Консультация для педагогов: "Современные игровые технологии в работе с детьми с нарушением речи."
консультация по развитию речи

Наталья Игоревна Шевченко

Для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_23-24.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ « Глушковский детский сад №2 «Радуга»

Консультация для педагогов

«Современные игровые технологии в работе с детьми с нарушениями речи»

Педагог- психолог: Шевченко Н.И

2023-2024 год.


Использование игровых технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телефоны, компьютеры, планшеты, стал доступным Интернет, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Самым эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи были и являются игровые технологии. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта. Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность.

 В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.

В своей практической деятельности педагоги применяют следующие игровые технологии:

 подвижные игры с текстами;

  народные и хороводные игры;

  настольно-печатные и дидактические игры;

  игры-драматизации;

  игры-манипуляции («Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока»);

 сюжетные пальчиковые упражнения (позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, растения при помощи пальцев);

  пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой (ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки);

  пальчиковые кинезиологические упражнения «гимнастика мозга» (с помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария, их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности);

  пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук (в данных упражнениях используются традиционные для массажа движения–разминание, растирание, надавливание, пощипывание.

Самомассаж проводится, как, правило в игровой форме, с использованием (речедвигательных комплексов). Дети учатся играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками: «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик бабушка» и т.д. На прогулке, после наблюдений за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить дом, скворечник, кошку, собаку, дерево. Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки», «Наши ручки, лапочки».

 Пальчиковая гимнастика проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи и основных психических процессов. Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий педагоги подбирают игрушки, дидактические и компьютерные игры. Игрушки используются как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент.

 К детям «приходит гость», это может быть динозаврик Звукоежка, крокодил Гена и Чебурашка, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, герои из сказок и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям, или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети.

 В конце деятельности дети благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Диназаврику выучить его любимый звук и т.д. Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Вся деятельность с детьми проходит в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе совместной деятельности, путём выполнения упражнений по заданию героя, дети так же могут выполнять роли. Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу педагога «Сказки о весёлом язычке», гимнастика с красочными картинками. Особое внимание уделяется дидактическим играм.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья и др.).

 Игры с предметами дают возможность решать различные образовательные задачи:

 • расширять и уточнять знания детей;

 • развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация);

• совершенствовать речь;

• развивать все психические процессы. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли: («Три поросенка», «Три медведя», «Теремок» и т.д.).

 Настольно-печатные игры, игры с правилами, в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников. Они разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения задач осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения «Что было бы, если бы?»).

 Большое внимание уделяется разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение.

 Игровые технологии используют учителя-логопеды и воспитатели в образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми. Совместно с учителем-логопедом работают над формированием развивающей предметно-пространственной среды в группе, создают благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушениями речи

В таблице представлены специальные игры и упражнения , напрвленные на охрану и укрепление здоровья детей с нарушениями речи, распланированые в соответствии с ФГОC...

Инновационные технологии в работе с детьми с нарушением речи

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №45КВ          ОПЫТ РАБОТЫ«Инновационные технологии в работе с детьми с наруше...

«Использование информационной технологии в работе с детьми с нарушением речи, как одно из альтернативных средств коммуникации».

Бурное развитие информационных коммуникационных технологий наложили определённый отпечаток на деятельность современного педагога. На смену традиционным подходам приходят новые подходы обучения и...

«Использование информационной технологии в работе с детьми с нарушением речи, как одно из альтернативных средств коммуникации».

Бурное развитие информационных коммуникационных технологий наложили определённый отпечаток на деятельность современного педагога. На смену традиционным подходам приходят новые подходы обучения и воспи...

Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"

Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...

Буклет "Использование игрового самомассажа в работе с детьми с нарушениями речи"

Данный буклет подготовлен для педагогов, работающих с детьми с нарушениями речи, которые имеют нарушения артикуляционной и мимической моторики....