Формирование у детей старшей группы представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Подход к созданию предметно - развивающей среды был определён, как первое условие для стимулирования действий по развитию представлений детей об окружающем мире предметов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблема формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников.
Подход к созданию предметно - развивающей среды был определён, как первое условие для стимулирования действий по развитию представлений детей об окружающем мире предметов.
Вместо разрозненных уголков: познавательного, экологического, опытно - экспериментального, в нашей группе была создана «Лаборатория науки и природы», в которой для расширения кругозора о мире предметов находятся разные энциклопедии познавательного содержания; иллюстрированный материал по обобщающим темам, для формирования представлений детей о предметах рукотворного мира, об истории вещей, о различных материалах.
Для развития поисково - познавательной деятельности и знакомства со свойствами материалов в лаборатории имеется уголок опытной деятельности, в котором находятся образцы (ткани, металла, пластмассы, дерева, бумаги, стекла). В «Лаборатории науки и природы» есть описания свойств и качества материалов; дидактические игры на закрепление качественных характеристик предметов; имеется всё необходимое оборудование для детского экспериментирования.
Таким образом, созданная в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от интересов детей, а также от уровня формирования представлений об окружающем мире.
Параллельно с совершенствованием предметно - развивающей среды, нарабатываются методы и приёмы по реализации данной темы.
Репродуктивные методы, к этому этапу относится объяснительно - иллюстративный метод, который предполагает сообщение детям готовой информации разными средствами обучения.
На этом этапе используются такие формы работы, как образовательная деятельность: проводится первично - ознакомительная деятельность, в ходе которой используются демонстрационные и учебные пособия (отчётливые и правильные представления); рассматривание иллюстрированного и познавательного материала; игры с предметами; эмоциональный рассказ.
Наглядный метод - используется тщательный отбор наглядного и демонстрационного материала.
Игровые методы - это и игрушки, герои произведений, сюрпризные моменты и элементы новизны. Побуждение в детях желания разгадать секрет, отгадать загадку или просто порадоваться, удивиться.
Когда у детей имеется необходимый багаж знаний, начинаем применять углублённо - познавательный тип организованной деятельности, уже с целью закрепить, уточнить, расширить конкретные представления о предметах, учим устанавливать причинно - следственные связи между предметом и его использованием; группировать предметы по назначению, происхождения и т. д.
Важной и интересной частью работы по данной теме является ознакомление детей с прошлым и настоящим знакомых предметов, а также с их будущим (в старшем возрасте - развитие воображения, творческих способностей при преобразовании предметов). На примере историй предметов посуды, мебели, одежды, туалетных принадлежностей и т. п. расширяются представления детей о том, как выглядели эти вещи в далёком прошлом, как человек, удовлетворяя свои потребности, изобретал, преобразовывал и усовершенствовал предметы для своих нужд, а идеи заимствовал у природы.
Образовательная деятельность такого типа проходит в форме игр - путешествий в прошлое предмета, например, «Путешествие в пошлое одежды», «Путешествие в прошлое телефона» и т. п.
Словесный метод и такой приём как художественное слово используется в соответствии с темой, используются вопросы, направленные на воспитание бережливости, аккуратного обращения с предметами, на осознание того, что взрослые много трудятся над созданием вещи и результаты их труда необходимо беречь.
С целью закрепления полученных знаний используются дидактические игры, к сожалению, выбор готовых игр по данной теме небольшой. Значительное место в работе занимает исследовательский метод, представленный элементами исследовательского поиска.
Основными составляющими являются опыты и эксперименты, в процессе исследовательской деятельности дети учатся видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения.
Разработка.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для дошкольного возраста «Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы».
Цель: познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы.
Стекло – гладкое, твёрдое, водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, тяжёлое, холодное.
Пластмасса – гладкая, мягкая, упругая, водонепроницаемая, прочная, непрозрачная, лёгкая, тёплая.
Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя. Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов.
Наглядный материал: предметы из стекла и пластмассы у воспитателя, по одному предмету из стекла и пластмассы у каждого ребёнка на столе.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы побываем в нашей лаборатории и познакомимся со свойствами стекла и пластмассы. А теперь закройте глаза: 1.2,3 мы уже в лаборатории! Ребята, посмотрите, что стоит на столах . Чего тут только нет! Назовите, что вы видите (ответы детей) (на столике стоят два подноса. На первом разложены предметы из стекла, на втором-из пластмассы).
Ребята, как вы думаете, почему одни предметы лежат на первом подносе, другие -на втором? Правильно, на первом подносе все предметы из стекла, стеклянные, а на втором подносе все предметы из пластмассы - пластмассовые.
Посмотрите внимательно на предметы на моём столе, что вы видите? (Дети перечисляют - стаканчики, пузырьки, игрушки….и т.д.)
Предметы разные по назначению. Чем ещё они отличаются друг от друга? (С помощью наводящих вопросов подвожу детей к выводу, что предметы разные по цвету, форме, величине.)
Но вы видите, что я все предметы разделила на две группы, попробуйте догадаться, по какому признаку я их разделила. Внимательно посмотрите вот на эти предметы. ( Показываю на предметы, сделанные из стекла) Чем все эти предметы похожи, какой у них общий признак? ( Если дети не догадаются , можно спросить , из какого материала сделаны предметы)
Да, все эти предметы сделаны из одного того же материала - из стекла. Стекло изобрели 5тыс. лет назад, делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер-стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри, на один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльные пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму, и получались изящные, красивые вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Однажды старому мастеру-стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. У него получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобрели машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой длинной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части, и вот готово оконное стекло, для шкафов и т.д.. Стеклодув – трудная профессия, мужская, и ею может овладеть не каждый мужчина.
А эти предметы что объединяет? ( Показываю на предметы из пластмассы). Они тоже сделаны из одного и того же материала. Кто знает, как он называется? (Ответы детей)
Некоторые из вас правильно назвали материал - это пластмасса. Повторите это новое слово. Послушайте, какое интересное слово – «пластмасса». Оно состоит из двух слов - пластическая масса (пластическая- значит мягкая).Если стекло делают из природного материала – из песка, то пластмассу изобрели учёные-химики, это искусственный материал.
Сегодня мы поговорим с вами о свойствах стекла и пластмассы. Это линейка из пластмассы, её можно немного согнуть (сгибаю). Посмотрите, я её отпускаю, и она принимает свою первоначальную форму. О каком свойстве пластмассы мы можем сказать? ( Если дети затрудняются, называю свойство - упругий) Пластмасса – материал мягкий и упругий. (Дети хором повторяют новое слово «упругий»)
У вас на столе лежат стеклянные пузырёчки, возьмите их в руки, попытайтесь согнуть. (Дети выполняют указание) Получилось? (Нет). Значит, пластмасса – материал мягкий. А стекло, какой материал? (твёрдый)
У стекла и пластмассы разные свойства, но есть и одинаковые. Посмотрите, я налью воды в стеклянный стакан и в пластмассовый. Протекают стаканы? (Нет) Значит, какое у них общее свойство? ( Дети пытаются подобрать нужное слово). Стекло и пластмасса – водонепроницаемые, т.е. вода сквозь них не проникает. Давайте повторим это трудное слово. (Дети повторяют)
Есть ли у стекла и пластмассы ещё одинаковые свойства? У вас на столе лежат не только стеклянные предметы, но и пластмассовые, проведите рукой сначала по стеклянному предмету, а потом по пластмассовому. (Дети выполняют указание). Какое ещё одно одинаковое свойство вы можете выделить у стекла и пластмассы, если по ним провести рукой? (Они гладкие)
Положите на одну руку стеклянный предмет, а на другую - пластмассовый, взвесьте их. О каких свойствах мы можем сказать? Какой предмет тяжелее? (Стекло тяжелее пластмассы)
Добиваюсь полных ответов от детей: стекло тяжелее, чем пластмасса, а пластмасса легче, чем стекло.
А сейчас зажмите в одну руку стеклянный предмет, а в другую пластмассовый. Какой предмет холодит руку? (Стеклянный). Значит, о каких ещё свойствах стекла и пластмассы мы можем сказать? Стекло какое? (Холодное). А пластмасса, какой материал? (Тёплый). Стекло холоднее, чем пластмасса, а пластмасса теплее, чем стекло.
Как вы думаете, если стеклянный предмет упадёт на пол, он может разбиться? Помните, когда в прошлом году мы уронили елочный, стеклянный шарик, что с ним произошло? ( Он разбился) Мы можем сказать, что стекло бьётся, значит, это какой материал? (Дети подбирают подходящее слово) Да, это материал бьющийся, непрочный, хрупкий. А если я уроню пластмассовый предмет (роняю), он разбился? Как можно сказать про пластмассу, какой это материал?
( Небьющийся, прочный). Пластмасса прочнее стекла. Повторите и запомните.
Да, ребята, пластмасса прочнее стекла, она не бьётся, поэтому из пластмассы делают много разных предметов - игрушки, линейки, разные стаканчики и тарелочки, которые удобно брать в дорогу, в лес, а также бидоны ,тазики для стирки и т.д. (Все предметы показываю детям).
У пластмассы и стекла есть ещё разные свойства. Посмотрите сквозь стеклянные предметы, вы видите что- нибудь? (Да) А сквозь пластмассовые предметы что-нибудь видно? (Нет ). Если через предмет видно, значит , он какой? (Дети вспоминают слово «прозрачный»). Итак, стекло – материал прозрачный, а пластмасса – непрозрачный. Где используется это свойство стекла? Какие прозрачные предметы человек делает из стекла? Посмотрите вокруг и назовите мне. ( Дети находят в группе предметы из стекла - оконное стекло, аквариум, электрические лампочки)Теперь проведите рукой по всем стеклянным и пластмассовым предметам, какие они? Мягкие или твердые? (Твердые). Гладкие или шероховатые? (Могут быть и гладкими, и шероховатыми, в этом они похожи.) По звуку можно их различить?( Можно). По запаху можно различить их? (нет).
Сейчас поиграем в игру «Что звучит?» (стучу палочкой по различным предметам, дети угадывают по звуку, какой предмет.)
Вот как много разных качеств у стекла и пластмассы. Зачем человеку надо знать свойства материалов? (Чтобы знать, какие предметы из этих материалов можно сделать). Давайте вместе вспомним, какие же свойства стекла и пластмассы мы узнали. Сначала вспомним одинаковые свойства.
-Стекло и пластмасса - водонепроницаемые, гладкие.
-Теперь я начну, а вы продолжите:
стекло твёрдое, а пластмасса….. (мягкая, упругая);
стекло прозрачное, а пластмасса….(непрозрачная);
стекло холодное, а пластмасса….(тёплая);
стекло хрупкое, а пластмасса……(прочная);
стекло тяжёлое, а пластмасса…(лёгкая).
А сейчас мы с вами поиграем и закрепим свойства пластмассы. Мы будем передавать пластмассовую игрушку и называть свойства пластмассы. Воспитатель начинает и передаёт ребёнку игрушку:
пластмасса мягкая, упругая, а стекло……(твёрдое);
пластмасса непрозрачная, а стекло…..(прозрачное);
пластмасса тёплая, а стекло…(холодное);
пластмасса прочная, а стекло….(хрупкое, бьющееся);
пластмасса лёгкая, а стекло….(тяжёлое).
Итог. Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомились со свойствами стекла и пластмассы. Эти материалы обладают свойствами, которые нужны людям для изготовления различных предметов. Стекло – это не только посуда, зеркала, это и объективы фотоаппаратов, кинокамер. Мы говорили, что стекло - очень хрупкий материал, но сейчас учёные сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолётов. Если на такое стекло бросить тяжёлый стальной шар, оно не разобьётся, а если оно всё же разобьётся, то от него не будет осколков с острыми краями и люди не поранятся .
А некоторые пластмассы тоже обладают необыкновенными свойствами. Есть пластмассы прочнее стали, а ещё есть пластмассы, которые сильно нагревают и делают из них капрон. (Показываю капроновую ленту). Все пластмассы не боятся влаги, не ржавеют, не гниют, поэтому часто пластмасса заменяет дерево, металл, стекло. И все эти свойства человек узнал, изучая их, есть такая наука – химия, которая изучает свойства различных материалов.
Игpa «Хорошо-плохо».
Дети находят хорошие и плохие качества пластмассы и стекла.
Молодцы, ребята. Вам было интересно в нашей лаборатории? Что нового вы узнали?(ответы детей).
А теперь, нам пора возвращаться в группу. Закройте глаза: «1,2,3 -мы в группе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самообразование "Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира"
отчет воспитателя по самообразованию...
Примерный план работы по формированию у детей старшей группы. Представлений о профессии «Музыкант».
Примерный план работы по формированию у детей старшей группы. Представлений о профессии «Музыкант»....
План работы по формированию у детей старшей группы представлений о профессии «Повар» .
План работы по формированию у детей старшей группы представлений о профессии «Повар» ....
Статья "Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира"
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно ...
Формирование у детей старшей группы представлений о правилах дорожного движения через использование дидактических игр
Значимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует...
Формирование у детей старшей группы представлений о героических страницах нашей истории в аспекте реализации ФГОС ДО
В данной статье рассматривается вопрос формирования у детей старшей группы дошкольного учреждентя патриотических качеств личности....
План самообразования Тема: Знакомство дошкольников с признаками, качествами и свойствами объектов окружающего мира через практическую деятельность
План самообразования Тема: Знакомство дошкольников с признаками, качествами и свойствами объектов окружающего мира через практическую деятельность...