«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР в режиме дня детского сада»
консультация (старшая группа)
Ранняя профориентация – актуальное и перспективное направление работы с детьми дошкольного возраста. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в современном мире перед нами стоит задача воспитать человека, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, который бы легко социализировался в обществе, успешно реализовался в профессиональной сфере. В настоящее время ориентация детей в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Детство! Пора мечтаний и грез, когда мечту можно воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – космонавт или даже президент. Дошкольный возраст
является наиболее благоприятным периодом для формирования
любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к
разным профессиям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы:
«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР в режиме дня детского сада»
Ранняя профориентация – актуальное и перспективное направление работы с детьми дошкольного возраста. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в современном мире перед нами стоит задача воспитать человека, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, который бы легко социализировался в обществе, успешно реализовался в профессиональной сфере. В настоящее время ориентация детей в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Детство! Пора мечтаний и грез, когда мечту можно воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – космонавт или даже президент. Дошкольный возраст
является наиболее благоприятным периодом для формирования
любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к
разным профессиям.
Фундаментом дошкольного образования являются игровые технологии, способные реализовать эту задачу. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии.
У детей с речевой патологией наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушение внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Данные особенности наших воспитанников предполагают создание определенных условий для организации работы по профориентации, которые определяются с учётом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушениями речи.
Наша задача – вызвать у детей желание узнать, как можно больше об интересующей их профессии. С этой целью выстраиваем образовательную деятельность в группе так, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался.
Самое главное правило в нашей работе: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Поэтому для качественного и успешного решения поставленных задач по ознакомлению дошкольников с профессиями, создали содержательную, трансформируемую, вариативную, доступную и безопасную, предметно-развивающую среду, которая способствует полноценному развитию личности детей, а также позволяет, через различные формы игровой деятельности знакомить ребят с профессиями взрослых.
Для моделирования среды и развёртывания игровых сюжетов в групповом помещении, изготовили ширмы-трансформеры, которые дети могут самостоятельно перемещать по группе. При выборе дизайна и темы для ширм - трансформеров мы учитываем игровые интересы воспитанников. На одну ширму - трансформер совместно с родителями сшили несколько тематических комплектов съемных элементов, например: «Мастерская», «Салон красоты», «Скорая помощь», «ДПС».
Каждое утро начинаем с обсуждения планов дня, реализации совместных дел, используем в профориентационной работе с дошкольниками технологию «Утренний круг», с целью создания эмоционального настроя на весь день. Предлагаем детям интересные «проблемные ситуации», например «Что было бы, если бы…» или «Что будет, если исчезнет профессия хлебороб, овощевод, комбайнер?» и др.
Применяем в своей работе технологию организации сюжетно-ролевых игр. Данная технология призвана сочетать элементы игры и обучения. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д.
Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры, используем некоторые методические приемы, например, в начале игры главные роли распределяем между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, используем следующие приемы:
1) совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть;
2) «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты» и др.);
3) участие в игре воспитателя (ненавязчивое, тактичное, в роли не наставника, а участника: «Добрый день! А я, доктор, зашла узнать, как себя чувствует ваша дочка»);
4) косвенное побуждение к игре («Мне нужно купить холодильник. Но как доставить его домой? Может быть, Саша согласится стать водителем грузовика?»).
В нашей группе мы организуем различные сюжетно-ролевые игры. Дети с удовольствием обыгрывая различные сюжеты: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Семья», «Магазин», «Салон красоты», «Сбербанк России» и т. д. В играх дети часто пытаются отобразить профессии своих родителей.
В ходе таких игр у детей с нарушениями речи формируются первичные представления о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
В своей работе используем дидактические игры, которые находят свое место в образовательной и самостоятельной деятельности детей. В ходе игр дети знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в дальнейшем. Осознать общественную значимость той или иной профессии помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
Особым вниманием пользуются у наших воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», «Ассоциации», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.
Организация словесных игр, для детей нашей группы способствует пополнению словарного запаса воспитанников понятиями из профессиональной сферы. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое воздействие на развитие речи детей нашей группы. Поэтому с детьми ежедневно проводим пальчиковые игры и упражнения. Благодаря таким играм дети получают разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у них формируется концентрация внимания и выдержка. Игры, имитирующие трудовую деятельность и работу различными инструментами, в простой занимательной форме знакомят ребят с профессиями и орудиями труда, помогают понять важность и необходимость каждой профессии. Пальчиковые игры: «Профессии», «Такие разные дела», «За работу», «Строители», «Мы пожарные», «Строитель», «Поварята», «Доктор», «Швея».
Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные игры, которые позволяет детям обыгрывать сюжет из знакомого литературного произведения, где дети являются и актерами, и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе детей, раскрыть их потенциал, например - сценка-инсценировка «В гостях у сказки».
В своей работе мы активно используем квест-игры, которые основываются на определённом сюжете и имеют обязательную конечную цель, достигнуть которую, можно лишь последовательно решая поставленные задачи. Использование квестов позволяет нам уйти от обыденных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Данная форма работы с детьми позволяет нам задействовать неограниченное количество участников квест-игры. В процессе игры каждый участник может применить свои знания, умения и навыки в практической деятельности. Они помогают организовать целенаправленный досуг и расширить кругозор в области существующих профессий увлекательной форме закрепить знания о профессиях: «В стране профессий», «Путешествие в мир профессий», «Кто работает в детском саду?» и др.
Подвижные игры– хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, лётчику, пожарному, полицейскому, военному, космонавту и др.
Сделать процесс обучения при знакомстве с профессиями интересным и ненавязчивым помогают нам интерактивные игры, которые повышают мотивацию у детей к процессу познания.
В интерактивной игре для детей старшей группы по теме «Профессии» ребята, помогая Лунтику, знакомятся с различными профессиями, их названиями, орудиями труда, необходимыми для работы. Учатся выбирать орудия труда, необходимые парикмахеру, учителю, строителю, врачу, повару, полицейскому и продавцу. Игра расширяет кругозор, словарный запас ребенка, развивает память, внимание. Эту игру можно использовать для занятий, как в группе детского сада, так и дома.
При знакомстве детей с особенностями работы специалистов различных профессий используем виртуальные экскурсии. Они позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать. Такие экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к миру профессий.
Проводим экскурсии: «В карьере Лебединского ГОКа», «В больнице», «На стройке», «Путешествие на МКС», «Аэропорт в Белгороде» и т.д.
Например, во время виртуальной экскурсии «Аэропорт в Белгороде», детям вначале экскурсии предлагается отгадать загадку и узнать, куда мы отправляемся. В ходе экскурсии виртуально посетили аэродром, познакомили детей с устройством аэропорта, расширили представления о воздушном транспорте. Дали первичные представления о профессиях «стюардесса, летчик». Ввели в речь детей новые слова «стюардесса, аэровокзал, аэропорт, зал ожидания, эскалатор, посадочный талон, аэродром».
В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия.
Так виртуальная экскурсия на международную космическую станцию позволила детям «побывать» на МКС, узнать, какую работу выполняют космонавты. Ребята получили представления о качествах и требованиях к людям данной профессии. В ходе экскурсии уточнили: Кто работает на этой станции? В каких условиях работают космонавты?
Затем детям предлагалось представить, как же это сложно – быть в невесомости. Ребята выполняли упражнение «Космонавты», чтобы проверить выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие.
Виртуальную экскурсию используем как часть образовательной деятельности или как самостоятельное мероприятие.
«Встречи с интересными людьми» — это форма работы с семьей, которая позволяет нам достичь цели своей педагогической деятельности, а родителям быть не пассивными зрителями, а стать активными участниками образовательного пространства. В начале учебного года на собрании была предложена идея встреч с интересными людьми различных профессий. Родители с радостью откликнулись и предложили свое участие. Таким образом, воспитанники нашей группы были познакомлены с такими профессиями: врач скорой помощи, пожарный, сотрудник ДПС, повар-кондитер.
В ходе беседы с детьми выяснилось, что они недостаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. Поэтому стали использовать в своей работе такую форму организации детской деятельности, как Виртуальное гостевание.
Чтобы познакомить воспитанников с разными профессиями, предлагаем родителям записать видеоролик о своей работе. Для этого заранее проводим опрос среди родителей и узнаём, кто бы из них хотел стать виртуальным гостем группы.
Занятия с участием виртуального гостя предусматривает предварительную работу как с детьми, так и с самим гостем. С детьми проводим беседу о тех профессиях, о которых потом им более подробно расскажет гость. Также с детьми заранее подготавливаем вопросы о профессии, что они хотели бы узнать или увидеть. Передаём эти вопросы родителям, которые стараются ответить на них в своем видео рассказе.
Задача виртуального гостя не просто рассказать на камеру, кем он работает и чем занимается, но и показать рабочее место, оборудование, инструменты. Детям нравится, когда родители рассказывают истории из опыта своей работы, обращаются к ним. Видеоролики получаются живыми и создают атмосферу реального общения.
Можно сделать вывод, что использование игровых технологий по ранней профориентации помогает дошкольникам научиться стать креативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления и знания о многообразии профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность. Это поможет их дальнейшему успешному правильному выбору профессии, которая будет приносить удовлетворение и радость.
Благодаря разнообразным интересным формам работы, у детей с нарушением речи формируются первичные представления о профессиях, происходит обогащение и активизация словаря по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей старшего дошкольного возраста (Выступление на ГМО г. Нижневартовска)
Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...
Результаты педагогической деятельности по методике "Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Основное направление деятельности - развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка детей к школе....
Мастер-класс «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект – карты»
Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода интелект - карт Тони Бьюзена в вопр...
Реализация проекта «Строители» в свете пропедевтической работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
Вопрос реализации работы по ранней профориентации в детском саду является актуальным. Эффективным методом реализации данного направления является метод проектов. Педагоги детского сада № 6 делятся тех...
МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....