Доклад к мастер – классу: «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)
Доклад к мастер – классу: «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста» для выступления на районном методическом объединении воспитателей логопедических групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_master-klassu.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Детский сад №8»
Доклад к мастер – классу:
«Формы и методы работы
по ранней профориентации
с детьми дошкольного возраста».
Выполнила:
воспитатель старшей
логопедической группы
Гладкина М.А.
Коркинский Муниципальный округ
2023г.
Доклад к мастер - классу:
«Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста».
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я, Гладкина Марина Анатольевна, работаю в детском саду №8 в старшей логопедической группе комбинированной направленности.
(1 слайд) «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста».
Я хочу представить вам мастер-класс по теме «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста».
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – это начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который формирует положительное отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Для этого очень важно грамотно использовать формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.
(2 слайд) Цель ранней профориентации
Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности. Если все это реализовано успешно, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, к предметам, созданных людьми, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы.
Ознакомление дошкольников с профессиями я осуществляю с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
(3 слайд)
Основные задачи по ранней профориентации в соответствии с ФГОС ДО:
1. обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности взрослых;
2. формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса;
3. закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
4. стимулировать развитие познавательных, коммуникативных и творческих способностей;
5. воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.
(4 Слайд) Формы и методы работы
В образовательном процессе ознакомления детей с миром профессий используются разнообразные формы и методы.
Традиционные формы и методы:
Словесные методы (Фото детей)
которые включают:
Занятия, беседы, чтение художественной литературы,
рассказ воспитателя, малые фольклорные формы, обсуждение проблемных ситуаций.
Наглядные методы (Фото детей)
к которым относятся:
Экскурсии, наблюдения, встреча с интересными людьми, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, просмотр видеозаписей и презентаций;
Практические методы (Фото детей)
– это: Дежурство, трудовые поручения, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, экспериментирование, продуктивная деятельность детей.
Игровые методы (Фото детей)
к ним относятся:
Сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, игровые упражнения, игры с правилами, словесные игры, пальчиковые игры, игры-воображения.
(5 Слайд) Нетрадиционные формы
В работе с детьми по ранней профориентации так же используются нетрадиционные формы и методы:
- Проектная деятельность
- Мультимедийные презентации
- Виртуальные экскурсии
- Изготовление Лэпбук
- Квест игра
- Мастер классы
- Интерактивная игра
- Выставки, посвящённые профессиям
- Творческое Моделирование
( 6 Слайд) Формы и методы работы. Фото детей.
Все формы и методы работы по ранней профориентации осуществляются в процессе образовательной деятельности на занятии,
в совместной деятельности с детьми,
в ходе режимных моментов,
в процессе самостоятельной деятельности детей.
(7 Слайд) Фото детей. Экскурсии. Встреча с интересными людьми.
- Проводили экскурсии с детьми. Знакомились с профессией повар.
На экскурсии в школе №3 познакомились с профессиями библиотекарь, учитель, психолог.
- Организовали встречу с интересными людьми, дети познакомились с профессиями пожарный, спасатель МЧС, инспектор ГИБДД.
(8 Слайд) Фото детей. Гость группы.
- Работая по проекту «Ознакомление детей с профессиями родителей» мы приглашали родителей рассказать о своей профессии. Гостем группы были мамы, которые познакомили детей с профессиями бухгалтер и парикмахер.
(9 Слайд) Фото детей. Рассматривание альбомов, картин. Просмотр презентаций.
- Работая по проекту мы сделали альбом «Профессии наших родителей». Родители приносили нам фотографии с места работы. Дети с удовольствием рассматривают альбом.
- Просмотр презентаций и видеозаписей о профессиях.
(10 Слайд) Фото детей. Дежурство. Экспериментирование.
- Трудовые поручения, дежурство.
- Проводили с детьми эксперимент – где быстрее прорастет лук в земле или в воде.
(11 Слайд) Фото детей. Мастер - класс. Стенгазета.
- Мастер-классы – при знакомстве с профессией хлебопёк мы привлекли родителей и провели мастер класс по изготовлению хлебобулочных изделий;
- Работая по проекту сделали с детьми стенгазету «Профессии наших родителей».
Дети с гордостью рассказывают о профессиях своих родителей.
(12 Слайд) Фото детей. Хозяйственно – бытовой труд «Поможем Федоре перемыть посуду»
- Хозяйственно – бытовой труд, здесь игровая обучающая ситуация «Поможем Федоре перемыть посуду».
(13 Слайд) Фото детей. Сюжетно – ролевые и дидактические игры.
Работая с детьми, мы воспитатели, постоянно находимся в творческом поиске, подбираем и используем интересные формы и методы.
Я для своей работы с детьми по ранней профориентации выбрала такой нетрадиционный метод как Творческое моделирование.
(14 Слайд) Метод «Творческое моделирование».
Творческое Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем - моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом или изображением, или знаком.
К этому методу относятся схемы, модели, алгоритмы, таблицы, мнемотаблицы, различные обозначения и логотипы.
Логотипы я использую в своей работе по ознакомлению детей с профессиями.
Логотип – это знак или символ, обозначение, обеспечивающий узнаваемость (в данном случае профессий) по определенным деталям в рисунке.
Чтобы использовать логотип надо было познакомить детей с типами профессий.
(15 Слайд) Российский психолог, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии МГУ, академик Евгений Александрович Климов предложил классификацию по типам профессий, которая стала базовой для всех профессий в отечественной профориентологии. И эта классификация по типам вошла в метод Творческое Моделирование.
Типы профессий. Он выделил 5 типов профессий:
Человек – Человек;
Человек – Природа;
Человек – Знак;
Человек – Техника;
Человек – Искусство.
(16 Слайд) Типы профессий с логотипами
К каждому типу профессий подбирается подходящий логотип.
Ч-Ч – Человек, который в своей профессии общается с людьми, в процессе труда люди взаимодействуют между собой;(врач, продавец, воспитатель, учитель, экскурсовод, инспектор ГИБДД, официант и т.д.)
Ч-П – Человек, который в своей профессии общается с живой и неживой природой, с растениями, с животными; (Ботаник, зоолог, пчеловод, овощевод, ветеринар, фермер, эколог, синоптик и т.д.)
Ч-И – Человек, который в своей профессии занимается искусством, что-то красивое творит. (скульптор, поэт, композитор, актер, художник, дизайнер, дирижёр и т.д.)
Ч-М – Человек, который в своей профессии делает что-то своими руками, т.е. мастерит; (каменщик, плотник, токарь, портной, маляр, сварщик и т.д.)
Ч-З – Человек, который в своей профессии занимается умственными видами деятельности: схемами, знаками, цифрами, программами; (математик, бухгалтер, программист, конструктор, и т.д.)
Мы с детьми изготовили дидактическую игру, где дети сами выбирали логотипы, подбирали к выбранным логотипам группу подходящих профессий.
(17 Слайд) Игра «Подбери профессию»
И сейчас я бы хотела предложить поиграть в эту игру «Подбери профессии» (определи тип профессии)
Предлагаю выбрать 5 человек в фокус группу.
Желающие могут пройти к столу.
На столе лежат карточки. В середине нарисован логотип. На обратной стороне карточки подписано, что обозначает логотип.
Задание: вам нужно к логотипу подобрать 8 профессий и расположить их на карточке.
(18 Слайд) Фото детей в игре
Пока фокус группа выполняет задание, я бы хотела рассказать, как я знакомила детей с типами профессий.
Была проведена предварительная работа, работа проходила в виде бесед, экскурсий, рассматривания наглядных пособий, просмотр презентаций, видеозаписей.
Далее мы с детьми распределили знакомые им профессии по группам, чем похожи эти профессии, т.е. классифицировали, определяли связи и зависимости между компонентами труда одного типа профессий – это место работы, орудия труда, цель труда, результат труда.
Обговаривали, какие профессии можно отнести, например, к природе?
Отложили картинки с выбранными профессиями в отдельную папку.
Далее сделали цветовое обозначение.
- Каким цветом можно обозначить эту папку, ребята, если профессии относятся к природе? (Дети выбрали зеленый, т.к. в природе много зеленого цвета).
Наклеили зеленый кружок. Далее, когда все профессии разложили по типам я предложила детям подобрать логотип – обозначение к каждому типу профессий.
- Ребята, если бы я вам предложила нарисовать природу, что бы вы нарисовали? (дети отвечали, я бы нарисовала деревья, лес, цветы и бабочек, птиц на дереве, насекомых, животных в лесу и т.д.).
- А давайте объединим ваши все высказывания в одну картинку и выберем картинку – логотип из предложенных логотипов. (дети сами выбрали логотип). Выбранный логотип мы приклеили на папку. Так мы обозначили папку с типом профессий Человек – Природа. Мы сделали папки по всем пяти типам профессий.
При знакомстве детей с новыми профессиями мы распределяем их по типам. (Фото 5 папок)
Когда мы знакомились с профессиями родителей, мы рисовали логотип к профессии мамы, к профессии папы.
Старшие дошкольники умеют анализировать, видеть в картинке связь определённых профессий, поэтому дети с интересом познакомились с логотипами и используют их в игре. При знакомстве с новыми профессиями дети сразу определяют тип профессии.
Продолжая работу по ранней профориентации я буду и дальше использовать в своей работе метод Творческое Моделирование.
При такой нетрадиционной форме работы у детей расширяются знания о профессиях, дети знакомятся с новыми, разными профессиями в одной системе, подобранных по одному типу.
Если Фокус группа закончила своё задание?
Я предлагаю им встать и рассказать какие профессии они подобрали к своему логотипу.
- Какой у вас логотип? Какие профессии вы подобрали к логотипу?
- Легко ли было вам подобрать профессии к логотипу? Спасибо.
- Следующий коллега. Какой у вас логотип? Какие профессии вы подобрали к логотипу?
- Спасибо фокус группе за выполненное задание.
- На столах у вас лежат смайлики весёлый и грустный. Если вам понравилась игра и вы будите её использовать в своей работе, то положите в конверт весёлый смайлик, если нет, то грустный.
(19 Слайд) Спасибо за внимание!
В заключении хотелось бы сказать,
Дошкольный возраст - это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть кому – то полезным.
Уважаемые Коллеги, спасибо за внимание и благодарю за сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими"
Теория и практика....
мастер - класс« Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»
Мастер класс направлен на оказание помощи в организации и проведении профориентационной работы через математические игры. В ходе образовательной деятельности использую различны...
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день технологий является использование кейс-те...
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»...
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.Эта технология зародилась в Гарвордской школе бизнеса в начале 20 века и пост...
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Данное мероприятие познакомит педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения; педагоги научатся самостоятельно придумывать кейс-ситуации; в процессе коллективной творческой деятельнос...
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель:- познакомить педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения;- учить педагогов самостоятельно придумывать кейс-ситуации;- побуждать педагогов участвовать ...