Технологии эффективной социализации: проблемно-педагогические ситуации, круг рефлексии, к родителям через детей.
методическая разработка

Девяткина Ирина Александровна

Технологии эффективной социализации: проблемно-педагогические ситуации, круг рефлексии, к родителям через детей.

Технологическая карта к технологии «Ежедневный круг» Цель: формирование детского сообщества через развитие коммуникативных навыков, рефлексию и саморегуляцию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии эффективной социализации: проблемно-педагогические ситуации, круг рефлексии, к родителям через детей.

Технологическая карта к технологии «Ежедневный круг» Цель: формирование детского сообщества через развитие коммуникативных навыков, рефлексию и саморегуляцию.  

Основные задачи: 1. Развитие навыков совместного планирования детьми ситуации текущего дня, недели, ситуации месяца. 2. Обучение культуре общения (способности к эмпатии, слышать и слушать друг друга, к уважению чужого мнения и тд.) 3. Снятие эмоционального напряжения у детей. 4. Создание общегрупповых правил, традиций и ценностей. 5. Развитие уверенности в себе и способности выступать публично. 6. Развитие познавательного интереса и креативного мышления у детей 7. Развитие способности разрешать конфликты и проблемные ситуации. 8. Формирование личностного отношения к традиционным российским духовно- нравственным ценностям. 9. Развитие взаимодействия ДОО и родителей посредством технологии «К родителям через детей»  

Типы «Ежедневных кругов» 1. Ежедневный утренний и вечерний круг. 2. Спонтанно возникший, проводимый воспитателем. 3. Круг перед и после «Клубного часа». 4. Мотивационный. 5. Поводящий итог чему-либо. 6. Круг, проводимый детьми-волонтерами. 7. Круг после «Проблемно-педагогической ситуации». 8. Круг, проводимый самими детьми. 9. Круг, проводимый родителем или вместе с родителем. 10. Правила технологии «Ежедневный круг»

3    

Правила технологии «Ежедневный круг» для детей 1. Правило поднятой руки (внимание и тишина) 2. Говорить по - одному или тому, у кого в руках мяч. 3. Отвечать на тот вопрос, который задан. 4. Не повторять, то, что было сказано.  5. Если не хочешь говорить, то можешь не говорить. 6. Каждый говорит только о себе. 7. Если хочешь ответить, подними руку. 8. Передавай мяч тому, кто поднял руку или по кругу.  

Правила технологии «Ежедневный круг» для педагогов 1. Ежедневный круг проводится каждый день в удобное время.  2. Утренний круг начинается с речевки. 3. Время проведения: до 20 минут. 4. Важно соблюдения ритуала: свеча, коврик, мячик, свет и т.д. 5. Высказывания детей не оцениваются. Если не знаешь, как реагировать на высказывания ребенка, спроси его о чувствах, покивай головой или скажи: «Так бывает». Воспитатель не дает оценку высказываниям, просто отражает чувства, иногда с помощью интонации привлекает внимание детей к значимым ответам. 6. Если никто из детей не смог ответить на заданный вопрос, воспитатель принимает решение: привести пример, рассказывая на Кругу незаконченную историю или историю из своего детства, или какого-либо героя и т.д. 7. После каждого вопроса ведущий Круга подводит итог высказываниям детей фразой: «Я вас правильно поняла, что…» 8. Каждый вопрос сопровождается прояснением чувств детей. 9. Ведущий использует разные способы проведения Круга (опрос всех детей, выборочные ответы детей, повторное возвращение к ответу, проверка на внимание и тд). 10. На Кругу нельзя давать оценку высказываниям родителей, которые озвучивают дети. Однако иногда воспитатель с помощью интонации привлекает внимание детей к значимым ответам.

4  

11. Если тема Круга не интересует детей, воспитатель меняет тему. 12. Круг рекомендуется завершается технологией «К родителям через детей».  

Правила проведения Круга до и после Клубного час ДО КЛУБНОГО ЧАСА:  1. С детьми необходимо обсудить предстоящее событие, в котором они могут выбирать для себя различные роли и совершать различные действия, в зависимости от типа КЧ и развиваемых социальных навыков. 2. С детьми необходимо повторить правила КЧ. 3. Дети обязательно проверяют наличие трех красных кружочков в сумочке  

ПОСЛЕ КЛУБНОГО ЧАСА: 1. Дети собираются на круг и выкладывают перед собой кружки. Если у ребенка отсутствует красный кружок, он объясняет причину его отсутствия. Затем дети кладут кружки в сумку и убирают ее за спину. 2. Если ребенок заявляет о том, что он не нарушал правило, а ему пришлось отдать круг, то в этой ситуации необходимо разобраться индивидуально в течение дня. 3. Следующий вопрос для обсуждения после вопроса о соблюдении правил КЧ обязательно должен соответствовать тем задачам, которые ставили педагоги на конкретном КЧ. 4. В старшей и подготовительной группе не рекомендуются простые вопросы типа: «Где ты был?», «Что ты делал?» Рекомендуется спросить, например: «Что тебя сегодня больше всего удивило? «С кем тебе удалось поиграть, познакомиться?, «Кому смог помочь?» и т.п. 5. Круг заканчивается вопросом к родителям по теме КЧ  

Правила проведения Круга по Технологии «К родителям через детей»  1. Каждый Круг можно заканчивать вопросом к родителям.  2. Каждое утро может начинаться с Круга, где дети рассказывают, что им сказали/ответили родители по вопросу, который был задан накануне.                                                      3. Воспитатель, комментируя ответы детей, никогда не дает оценку высказываниям родителей.  

5  

4. Комментария воспитателя зависят от типа ответа родителя.  5. Выслушав всех детей, воспитатель подводит итог обсуждения, например: «Дети, я правильно поняла, что могут быть самые разные способы просить прощения: можно просто попросить прощения: можно сделать приятный подарок, можно исправить испорченную вещь, а можно подождать, когда у тебя попросят прощения.  Подумайте, а какой способ выбрали бы вы?» В данном случае возможно задать еще один вопрос: «Дети, а что чувствуете вы, когда вас обидели и не просят прощения?»  

Результаты технологии «Eжедневный круг» Для детей: - развитие коммуникативных навыков, связанной речи; - сплочение детского коллектива; - усвоение социальных норм, соответствующих их возрасту; - развитие способности разбираться в своих чувствах; - развитие инициативы, саморегуляции поведения; - развитие способности переживать неудачи и разочарования. для педагогов: - учит выслушивать мнения детей; -учит не давать оценку высказываниям детей; -способствует проведению диагностики эмоционального состояния группы, ребенка;  -дает возможность своевременного реагирования; -дает возможность совместного планирования событий. для родителей: -круг – один из способов сплочения родительского коллектива; - семья незримо присутствует на каждом круге, тем самым участвует в жизни ребенка и в жизни ДОО.

6  

Технологическая карта проведения «Проблемной педагогической ситуации»  

Основные цели:  

Учить детей самоопределению в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.  • Формировать у детей нормы и правила поведения • Учить детей ориентироваться в пространстве • Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим и способность чувствовать себя членом группы • Формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, благодарить за помощь и знаки внимания • Формировать умение планировать свои действия и оценивать результаты  

Этапы проведения «Проблемной педагогической ситуации»:

1. Выбор педагога, отвечающего за организацию внедрения технологии ППС 2. Планирование ситуации (время, место, участие взрослых) 3. Разработка сценария ППС и подготовка вопросов для рефлексивного круга 4. Подготовительные беседы с детьми по проблематике ППС 5. Создание ситуации, максимально приближенной к жизни 6. Рефлексивный круг для детей 7. Обсуждение проблемной ППС воспитателями и планирование дальнейшей работы по данному направлению  

Важные условия проведения технологии «ППС»

• Ситуация проводится без присутствия взрослых • Желательно съемка на видеокамеру для последующей рефлексии с педагогами

7  

• Сначала прорабатываем самые простые ситуации, затем переходят к более сложным • Обязательно проведение рефлексивного круга после ППС • Каждая ситуация повторяется 2-3 раза с интервалом в 2-3 недели, пока дети не самоопределяться, не выработают позитивную позицию • Через полгода проводится контрольная ППС на эту же тему • Родителям не сообщается напрямую о поведении детей в рамках ППС, им предлагается спросить у своих детей, как они себя вели. В помощь дается несколько вопросов от родителя к ребенку.  

По тематике «ППС» могут быть направлены на развитие:

• Духовно – нравственных качеств   • Трудовых навыков • Навыков безопасной жизнедеятельности • Учебных навыков  • Коммуникативных навыков  • Экологического сознания  • Патриотизма  

«ППС» могут быть проведены: В режимные моменты:

1. перед завтраком 2. во время приема пищи 3. перед или после сна 4. во время одевания 5. во время прогулки В рамках технологии социализации:

• Клубный час • Заключительный праздник • Ситуации месяца (в начале, в середине, в конце)

8  

ППС могут быть спонтанно возникшими, с информированием родителей, с длительной подготовкой и без подготовки, простые и сложные.  

Диагностика сформированности у детей социального навыка  

На примере ППС «Карлсон» Цель: выявить уровень сформированности саморегуляции поведения у детей в жизненной ситуации. Форма мониторинга: анкетирование. Кому адресована: педагогу дошкольной организации. Кто проводит: педагог. Срок проведения: после каждой ППС.  

1. Какое количество детей напоминали герою о правилах группы? • 0 баллов — никто • 1 балл — до 30 % • 2 балла — до 50 % • 3 балла — от 70 % и выше  

2. Какое количество детей может остановить героя, если слышит неприемлемое предложение? • 0 баллов — никто • 1 балл — до 30 % • 2 балла — до 50 % • 3 балла — от 70 % и выше   3. Какое количество детей может справиться со страхом? • 0 баллов — никто • 1 балл — до 30 % • 2 балла — до 50 % • 3 балла — от 70 % и выше  

9  

4. Какое количество детей может аргументированно высказать свою позицию и остановить детей, ссылаясь на правила • 0-Никто • 1-до 30% • 2-до 50% • 3-от 70% и выше  

5. Какое количество детей может аргументировано высказать свою позицию и остановить детей, ссылаясь на страх или авторитет взрослого • 0-Никто • 1-до 30% • 2-до 50% • 3-от 70% и выше  

Критерии диагностики: • Высокий уровень овладения навыком:7-9 балла • В ситуации неопределенности ребенок останавливает того, кто нарушает правила, • аргументировано отстаивает свою точку зрения • Справляется со страхом • Средний уровень овладения навыком: 4-6 балла • В ситуации неопределенности дети ищет помощи взрослого • Справляется со страхом • Не может аргументировано отстаивать свою точку зрения • Низкий уровень овладения навыком: • Дети включаются во все проделки (и др. героя) 0-3 балла  

ППС Карлсон Цель: предоставить ребенку возможность самоопределения в эмоционально- напряженной ситуации с целью получения жизненного опыта. Задачи: Научить аргументированно отстаивать свою позицию; формировать умение самоопределяться в эмоционально напряженной ситуации; развивать   способность

10  

следовать правилам, несмотря на провокационные действия героя; воспитывать чувство ответственности за принятые решения; развивать социальный навык: « умение справляться со страхами», «умение говорить « Нет», « умение адекватно реагировать на незаслуженные обвинения».

Срок проведения: конец сентября Время проведения: 20мин сама ситуация, 15 мин — рефлексия после ситуации Возраст: старшая, подготовительная группа  

Предварительная работа. Введение правил. Знакомство с книгами о Карлсоне, обсуждение с детьми персонажей и характеров героев. Вопрос детям: А вы хотите, чтобы Карлсон прилетел к Вам и поиграл с Вами? Провести беседу, о том, что нельзя брать без спроса чужие вещи, наносить вред живому (цветам, животным). Предварительный прогноз поведения каждого ребенка составляет воспитатель данной группы.  

Оборудование: Скрытая камера, правила группы на стене, принятые детьми, костюм Карлсона, цветок, стоящий на видном месте, сумка воспитателя, стоящая на столе в спальне.  

Ход ППС Через 3-4 дня после бесед о Карсоне создает ППС. Воспитатель говорит детям, что ему на минутку надо выйти и предлагает детям поиграть с любые игры. Дети свободно играют в группе 2-3 мин. Входит Карлсон и говорит:  

Первый этап: Установление позитивного контакта с детьми Карлсон: Здравствуйте, дети, Вы меня узнали? Вы рады, что я к Вам пришел? Я пришел к Вам поиграть. А во что можно у Вас поиграть? Ответы детей. Дети ведут Карлсона по группе, показывая ему игрушки. Карлсон: Какие у Вас есть игрушки? С интересом рассматривает игрушки, рассказывает про свои, спрашивает, как в них играть. Первый этап заканчивается тогда, когда установлен позитивный контакт.  

Второй этап: нарушение правил Карлсон: Ребята, а вы читали про меня книжки? А помните, что мы с Малышом очень любим шалить. А давайте сейчас вместе пошалим. Что у Вас в группе делать нельзя.

11  

Ответы детей. Например: дети рассказывают, что нельзя бегать, кричать, бросать игрушки и т.д. Карлсон: А давайте тихонечко бегать кричать, бросать игрушки — это же весело. Карлсон начинает потихоньку бежать, если дети его не останавливают, то через какое-то время Карлсон перестает это делать, если кто-то говорит, что бегать нельзя, то задает вопрос: Карлсон: Почему? Ответы детей Карлсон выслушивает ответы детей, рассматривает правила, если дети на них указывают. Карлсон: Ну ладно, если есть такое правило, то не буду, а у меня на Крыше «можно». Далее внимание Карлсона привлекает цветок. Карлсон: как он называется этот цветок? Очень красивый, у меня такого нет, но я хочу оторвать листик для своего гербария, и протягивает руку, чтобы оторвать. Ждет реакции детей. Если дети его останавливают, то Карлсон: Почему ? Ответы детей и их аргументы. Карлсон: если у вас нельзя, то я не буду. Если дети разрешают оторвать, то отрывает маленький кусочек и кладет в карман. Затем Карлсон предлагает детям пойти в спальню. На столе стоит сумка воспитателя. Карлсон: Какие красивые у вас кроватки. Какой стол? Пойду посмотрю, что на нем лежит. Какая красивая сумочка (берет ее в руки). Ребята, давайте посмотрим, а что внутри. Я очень люблю смотреть в сумки. Реакция детей. Если дети не дают открывать сумку, то Карлсон : « Почему нельзя?» Выслушивает ответы. Карлсон: Ну нельзя, значит нельзя, а у меня на крыше все можно. Если часть детей предлагает ее открыть, то Карлсон: (достает из сумки деньги) Ребята, а пойдем сейчас накупим сладостей и полетим на крышу. Реакция детей. Если дети не соглашаются, то Карлсон:( еще раз интенсивно приглашает детей) Ну что вы, ребята, это так интересно сесть на крышу, смотреть вниз и есть сладости. (Кричит): «В гости, в гости, все ко мне в гости и радостно бежит в раздевалку, покрикивая : Кто со мной, кто со мной? Реакция детей. Если часть детей начинает одеваться, то Карлсон (их хвалит): Молодцы, люблю таких. Если часть детей не соглашается, то

12  

Карлсон: Почему вы не хотите со мной на крышу? Выслушивает аргументы. Если дети не поддаются на провокации, то Карлсон продолжает заманивать детей игрушками, весельем, танцами на крыше. Если дети начали одеваться, то Карлсон: Я сейчас вернусь, ждите меня (выбегает из группы). Дверь должна быть закрыта, чтобы дети не могли выйти из группы. Дети остаются одни на 2 мин, чтобы произошло самоопределение. Входит воспитатель и спрашивает: «Что у вас здесь произошло?»  

Третий этап: рефлексия. Воспитатель предлагает сесть в круг и обсудить, что произошло. Вопросы круга: 1. Что сейчас произошло? Дети начинают объяснять. Воспитатель задает этот вопрос до тех пор, пока кто-то из детей не скажет: «К нам приходил Карлсон, он нарушал правила, бегал, отрывал листочки, залезал в сумку и приглашал в гости на крышу». На это воспитатель говорит: «Ах, вот что у вас произошло, теперь я поняла, что происходило» — и повторяет то, что сказал ребенок. 2. Что вы делали и что вы чувствовали, когда это происходило? Надо напомнить детям правило, что каждый говорит за себя. Воспитатель слушает ответы и задает вопрос: «Тебе это нравилось или не понравилось?» Воспитатель постоянно спрашивает о чувствах, уточняя их, проясняя действия. Например: «Я поняла, что тебе, Глеб, не понравилось, когда Карлсон залезал в сумку, и ты почувствовал страх, тебе было неприятно». Все дети должны сказать о своих чувствах, воспитатель только проясняет эти чувства. 3. Что вы будете делать, если Карлсон придет еще раз? Дети могут предложить показать правила, вызвать полицию, охранника, поймать и выгнать Карлсона. Если дети говорят, что в следующий раз уйдут на крышу, то каждый раз воспитатель спрашивает, что будет, если вы это сделаете. В конце воспитатель спрашивает: «А смогли бы его сами остановить?» Итог круга: «Значит, вы сами можете остановить его, потому что у нас есть правила, которые мы сами принимали». В самом конце круга надо задать вопрос к родителям: «Ребята, спросите у родителей, как бы они поступили, если к ним прилетел Карлсон».  

Четвертый этап: анализ ситуации с родителями и педагогами.

13  

В раздевалке вывешено объявление, что прошла ситуация. Вопросы для обсуждения дома: что происходило? Что ты чувствовал, когда это происходило? Что ты будешь делать, когда это еще раз произойдет? На следующий день на рефлексивном кругу дети рассказывают, что говорили родители. Воспитатель не дает оценку высказываниям родителей. На педагогическом совете после ситуации просматривается видеоматериал, обсуждается и анализируется поведение и высказывания детей в соответствии с диагностической анкетой ( см. анкету № 1 Диагностика. Дети) и предварительным прогнозом воспитателей.  Намечается следующий этап, срок (не менее двух и не более трех недель) и задачи следующего прихода Карлсона.  

Пятый этап: организовывается приход Карлсона столько раз, сколько потребуется для того, чтобы дети заблокировали действия Карлсона в соответствии с правилами группы.  

Самое важное: если большинство детей с первого раза не прошли эту ситуацию, то ее необходимо повторять до максимального позитивного результата. Категорически запрещается проводить ситуацию без рефлексивного круга. Нельзя осуждать детей за мнение и поведение во время ППС и рефлексивного круга. Надо создать условия для позитивного самоопределения детей и принятия собственного правильного решения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии эффективной социализации детей. Ситуация месяца.

Самостоятельность и инициативность - это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка....

Мастер-класс для педагогов "Технология эффективной социализации детей Н.П.Гришаевой. Ежедневный рефлексивный круг"

Как организовать работу ежедневного рефлексивного круга, какие игры и упражнения можно применять....

Современные технологии эффективной социализации детей (Ситуация месяца, Клубный час, Проблемная ситуация, Социальная акция)

В результате использования технологий В.П.Гришаевой дошкольники приобретают интегративные качества, такие как:Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям).Любо...

Технология эффективной социализации детей 3-7 лет Н. П. Гришаева : «Ежедневный рефлексивный круг»

Технология эффективной социализациидетей 3-7 лет Н. П. Гришаева: «Ежедневный рефлексивный круг»...

Современные технологии эффективной социализации детей (Ситуация месяца, Клубный час, Проблемная ситуация, Социальная акция)

В результате использования технологий В.П.Гришаевой дошкольники приобретают интегративные качества, такие как:Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям)...

«Технология эффективной социализации старших дошкольников – «Ситуация месяца»

Основная проблема современного дошкольника - страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.Основной задачей ...

ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ «ЕЖЕДНЕВНЫЙ РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ»

Ежедневный рефлексивный круг - современная технология эффективной социализации ребенка в ДОУ.  Как же организовать рефлексивный круг так, чтобы он стал эффективным инструментом педагоги...