Ветер-ветерок
опыты и эксперименты (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Ветер-ветерок».
Цель: закрепление представлений детей о свойствах воздуха.
Задачи:
- уточнять и расширять представления детей о природном явлении «ветер»;
- формировать у детей представление о движении воздуха:
- при помощи опыта показать, что хотя воздух и невидим, его можно почувствовать;
- воспитывать любовь, интерес к явлениям неживой природы;
- развивать познавательную активность.
Материалы и оборудование: кукла Карлсон, письмо, вентилятор, флажок, иллюстрации с природными явлениями, миска с подкрашенной водой, бумажные кораблики, листы бумаги с нарисованным стволом дерева, карандаши.
Ход НОД
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.
Услышав ответы детей, педагог объясняет детям, по каким признакам можно узнать есть ли ветер, и как можно определить его силу. Воспитатель предлагает детям вспомнить как они наблюдали на прогулке, как движутся облака, рассматривали, как качаются ветки деревьев.
Воспитатель объясняет детям как определить силу ветра по качанию веток: чем сильнее качаются ветки, тем сильнее дует ветер. Для определения силы ветра предлагает на прогулке поиграть с флажками.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение о ветре.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
И расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
Пословицы и поговорки:
Куда ветер дует, туда и тучки бегут.
И соломинка показывает, куда ветер дует.
Воспитатель (обращает внимание детей на куклу Карлсона за окном).
- Ребята, посмотрите, кто это за окном? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям пригласить Карлсона в группу. Воспитатель открывает окно и вносит Карлсона.
Дети приветствуют Карлсона.
Карлсон: Ребята, вы узнали меня? (ответы детей)
Воспитатель: А что это у тебя в руках?
Карлсон: Мой друг Малыш передал вам конверт и просит вас о помощи.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что там внутри? Открывает письмо, достает листы бумаги с нарисованным стволом дерева. С левой или правой стороны листа бумаги нарисована стрелка. Она указывает откуда ветер дует. Друг Карлсона, Малыш, не может определить откуда дует ветер и просит нас дорисовать ветки дерева так, чтобы они отклонялись по направлению ветра. Если стрелка помещена с правой стороны, то ветки наклонены влево.
- Ребята, как нам помочь Малышу? (высказывания детей)
Воспитатель проводит опыт с детьми.
Опыт «Движение воздуха»
Цель: показать, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
Ход опыта:
Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: Воздух не «невидика», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.
Карлсон: Да, над моей крышей тоже ветер сегодня дул, прямо в лицо. Еле долетел к вам. А я и сам могу создать ветер. Как? На спине у меня есть пропеллер. Я включаю моторчик, пропеллер вертится, дует ветер. (Дети рассматривают пропеллер, закрепление, как он работает.) Вот, смотрите! Ветер, приходи! (Воспитатель включает вентилятор, подносит к нему флажок, который полощется на ветру).
Чтобы помочь Малышу нам надо определить направление ветра. Как это сделать? (ответы детей)
Ребята, с помощью вентилятора и флажка мы определили направление ветра. (вентилятор дует справа, и флажок наклоняется влево)
Воспитатель раздает каждому ребенку листы бумаги с нарисованным стволом дерева. С левой или правой стороны листа бумаги нарисована стрелка. Она указывает, откуда дует ветер. Просит выполнить задание дорисовать ветки дерева, чтобы помочь малышу.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Для чего нам нужен вентилятор? (В жару он нас освежает)
Когда мы включаем вентилятор, то в помещении дует ветер. Видите, в группе тоже можно сделать ветер. А как узнать, есть ли на улице ветер? Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации природные явления.
Дети рассматривают иллюстрации с безветренной и ветреной погодой, и находят разницу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а вы сами можете быть ветром? (ответы детей)
Давайте поиграем в игру «Мы ветры»
(каждому ребенку предлагается миска с водой, подкрашенной акварельной краской, - это море – Красное море, Желтое, черное)
Ребята, представьте, что это море, и на море дует ветер.
Дети дуют на воду. На море – волны. Чем сильнее дуть, тем больше волны.
Теперь опустите кораблики на море, подуйте на паруса – кораблики плывут. А что происходит с парусными корабликами, когда ветра нет? А если очень сильный ветер? (ответы детей)
Ребята, давайте вспомним, что такое ветер? (ответы детей)
Правильно, ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Может ли человек жить без воздуха? (ответы детей) Правильно, воздух необходим для дыхания.
Физминутка «Клен»
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз – наклон
Два – наклон.
Зашумел листвою клен.
Карлсон: Молодцы, все справились с заданием и помогли Малышу определить направление ветра. Я передам ваши работы своему другу. (уходит)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"
Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"...
Ветер, ветер, ветерок
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы...
Мини-проект «Ветер, ветер, ветерок…» Воспитателя средней группы № 8 (дошкольное отделение № 435) Ушаковой Л.С. Декабрь 2015 г
Мини-проект направлен на развитие социально-коммуникативной компетенции, которая формируется в результате непосредственного общения между детьми и взрослым (воспитателем).Содержание и цель мини-проект...
Конспект опытно – экспериментальной деятельности «Ветер, ветер, ветерок».
Конспект опытно – экспериментальной деятельности...
НОД - экспериментирование в средней группе "Ветер, ветер, ветерок"
Подготовила: воспитатель Кузнецова Д.А.Тема: «Ветер, ветер, ветерок».Цель: Расширять представления о многообразии неживой природы....
Конспект прогулки во второй младшей группе "Ветер, ветер, ветерок"
Цель: Закреплять знание о ветре.Задачи.1. Продолжать знакомить детей с природным явлением – ветер.2. Учить детей давать характеристику ветру – теплый, холодный.развивать интересы детей, их любознатель...
НОД "Ветер, ветер, ветерок"
Познавательно-исследовательское занятие для детей первой младшей группы...