Ветер, ветер, ветерок
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veter_leonova_2.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Леонова А.С., воспитатель МАДОУ № 317 г.Казани
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы
на тему «Ветер, ветер, ветерок»
Цель. Развитие творческого мышления детей через экспериментальную деятельность.
Задачи:
- познакомить детей с таким природным явлением, как ветер; причинами его возникновения; с его ролью в жизни человека;
- развивать образную речь, пополнять словарный запас детей;
- воспитывать экологически грамотных, умеющих логически мыслить детей
Оборудование:
- карточки с рисунками ветреной и безветренной погоды – по комплекту на каждого ребёнка и один комплект в увеличенном виде;
- мольберт;
- осенние листья из картона или цветного полиэтилена, по 2 на каждого ребёнка;
- полоски тонкой бумаги;
- цветная бумага;
- клей;
- спички.
Предварительная работа:
- наблюдение на прогулках за состоянием погоды (солнце, деревья, ветер), результаты которых ежедневно отмечаются дежурными в календаре природы;
- рассматривание картин;
- чтение художественной литературы, соответствующие тематике – стихи, сказки, рассказы;
- разучивание пословиц, упражнений;
- прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), где звучит музыка «ветра»;
- изготовление на занятиях по конструированию лодочек из природного материала (береста, скорлупа грецкого ореха и т.д.);
- изготовление макета реки Волги.
Ход занятия.
- Вступительная беседа
Воспитатель предлагает детям подойти к окну и ответить на вопросы «Какая сегодня погода?», «Есть ли сегодня ветер?», «Как вы узнали, что сегодня ветер?». В заключение беседы загадка «Не видя, каждый слышит, как он повсюду дышит. По осени листву срывает, ковром округу укрывает».
- Игра «Что может делать ветер?»
Дети стоят в кругу и передают по кругу мячик, предлагая свой вариант ответа, например – ветер шумит, гудит, качает деревья, шелестит листьями, завывает, налетает, освежает, развевает флаги, поднимает пыль, кружит снежинки, гонит волны, свистит, дует в лицо и т.д.
Когда мячик сделает полный круг, воспитатель делает вывод: «Да, ветер многое умеет. При чём он может, как нанести вред человеку, так и быть ему помощником».
- Игра «Злой и добрый ветер» (с использованием ТРИЗ)
Дети становятся в 2 ряда напротив друг друга; мяч передаётся зигзагообразно, из одного ряда в другой; дети одного ряда отвечают на вопрос «Что может натворить плохого ветер?», а дети другого ряда – «Как ветер помогает людям?»; таким образом, ответы о плохом и хорошем ветре чередуются: ветер срывает крыши – надувает паруса, ломает деревья – вертит крылья мельниц, срывает с головы шляпу – поднимает воздушные шары, поднимает пыль – приносит облегчение в жару и т.д.
Итог игры подводит воспитатель: «Вот какой он разный этот ветер. Может быть добрым, а может быть злым. А каким он ещё может быть?»
- Игра «Ветер, он какой?»
Дети стоят в кругу; воспитатель бросает какому-либо ребёнку мяч и спрашивает: «Ты, какой ветер?»; ребёнок отвечает (сильный, слабый, приятный, ласковый, тёплый, холодный, порывистый, с дождём, со снегом, незаметный и т.д.) и возвращает мяч педагогу.
- Беседа и работа с картинками
Дети садятся на стульчики (поставленные полукругом около одной из стен). Воспитатель предлагает им ответить на вопросы «В чём разница слов ветер, ветрище и ветерок?», «А чем отличается ветер зимний от ветра летнего (весеннего, осеннего)?»
Далее детям раздаются карточки с рисунками ветреной и безветренной погоды. Они должны определить, на какой из них изображён ветер (ветреная погода) и поднять эту карточку вверх. После выполнения задания, педагог выставляет на мольберте оба рисунка (в увеличенном формате) и предлагает какому-либо ребёнку доказать это, т.е. объяснить, по каким признакам он или она это определили. Если необходимо, другие дети помогают.
- Физкульминутка
Дети берут 2 «осенних» листочка, по одному в каждую руку и встают в свободном порядке, но так, чтобы не мешать друг другу.
Упражнение «Дует ветер» (сл. И.Плакиды)
И.п. – ноги на ширине плеч, руки подняты вверх
Дует, дует ветер, дует, задувает покачивание влево - вправо
Жёлтые листочки с дерева срывает покачивание влево - вправо
И летят листочки, кружат по дорожке (3 раза) бег врассыпную и кружение
Падают листочки прямо нам под ножки дети медленно опускаются на пол
Упражнение «Деревья и ветер»
И.п. – ноги вместе, руки прижаты к туловищу.
Дети (деревья) качаются влево – вправо, вперёд – назад (ноги от пола не отрывать, туловище не сгибать).
- Экспериментальная деятельность
Воспитатель спрашивает детей: «Можем ли мы прямо сейчас пригласить в гости к нам ветер? Если можно, то как?» и после ответа, что надо открыть форточку (окно), предлагает проделать опыт.
Описание опыта
Дети вместе с педагогом прикрепляют над батареями тонкие полоски бумаги, отмечая, что воздух над батареями тёплый. Воспитатель напоминает им, что тёплый воздух стремиться вверх, а холодный вниз. Затем открывает форточку, чтобы впустить холодный воздух с улицы. Бумажные полоски начинают шевелиться, и воспитатель поясняет: «Это происходи потому, что холодный воздух из форточки спускается вниз, а тёплый поднимается вверх, и когда они встречаются, появляется ветер. Он то и заставляет шевелиться полоски бумаги».
- Народные пословицы о ветре на русском и татарском языках (дети)
- если ветер при ясной погоде изменил направление – к перемене погоды и осадкам;
- ветер к вечеру усиливается – к ненастью;
- после долгого затишья ветер подул – будет дождь, а зимой снег;
- сильный ветер во время дождя – к хорошей погоде;
- җил көньяктан иссә – җылы була;
- кичкә каршы җир көчәйсә – көн үзгәрә;
- аяз көнне җил юнәлешен үзгәртсә – һава торышы үзгәрә, явым була;
- көчле җил башланса – яңгыр ява, ә кыш – кар ява;
- өермәле җил кузгалса – яңгыр, я буран була.
В заключение слова воспитателя: «Ребята, а помните, мы читали сказку о царе Салтане А.С.Пушкина, и там были такие слова «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на раздутых парусах». Ну, до моря далеко, зато у нас есть река Волга. Вот мы и отправимся на её просторы за ветром».
- Изготовление парусов для лодочек; коллективная работа детей «Волжский ветер»
Список литературы
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с. (Ребёнок в мире поиска).
- На поляне детства: хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. – Казань: Редакционно-издательский центр, 2011. – 256 с.
- От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей / сост. Л.А.Владимирская. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 159 с.
- Иларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"
Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"...
Мини-проект «Ветер, ветер, ветерок…» Воспитателя средней группы № 8 (дошкольное отделение № 435) Ушаковой Л.С. Декабрь 2015 г
Мини-проект направлен на развитие социально-коммуникативной компетенции, которая формируется в результате непосредственного общения между детьми и взрослым (воспитателем).Содержание и цель мини-проект...
Конспект опытно – экспериментальной деятельности «Ветер, ветер, ветерок».
Конспект опытно – экспериментальной деятельности...
НОД - экспериментирование в средней группе "Ветер, ветер, ветерок"
Подготовила: воспитатель Кузнецова Д.А.Тема: «Ветер, ветер, ветерок».Цель: Расширять представления о многообразии неживой природы....
Конспект прогулки во второй младшей группе "Ветер, ветер, ветерок"
Цель: Закреплять знание о ветре.Задачи.1. Продолжать знакомить детей с природным явлением – ветер.2. Учить детей давать характеристику ветру – теплый, холодный.развивать интересы детей, их любознатель...
НОД "Ветер, ветер, ветерок"
Познавательно-исследовательское занятие для детей первой младшей группы...
Ветер, ветер, ветерок
Природное явление- ветер, причины его возникновения, роль в жизни живых организмов и человека, польза и вред для жизнедеятельности. Формироватьи развивать интерес к природе и ее явлениям....