План самообразования на тему: «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича «Геоконт» и «Прозрачный квадрат» для развития интеллектуальной сферы дошкольн
материал (подготовительная группа)

Иваниченко Ирина Георгиевна

Актуальность выбранной темы

   Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Математические представления - элементарные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. (Т. И. Ерофеева)

   Одной из наиболее важных и сложных задач развития, является развитие математических представлений. Во многом, это зависит от успешного освоения первых математических умений на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний". (Л. А. Венгер)

   Процесс овладения элементарными математическими представлениями должен быть привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Формирование математических представлений в дошкольном возрасте очень важно: развивая логическое мышление ребенка, мы готовим его к познанию окружающего мира. Познавая пространственные отношения между предметами, устанавливая связи между ними у ребенка развивается логическое мышление, воображение, память, что очень важно для развития человека в целом.

   Одним из средств формирования математических представлений старших дошкольников является развивающие игры В. В. Воскобовича «Геоконт» и «Прозрачный квадрат».

Цель работы: развитие интеллектуальных способностей воспитанников.

Задачи:

1. Развивать умственные способности воспитанников: память, внимание, воображение, мышление, наблюдательность, творчество, мелкую моторику.

2. Формировать базисные представления об окружающем мире, математических понятиях.

3. Способствовать развитию интереса и самостоятельности.   

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_podgotovitelnaya.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 Родник»

План самообразования воспитателя первой высшей категории подготовительной группы «Капитошки»

Иваниченко Ирины Георгиевны

на тему: «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича «Геоконт» и «Прозрачный квадрат» для развития интеллектуальной сферы дошкольников»

2023-2024 учебный год

п.Константиновка, 2023г.

Цель работы: развитие интеллектуальных способностей воспитанников.

Задачи:

1. Развивать умственные способности воспитанников: память, внимание, воображение, мышление, наблюдательность, творчество, мелкую моторику.

2. Формировать базисные представления об окружающем мире, математических понятиях.

3. Способствовать развитию интереса и самостоятельности.   

Актуальность выбранной темы

   Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Математические представления - элементарные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. (Т. И. Ерофеева)

   Одной из наиболее важных и сложных задач развития, является развитие математических представлений. Во многом, это зависит от успешного освоения первых математических умений на занятиях по формированию элементарных математических представлений. 

Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний". (Л. А. Венгер)

   Процесс овладения элементарными математическими представлениями должен быть привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Формирование математических представлений в дошкольном возрасте очень важно: развивая логическое мышление ребенка, мы готовим его к познанию окружающего мира. Познавая пространственные отношения между предметами, устанавливая связи между ними у ребенка развивается логическое мышление, воображение, память, что очень важно для развития человека в целом.

   Одним из средств формирования математических представлений старших дошкольников является развивающие игры В. В. Воскобовича «Геоконт» и «Прозрачный квадрат».

Этапы работы:

  1. Создание обогащённой предметно - пространственной среды для начала развития интереса.
  2. Включение занимательности в содержание занятий.
  3. Создание проблемно - поисковых ситуаций.
  4. Вовлечение в выполнение творческих заданий.
  5. Интеграция разнообразной деятельности.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с воспитанниками;

- индивидуальная работа с воспитанниками;

- свободная самостоятельная деятельность воспитанников.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

Л. С. Вакуленко.

В. В. Воскобович.

«Развивающие

 игры Воскобовича» Издательство «ТЦ Сфера»2015г.

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – Под ред. Бабаевой Т. И. - СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2011. – 528 с.

З. А. Михайлова

«Игровые задачи для

Дошкольников»,

Детство- Пресс, 2016г.

Работа с воспитанниками

Сентябрь

Знакомство с игрой «Геоконт»

Д/и «Выложи контур предмета»

Знакомство с «Прозрачным квадратом»

Познакомить воспитанников с новой игрой.

Развивать мелкую моторику, сенсорные способности и умение быстро сосредотачиваться

Учить сортировать льдинки по группам. Складывание целого квадрата из нескольких геометрических фигур.

Октябрь

Трансформирование геометрических фигур на «Геоконте»

«Прозрачный квадрат»:

Конструирование фигур по образцу.

«Геоконт»: создание различных фигур по схеме.

«Прозрачный квадрат»: Счёт от 1 до 9, 10. Классификация предметов.

Формировать навыки ориентировки в пространстве, развивать внимание.

Формировать умение соотносить предметы и объекты.

Развивать способность конструирования фигур с опорой на схемы.

Формировать умение соотносить предметы и объекты. Закрепить счёт до 10, умение классифицировать группы предметов.

Ноябрь

«Геоконт»: «шифрование» фигур. Придумать фигуру по точкам координатной сетки. По шифру остальные дети делают задуманную фигуру.

«Прозрачный квадрат»:

конструирование фигур по памяти после чтения сказки «Нетающие льдинки на озере Айс»

«Геоконт»: «шифрование» фигур.

«Прозрачный квадрат»: конструирование фигур по образцу.

Развивать умение декодировать информацию, произвольное внимание.

Развивать логическое мышление, память.

Развивать умение декодировать информацию, произвольное внимание.

Формировать умение соотносить предметы и объекты.

Декабрь

«Геоконт»: сделать фигуру по шифру, повернуть «Геоконт» по часовой стрелке. Что получилось?

«Прозрачный квадрат»: конструирование фигур по памяти.

«Геоконт»: преобразование одних фигур в другие.

«Прозрачный квадрат»:

Придумывание и складывание фигур из треугольников (складываем, называем, зарисовываем, сочиняем рассказ).

 Развивать пространственное мышление, воображение.

 

Развивать логическое мышление, память.

Развивать пространственное воображение, умение составлять задачи на преобразование.

Развивать творческое воображение, логику.

Январь

«Геоконт»: составление цифр из одной и нескольких частей.

«Прозрачный квадрат»: игра «На что похоже?»

(Обвести фигуру на бумаге, дорисовать, раскрасить, затем выложить с помощью прозрачных квадратов.)

Формировать навыки ориентировки в пространстве, развивать внимание.

 Развивать творческие способности, мелкую моторику.

Февраль

«Геоконт»: самостоятельная деятельность воспитанников.

«Прозрачный квадрат»: конструирование из пластинок сюжетной картинки.

«Геоконт»: математический диктант.

«Прозрачный квадрат»: создание различных фигур по схеме.

Показ открытого занятия на методическом объединении.

Тема: «Математический квест «Детективы»

(Дети выполняют задание на «Геоконте» и на «Прозрачном квадрате»)

 Развивать творческие способности и умение конструирования фигуры по памяти и по воображению.

 Развивать умение воссоздавать модель по образцу.

 Развивать пространственное воображение, внимание,

сосредоточенность; умение быстро ориентироваться на плоскости.

 Развивать способность конструирования фигур с опорой на схемы.

 Способность воспитанников производить предлагаемые операции, внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделяя признаки предметов.

Март

Игра с линейками. Моделирование с их помощью геометрических фигур.

«Прозрачный квадрат»: играем в игры.

Знакомство с новой игрой «Вертикальное домино»

«Геоконт»: самостоятельная деятельность воспитанников.

«Прозрачный квадрат»:

Придумывание новых фигур и их конструирование.

 Развивать умение устанавливать логические связи.

 Научить складывать квадраты из пластинок.

 Развивать память, творческие способности, мелкую моторику.

Развивать память, воображение, творческие способности.

Апрель

«Геоконт»: создание различных фигур по схеме.

«Прозрачный квадрат»:

игра «На что похоже?»

Графический диктант.

«Прозрачный квадрат»:

конструирование птиц по схеме, составление рассказа о птицах.

 Развивать способность конструирования фигур с опорой на схемы.       Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Развивать творческие способности, мелкую моторику.

 Формировать навыки ориентировки в пространстве, внимание, сосредоточенность.

 Развивать целенаправленное запоминание, внимание, пространственное мышление.

Май

Проведение развлечения «Весёлая математика»

Графический диктант.

Диагностика

Закрепление знаний, умений, навыков, при работе с играми Воскобовича.

Развивать произвольное внимание, пространственное мышление.

Взаимодействие  с семьёй

Сентябрь

Анкета для родителей «В какие игры любит играть ваш ребёнок»

Октябрь

Консультация для родителей «Развивающие игры Воскобовича»

Ноябрь

Памятка «Играйте с детьми правильно»

Декабрь

Индивидуальные бесе-ды: «Чем занять ребён-ка дома»

Январь

Рекомендации для родителей «Развитие логики у детей 6-7лет"

Февраль

Создание математических игр: «Математическое лото», «Сосчитай-ка», «Волшебные квадраты», «Мешочки с сюрпризом» и др.

Март

Оформление выставки для родителей: «Математический коллаж»

Апрель

 Родительское собрание «Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры»

Май

Проведение итоговой диагностики

Предметно -развивающая среда

Пополнение игровых зон дидактическими играми.

Самореализация

Сентябрь-май

Изучение литературы по данной теме.

Подбор материала по теме.

Оформить картотеку игр.

 Картотека математических игр.

Май

Отчёт о проделанной работе.

Работа с воспи-танниками

Сентябрь-май

Внедрение требований ФГОС в воспитатель-но- образовательный процесс.

Образовательная деятельность, совместная деятельность с воспитанниками.

Взаимодействие с семьёй

Сентябрь-май

Повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья в соответствии с требованиями ФГОС

Родительские собрания, консультации, беседы, наглядный материал в родительских уголках.

Самореализация

Воспитательно-образовательный процесс с детьми в ДОУ

Образовательные ситуации, открытые просмотры, методические объединения, обмен опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1.     Изучен...

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2017 – 2018 учебный год.

Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.Задачи: 1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте....

ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2018 – 2019 учебный год.

Тема самообразования:«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ».Цель: развивать познавательную активность детей, любознатель...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Использование развивающей игры В.В. Воскобовича «Кораблик «Плюх-Плюх в работе с детьми раннего возраста»

В нашем детском саду мы организуем образовательную деятельность с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича. Авторская методика В.В. Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью....

План по самообразованию. Тема: "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников 3 - 4 лет"

Формирование простейших математических представлений у детей 3 - 4 лет очень важно, так как является основной для познавательно - творческого развития личности ребенка в последующие годы дошкольного д...

План по самообразованию на тему: «Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в работе с детьми раннего возраста по развитию сенсорной культуры»

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.Р...