Организация работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Сегодня государство делает ставку на человека труда. И вся система общего образования ставит целью формирования личности готовой к труду. Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании» - первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых.  Одним из основных принципов дошкольного образования обозначенным в Федеральной Образовательной программе дошкольного воспитания является приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.  Документ определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста.

Сегодня государство делает ставку на человека труда. И вся система общего образования ставит целью формирования личности готовой к труду. Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании» - первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых.                      Одним из основных принципов дошкольного образования обозначенным в Федеральной Образовательной программе дошкольного воспитания является приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.  Документ определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства. Поэтому, введение ранней профориентации в дошкольном образовании – не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него запускающего механизма, который обеспечит у него успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.

Наблюдая за игровой деятельностью дошкольников, трудно не заметить, что они часто «примеряют» на себя различные социальные роли: в сюжетно-ролевых играх они становятся врачами, учителями, воспитателями, водителями, полицейскими, строителями, актерами, художниками и т. д. Уже в таком юном возрасте детям интересно ощущать себя частью социума и подражать взрослым. Такая деятельность, безусловно, несет в себе пользу. Ребята совершают «первые шаги» в профессию, овладевают (пусть на уровне игрового восприятия) первыми профессиональными навыками, развивают кругозор в данной тематике.

Вместе с тем следует отметить, что знания детей о различных профессиях очень ограничены. Из бесед с детьми становится понятно, что многие воспитанники имеют поверхностные представления о той или иной деятельности, не знают, кем работают их родители, не могут сказать, как называется их профессия. Это говорит о том, что родители не разговаривают с детьми о своей работе и не объясняют им, почему они выбрали именно эту деятельность.

Важность знакомства детей с профессиями

Почему важно? Благодаря такому знакомству дети учатся проявлять уважение к чужому труду, начинают понимать важность и сложность каждой профессии. Они начинают проявлять интерес к занятиям взрослых.

 При изучении профессий ребёнок может лучше понять мир старших людей. К тому же так закладывается интерес к труду, мечта о собственном будущем, появляется гордость за работу близких людей и окружающих в целом.

По изменениям профессий можно проследить, как развивалась наука и влиял на мир технический прогресс в обществе. Когда дети чувствуют, как на них воздействует труд взрослых людей, они начинают понимать его значимость. Ребёнок осознаёт, что означает «трудиться», и видит насколько сильно все люди связаны друг с другом в обществе, благодаря их труду.

Современные дети интересуются абсолютно всем. Им нравится узнавать что-то новое, поэтому они с радостью изучают историю, археологию, палеонтологию по различным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п.

В детский сад они берут с собой не сказки, а довольно сложные книги. Им недостаточно каких-то поверхностных объяснений процессов, которые происходят вокруг них. Нередко дети задают такие вопросы, ответы на которые воспитатель и родители ищут на просторах интернета.

Привычные способы и методы знакомства с профессиями не могут заинтересовать современных детей. Нужно придумать такой способ ознакомления, чтобы ребёнок захотел больше узнать о разных сферах деятельности взрослых и мечтал в будущем стать специалистом в понравившейся области.

Цели и задачи знакомства детей с профессиями

Главная задача раннего ознакомления детей с профессиями – вызвать у них эмоциональное отношение к труду, дать им возможность проявить себя в различных сферах деятельности. Если подойти к этому грамотно и сделать всё правильно, то дети приобретут новые навыки, научатся уважать труд каждого человека, расширят кругозор и откроют в себе новые возможности, интересы и увлечения.

Получается, что основная цель профориентации – создать фундамент для осознанного самоопределения будущего, самостоятельного построения планов, анализа, продвижения по карьерной лестнице.

В детских садах ставят перед собой такие задачи по ознакомлению детей с профессиями:

Моделирование профессионально-ориентированной среды, благодаря которой у детей появляется базовое понимание разнообразия профессий и возникает заинтересованность в труде.

Создание структуры первичной профессиональной ориентации детей разных возрастных групп.

Ознакомление малышей с главными понятиями о сферах экономики родного края, рабочих процессах на предприятиях и новейшем оборудовании, которое там применяется.

Организация целостного информационного пространства, необходимого для профессионального самоопределения детей.

Организация совместной работы с родителями и родственниками малышей для ознакомления детей с базовыми представлениями о различных видах деятельности, их значении для социума в целом и каждого отдельного человека в частности, развития позитивного отношения к любым законным профессиям.

Особенности знакомства детей с профессиями в разном возрасте

В детском саду дети впервые осознанно знакомятся с профессиями. У них расширяется кругозор и общие понятия об окружающем мире, развивается определённый элементарный опыт, который является фундаментом для ранней профориентации. Именно в дошкольном возрасте дети узнают, насколько много в мире разнообразных профессий.

3 года:

Ознакомление с базовыми понятиями о труде взрослых людей (напрямую знакомятся с работой нянечки, медсестры, врача, водителя, повара). 

Организация ролевых игр, в которых есть отражение работы взрослых и их наиболее лёгких действий (к примеру, шофер сидит за рулем машины и осуществляет перевозку пассажиров или груза).

Приобретение детьми навыка взаимодействия с другими воспитанниками во время игр.

4 года:

Проявление заинтересованности к профессиям взрослых, обучение детей наблюдать за тем, как работают близкие люди и общению с окружающими.

Знакомство детей с профессией врача, парикмахера, повара, продавца и прочими, при этом надо уделить больше внимания тому, что именно они делают и к чему приводит их работа.

Малышей учат взаимодействовать с другими воспитанниками в процессе сюжетно-ролевых игр, где принимают участие 2-3 ребёнка (например, водитель и пассажиры, врач с медсестрой и пациент, воспитатель с нянечкой и малыши).

Прививается бережное отношение ко всему, что сделано руками других людей. Ребёнок должен понять, почему чужой труд надо ценить и обращаться с ним осторожно.

Ознакомление детей с профессиями, которые строятся на уходе за растениями и животными (цветовод, флорист, ландшафтный дизайнер, селекционер, ветеринар, орнитолог, кинолог и прочие). Приобретение навыка коммуникации и хорошего отношения к природе.

5 лет:

Более глубокое ознакомление детей с работой сотрудников детского сада.

Продолжается формирование понимания о различных профессиях (кассир, почтальон, охранник, учитель и прочие).

Придание сюжетно-ролевым играм о профессиях более глубокого смысла, детям даётся возможность самим придумывать различные ситуации.

Пробуждение у детей заинтересованности к играм строительно-конструктивного направления: сооружать разнообразные постройки (мосты, дома, магазины, гаражи и так далее).

Оказывать ребёнку помощь в социальных взаимоотношениях (подборе интересующего образа, профессии), развитие эмпатии.

6 лет:

Увеличение количества знаний о каждой профессии. Больше внимания требуется уделить результатам работы и её значимости для социума.

Подытожить знания детей о профессиях из сферы строительства и агрономии, среди которых плотник, маляр, каменщик, комбайнер, овощевод, животновод и прочие.

Прививать уважительное отношение к любом труду и человеку, который работает на благо общества. Способствовать появлению у ребёнка желания трудиться.

Помощь в развитии навыка создания творческих комбинаций разнообразных ситуаций во время организации нового сюжета для игры. Формирование правильного взаимодействия с другими участниками процесса.

Делать сюжет в играх на основе реальных событий из жизни (поликлиника, супермаркет, салон красоты, школа, почтовое отделение), из сказок, мультфильмов, собственного воображения.


7 лет:

Более подробное знакомство детей с технологическим прогрессом – с устройствами и машинами, которые использует человек в быту и на предприятиях, для облегчения своей работы (принтер, компьютер, робот-пылесос, стиральная и посудомоечная машины, медицинское оборудование и прочее).

Частичное знакомство детей с профессиями автомобильной, аэрокосмической, агроиндустриальной, химической и медико-фармацевтической областей. При этом надо учитывать региональные особенности.

Расширение понятий о различных видах деятельности (преподаватель, спасатель, учёный и тому подобное). Увеличение знаний детей о разнообразии деятельности на предприятиях (строительство, шитьё, изготовление пищевых продуктов, электроники) и в сфере сервисного труда (торговля, медицина, общественное питание и т. д.).

Объяснение взаимосвязи между различными профессиями (к примеру, строитель и дизайнер, фермер и продавец).

Усложнение игрового процесса, в ходе которого дети знакомятся с профессиями. Развитие у воспитанников навыка выбирать тему игры без помощи взрослых, придумывать ситуации, основываясь на том, что они видят при изучении работы окружающих их людей.

Освоение навыка создания новых игровых сюжетов с учётом мнения других игроков.

Воспитание положительного и сознательного отношения и уважения к работе родителей и близких людей, в числе которых бабушки, дедушки, дяди и тети и так далее.

Формы знакомства детей с профессиями

Знакомство детей дошкольного возраста с профессиями должно быть интересным, поэтому для этого лучше выбирать сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные или виртуальные), выставки, самостоятельное наблюдение, обсуждения. При любом из методов малыши должны активно взаимодействовать с воспитателем и другими воспитанниками детского сада.

Какую бы форму подачи информации педагог ни выбрал, он должен максимально подробно рассказать о каждой профессии. В идеале дети должны узнать:

наименование вида деятельности;

место работы;

орудия труда и материалы, которые используют специалисты;

рабочая одежда (форма);

обязанности работника;

черты характера и личностные качества сотрудников;

результат труда и его роль в жизни общества.

Необходимо сделать так, чтобы ребёнок не просто внимательно слушал о каждом блоке, но и принимал участие в процессе обучения. Чтобы добиться обратной связи, можно использовать наводящие вопросы, к примеру: «Как вы думаете, почему у врача халат белого, а не черного цвета?»

Подробнее поговорим о формах, с помощью которых можно познакомить детей с профессиями.

  • Экскурсия

Экскурсию, задача которой ознакомить дошкольников с какой-либо сферой деятельности, как правило, проводят на предприятии или в учреждении. Например, можно отвести детей в ближайшую торговую точку и рассказать о работе продавца-консультанта и кассира. Если сделать это по каким-то причинам невозможно, экскурсию можно провести на территории детского сада и познакомить дошкольников с профессиями повара, медсестры, завхоза, директора.

  • Наблюдение

Наблюдение считается дополнительным способом знакомства с профессиями и применяется вместе с одним из основных: с экскурсией, выставкой, игрой. Эта форма является специально организованным процессом изучения малышами окружающего мира. Чтобы результат был максимально эффективным, проводить наблюдения надо часто и довольно долго.

Задача наблюдений при знакомстве с профессиями – дать детям практическую информацию о различных сферах деятельности и орудиях труда, для чего они нужны и как используются. Например, в стенах детского сада дошкольники могут наблюдать за деятельностью воспитателя и медсестры прямо во время их работы.

  • Беседа

Данный метод воспитатели детского сада используют чаще всего. Ознакомление воспитанников с конкретной профессией через беседу – это организованное и целенаправленное мероприятие. Воспитатель выступает в роли ведущего, он ещё до начала беседы должен составить список вопросов, через которые будет поддерживать обратную связь с детками и подталкивать малышей к самостоятельным размышлениям.

Участвовать в беседе и проводить её может не только воспитатель, но и приглашенный представитель конкретной профессии. Для этого устраивают мероприятие «Встречи с интересными людьми».

Когда дети лично могут поговорить с гостями, им намного легче представить, чем занимаются люди этой профессии, и понять, привлекает она их или нет. В первую очередь приглашают родителей и родственников малышей, чтобы те поделились спецификой своих работ.

  • Выставка

Выставка на определённую тематику является хорошей формой ознакомления детей с профессиями, которую нередко использует воспитатель, чтобы не только дать нужную информацию, но и рассказать о достижениях воспитанников и работников детского сада. Участники мероприятия смогут лично презентовать результаты собственного труда и научатся самостоятельности.

Детям младшей возрастной группы можно предложить нарисовать или вылепить продукты сельскохозяйственной деятельности (овощи, фрукты) или соорудить ферму из конструктора для игрушечных животных.

Каждую работу надо сопровождать пояснением и это должен делать воспитатель, чтобы полученную информацию дети в будущем смогли применить во время игры. Делать тематические выставки «Вернисаж профессий» или «Кем я хочу стать» необходимо как можно чаще (минимум раз в год), чтобы следить за тем, насколько хорошо дети знают профессии и какие у них есть склонности.

  • Игра

В дошкольном возрасте дети большую часть времени играют, поэтому игра – это главная форма ознакомления малышей с профессиями взрослых людей.

Видов игр довольно много и наиболее подходящим для формирования понятий о сферах труда считается сюжетно-ролевой вид. С его помощью можно точнее всего передать особенности любой профессии.

Дети могут сами или с помощью воспитателя разыгрывать разнообразные сценки, в которых они играют роли своих родителей, родных людей или знакомых. Сюжетно-ролевые игры необходимо подстраивать под возраст детей и их способности.

К организации пространства для них надо подойти особенно тщательно, чтобы оно обязательно включало в себя:

игровые атрибуты, которые нужны для имитации простой трудовой деятельности (ширмы, моделирующие экстерьер разных предприятий, рабочая форма и игрушечные орудия труда);

игрушки и различные предметы для творчества и созидания (конструкторы всевозможных видов, автомобильные треки, пластилин, магнитные доски и прочее);

современные устройства для воспитателя, с помощью которых можно осуществлять моделирование игровых ситуаций (проектор, интерактивная доска и другие).

Важно понимать, что просто рассказать детям о профессиях мало, им надо дать возможность поиграть в каждую из них. Во время игр малыши повторяют действия взрослых людей, которые они осуществляют на своей работе, и копируют специалистов разных сфер деятельности: врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога, нефтяника, пекаря и тому подобное.

В процессе игры дети развиваются, расширяют свой кругозор, приобретают новые умения, знания и способности. Для максимально эффективного и интересного знакомства с профессиями воспитатели для детей подготавливают всё необходимое: наполняют пространство дидактическими, настольно-печатными играми, атрибутами, спортивными игрушками, тематическими пособиями, книгами.

Немаловажно и то, что игровой процесс способствует получению навыка коммуникации и выстраивания отношений с другими участниками. При разыгрывании различных ситуаций дошкольники учатся находить компромиссы, вместе решать спорные вопросы, благодаря чему формируются понятия дружеских и партнёрских взаимоотношений.

Рассказывать детям о сферах деятельности взрослых людей можно с малых лет. Уважительное отношение к чужому труду, способность к коллективной работе – это те качества, которые надо заложить в современных детях. Знакомство с профессиями играет не последнюю роль в воспитании юных дарований. Благодаря информации о сферах деятельности, дети расширяют свой кругозор, начинают интересоваться окружающим миром и ценить чужой труд.

Ознакомление с профессиями взрослых людей – это как метод формирования системных знаний, так и необходимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру старших, развития навыка взаимодействия с взрослыми. Дети могут узнать много интересных фактов о каждой профессии.



Предварительный просмотр:

Организация работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста.

Сегодня государство делает ставку на человека труда. И вся система общего образования ставит целью формирования личности готовой к труду. Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании» - первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых.                      Одним из основных принципов дошкольного образования обозначенным в Федеральной Образовательной программе дошкольного воспитания является приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.  Документ определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства. Поэтому, введение ранней профориентации в дошкольном образовании – не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него запускающего механизма, который обеспечит у него успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.

Наблюдая за игровой деятельностью дошкольников, трудно не заметить, что они часто «примеряют» на себя различные социальные роли: в сюжетно-ролевых играх они становятся врачами, учителями, воспитателями, водителями, полицейскими, строителями, актерами, художниками и т. д. Уже в таком юном возрасте детям интересно ощущать себя частью социума и подражать взрослым. Такая деятельность, безусловно, несет в себе пользу. Ребята совершают «первые шаги» в профессию, овладевают (пусть на уровне игрового восприятия) первыми профессиональными навыками, развивают кругозор в данной тематике.

Вместе с тем следует отметить, что знания детей о различных профессиях очень ограничены. Из бесед с детьми становится понятно, что многие воспитанники имеют поверхностные представления о той или иной деятельности, не знают, кем работают их родители, не могут сказать, как называется их профессия. Это говорит о том, что родители не разговаривают с детьми о своей работе и не объясняют им, почему они выбрали именно эту деятельность.

Важность знакомства детей с профессиями

Почему важно? Благодаря такому знакомству дети учатся проявлять уважение к чужому труду, начинают понимать важность и сложность каждой профессии. Они начинают проявлять интерес к занятиям взрослых.

 При изучении профессий ребёнок может лучше понять мир старших людей. К тому же так закладывается интерес к труду, мечта о собственном будущем, появляется гордость за работу близких людей и окружающих в целом.

По изменениям профессий можно проследить, как развивалась наука и влиял на мир технический прогресс в обществе. Когда дети чувствуют, как на них воздействует труд взрослых людей, они начинают понимать его значимость. Ребёнок осознаёт, что означает «трудиться», и видит насколько сильно все люди связаны друг с другом в обществе, благодаря их труду.

Современные дети интересуются абсолютно всем. Им нравится узнавать что-то новое, поэтому они с радостью изучают историю, археологию, палеонтологию по различным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п.

В детский сад они берут с собой не сказки, а довольно сложные книги. Им недостаточно каких-то поверхностных объяснений процессов, которые происходят вокруг них. Нередко дети задают такие вопросы, ответы на которые воспитатель и родители ищут на просторах интернета.

Привычные способы и методы знакомства с профессиями не могут заинтересовать современных детей. Нужно придумать такой способ ознакомления, чтобы ребёнок захотел больше узнать о разных сферах деятельности взрослых и мечтал в будущем стать специалистом в понравившейся области.

Цели и задачи знакомства детей с профессиями

Главная задача раннего ознакомления детей с профессиями – вызвать у них эмоциональное отношение к труду, дать им возможность проявить себя в различных сферах деятельности. Если подойти к этому грамотно и сделать всё правильно, то дети приобретут новые навыки, научатся уважать труд каждого человека, расширят кругозор и откроют в себе новые возможности, интересы и увлечения.

Получается, что основная цель профориентации – создать фундамент для осознанного самоопределения будущего, самостоятельного построения планов, анализа, продвижения по карьерной лестнице.

В детских садах ставят перед собой такие задачи по ознакомлению детей с профессиями:

Моделирование профессионально-ориентированной среды, благодаря которой у детей появляется базовое понимание разнообразия профессий и возникает заинтересованность в труде.

Создание структуры первичной профессиональной ориентации детей разных возрастных групп.

Ознакомление малышей с главными понятиями о сферах экономики родного края, рабочих процессах на предприятиях и новейшем оборудовании, которое там применяется.

Организация целостного информационного пространства, необходимого для профессионального самоопределения детей.

Организация совместной работы с родителями и родственниками малышей для ознакомления детей с базовыми представлениями о различных видах деятельности, их значении для социума в целом и каждого отдельного человека в частности, развития позитивного отношения к любым законным профессиям.

Особенности знакомства детей с профессиями в разном возрасте

В детском саду дети впервые осознанно знакомятся с профессиями. У них расширяется кругозор и общие понятия об окружающем мире, развивается определённый элементарный опыт, который является фундаментом для ранней профориентации. Именно в дошкольном возрасте дети узнают, насколько много в мире разнообразных профессий.

3 года:

Ознакомление с базовыми понятиями о труде взрослых людей (напрямую знакомятся с работой нянечки, медсестры, врача, водителя, повара). 

Организация ролевых игр, в которых есть отражение работы взрослых и их наиболее лёгких действий (к примеру, шофер сидит за рулем машины и осуществляет перевозку пассажиров или груза).

Приобретение детьми навыка взаимодействия с другими воспитанниками во время игр.

4 года:

Проявление заинтересованности к профессиям взрослых, обучение детей наблюдать за тем, как работают близкие люди и общению с окружающими.

Знакомство детей с профессией врача, парикмахера, повара, продавца и прочими, при этом надо уделить больше внимания тому, что именно они делают и к чему приводит их работа.

Малышей учат взаимодействовать с другими воспитанниками в процессе сюжетно-ролевых игр, где принимают участие 2-3 ребёнка (например, водитель и пассажиры, врач с медсестрой и пациент, воспитатель с нянечкой и малыши).

Прививается бережное отношение ко всему, что сделано руками других людей. Ребёнок должен понять, почему чужой труд надо ценить и обращаться с ним осторожно.

Ознакомление детей с профессиями, которые строятся на уходе за растениями и животными (цветовод, флорист, ландшафтный дизайнер, селекционер, ветеринар, орнитолог, кинолог и прочие). Приобретение навыка коммуникации и хорошего отношения к природе.

5 лет:

Более глубокое ознакомление детей с работой сотрудников детского сада.

Продолжается формирование понимания о различных профессиях (кассир, почтальон, охранник, учитель и прочие).

Придание сюжетно-ролевым играм о профессиях более глубокого смысла, детям даётся возможность самим придумывать различные ситуации.

Пробуждение у детей заинтересованности к играм строительно-конструктивного направления: сооружать разнообразные постройки (мосты, дома, магазины, гаражи и так далее).

Оказывать ребёнку помощь в социальных взаимоотношениях (подборе интересующего образа, профессии), развитие эмпатии.

6 лет:

Увеличение количества знаний о каждой профессии. Больше внимания требуется уделить результатам работы и её значимости для социума.

Подытожить знания детей о профессиях из сферы строительства и агрономии, среди которых плотник, маляр, каменщик, комбайнер, овощевод, животновод и прочие.

Прививать уважительное отношение к любом труду и человеку, который работает на благо общества. Способствовать появлению у ребёнка желания трудиться.

Помощь в развитии навыка создания творческих комбинаций разнообразных ситуаций во время организации нового сюжета для игры. Формирование правильного взаимодействия с другими участниками процесса.

Делать сюжет в играх на основе реальных событий из жизни (поликлиника, супермаркет, салон красоты, школа, почтовое отделение), из сказок, мультфильмов, собственного воображения.


7 лет:

Более подробное знакомство детей с технологическим прогрессом – с устройствами и машинами, которые использует человек в быту и на предприятиях, для облегчения своей работы (принтер, компьютер, робот-пылесос, стиральная и посудомоечная машины, медицинское оборудование и прочее).

Частичное знакомство детей с профессиями автомобильной, аэрокосмической, агроиндустриальной, химической и медико-фармацевтической областей. При этом надо учитывать региональные особенности.

Расширение понятий о различных видах деятельности (преподаватель, спасатель, учёный и тому подобное). Увеличение знаний детей о разнообразии деятельности на предприятиях (строительство, шитьё, изготовление пищевых продуктов, электроники) и в сфере сервисного труда (торговля, медицина, общественное питание и т. д.).

Объяснение взаимосвязи между различными профессиями (к примеру, строитель и дизайнер, фермер и продавец).

Усложнение игрового процесса, в ходе которого дети знакомятся с профессиями. Развитие у воспитанников навыка выбирать тему игры без помощи взрослых, придумывать ситуации, основываясь на том, что они видят при изучении работы окружающих их людей.

Освоение навыка создания новых игровых сюжетов с учётом мнения других игроков.

Воспитание положительного и сознательного отношения и уважения к работе родителей и близких людей, в числе которых бабушки, дедушки, дяди и тети и так далее.

Формы знакомства детей с профессиями

Знакомство детей дошкольного возраста с профессиями должно быть интересным, поэтому для этого лучше выбирать сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные или виртуальные), выставки, самостоятельное наблюдение, обсуждения. При любом из методов малыши должны активно взаимодействовать с воспитателем и другими воспитанниками детского сада.

Какую бы форму подачи информации педагог ни выбрал, он должен максимально подробно рассказать о каждой профессии. В идеале дети должны узнать:

наименование вида деятельности;

место работы;

орудия труда и материалы, которые используют специалисты;

рабочая одежда (форма);

обязанности работника;

черты характера и личностные качества сотрудников;

результат труда и его роль в жизни общества.

Необходимо сделать так, чтобы ребёнок не просто внимательно слушал о каждом блоке, но и принимал участие в процессе обучения. Чтобы добиться обратной связи, можно использовать наводящие вопросы, к примеру: «Как вы думаете, почему у врача халат белого, а не черного цвета?»

Подробнее поговорим о формах, с помощью которых можно познакомить детей с профессиями.

  • Экскурсия

Экскурсию, задача которой ознакомить дошкольников с какой-либо сферой деятельности, как правило, проводят на предприятии или в учреждении. Например, можно отвести детей в ближайшую торговую точку и рассказать о работе продавца-консультанта и кассира. Если сделать это по каким-то причинам невозможно, экскурсию можно провести на территории детского сада и познакомить дошкольников с профессиями повара, медсестры, завхоза, директора.

  • Наблюдение

Наблюдение считается дополнительным способом знакомства с профессиями и применяется вместе с одним из основных: с экскурсией, выставкой, игрой. Эта форма является специально организованным процессом изучения малышами окружающего мира. Чтобы результат был максимально эффективным, проводить наблюдения надо часто и довольно долго.

Задача наблюдений при знакомстве с профессиями – дать детям практическую информацию о различных сферах деятельности и орудиях труда, для чего они нужны и как используются. Например, в стенах детского сада дошкольники могут наблюдать за деятельностью воспитателя и медсестры прямо во время их работы.

  • Беседа

Данный метод воспитатели детского сада используют чаще всего. Ознакомление воспитанников с конкретной профессией через беседу – это организованное и целенаправленное мероприятие. Воспитатель выступает в роли ведущего, он ещё до начала беседы должен составить список вопросов, через которые будет поддерживать обратную связь с детками и подталкивать малышей к самостоятельным размышлениям.

Участвовать в беседе и проводить её может не только воспитатель, но и приглашенный представитель конкретной профессии. Для этого устраивают мероприятие «Встречи с интересными людьми».

Когда дети лично могут поговорить с гостями, им намного легче представить, чем занимаются люди этой профессии, и понять, привлекает она их или нет. В первую очередь приглашают родителей и родственников малышей, чтобы те поделились спецификой своих работ.

  • Выставка

Выставка на определённую тематику является хорошей формой ознакомления детей с профессиями, которую нередко использует воспитатель, чтобы не только дать нужную информацию, но и рассказать о достижениях воспитанников и работников детского сада. Участники мероприятия смогут лично презентовать результаты собственного труда и научатся самостоятельности.

Детям младшей возрастной группы можно предложить нарисовать или вылепить продукты сельскохозяйственной деятельности (овощи, фрукты) или соорудить ферму из конструктора для игрушечных животных.

Каждую работу надо сопровождать пояснением и это должен делать воспитатель, чтобы полученную информацию дети в будущем смогли применить во время игры. Делать тематические выставки «Вернисаж профессий» или «Кем я хочу стать» необходимо как можно чаще (минимум раз в год), чтобы следить за тем, насколько хорошо дети знают профессии и какие у них есть склонности.

  • Игра

В дошкольном возрасте дети большую часть времени играют, поэтому игра – это главная форма ознакомления малышей с профессиями взрослых людей.

Видов игр довольно много и наиболее подходящим для формирования понятий о сферах труда считается сюжетно-ролевой вид. С его помощью можно точнее всего передать особенности любой профессии.

Дети могут сами или с помощью воспитателя разыгрывать разнообразные сценки, в которых они играют роли своих родителей, родных людей или знакомых. Сюжетно-ролевые игры необходимо подстраивать под возраст детей и их способности.

К организации пространства для них надо подойти особенно тщательно, чтобы оно обязательно включало в себя:

игровые атрибуты, которые нужны для имитации простой трудовой деятельности (ширмы, моделирующие экстерьер разных предприятий, рабочая форма и игрушечные орудия труда);

игрушки и различные предметы для творчества и созидания (конструкторы всевозможных видов, автомобильные треки, пластилин, магнитные доски и прочее);

современные устройства для воспитателя, с помощью которых можно осуществлять моделирование игровых ситуаций (проектор, интерактивная доска и другие).

Важно понимать, что просто рассказать детям о профессиях мало, им надо дать возможность поиграть в каждую из них. Во время игр малыши повторяют действия взрослых людей, которые они осуществляют на своей работе, и копируют специалистов разных сфер деятельности: врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога, нефтяника, пекаря и тому подобное.

В процессе игры дети развиваются, расширяют свой кругозор, приобретают новые умения, знания и способности. Для максимально эффективного и интересного знакомства с профессиями воспитатели для детей подготавливают всё необходимое: наполняют пространство дидактическими, настольно-печатными играми, атрибутами, спортивными игрушками, тематическими пособиями, книгами.

Немаловажно и то, что игровой процесс способствует получению навыка коммуникации и выстраивания отношений с другими участниками. При разыгрывании различных ситуаций дошкольники учатся находить компромиссы, вместе решать спорные вопросы, благодаря чему формируются понятия дружеских и партнёрских взаимоотношений.

Рассказывать детям о сферах деятельности взрослых людей можно с малых лет. Уважительное отношение к чужому труду, способность к коллективной работе – это те качества, которые надо заложить в современных детях. Знакомство с профессиями играет не последнюю роль в воспитании юных дарований. Благодаря информации о сферах деятельности, дети расширяют свой кругозор, начинают интересоваться окружающим миром и ценить чужой труд.

Ознакомление с профессиями взрослых людей – это как метод формирования системных знаний, так и необходимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру старших, развития навыка взаимодействия с взрослыми. Дети могут узнать много интересных фактов о каждой профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста»

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…В свете введения...

Реализация проекта «Строители» в свете пропедевтической работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Вопрос реализации работы по ранней профориентации в детском саду является актуальным. Эффективным методом реализации данного направления является метод проектов. Педагоги детского сада № 6 делятся тех...

«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР в режиме дня детского сада»

Ранняя профориентация – актуальное и перспективное направление работы с детьми дошкольного возраста. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г...

Доклад к мастер – классу: «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста».

Доклад к мастер – классу: «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста» для выступления на районном методическом объединении воспитате...

Презентация к мастер - классу «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста».

Презентация к мастер - классу «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста» для выступления на районном методическом объединении воспитателей логопедически...

Формы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста

Сценарий семинара - практикума "Формы работы  по ранней профориентации с детьми  дошкольного возраста" для педагогических работников дошкольных образовательных организацийВ ра...