Формы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста
методическая разработка
Сценарий семинара - практикума
"Формы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста" для педагогических работников дошкольных образовательных организаций
В рамках педагогической гостиной "Нескучный сад"
Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОО в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста (обмен опытом)
Ход мероприятия
В зале звучит фоновая музыка. Выходит ведущий
Ведущий
Добрый день, дорогие друзья!
Мы рады приветствовать Вас в нашей гостиной «Нескучный сад»!
Отбросьте все сомнения, забудьте про дела!
Открыли мы гостиную, общаться нам пора.
Мы тщательно готовились принять своих гостей,
Так много накопилось приятных новостей!
Мы ими здесь поделимся, поддержки ждём от Вас,
Играет музыка. Входят дети читают стихотворение "Мы рады Вам" Исполняют песню "Хорошее настроение" |
Едины общей целью мы, начнем прямо сейчас!
Ведущий
Слайд 1
«Все мы родом из детства», любят многие из нас цитировать Антуана де Сент-Экзюпери...
Слайд 2
Действительно, «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»…
Слайд 3
Помните ли Вы свое детство? Каким оно было? Безоблачно счастливым, или с горькой ноткой разочарования ?
Лица друзей, «секретики», детские шалости, игра в «резиночку»...
А главное, мечты!..
Полететь в космос или оказаться на Северном полюсе, прокатиться на звездолете и стать моделью, шагающей в маминых туфлях по подиуму?
Слайд 4
Друзья, давайте представим, что мы - снова дети, которые мечтают о том, кем они хотят стать и поделимся своими мечтами друг с другом.
Игра на сплочение «Мои мечты»
Мечты бывают разные (развести руки в стороны) -
Серьезные и праздные ( хлопки в ладоши),
Есть мечты большого роста (потянуться вверх, встав на носки) -
Дорасти до них непросто,
Но, если мы живем с тобой (взяться за руки)
Светлой, радостной мечтой (идем по кругу),
Она согреет сердце наше (прислонить руки к груди),
И все на свете станет краше ( сделать цветок из ладоней),
А где свет и доброта (взяться за руки),
Всегда сбудется мечта (сойтись в центр, поднять сомкнутые руки)
Мини-интервью от участников семинара "Когда я была маленькой, мечтала стать..."
Мультфильм «Навигатум. Калейдоскоп профессий
Слайд 5
Презентация опыта работы ДОУ по ранней профориентации дошкольников
Ведущий
Проблема выбора стояла перед человеком всегда. А проблема выбора профессии является одной из наиболее значимых и сложных в жизни каждого человека.
Слайд 6
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» ( от 27 сентября 1996 г. № 1) профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры. Где так же указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания.
Слайд 6, 7
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Важной составляющей является ранняя профориентация дошкольников.
Слайд 8
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.
Слайд 9
Поэтому, педагоги моделируют производственную среду для формирования представлений дошкольников о профессиях путем применения ИКТ и современных образовательных технологий.
Просмотр видео - роликов о проведении экскурсий на пищеблок, медицинский кабинет, прачечную, кафе, банк.
Слайд 10 Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).
Коллеги, больше всего дошкольники любят играть. В играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Слайд 11
Игра - отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
Слайд 12
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Слайд 13 Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Слайд 14
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.
Слайд 15
Современное обучение ориентировано на развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к обучению, овладению новыми системами знания, развитие креативных способностей личности и расширение ее творческих возможностей.
Слайд 16
При этом огромная ответственность ложится на плечи педагога. В данных условиях он призван найти эффективные пути улучшения программы обучения, а вместе с этим выделить оптимальные методы и приемы обучения.
Слайд 17
Одним из инновационных и малоизученных способов организации обучения является кейс - технология (Case Study) произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай, а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Кейс-технология направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно анализировать информацию и применять полученные знания в реальной жизни.
Слайд 18
Технология развивает умственные, сенсорные и речевые способности, аналитические умения, формирует навыки социально - коммуникативного взаимодействия в общении в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка.
Слайд 19
Сегодня опыт работы с применением данной технологии представят воспитатели подготовительной группы, которые приглашают нас в детективное агентство «Что? Где? Когда?»
Слайд 20
Студия «Эко - мода» – это маленький мир, в котором девочки получают ряд знаний и умений, необходимых в жизни каждой будущей леди, а мальчики приобретают чувство вкуса и красоты, это своеобразное смешение прикладного творчества, моды, пластики, танца и подиума. Все это, как нельзя лучше, формирует у детей чувство стиля, художественный вкус и помогает развитию физических данных.
Коллеги, сегодня мы с Вами посетим студию «Эко - мода», руководителем которой является воспитатель ...
Слайд 21
Занятия в студии помогают детям раскрыть свои таланты, понять, в каком виде творчества они могут быть наиболее успешными. Здесь учат детей быть не
только подтянутыми и стройными, красиво двигаться и одеваться, но и быть раскрепощенными и уверенными в себе.
Слайд 22
Сегодня в рамках студии для нас открыт салон «Модный гардероб», где нас познакомят с последними веяниями эко - моды.
Использование материалов из вторичного сырья не только развивает у дошкольников фантазию, творческое мышление, но и прививает маленьким модельерам ответственное отношение к окружающему миру, основы экологической культуры.
2 часть семинара - практикума
Участники семинара распределяются по секциям (открытый показ):
1. Детективное агентство «Что? Где? Когда?»
2. Салон «Модный гардероб»
КОФЕ-ПАУЗА
3 часть семинара
Игровая программа "Самая, самая профессия!"
Ведущий читает загадку
Почерком быстрым исписан весь лист -
Очерк в газету строчит... (Журналист.)
Ведущий
Коллеги, предлагаю примерить на себя эту творческую профессию.
Разминка
Назвать одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная», «весёлая», «опасная», «детская», «серьёзная», «общительная», «высотная», «сильная», «красивая», «заботливая», «быстрая», «глубокая», «ответственная», «интересная».
Деление участников на команды
Игра «Придумать профессии, начинающиеся на букву…»
Задача участников: назвать как можно больше профессий, на заданную букву.
Условия игры: команды называют по одной профессии, друг за другом, не повторяясь. Выигрывают та команда, которая придумала больше профессий.
Конкурс «Закончи пословицу»
Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку и получает две
минуты на выполнение задания.
Задача команды: прочитать начало пословицы и сформулировать (додумать) её окончание.
«Какой мастер - …..» (такова и работа)
«Тяжко тому жить,… (кто от работы бежит)
«Словами туда и сюда,… (а делами – никуда)
«Труд кормит, … (а лень – портит)
«Кто любит трудиться, …. (тому без дела не сидится)
«Красна птица оперением,.. (а человек – рукоделием)
Ведущий
Коллеги, как Вы знаете, журналист должен обладать хорошей дикцией.
Конкурс «Скороговорки»
Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку, на которой записана скороговорка и получает две минуты на выполнение задания.
Задача команды: проговорить скороговорку хором.
Примеры скороговорок
1.Встретил в чаще ёж ежа:
«Как погода, ёж, - свежа».
И пошли домой дрожа,
Сгорбясь, съёжась два ежа.
2.Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
3. Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочку пар идёт.
Ведущий
Общаясь с разными людьми журналист должен иметь богатый словарный запас.
Конкурс «Предметы гардероба на букву «П»
Задача команды: назвать как можно больше предметов гардероба на заданный звук.
Условия конкурса: каждая команда называет по одному предмету, друг за другом, не повторяясь, без предварительной подготовки.
Ведущий
Журналист может написать заметку в газету или журнал на любую тему.
Конкурс "Заметка о профессии дошкольного педагога".
Задача команды: рассказать о «своей» профессии по следующей схеме: название профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда (иначе говоря – составить рассказ в определённой последовательности).
Условия конкурса: На выполнение задания командам даётся 4 минуты, затем выслушиваются полученные рассказы.
Критерии заметки: отражение заданной темы, краткость, креативность подачи материала.
Ведущий
Журналист должен хорошо знать произведения других писателей. «Литературный конкурс»
Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку, на которой написано название известной детской сказки и получает две минуты на выполнение задания.
Задача команды: назвать профессии литературных героев конкретного произведения, указанного на карточке.
Ведущий
Спасибо вам, прекрасные коллеги,
Помощницы, советчицы, стратеги,
Работалось мне с Вами так легко,
Нам было весело, сердечно и тепло!
Сегодня с Вами мы детьми побыли,
Играли, сочиняли и шутили,
В профессии играли, обсуждали
И может хоть чуть-чуть счастливей стали!
Мне жаль сегодня с Вами расставаться,
Так хочется Вас попросить остаться,
Но жаль, всех Вас труба опять зовет
И в путь пора, работа снова ждёт!
Желаю всем удачи, вдохновения,
И очень много сказочных мгновений,
Карьеры и зарплаты, чтоб повыше,
Любви и впечатлений - выше крыши!
Рефлексия
Технология "Ресторан"
- Я съел бы ещё.....
- Больше всего мне понравилось блюдо....
- Я почти переварил....
- Это кафе....
- Я переел.....
- Пожалуйста добавьте...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_profpomogator_prezentatsiya_bondareva_d.n._wecompress.com_.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Добро пожаловать в гостиную «НЕСКУЧНЫЙ САД»
«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»…
Давайте помечтаем…
Социально-коммуникативное развитие Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. способен договариваться, учитывать интересы и чувства других сопереживать неудачам и радоваться успехам других…
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ это система мероприятий направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр ( Д.Б. Эльконин , А.В. Запорожец , Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая , А.П. Усова, Н.Я. Михайленко ) «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности… Образно говоря, детская игра - это первый профориентатор ребенка…» А.Г. Асмолов
Мы - артисты Парикмахер - универсал Хороши модели наши Мы - военные
Повар - вкусная профессия Стройка только начата
Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).
Современное обучение
произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
ЧТО? ГДЕ? Когда?
Детская студия «Эко – мода»
РЕФЛЕКСИЯ
НАСЫТИЛИСЬ? Я съел бы еще этого … Больше всего мне понравилось … Я почти переварил … Этот ресторан… … Я переел … Пожалуйста, добавьте…
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста»
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…В свете введения...
Реализация проекта «Строители» в свете пропедевтической работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
Вопрос реализации работы по ранней профориентации в детском саду является актуальным. Эффективным методом реализации данного направления является метод проектов. Педагоги детского сада № 6 делятся тех...
Районное методическое объединение работников дошкольного образования по теме : Инновационная проектная деятельность по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста "Мы - юные строители , архитекторы , конструкторы"
Познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе "Почемучки" , "Что нам стоит дом построить"...
«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР в режиме дня детского сада»
Ранняя профориентация – актуальное и перспективное направление работы с детьми дошкольного возраста. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г...
Доклад к мастер – классу: «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста».
Доклад к мастер – классу: «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста» для выступления на районном методическом объединении воспитате...
Презентация к мастер - классу «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста».
Презентация к мастер - классу «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста» для выступления на районном методическом объединении воспитателей логопедически...
Методическая разработка по теме: «Ранняя профориентация с детьми дошкольного возраста как средство успешной социализации»
Согласно ФГОС ДО, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, так как в настоящее время ...