Доклад на Августовском педсовете - 2024 г "Опыт взаимодействия с родителями"
статья

Морозова Виталия Георгиевна

Опыт взаимодействия музыкального руководителя МКДОУ №1 "Улыбка" с родителями воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт взаимодействия  музыкального руководителя МКДОУ № 1  «Улыбка» Морозовой В. Г. с родителями.

Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у обучающегося интерес к эстетической стороне действительности, познакомить с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества; развивать  способности к восприятию музыки и  потребности в творческом самовыражении.  Все это  может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй.

       Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
       В соответствии с требованиями ФОП, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни, а поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. 
         Я – музыкальный руководитель, и так же, как все педагоги нашего детского сада, стараюсь тесно сотрудничать с родителями.

        

Безусловно, мне как узкому специалисту сложнее выстроить работу в этом направлении, в связи с тем, что в отличии от воспитателя, у меня нет возможности встречаться лично каждый день с родителями воспитанников. И, к сожалению, иногда долгое время я так и остаюсь для некоторых мам и пап какой-то образной «Тетей-музыкой» или «Тетей-ля-ля». Но это лишь стимулирует на поиски новых форм сотрудничества с семьями.

        Наиболее тяжелым периодом в данной работе стали времена пандемии. Из-за отсутствия личных встреч, общение с родителями могло сойти на нет. Пришлось внедрять что-то новое. И здесь на помощь мне пришли средства информационно-коммуникативных технологий. Ни для кого не секрет, что 21 век - это время бурного развития компьютерных технологий и интернета. Почти у каждого активного пользователя сети интернет есть аккаунт в социальных сетях. Поэтому данную проблему мы попробовали решить с помощью использования информационно-коммуникативного пространства. Благодаря поддержке воспитателей организовывались детско-родительские клубы, открытые занятия и досуги мы старались записывать и представляли родителям в видео формате.  Организовывались всевозможные онлайн-флешмобы,  акции и челенджи.  Регулярно обновлялись консультации на сайте МКДОУ. Подготовка воспитанников к участию в конкурсах перешла на новый уровень, появилось много мероприятий в онлайн-формате. А это прекрасная возможность тесного общения с родителями одаренных детей.

Но, конечно, для полноценного достижения поставленных целей в сфере музыкального воспитания всего это недостаточно. Как итог, связь музыкального руководителя и семьи невольно ослабла. ..

        Я, пожалуй, больше всех радовалась отмене короновирусных ограничений. И за этот короткий срок, с уверенностью могу сказать, что мне удалось наверстать упущенное и выстроить взаимодействие с родителями на высоком уровне.

  1. Знакомство с семьей я начинаю с раннего возраста. И первым нашим совместным мероприятием становится Новогоднее развлечение. Оно всегда проходит при непосредственном участии родителей, которые находятся рядом со своими малышами. Накануне праздника обязательно проводится беседа о том, как подготовиться себя и малыша к празднику, как получить максимум позитивных эмоций от происходящего. Это мероприятие становится отправной точкой нашего большого плавания. И мне кажется, оно оказывает большое положительное влияние именно на самих мам и пап. Отступает недоверие, снимается напряжение, выстраивается линия взаимодействия родитель-ребенок, родитель-педагог, родитель-родитель. В такой форме мы проводим все развлечения и праздники для малышей ранних групп.

Через год у родителей появляется новый статус – они становятся зрителями. Но мероприятие организуется таким образом, чтобы в определенных моментах дети и родители могли объединиться:  это совместный танец, игра, аттракцион. Это всегда очень трогательные моменты, вызывающие много эмоций.

        Ну, а далее работа выстраивается исходя из возрастных особенностей детей. Чем старше становятся наши воспитанники, тем теснее я взаимодействую с родителями.

  1. В начале года всегда провожу анкетирование родителей.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализирую музыкальные общесемейные и детские предпочтения, семейные традиции и ценности, особенности семейного досуга и обдумываю тактику общения с родителями.

  1. Используя технологию проектной деятельности, совместно с воспитателями  мы связываем процесс обучении и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, тем самым максимально вовлекая в процесс всю семью. Ярким примером стал проект «Русский валенок», который объединил детей, родителей и педагогов. Воспитатели провели ряд интересных занятий, а благодаря помощи родителей была организована выставка поделок из валенок, которая пользовалась большим интересом у детей и взрослых. Веселые спортивные и музыкальные развлечения не оставили никого равнодушными.
  2. Большую роль уделяю работе с родителями по патриотическому направлению. Проживая на территории военного городка и видя каждый день людей в форме, наши дети начинают воспринимать это как обыденность, для них теряется значимость профессии военный.  В связи с этим, стареемся максимально привлекать родителей военнослужащих для участия в различных мероприятиях, например День защитника Отечества.  Устраиваем просмотры мультфильмов об этой профессии с последующим обсуждением.

Традиционно проводим Парад Победы, который всегда проходит с участием большого количества  родителей. Они же являются конструкторами нашей «Грозной военной техники».

        

Но воспитание чувства патриотизма невозможно без формирования русского менталитета, без приобщения  к русской народной культуре. К сожалению, поколение родителей наших воспитанников, зачастую, мало знакомы с русскими традициями,  с культурой и ценностями наших предков. Поэтому стараюсь больше проводить мероприятий направленных на восполнение этих пробелов. Примером стал праздник «Капустные посиделки», в котором родители были максимально вовлечены в действие. Это было яркое и познавательное мероприятие, завершившееся чаепитием с капустным пирогом.

  1. Одним из самых масштабных проектов является «Фестиваль национальных культур», который объединяет всех в одну большую семью.  Каждый год мы ищем новые формы его проведения. Но неизменным остается активное участие родителей. С их помощью были организованы  музеи в групповых комнатах и выставка национальных костюмов. Ярким и запоминающимся стало мероприятие «Чаехлебы», где родители, дети и педагоги интересно пообщались и узнали много нового. Ну, и конечно, одними зрелищами сыт не будешь - конкурс на «Лучшее национальное блюдо» никого не оставил равнодушным! Проигравших не было.
  2. Регулярно провожу работу по духовно-нравственному воспитанию. Здесь на помощь приходит наш социальный партнер Ужурский Храм св. апостолов Петра и Павла и его настоятель Павел Третьяков. Уже по многолетней традиции, мы проводим мероприятия, посвященные Рождеству и Пасхе с обязательным присутствием Отца Павла. Эти встречи всегда проходят очень душевно и оказывают благоприятное влияние на детей и родителей. Ко Дню Светлой Пасхи, организуем выставку Пасхальных поделок, в которой участвуют семьи воспитанников.

В прошлом году мы апробировали еще одну форму работы в данном направлении.  Для детей и родителей подготовительных групп была организованна выездная экскурсия в Храм св. апостолов Петра и Павла, который в этом году отметил свое 200-летие. Отец Павел рассказал об истории и архитектуре храма, отвечал на вопросы детей и взрослых, закончилась экскурсия чаепитием.

  1. Говоря о социальных партнерах, хочется выделить спортивный комплекс Дельфин. Сотрудничая с ними, мы организуем и проводим спортивно-музыкальные праздники с непосредственным участием родителей, посвященные  Дню матери, Дню защитника Отечества, 8 марта и тд.

  1. Активно взаимодействуя с семьями, нам удается успешно участвовать в различных муниципальных мероприятия, таких как Масленица, День поселка, Битва хоров, театральный конкурс «Солнечный круг».
  2. Родителям очень нравится, когда их привлекают к участию в мероприятиях детского сада. Многие, раскрываются как организаторы, артисты, оформители, костюмеры. 

Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:

- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью (репетиции с родителями всегда проходят в доброжелательной и веселой атмосфере);

          - Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита.            Здесь хочу отметить, что я всегда разрабатываю эскизы для театральных костюмов и в дальнейшем активно консультирую родителей по их изготовлению.

- Помощь в оформлении музыкального зала;

        - Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

- К участию в творческих конкурсах родители помогают разучивать слова песен, подготавливают костюмы, приводят ребят для дополнительной репетиции, оказывают помощь в транспортировке дошкольников к месту проведения конкурса.

В прошлом году я активно внедрила в свою работу родительские чаты в мессенджере Viber. Конечно, охватить все группы я не могу, поэтому остановилась на подготовительных, как наиболее задействованных в моей работе. Результат оказался очень положительным. Это прямое общение, без посредников, решение вопросов в краткие сроки, обсуждение костюмов, ролей, репетиций и просто приятного общения. И как бонус – все имеющиеся фото и видео материалы. В конце года у нас получилась настоящая команда.

Сложившаяся система работы в данном направлении позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Работая совместно с семьей, удается сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, повышается уровень музыкального развития как детей, так и их родителей.

Данные формы работы, представленные мною, соответствуют ФОП и направлены на решение программных задач художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Хороших и понимающих всем вам родителей!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на августовский педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»

В связи с переходом детских садов и школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми, актуальными. Уже  более 10 лет все наши ДОУ работают по пр...

Доклад на августовскую конференцию педагогов ДОУ: «Работа с родителями на современном этапе образования»

Доклад на августовскую конференцию педагогов ДОУ: «Работа с родителями на современном этапе образования»Уважаемые коллеги!Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного...

Доклад на Августовский педсовет

laquo;Внедрение Программы воспитания как части Основной образовательной программы дошкольного образования в МКДОУ»...

Педсовет "Новые формы взаимодействия с родителями"

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....