Ветер, ветер, ветерок
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Леонова Анастасия Сергеевна

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veter_leonova_2.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Леонова А.С., воспитатель МАДОУ № 317 г.Казани

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы

на тему «Ветер, ветер, ветерок»

Цель. Развитие творческого мышления детей через экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • познакомить детей с таким природным явлением, как ветер; причинами его возникновения; с его ролью в жизни человека;
  • развивать образную речь, пополнять словарный запас детей;
  • воспитывать экологически грамотных, умеющих логически мыслить детей

Оборудование:

  • карточки с рисунками ветреной и безветренной погоды – по комплекту на каждого ребёнка и один комплект в увеличенном виде;
  • мольберт;
  • осенние листья из картона или цветного полиэтилена, по 2 на каждого ребёнка;
  • полоски тонкой бумаги;
  • цветная бумага;
  • клей;
  • спички.

Предварительная работа:

  • наблюдение на прогулках за  состоянием погоды (солнце, деревья, ветер), результаты которых ежедневно отмечаются дежурными в календаре природы;
  • рассматривание картин;
  • чтение художественной литературы, соответствующие тематике – стихи, сказки, рассказы;
  • разучивание пословиц, упражнений;
  • прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), где звучит музыка «ветра»;
  • изготовление на занятиях по конструированию лодочек из природного материала (береста, скорлупа грецкого ореха и т.д.);
  • изготовление макета реки Волги.

Ход занятия.

  1. Вступительная беседа

Воспитатель предлагает детям подойти к окну и ответить на вопросы «Какая сегодня погода?», «Есть ли сегодня ветер?», «Как вы узнали, что сегодня ветер?». В заключение беседы загадка «Не видя, каждый слышит, как он повсюду дышит. По осени листву срывает, ковром округу укрывает».

  1. Игра «Что может делать ветер?»

Дети стоят в кругу и передают по кругу мячик, предлагая свой вариант ответа, например – ветер шумит, гудит, качает деревья, шелестит листьями, завывает, налетает, освежает, развевает флаги, поднимает пыль, кружит снежинки, гонит волны, свистит, дует в лицо и т.д.

Когда мячик сделает полный круг, воспитатель делает вывод: «Да, ветер многое умеет. При чём он может, как нанести вред человеку, так и быть ему помощником».

  1. Игра «Злой и добрый ветер» (с использованием ТРИЗ)

Дети становятся в 2 ряда напротив друг друга; мяч передаётся зигзагообразно, из одного ряда в другой; дети одного ряда отвечают на вопрос «Что может натворить плохого ветер?», а дети другого ряда – «Как ветер помогает людям?»;  таким образом, ответы о плохом и хорошем ветре чередуются: ветер срывает крыши – надувает паруса, ломает деревья – вертит крылья мельниц, срывает с головы шляпу – поднимает воздушные шары, поднимает пыль – приносит облегчение в жару и т.д.

Итог игры подводит воспитатель: «Вот какой он разный этот ветер. Может быть добрым, а может быть злым. А каким он ещё может быть?»

  1. Игра «Ветер, он какой?»

Дети стоят в кругу; воспитатель бросает какому-либо ребёнку мяч и спрашивает: «Ты, какой ветер?»; ребёнок отвечает (сильный, слабый, приятный, ласковый, тёплый, холодный, порывистый, с дождём, со снегом, незаметный и т.д.) и возвращает мяч педагогу.

  1. Беседа и работа с картинками

Дети садятся на стульчики (поставленные полукругом около одной из стен). Воспитатель предлагает им ответить на вопросы «В чём разница слов ветер, ветрище и ветерок?», «А чем отличается ветер зимний от ветра летнего (весеннего, осеннего)?»

Далее детям раздаются карточки с рисунками ветреной и безветренной погоды.  Они должны определить, на какой из них изображён ветер (ветреная погода) и поднять эту карточку вверх. После выполнения задания, педагог выставляет на мольберте оба рисунка (в увеличенном формате) и предлагает какому-либо ребёнку доказать это, т.е. объяснить, по каким признакам он или она это определили. Если необходимо, другие дети помогают.

  1. Физкульминутка

Дети берут 2 «осенних» листочка, по одному в каждую руку и встают в свободном порядке, но так, чтобы не мешать друг другу.

Упражнение «Дует ветер» (сл. И.Плакиды)

И.п. – ноги на ширине плеч, руки подняты вверх

Дует, дует ветер, дует, задувает                                           покачивание влево - вправо

Жёлтые листочки с дерева срывает                                     покачивание влево - вправо

И летят листочки, кружат по дорожке  (3 раза)                 бег врассыпную и кружение

Падают листочки прямо нам под ножки                  дети медленно опускаются на пол

Упражнение «Деревья и ветер»

И.п. – ноги вместе, руки прижаты к туловищу.

Дети (деревья) качаются влево – вправо, вперёд – назад (ноги от пола не отрывать, туловище не сгибать).

  1. Экспериментальная деятельность

Воспитатель спрашивает детей: «Можем ли мы прямо сейчас пригласить в гости к нам ветер? Если можно, то как?» и после ответа, что надо открыть форточку (окно), предлагает проделать опыт.

Описание опыта

Дети вместе с педагогом прикрепляют над батареями тонкие полоски бумаги,  отмечая, что  воздух над батареями тёплый. Воспитатель напоминает им, что тёплый воздух стремиться вверх, а холодный вниз. Затем открывает форточку, чтобы впустить холодный воздух с улицы. Бумажные полоски начинают шевелиться, и воспитатель поясняет: «Это происходи потому, что холодный воздух из форточки спускается вниз, а тёплый поднимается вверх, и когда они встречаются, появляется ветер. Он то и заставляет шевелиться полоски бумаги».

  1. Народные пословицы о ветре на русском и татарском языках (дети)
  • если ветер при ясной погоде изменил направление – к перемене погоды и осадкам;
  • ветер к вечеру усиливается – к ненастью;
  • после долгого затишья ветер подул – будет дождь, а зимой снег;
  • сильный ветер во время дождя – к хорошей погоде;
  • җил көньяктан иссә – җылы була;
  • кичкә каршы җир көчәйсә – көн үзгәрә;
  • аяз көнне җил юнәлешен үзгәртсә – һава торышы үзгәрә, явым була;
  • көчле җил башланса – яңгыр ява, ә кыш – кар ява;
  • өермәле җил кузгалса – яңгыр, я буран була.

В заключение слова воспитателя: «Ребята, а помните, мы читали сказку о царе Салтане А.С.Пушкина, и там были такие слова «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на раздутых парусах».  Ну, до моря далеко, зато у нас есть река Волга. Вот мы и отправимся на её просторы за ветром».

  1. Изготовление парусов для лодочек; коллективная работа детей «Волжский ветер»


Список литературы

  1. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с. (Ребёнок в мире поиска).
  2. На поляне детства: хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. – Казань: Редакционно-издательский центр, 2011. – 256 с.
  3. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей / сост. Л.А.Владимирская. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 159 с.
  4. Иларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"

Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"...

Мини-проект «Ветер, ветер, ветерок…» Воспитателя средней группы № 8 (дошкольное отделение № 435) Ушаковой Л.С. Декабрь 2015 г

Мини-проект направлен на развитие социально-коммуникативной компетенции, которая формируется в результате непосредственного общения между детьми и взрослым (воспитателем).Содержание и цель мини-проект...

Конспект опытно – экспериментальной деятельности «Ветер, ветер, ветерок».

Конспект опытно – экспериментальной деятельности...

НОД - экспериментирование в средней группе "Ветер, ветер, ветерок"

Подготовила: воспитатель Кузнецова Д.А.Тема: «Ветер, ветер, ветерок».Цель: Расширять представления о многообразии неживой природы....

Конспект прогулки во второй младшей группе "Ветер, ветер, ветерок"

Цель: Закреплять знание о ветре.Задачи.1. Продолжать знакомить детей с природным явлением – ветер.2. Учить детей давать характеристику ветру – теплый, холодный.развивать интересы детей, их любознатель...

НОД "Ветер, ветер, ветерок"

Познавательно-исследовательское занятие для детей первой младшей группы...

Ветер, ветер, ветерок

Природное явление- ветер, причины его возникновения, роль в жизни живых организмов и человека, польза и вред для жизнедеятельности. Формироватьи развивать интерес к природе и ее явлениям....