Программа "Юные кадеты - надежда России"
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа
по реализации дополнительной программы
дошкольного образованияпо кружку
«Юные кадеты – надежда России»
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
на 2024 – 2025 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kadety.docx | 57.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка -детский сад «Аленький цветочек»
(МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»)
УТВЕРЖДЕНО:
ПРИНЯТО: И.о.директора МДОАУ црр-д/с
Педагогическим советом
Протоколот №1
«29»августа 2024 года
«Аленький цветочек»
Н.С.Вансович
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат [Номер сертификата 1] Владелец [Владелец сертификата 1] Действителен с [ДатаС 1] по [ДатаПо 1] |
Рабочая программа
по реализации дополнительной программы
дошкольного образования по кружку
«Юные кадеты – надежда России»
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
на 2024 – 2025 учебный год
Составители: воспитатели
Баран Юлия Яновна,
Иванова Светлана Анатольевна,
Минина Александра Валериевна,
Кудряшова Ирина Александровна
Введено в действие приказом
от 28.09.2024г. № 349-од
Пыть-Ях, 2024
Содержание
1.2. Направленность программы 5
1.3. Отличительная особенность 5
1.7. Цель и задачи программы 6
1.8. Условия реализации Программы 7
1.9. Планируемые результаты освоения Программы 9
2.2. Календарный график реализации программы «Юные кадеты - надежда России» 10
2.3. Календарно-тематический план 10
3. Формы контроля освоения Программы 17
4 Материально-техническое обеспечение Программы 17
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по патриотическому и познавательному воспитанию дошкольников (далее Программа) предназначена для реализации работы кружка «Юные кадеты –надежда России».
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта у детей дошкольного возраста направлении патриотическое воспитание входит в область «Познавательное развитие». Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
1.1. Актуальность
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – патриотизм. От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного, эффективного государства». В.В.Путин
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Воспитание патриотизма — это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознании ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Законодательно-нормативное обеспечение программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные кадеты - надежда России» составлена в соответствии с правовыми документами, регламентирующими программы дополнительного образования:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
- Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания»;
- Распоряжение правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей»
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы;
- Целевая программа развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 (с изменениями);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
Документы в сфере персонифицированного финансирования дополнительного образования
- Приказ от 12.08.2022 №10-П-1692 “О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 августа 2016 года №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре”
- Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 августа 2016 г. №1224)
- О внесении изменения в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.10.2016 г. №1610)
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.01.2017 г. №112)
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.05.2017 г. №871)
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.07.2017 г. №1155)
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.08.2018 г. №1142)
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.10.2019 г. №1386)
1.2. Направленность программы:
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на его познавательное развитие, патриотическое воспитание. Работа с детьми ведется в рамках дополнительного образования, носит систематический, целенаправленный характер.
1.3. Отличительная особенность
Уникальность программы «Юные кадеты – надежда России» состоит в том, что система гражданско-патриотического воспитания детей, отвечающая требованиям ФГОС ДО по «приобщению к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства», будет усовершенствована посредством создания кадетской группы в ДОО.
Интеграция образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников кадетской группы в Образовательную программу включена в качестве дополнительного образования детей (кружковой деятельности), а также в разные виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Деятельность такой группы регламентируется Положением о кадетской группе и предполагает особую кадетскую символику: единая парадная форма, присяга и заповеди кадета. Особенно значим и памятен для воспитанников праздник «Посвящение в кадеты».
1.4. Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юные кадеты» предназначена для реализации работы кружка «Юные кадеты - надежда России» с воспитанниками от 5 до 7 лет, воспитывающиеся в ДОО. В группах, где реализуется проект «Юные кадеты» Программа кружка является частью работы над проектом.
1.5 Образовательные форматы
Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение. Реализация Программы предполагает участие детей в коллективной деятельности, предусматривает следующие образовательные форматы: эксперименты, тренинг, решение проблемных задач, практикумы по моделированию ситуации, прогнозированию ситуации, ролевые игры, викторины.
1.6 Срок освоения программы
Программа предназначена для реализации работы кружка «Юные кадеты – Надежда России» на период двух учебных лет.
Уровень освоения Программы: стартовый.
1.7. Цель и задачи программы.
Цель: воспитание у детей гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно нравственно-социальных ценностей, через организацию кадетского движения; воспитание гуманной, духовно -нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества
Задачи:
I год обучения
Обучающие:
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширять представления о городах России;
- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
Развивающие:
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
Воспитательные:
- формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- воспитать чувство любви и привязанности к своей семье дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитать уважение к труду;
II год обучения
Обучающие:
- формирование представлений о России как о родной стране, как о великой державе;
- воспитание гражданско-патриотических чувств дошкольников через изучение государственной символики России;
Развивающие:
- развитие физических качеств воспитанников, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных экстремальных ситуациях;
Воспитательные:
- формирование чувства любви к своему родному краю, малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям;
- воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России;
- воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизм.
1.8. Условия реализации Программы
Условия набора детей: в кружок набираются воспитанники группы, осуществляющие деятельность по проекту «Юные кадеты».
Группа формируется на добровольной основе, с учетом мнения родителей воспитанников.
Кадровое обеспечение:
- Заместитель директора по МР – составляет расписание кружковой работы, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала, осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
Воспитатели группы: осуществляют организацию и обучение программного материала, обеспечивают безопасные условия для проведения занятия, несут ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников
Материально-техническое обеспечение: групповое помещение, мультимедийное оборудование, столы.
Особенности организации образовательного процесса
Объем и сроки реализации – 2 года: I год обучения - 36 часов, 9 месяцев,
II год обучения - 36 часов, 9 месяцев
Уровень программы - стартовый
Форма обучения – очная.
Режим занятий: 1 раз в неделю
Продолжительность занятия: 25-30 минут
По форме организации – групповые
Состав групп – постоянный
Количество обучающихся на занятии –все воспитанники группы
Виды занятия
Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение.
Особое внимание в процессе совместной деятельности уделено самооценке и взаимооценке деятельности воспитанников. Эти моменты помогают и в повседневной жизни: дети учатся выяснять отношения в словесном контакте. Кадетское движение – это не только красивые атрибуты, но и особый стиль жизни: на занятиях, еженедельно и ежемесячно.
Еженедельно на круге - «Сядем рядком, да поговорим ладком» анализируется суть мудрого слова.
Каждый месяц проводится «Школа хороших манер» с присутствием театральных персонажей.
Золотые правила юных кадетов разработаны совместно с детьми, педагогами и родителями на основе образовательной программы. Все в комплексе способствует усвоению этических, гражданских, патриотических норм и правил.
Примерная структура занятия.
Часть занятия | Содержание занятия |
1 Организационный момент | ✓ звучит гимн России (ХМАО - Югры, города) или исполняется гимн юных кадетов, ✓ проговаривается речёвка или девиз кадетов. |
2 Мотивация | ✓ проблемная ситуация, ✓ индивидуальное или подгрупповое задание. |
3 Проблема и ее решение | ✓ решение проблемы, ✓ поиск ответов на вопросы, ✓ выполнение заданий, поручений и т.д. |
4 Итог занятия | ✓ самооценка действий, поведения, поступков, ✓взаимооценка действий, поведения, поступков других детей и всей группы |
Основные формы и методы реализации Программы
Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа и беседы с использованием дидактического материала, и технических средств обучения. На этих занятиях рассматриваются понятия, определения, основные положения темы и даются рекомендации, как использовать полученные знания на практике;
Практические занятия включают изучение и закрепление техники выполнения приемов, действий и нормативов;
Комплексные занятия включают выполнение приемов, действий, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психологической устойчивости в условиях повышенной физической нагрузки; проводятся в форме игр, эстафет, соревнований;
Индивидуальные консультации проводятся педагогом по мере необходимости при рассмотрении наиболее сложных тем обучения;
Методы обучения.
В работе с детьми используются разнообразные методы на основе деятельностного подхода и культурных практик, характерных для детей дошкольного возраста.
Словесный метод– это указание, составление рассказа, беседа (вопросы поисковые и причинно-следственные), разучивание и чтение стихотворений, художественных произведений, дискуссии, обсуждения, советы, поощрения и т.д.)
Наглядные методы: моделирование и схематизация, демонстрация фильмов и клипов, презентаций, посещение музеев, иллюстраций и т.д.
Практические методы: задания, поручения. Поисково-познавательная деятельность - при создании военного музея. Изобразительная деятельность - подготовка подарков, атрибутов для сюжетно- ролевых игр.
Музыкальная деятельность - концерты, выступления коллективные и индивидуальные, праздники и досуги. Физическая и строевая подготовка - соревнования, эстафеты, занятия физической культурой, спортивные праздники, дидактические и сюжетно - ролевые игры.
Методы деятельности ориентированы на возрастной, гендерный (парадная форма мальчиков и девочек, сюжетные игры и т.д.), психологический, индивидуальный подход.
1.9. Планируемые результаты освоения Программы
В конце реализации программы планируется сформировать у детей следующие понятия и представления:
I год обучения
- Имеют элементарные знания о правах человека;
- Имеют представления о городах России;
- Знакомы с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Интересуются традициям и промыслами;
- Сформировано чувство ответственности и гордости за достижения страны;
- Сформировано чувство уважения к другим народам, их традициям;
- Сформировано бережное отношение к природе и всему живому; чувство
любви и привязанности к своей семье дому, детскому саду, улице, городу;
IIгод обучения
- Имеют представления о России, как о родной стране, как о великой державе;
- Сформированы гражданско-патриотические чувства
- Знакомы с государственной символики России;
- Развиты физические качества воспитанников,
- Сформированы навыки дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных экстремальных ситуациях;
- Привито чувство любви к своему родному краю, малой Родине
- Сформировано чувство патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России;
- Сформирована сила воли, мужества, стойкость, гражданственность и патриотизм.
2. Содержание Программы
2.1. Учебный план
Дополнительная образовательная деятельность | Количество занятий в неделю/месяц | Длительность занятий в неделю/месяц (мин) | Итого занятий в год |
I год обучения | 1/4 | 25/100 | 36 |
II год обучения | 1/4 | 30/120 | 36 |
2.2. Календарный график реализации программы «Юные кадеты - надежда России»
Дата | Количество | Режим занятий | |||
Начало занятий | Окончание занятий | Учебных недель | Учебных дней | Учебных часов | |
1 сентября | 31 мая | 39 | 36 | 36 | 1раз в неделю |
2.3. Календарно-тематический план
I год обучения
№ | Тема занятия | Цель занятия |
Сентябрь | ||
1. | Беседа «Дети и родители» | Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; знакомить детей с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи |
2. | Составление рассказа «Моя семья» | Вызвать у детей желание отражать в рассказе свои впечатления; воспитывать любовь и уважение к родителям |
3. | Рисование дома для своей семьи | Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям; воспитывать любовь и уважение к членам их семей |
4. | Спортивное развлечение «Папа, мама, Я - спортивная семья» | Воспитывать коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам, стойкий интерес к физической культуре м спорту, к личным достижениям. |
Октябрь | ||
5 | Игра-беседа «Детский сад – моя вторая семья» | Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде; развивать умение выражать свои чувства; способствовать развитию воображения |
6 | Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду | Углубить знания детей о том. Что в детском саду работает много людей, которые заботятся о нас |
7 | Экскурсия по детскому саду | Продолжать знакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада |
8 | Развлечение «Наш любимый детский сад» | Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках. |
Ноябрь | ||
9 | Экскурсия в аптеку | Познакомить детей с общественными местами города, их назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города. |
10 | Экскурсия в библиотеку | Познакомить детей с общественными местами города, их назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах. |
11 | ООД «Мой город- вчера и сегодня | Знакомить детей с историей возникновения города Пыть-Ях, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма. |
12 | «Посвящение в Юные кадеты» | Формирование духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, воспитанных в духе благородства, доброго товарищества, дисциплины и любви к Родине. |
Декабрь | ||
13 | ИКТ «Реки и озёра Югры» | Уточнить представления детей о реках и озёрах Югры; познакомить с особенностями растительного и животного мира рек и озёр; воспитывать бережное отношение к родной природе. |
14 | ИКТ «Флора и фауна Югры» | Уточнить и расширить представления детей о природе Югры |
15 | Коллективное рисование «Родная природа» | Формировать у детей представления о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране. |
16 | Развлечение ко Дню округа "Я живу в Югре» | Приобщение к национальным традициям и культуре коренных народов севера; привитие любви к природе. |
Январь | ||
17 | Беседа «Наша Родина – Россия» | Формировать представления у детей о России; воспитывать любовь к родному посёлку, краю, Родине; чувство гордости, уважение к государственной символике. |
18 | Игра-путешествие «Береза – символ России» | Продолжать знакомить детей с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям русского народа. |
19 | Аппликация + рисование «Флаг России» | Продолжать знакомить детей с флагом Российской Федерации, назначением, символикой цветов их взаиморасположением. |
20 | Интеллектуальная игра «Мы патриоты» | Продолжать формировать представление о государственных символах России – флаге, гербе, гимне; главном городе России; воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине. |
Февраль | ||
21 | Беседа «Русские богатыри» | Дать понятие «былина», познакомить с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России. |
22 | Беседа «Добрые слова воинам» | Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества. |
23 | Рисование «Защитники Родины» | Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам, защищавшим нашу Родину, развивать творческое воображение. |
24 | Военно-спортивная игра «Будущие защитники» | Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
Март | ||
25 | Беседа «Культура и традиции русского народа» | Вызвать интерес к русским традициям. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру. |
26 | Рисование «Народная игрушка» | Формировать понятие о русской народной игрушке. |
27 | ООД «Традиции и быт русского народа» | Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа. |
28 | Спортивно-познавательное развлечение «Игры народов мира» | Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих на Земле. |
Апрель | ||
29 | Беседа «А.С. Пушкин и его творчество» | Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и о человеке. |
30 | Беседа «Н.Н. Носов и его творчество» | Познакомить детей с творчеством Н.Н. Носова. |
31 | Беседа «К. Чуковский, его биография и творчество» | Расширить знания детей о К. Чуковском, его биографии и творчестве. |
32 | Литературная викторина «Путешествие в мир сказок» | Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях детских писателей. |
Май | ||
33 | Беседа «Праздник Победы» | Формировать у детей патриотические чувства. |
34 | Высаживание цветов в память о погибших солдатах | Формировать у детей патриотические чувства; прививать бережное отношение к окружающей природе. |
35. | Целевая прогулка к памятным местам города | Напомнить детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях ВОВ, чтят память погибших |
36. | Спортивный праздник «Этих дней не смолкнет слава» | Воспитывать чувства гордости за героизм нашего народа и уважения к Родине. |
II год обучения
№ | Тема занятия | Цель занятия |
Сентябрь | ||
1. | Мониторинг воспитанников и родителей | Определить направление для усиления образовательно-воспитательной деятельности, наполнение ее новым содержанием. |
2. | Мониторинг воспитанников и родителей | Определить направление для усиления образовательно-воспитательной деятельности, наполнение ее новым содержанием. |
3. | Знакомство. Поведение за столом. Утреннее приветствие и прощание перед сном | На материале примеров образцового и неправильного поведения за столом, выражений приглашения. Благодарности, извинения сформировать представление об Этикете. Познакомить с традиционными русскими пожеланиями спокойной ночи и приятных сновидений перед сном, которые адресуются близким и приветствиями, которыми обмениваются утром в момент пробуждения |
4. | В театре, кино, цирке…Поздравление и пожелания | Обучить детей правилам приобретения билетов в театр (кино, цирк) и одновременно ввести в активный речевой запас ребенка этикетные выражения, необходимые в ситуации приобретения билета. Соотнести представления о праздничном дне и праздничных словах, ввести в речевой обиход выражения поздравления и пожелания. |
Октябрь | ||
1. | Беседы «Государственные символы России», «История создания флага РФ», «Герб России».Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш гимн». | Расширять и углублять представление о Родине – России, как о большой стране. Формирование элементарных представлений об истории происхождения и символическом значении цветов флага нашей России. |
2. | «Герб Ханты – Мансийского автономного округа»; Рассказ воспитателя о ХМАО, о его символике, чудесах края. «История создания города Пыть – Яха». | Формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, традициям. |
3. | Рассказ воспитателя о малых народностях Югры, их жизни и быте. Рассматривание фотоальбома «Моя Югра». Фотовыставка «Мой родной край». | Расширять и углублять представление о Родине – России, как о большой стране. Воспитания достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, своего края. |
4. | Составление рассказов на тему «Моя улица». Экскурсия «Достопримечательности нашего города». | Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, традициям; обогащать словарный запас детей в соответствии с возрастными характеристиками, новыми понятиями и историческими данными о городе. |
Ноябрь | ||
1. | Рассматривание репродукций картин. В.Васнецов «Богатыри»; В.Васнецов «Витязь на распутье». Беседы о русских богатырях. | Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче, Святогоре. |
2. | Дидактические игры: «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю». | Обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны |
3. | Физкультурный досуг «Богатырские состязания» | Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. |
4. | Беседа «Что такое героизм?». | Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности. |
Декабрь | ||
1. | Дидактические игры и упражнения: «На земле, в небесах и на море».«Военно-морской флот» «Рода войск» | Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России |
2. | Презентация «Защитники былых времен» | Познакомить детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России. |
3. | Рассматривание иллюстраций, фотографий о защитниках и героях нашей Родины. | Формировать чувство гордости, бережного отношения к людям, прославившим нашу Родину. |
4. | Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в прошлое» «Моряки». «Летчики» «Кавалерист» | Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране; создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России. |
Январь | ||
1. | Беседа «Кто такие защитники? | Формировать мотивационного, целостного представления об армии, о защитниках Отечества. |
2. | Чтение Кассиль «Твои защитники», С. Маршак «Пограничники», А. Барто «На заставе» | Формировать интерес к истории возникновения и развития Российской армии; сформировать знания о могуществе и силе нашей армии начиная со времен былинных героев и заканчивая современной армией |
3. | Рисование «Наша Армия»; Чтение художественной литературы по теме | Познакомить с историей Российской Армии и ее ролью в современном обществе. |
4. | Военно-спортивная игра «Зарница» | Воспитывать чувство гордости за Российскую армию, уважение к защитникам Отечества, желание им подражать; привлечь семьи воспитанников к воспитательно-образовательному процессу ДОУ. |
Февраль | ||
1. | Беседа «Есть такая профессия -Родину защищать» | Развивать представления о престижности работы военного; сформировать понимание того, что работа на военного нужна и ответственна. |
2. | Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных военных профессий. | Закреплять знания детей о разнообразии профессий военного; уточнить знания о том, чем занимаются военные. |
3. | Встреча с интересными людьми военных профессий. | Сформировать понимание того, что работа на военного нужна и ответственна; воспитывать уважение к людям, служившим в Армии. |
4. | Встреча с кадетами кадетских классов СОШ №5 | Сформировать понимание того, что работа на военного нужна и ответственна; воспитывать уважение к людям, служившим в Армии. |
Март | ||
1. | Беседа: 9 мая – День Победы. | Рассказать о значении песни в жизни народа в дни Великой Отечественной Войны. |
2. | Изготовление подарков для ветерана. «История написания песни «Катюша». | Расширить музыкальный кругозор детей; познакомить с лучшими образцами песен военных лет. |
3. | Разучивание песен: «Катюша» муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский | Расширять навыки анализа музыкальных произведений (песен); показать взаимосвязь музыкального и литературного жанров (песни);развивать патриотические чувства к своей Родине через песни. |
4. | Целевая прогулка к памятным местам города. | Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне и людях, одержавших победу в тылу и на фронте |
Апрель | ||
1. | Беседа что такое памятник? Кого мы должны помнить? Презентация «Памятники России» | Расширять и углублять представления детей о памятниках городов России. Воспитывать чувство гордости и уважения к памятникам; способствовать развитию чувства ответственности за общее дело; расширять круг общения со взрослыми. |
2. | Экскурсия к памятникам города. Дидактическая игра: «Собери памятник» (разрезные картинки) | Расширить знания детей об истории образования памятников; формировать более полные и точные представления о памятниках России. |
3. | Презентация «Города - Герои» Беседа «Город - герой – «Москва» | Формировать представление о героической истории Городов-героев. Воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага. |
4. | Лепка «Улица города - героя Москва», Просмотр документальных фильмов о битве под Москвой, об обороне Брестской крепости, о битве за Сталинград. | Расширить представление детей о городах - героях Великой Отечественной войны; воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны. |
Май | ||
1. | Беседа «Символы Победы - ордена, медали и знамена». Беседа: «Кого награждали наградами?». | Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат (в том числе с подвигами детей); рассказать детям о наградах Великой Отечественной войны |
2. | Е. Благинина «Шинель» А. Митяев «Землянка». Рассматривание альбома «Награды Победы», Презентация «Ордена и медали ВОВ». | Научить адекватно воспринимать произведения о войне (иллюстрации, репродукции картин, стихи, рассказы, повести, песни, частушки); расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны (День Победы; годовщина битвы под Москвой). |
3. | Беседа: «История российского мундира», Д.И. «Русский военный костюм». | Дать детям представление о том, как изменилась в течении веков одежда русских воинов; пробуждать интерес к истории Отечества. |
4. | Презентация «Военная форма современной Российской армии». Конструирование: Оригами «Солдатская пилотка» | Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране; создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом родной страны – России. |
3. Формы контроля освоения Программы
Виды контроля:
- предварительный (входной контроль) - выявление уровня знаний и умений обучающегося в форме индивидуального опроса или диагностики;
- текущий - проверка проводится по окончании изучения каждой темы, с целью выявления освоения и упорядочения знаний обучающимися. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания;
- тематический - проверка проводится после изучения целого раздела или значительной темы курса. Её цель – выявить качество усвоения обучающимися учебного материала, систематизировать и обобщить его.
Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием, карточек опроса;
- итоговый – проверка проводится по результатам освоения материала данной программы в форме викторин, спортивных мероприятий, развлечений.
4 Материально-техническое обеспечение Программы
Оснащение помещения:
- Столы по количеству воспитанников;
- Стулья по количеству воспитанников;
- доска, мел.
Материально- технические условия:
- парадная и повседневная форма для девочек и мальчиков;
- флаг кадетской группы, эмблема, значки на каждого ребенка - кадета;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр, демонстрационные и раздаточные пособия;
- видеофильмы о кадетах, о государственных праздниках, ноутбук;
- мультимедийное оборудование.
Программно-методическое обеспечение:
- конспекты познавательных, музыкальных, физкультурных занятий, досугов и праздников;
- план работы на учебный год с детьми старшего возраста (5-7 лет).
5. Список литературы
1. Е.С.Евокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3.Л.Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4.Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6.Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
7.И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8.З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
9.Коркунова Е.Ю. «История кадетского движения» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
10.Петреченко В.Г. «Азбука кадетской жизни» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
11.Материалы Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию ставших дошкольников через внедрения программы «Юный кадет»
В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.Насторажива...
Самообразование «Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации программы «Юный кадет» 2017-2019 год
Цель – Повысить профессиональную компетентность с систематизировать знания по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников.Задачи: повысить свой теоретический и науч...
Рабочая программа «Юные кадеты - надежда России»
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня нравственно-патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Росс...
Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста "Курс юного патриота "Надежда России!""
Сценарий спортивного праздника, для детей старшего дошкольного возраста, с участием родителей, в роли судей - "Курс юного патриота "Надежда России!""...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный кадет» Направленность: социально – педагогическая
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный кадет»Направленность: социально – педагогическая...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные кадеты - надежда России».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные кадеты - надежда России».Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...
Календарно - тематическое планирование кружковой работы "Юные кадеты - надежда России"
Патриотическое воспитание дошкольников...