Конфликтология как наука
материал (младшая группа)
Одной из характерных примет нашего времени является обострение социальных конфликтов на фоне переживаемого обществом экономического кризиса. Опасность их разрастания на микро- и макроуровне и тяжелых последствий этих конфликтов для каждого человека и общества в целом - все это уже достаточные основания для признания особой роли конфликтологии в нашей сегодняшней жизни.
Сегодня "окультирование" деловых и межличностных отношений является необходимым моментом развития экономики, цивилизованных форм конкуренции. Шансы на успех возможны только тогда, когда наше сознание будет открыто для диалога, а значит, и для возможного признания своей неправоты или неполной правоты. Чтобы достичь этого, человеку необходимо почаще заглядывать в свое "психологическое зеркало", то есть рефлексировать.
Рефлексия - способность человека смотреть на себя со стороны. Она позволяет осознавать себя целостно как личность. Метафорически рефлексию можно представить как механизм, позволяющий, словно кинопленку, прокрутить в сознании имеющийся опыт, знания, чувства, увидеть и понять это, а затем совершить необходимые преобразования в соответствии со своим выбором. Рефлексия является важным механизмом развития, причем достаточно универсальным. Как человеку, так и обществу периодически необходимо заглядывать в это "зеркало" для того, чтобы получить необходимую информацию о себе, об уровне своего развития и о своих отношениях.
Рефлексия воссоздает такую картину, а она может быть снова подвергнута наблюдению, анализу или критике как некая целостность, причем не только здесь и сейчас, но и как картина прошлого или возможного будущего. Когда с нами происходят важные события, мы часто мысленно возвращаемся к ним, видим это вновь и вновь и точно также, планируем что-то личностно значимое, заранее можем представить это как картину. Еще рефлексия позволяет нам обнаружить в себе необходимое знание, о котором мы даже и не догадывались. Скрытое в глубинах сознания неявное знание позволяет нам принимать важные решения, делать открытия. Вот почему рефлексия, а не "самокопание" позволяет двигаться вперед, изменяя себя и мир вокруг.
Отношение к конфликту как к сугубо негативному явлению ещё в недавнем прошлом сформировало в сознании советских людей своеобразный защитный механизм - вытеснение конфликта из сознания или полный отказ от него. Сокрытие самой возможности существования конфликта в реальной жизни человека или отказ от его признания как факта /в семье, в коллективе, в обществе/ приводили к двойственности - к тому, что конфликты имели место, но говорить о них было нельзя, стыдно. При этом разбор семейных конфликтов часто становился делом партийных организаций, профсоюзов, трудовых коллективов и т.д. Двойственность той ситуации сегодня вполне очевидна. В сознании людей живших постоянно в "соцсоревнованиях", "битве за урожай" и в "борьбе за правое дело", "борьбе за победу коммунизма", складывались конфликтующие структуры, превратившие жизнь каждого в "борьбу во имя борьбы". Культивирование и внутреннее проращивание соперничества при одновременном сокрытии конфликтов создают благоприятную почву для разрастания и развития конфликтности. Все это в совокупности усугубляет и без того не простые отношения, которые сегодня дают о себе знать с удвоенной силой.
На смену к крайне негативному отношению к конфликту пришло столь же позитивное. Конфликт стал буквально приветствоваться, называться "нормой жизни". Справедливости ради следует сказать, что такая ситуация наблюдалась прежде всего в работах западных исследователей. Как отмечает Ч.Диксон, "если в вашей жизни нет конфликтов, поверьте, есть ли у вас пульс".Крайние позиции, как правило, не бывают истинными и наукой со временем отбрасываются - норма стремиться к золотой середине. И хотя в определенном смысле конфликты иногда нужны, а часто и неизбежны, хуже, если вся жизнь превращается в череду бесполезных или бессмысленных конфликтов. При этом следует помнить, приветствуя или просто одобряя конфликты, мы формируем соответствующую социальную установку, которая в дальнейшем будет влиять на наши решения и выборы. Возможно, уже пора изменить свое отношение к конфликту, уйдя от крайностей, - когда конфликт неизбежен, его необходимо достойно встретить, зная, как следует действовать, чтобы не навредить. Стремиться же к конфликту, поощрять его, а уж тем более без особой надобности провоцировать не только нецелесообразно, но и просто вредно.
Противоположным полюсом конфликтности является не бесконфликтность, которая, по сути, та же конфликтность, но с обратным знаком, а толерантность, или терпимость, как ценность и социальное и личностное качество, ведущее к миру, согласию, сплоченности. Известный психотерапевт Максуэлл Мольц в книге "Я - это Я, или как стать счастливым" рассматривает важные условия саморазвития, или, как мы бы сказали, обретения толерантности:
- осознать образ собственного Я - знать о себе всю правду и уметь смотреть правде в глаза;
- реагировать на факты, а не на представления о них;
- больше доверять самооценке, а не оценки и стремиться позитивно, относиться к другим;
- реагировать менее эмоционально на внешние раздражители, уметь отсрочить свою реакцию /Я буду волноваться только завтра/;
- избавиться от чувства обиды, жалости к себе;
- уметь прощать себя и других - прощение действует исцеляющее;
- уметь направлять свою агрессию в нужное русло. Для излишков эмоционального "пара" нужно иметь "предохранительный клапан" /физические нагрузки, творчество, пешие прогулки и т.п./;
- реагировать по принципу "здесь и теперь", а не сражаться с ветряными мельницами;
- уметь реально оценивать ситуацию со всеми вытекающими последствиями, не делая, их мухи слона;
- сформулировать собственные цели четко и неуклонно стремиться к их достижению. По возможности, ставить перед собой цели реальные.
Осознание и путь к толерантному сознанию открываются не сразу и не вдруг, а путем планомерного, целенаправленного самосовершенствования личности, через изменение установок и присвоение этой ценности. Как верно подметил один из ведущих отечественных психологов - А.Г. Асмолов: "Наряду с конфликтом биологи, историки, социологи и психологи все зорче начинают различать многочисленные феномены симбиоза непохожих друг на друга видов, этносов, конфессий, партий и личностей. Если бы не было толерантности как универсальной нормы существования различных форм эволюционного развития, то волны агрессии, конфликтов, нетерпимости, фанатизма, геноцида, ксенофобии, человекофобии давно бы стерли любые проявления разнообразия на Земле. И всеобщая гомогенность, однородность, толерантность, серость, неподвижность воцарились бы в мире".
Жить в мире и согласии хорошо и удобно, за что все мы ценим саму возможность такой жизни. Однако вплоть до нашего времени понятие толерантности остается в значительной мере чуждым российскому мышлению. Наше мышление характеризуется, скорее, полярностью, категоричностью. Анализируя формы этой нетерпимости, современные ученые усматривают их в проявлении неравенства, то есть человек считает исключительной ценностью собственное мнение, которое он противопоставляет тому, что может думать или во что верить другой человек. Моделью толерантных отношений считается свобода мысли и слова, абсолютная терпимость к любому мнению.
Конфликты же чаще несут нам переживания и негативные эмоции. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям, портят отношения между людьми. Они вызывают нервное напряжение и стрессы, что, в свою очередь, негативно влияет на здоровье человека. Неудивительно, что люди опасаются конфликтов и не любят их, но при этом вряд ли среди нас найдется тот, кто бы никогда не попадал ни в какие конфликты. Китайский мыслитель Конфуций, живший в 551 - 479 г.г. до н.э., писал: "Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды". При этом он полагал, что к нарушению справедливости в обществе, к нарушению норм человеческих взаимоотношений ведет необразованность и невоспитанность. Конфуций считал, что для "благородных мужей" основой взаимоотношений является порядок, а для "малых людей - выгода".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление: Естественные науки и современный мир Тема проекта: ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ
Конкурсучебно-исследовательских и творческих работ«Юность в науке»Направление:Естественные науки и современный мир Тема проекта:ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ...
Теоретические аспекты конфликтологии
Теоретические аспекты конфликтологии...
ФОТООТЧЁТ ОБ УЧАСТИИ В КОНКУРСЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА «МИР НАУКИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» В РАМКАХ VI ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ НАУКИ
Воспитанники нашего детского сада, (МАДОУ МО «СГО» д/с № 10 «Чайка») города Светлого, Калининградской области, приняли участие в конкурсе детского рисунка «Мир науки глазами детей», которы...
КОНФЛИКТОЛОГИЯ. ИДЕИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
КОНФЛИКТОЛОГИЯ. ИДЕИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.Теория конфликтаПротиворечие и модель конфликтаТеория конфликтного функционализма"конфликтный функционализм" Описание конфликтной ситуации в профе...
Конспект мероприятия «Посвящение в Академию наук» для старших групп. Наука « Экология» Автор : Воспитатель ГБОУ школы г. Москвы №2051 дошкольного отделения №5 Аксентий Анастасия Алексеевна
Пояснительная записка. Экология – одна из самых актуальных тем сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления. Именно с дошкольного возраста необхо...
Конфликтология для всех участников образовательного процесса
Конфликт — ситуация , в которой каждая из сторон занимают позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны....
Педагогическая конфликтология
В презентации объяснена необходимость понимания особенностей педагогической конфликтологии и возможность её использования в практике...