Консультация для педагогов «Современные игровые технологии в ДОУ»
консультация
консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_sovremennye_igrovye_tehnologii_v_dou.docx | 113.49 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №59»
Консультация для педагогов «Современные игровые технологии в ДОУ»
Подготовила: воспитатель
Яшникова А.В.
Оренбург, 2022г.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игровые технологии – способ обучения с элементами игры, способствующий самореализации и раскрытию творческого потенциала воспитанников. Это метод обучения и воспитания, который полностью соотносится с возможностями дошкольного возраста.
Цель игровых технологий состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок успешно постигает новые знания, формирует навыки, осваивает общественные функции, характерные социуму, и соответствующие нормы поведения.
Игровая технология включает в себя следующие виды: учебные, познавательные, репродуктивные, коммуникативные
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
- По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
- По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
- По характеру игровой методики — игры с правилами;
- По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
По игровому оборудованию — настольные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Инновационные игровые приемы
Современная действительность диктует новые формы игровых технологий. Они должны соответствовать новым веяниям общественного развития и должны быть интересны детям. Педагогу необходимо найти баланс между желанием ребенка и пользой для его развития. Поэтому в детском саду используют инновационные игровые приемы с использованием ИКТ.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – это методы с использованием мультимедийных проекторов, интерактивной доски, столов, ноутбука, электронных носителей, световых столов и т. д.
Например, дети с удовольствием рисуют на световых столах, проявляя творческое воображение. Дошкольники создают образы на песке. Стол подсвечивается снизу, что дает необычный эффект. Ребенок воодушевляется, когда получает задание, адресованное лично ему: «Создай букет цветов для мамы», «Изобрази наряд принцессы», «Можешь нарисовать свою любимую машинку?».
Интерактивные столы можно применять в работе с детьми от 3 – 4 лет. Управление сенсорное, нажимом на экран, что вполне по силам малышам. Большая рабочая поверхность помогает использовать стол не только на индивидуальных занятиях, но и групповых. В программном обеспечении интерактивного стола заложены развивающие игры, счет, рисование, сортировка по группам и т. д. Такое разнообразие деятельности развивает у детей познавательные процессы, моторику, коммуникативные навыки, эмоциональную сферу.
Активно используется сюжетно-ролевая игра. Например, «Пешеходы и водители» помогает закреплять правила дорожного движения. «Супермаркет», «Поликлиника», «Корабль» дают представление о профессиях, развивают коммуникацию.
Современные игровые технологии в ДОУ
Современные ИТ. ориентируются на интересы современных детей, но при этом учитывают возраст ребенка и его психофизиологические особенности. Завоевавшие популярность в последние годы в детских садах игровые технологии:
«Квест» – ребенок учится решать задачи на основе выбора альтернативных вариантов. При этом используется определенный сюжет, в основе которого перемещение по карте, маршрутному листу, с помощью волшебного клубка или экрана.
Палочки Д. Кюизинера – универсальный дидактический материал для развития математических способностей.
Логические блоки Дьенеша помогают осваивать азы математики в игровой форме.
SandArt – рисование песком на столах с подсветкой. Этот прием имеет широкий спектр возможностей: развитие творчества, эмоциональной сферы, моторики, познавательных процессов.
Современная организация игрового пространства непременно заинтересовывает дошкольников, повышает их активность и самостоятельность в действиях.
Познание окружающей природы через игру
Экологическое воспитание в ДОУ достигает своей цели, если оно происходит через игру. Используются сюжетно-ролевые игры, викторины, квесты, дидактические игры, маршруты Экологической тропы, игры с природным материалом.
Например, при проведении тематической викторины команды дошкольников закрепляют свои знания о природе. А путешествие по экологической тропе позволяет дать новую информацию с помощью хозяина тропы или повторить материал на знакомых станциях.
Дети очень любят играть с водой и песком, собирать листочки, шишки, семечки. Все это позволяет узнавать о свойствах, качествах и способах использования природного материала.
Игровые технологии для развития мышления
Одна из задач педагога в детском саду – подготовка ребенка к школе. Важнейшее из направлений – научить мыслить.
В помощь педагоги выбирают технологии:
- проектной деятельности;
- исследовательской;
- игровой;
- ТРИЗ.
Для развития детей дошкольного возраста вполне подходит ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Используемые в ТРИЗ методы позволяют раскрепостить мышление, дать волю воображению и фантазии.
Например, упражнение на функциональную аналогию. Ребенку предлагают слово «ветер». Необходимо назвать похожие предметы. Установка: «Подумай, какие действия выполняет ветер и назови подходящие в окружающем мире». Варианты: ветер – пылесос – вентилятор – дыхание.
Познавательно-исследовательская деятельность особенно заинтересовывает ребенка, если ему самому доверяют провести эксперимент. Дошкольники с огромным интересом взвешивают предметы и расставляют их по весу, смешивают краски так, чтобы получить новый цвет.
Игровые технологии, способствующие развитию речи
Использование игровых технологий в ДОУ направлено также на развитие речи детей. Далеко не каждый ребенок самостоятельно или при побуждении взрослого готов что-то рассказывать, задавать вопросы. Иная ситуация складывается, если дошкольника вовлечь в игровой сюжет.
Игра становится мотиватором, для общения со взрослыми и сверстниками. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, словесные, дидактические, пальчиковые, подвижные, артикуляционные, кинезиологические игровые упражнения.
Даже самый застенчивый и нерешительный ребенок с готовностью вступает в диалог, если ему предложить говорить от имени куклы-марионетки.
Эффективны дидактические игры, поскольку их обучающая цель прекрасно замаскирована игровыми условиями.
К примеру, взрослый приглашает детей в «Путешествие в Сочиняйку» и начинает рассказывать истории про игрушки, «веселых человечков», зверушек, а дети продолжают. Цель: учить детей сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги, развивать речь. При затруднении взрослый задает наводящие вопросы.
Ценность игровых технологий заключается в том, что в них рационально сочетается игровая и дидактическая задача. Чем разнообразнее и интереснее условия, тем дольше дошкольник удерживает внимание на выполнении задания и получает больше пользы для своего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Современные игровые технологии в речевом развитии дошкольников"
Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дош...
Мастер – класс для педагогов: современная игровая технология Н.Ф. Тарловской
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с современной игровой технологией Н.Ф. Тарловской...
Мастер класс для педагогов "Современные игровые технологии в речевом развитии детей с ОВЗ"
Создать условия для повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере речевого развития детей с ОВЗ через использование современных игровых технологий....
Консультация для педагогов: "Современные игровые технологии в работе с детьми с нарушением речи."
Для педагогов....
Мастер-класс для педагогов "Современные игровые технологии в развитии речи детей"
Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, педагогических технологий (приёмов, методов и форм)...
Консультация для педагогов Современные игровые технологии
Консультация для педагогов Современные игровые технологии...