Педагогическая конфликтология
презентация

Безуглая Татьяна Искандеровна

В презентации объяснена необходимость понимания особенностей педагогической конфликтологии и возможность её использования в практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогическая конфликтология514.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая конфликтология Подготовила: К.п.н., доцент Т.И. Безуглая

Слайд 2

Педагогическая конфликтология - практико-ориентированное направление педагогической науки, целями которого являются изучение характера и причин педагогических конфликтов, разработка методов их регулирования и разрешения.

Слайд 3

Интерес к психологии педагогических конфликтов обусловлен следующими причинами: социально-экономические и политические условия, а именно снижение уровня жизни основной массы населения; жесткая конкуренция в социальной сфере (бизнес, производственные отношения); изменение сложившихся ранее институтов социализации и воспитания ребенка; ослабление и трансформация системы ценностей и ценностных ориентаций; рост правонарушений; падение престижа педагогической профессии в обществе; напряженность межличностных отношений в образовательных учреждениях; авторитарность школьного управления ; невротический стиль общения во многих семьях.

Слайд 4

Педагогический конфликт – социальное явление, которое, в принципе, естественно для такого динамичного социума, каким является современное образовательное учреждение. Педагог в своей деятельности должен учитывать индивидуально-психологические, возрастные особенности личности учащегося, социальную ситуацию его развития, иметь представление о социальном окружении ребенка (семья, внеучебная деятельность, интересы ). Многие процессы, происходящие в обществе и в педагогической деятельности, – это проблемы коммуникативной культуры. Поэтому важное значение имеет внедрение в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий, способствующих снижению конфликтогенных факторов и развитию позитивных взаимоотношений в формальных и неформальных структурах школьного и вузовского социума.

Слайд 5

Конфликт: Впервые понятие «конфликт» в качестве научного термина использовал английский социолог Г. Спенсер в своем труде «Основания социологии ». Конфликт возникает как форма социального противоречия и заключается в осознанном противоборстве субъектов, преследующих несовместимые цели. Все конфликты имеют общую структуру и включают в себя участников конфликта (личности, группы), конфликтную ситуацию (противоположные интересы, позиции, мотивы) и специфическую активность субъектов (противоборство, столкновение, непримиримость). В истоке любого конфликта лежат противоречия, обусловленные неудовлетворенностью каких-либо потребностей конфликтующих. Противоречия являются объективной основой развития конфликтов. В тех случаях, когда конфликт возникает без видимых причин, конфликтная ситуация порождается латентным (скрытым) действием противоречий в социальных системах. Конфликт всегда связан с конкретными действиями противоположных сторон. Важной стороной этого противодействия является поведение людей. В конфликтных ситуациях стороны (индивиды, социальные группы, социальные организации) стремятся реализовать свои интересы.

Слайд 6

Педагогический конфликт как разновидность социальных конфликтов: Противоречия в образовательном пространстве: c позиции педагога: неудовлетворенность выбранной профессией; повышенная ответственность за качество образования; ответственность за жизнь и здоровье учащихся; неудовлетворенность потребности в признании, уважении педагога как со стороны учащихся, так и со стороны администрации, педагогического коллектива, родителей; монотонность педагогической деятельности, жесткое планирование и четкое следование ему в рамках данной педагогической системы; использование традиционных форм обучения и оценки; с позиции учащегося: наличие возрастных сензитивных периодов, ведущих к изменению поведения, реакций на происходящее; психологические, индивидуальные особенности личности учащегося; неудовлетворенность формами подачи материала; непонимание действий педагога (как следствие отсутствия гендерно-ориентированного подхода в межличностном взаимодействии); со стороны родителей: повышенные требования к школе как к социальному институту образования и воспитания; социальные и статусные противоречия.

Слайд 7

Типология пед . к онфликтов: Конфликты, вызванные объективными причинами: социально-экономическим положением педагогов, условиями педагогической деятельности (средовой, этнический аспект ). Конфликты, связанные с поведением участников учебно-воспитательного процесса. Конфликты в области межличностных отношений (т. е. вызванные субъективными причинами), которые связаны со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены психологическими особенностями каждого участника учебно-воспитательного процесса (возрастными, индивидуально-психологическими, социально-психологическими).

Слайд 8

Наиболее распространенными конфликтами в педагогической деятельности являются конфликты межличностных взаимоотношений: «учащийся – учащийся», « педагог – учащийся», « педагог – педагог», « педагог – администрация», « педагог – родители». Задача педагогов и членов педагогического коллектива – предотвращать конфликты в рамках учебно-воспитательного процесса

Слайд 9

Структура педагогических конфликтов:

Слайд 10

Классификация: Подлинный; Случайный; Смещенный; Неверно приписанный; Скрытый; Ложный.

Слайд 11

Конструктивные Деструктивные Функции:

Слайд 12

В образовательном учреждении важно оставаться в рамках конструктивной фазы конфликта. Для этого необходимо учитывать особенности педагогических конфликтов: различный социальный статус участников конфликта; разная степень ответственности при разрешении педагогического конфликта в связи с разницей в возрасте и жизненном опыте участников; профессиональная позиция педагога в конфликте: инициатива разрешения конфликта ложится на плечи педагога, который в первую очередь должен учитывать интересы учащегося как формирующейся личности.

Слайд 13

Динамика педагогического конфликта: I стадия: латентная ( предконфликтная ситуация ); II стадия : стадия открытого конфликта; III стадия: стадия разрешения (завершения) конфликта.

Слайд 14

О близости конфликта могут предупредить следующие явления: кризис , когда обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности; недоразумение , вызванное тем, что фрустрирующая ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников и приводит к искажению им восприятия действительности; инциденты , когда незначительный поступок или слово вызывает неадекватную реакцию, раздражение; напряжение – состояние, которое искажает восприятие человека и изменяет его поступки, действия, поведение, вызывает негативные эмоции и чувства; взаимоотношения с оппонентом становятся источником непрерывного беспокойства; в такой ситуации любое недоразумение может перерасти в конфликт; дискомфорт – неспокойное внутреннее или внешнее состояние, оказывающее влияние на физическое самочувствие, настроение (интуитивное ощущение опасности, волнение, страх).

Слайд 15

Сознательное управление конфликтной ситуацией возможно лишь с позиций конструктивного отношения к конфликту, что подразумевает дифференцирование конфликтов на нереалистические (эмоциональные, беспредметные) и реалистические (предметные, деловые). Предотвращение инцидента возможно в случае устранения реального объекта противоречия. Для этого необходимо привлечь в качестве эксперта незаинтересованное лицо или способствовать тому, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого. Подавление конфликта в деструктивной фазе беспредметного конфликта должно быть направлено на уменьшение числа конфликтующих; применение системы заранее разработанных правил и норм, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными по отношению друг к другу сторонами; на то, чтобы создать и поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют взаимодействию потенциальных субъектов конфликта. Отсрочка конфликта – временные меры, которые помогают ослабить эмоциональные проявления в конфликте, изменить представления конфликтующих об оппоненте, о конфликтной ситуации, снизить значимость объекта конфликта в воображении конфликтующих. Управление конфликтной ситуацией:

Слайд 16

Разрешение конфликта: При возникновении конфликтной ситуации педагогу важно при разговоре с учащимся сохранять спокойный тон, быть терпимым, проявлять сочувствие, соучастие, поддерживать обратную связь, быть лаконичным, немногословным, при обращении строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или позитивную реакцию со стороны учащегося. Педагогу необходимо знать и отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта. В педагогической деятельности особенно важны предупреждение и устранение инцидента, а также анализ конфликтной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Теоретические аспекты конфликтологии

Теоретические аспекты конфликтологии...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

КОНФЛИКТОЛОГИЯ. ИДЕИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ. ИДЕИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.Теория конфликтаПротиворечие и модель конфликтаТеория конфликтного функционализма"конфликтный функционализм" Описание конфликтной ситуации в профе...

Конфликтология для всех участников образовательного процесса

Конфликт — ситуация  , в которой каждая из сторон занимают  позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны....