали. Подумаешь, нитка! Но вот однажды нитка устала
слушать их бесконечные споры и порвалась. И разлетелись бусы в разные стороны. Одна из бусин упала в пыль, другая в лужу, третья закатилась в густую траву, а четвертая, пятая и вообще невесть куда пропали... Хотела их куколка собрать, на новую нитку нанизать, да где там! Искала, искала, и не нашла ни одной. А бусины лежат
теперь — забытые и никому не нужные. Вспоминают они с горечью прежние времена, когда красовались у всех на виду. «Ах, зачем мы спорили? — вздыхают бусины, —
зачем не жили в мире и согласии на одной нитке?! Были мы вместе прекрасными бусами. И кто мимо ни шел, на нас свой восхищенный взгляд останавливал! А поврозь мы стали маленькими беспомощными бусинами. От нашего прежнего блеска ничего не осталось. Дождь нас мочит, пыль покрывает, подошва случайного прохожего в землю вдавливает».

Бусины же все надеются, что кто-нибудь их найдет, соберет, от грязи-пыли отмоет, на одну нитку нанижет, и засияют они в прежнем своем великолепии.

Собирание детьми рассыпанных бусин. Воспитатель: «А мы с вами, дети, сможем помочь бусинкам и Нарспи? А как?». Воспитатель предлагает выйти вместе с Нарспи и ее подружками «на улицу», поискать рассыпанные «в траве» и «на дорожке» бусинки, собрать их в коробочку, а затем нанизать на ниточку.

(Дети ходят по пространству групповой комнаты — «по улице», наклоняются и «собирают» бусы, затем «надевают» бусинки на ниточку.)

Рассматривание собранных детьми бус. Воспитатель подчеркивает: «Только нанизанные на одну нитку бусины становятся бусами! Не нужно было бусинкам ссориться со своими друзьями-бусинками. Одному скучно и неприятно под ветрами и ливнями! Хорошо, что мы помогли всем бусинкам собраться вместе».

Посмотрите, какие бусинки круглые, как маленькие шарики. Потрогайте бусинки: они круглой формы, круглые. Какие бусинки? Какой формы бусинки? Они разного размера (маленького и большого). Мы с вами собрали чувашские (мордовские) бусы. Все бусинки в них одного цвета».

Предложение создать бусы для подружек Нарспи. Воспитатель предлагает создать из пластилина бусы для подружек Нарспи: «Посмотрите, сколько пластилина. Он разных цветов. Можно выбрать, кому какой нравится. Будем из пластилина лепить бусы небольшого размера, куколки ведь маленькие. Но в них бусинки для бус могут
быть разного размера: и маленькие и чуть больше. Значит от куска пластилина нужно отщипывать только небольшие кусочки. Подумайте, какого цвета чувашские (мордовские) бусы будете создавать? Какие они у вас будут: круглые или плоские? Как будете лепить? (Скатыванием комочков пластилина одной ладонью кругообразными движениями на доске для создания круглых бус и сплющиванием пальцами кусочков пластилина и создание диска для плоских бус.)

Самостоятельная работа детей по созданию — лепке бус. По окончании работы дети прикладывают шарики-бусинки на ниточку в ряд. В заключение воспитатель говорит: «Собрали бусы для Нарспи и ее подружек. Рассмотрим их. Дети, какого цвета бусы вы создали? Красивые бусы у нас получились. Подарим их нашим гостям — маленьким чувашским куколкам. Думаю, что им они рады. А теперь им пора домой. Попрощаемся с ними. До свиданья, наши маленькие друзья!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организационной образовательной деятельности Художественное творчество (аппликация) «Украшение салфетки мордовским орнаментом»

Данный конспект организованной образовательной деятельности позволяет расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия; учить украшать изделия мордовским орнаментом; развивать творческие ...

Картотека татарского, марийского, мордовского, чувашского фольклора.

Данная картотека содержит произведения фольклора  народов Нижегородского края для дошкольников....

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Украшение платья для Матрешки мордовским узором"

Продолжать воспитывть умение украшать предметную основу-платье для Матрешки...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей младшей группы "украшение-бусы для куколок"

Данный конспект поможет познакомить детей с несложным украшением по мотивам народного искусства- чувашских бус, отличающихся одним цветом в одном ожерелье....

Конспект-занятия "Бусы для чувашской куклы"

Занятие по лепке по приобщению детей 3-4 лет к Чувашской культуре, обучению приемам лепки...