Педсовет "Новые формы взаимодействия с родителями"
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turnir_-_eruditov.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект педагогического совета № 3
Турнир эрудитов
на тему:
«Новые формы взаимодействия с семьями воспитанников»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
По данным ученых, ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. В семье ребенок получает первые навыки восприятия действительности, учится осознавать себя полноправным представителем общества. Согласно статье 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Дошкольная организация призвана помогать семье в вопросах воспитания и развития детей. Поэтому от согласованности действий родителей и педагогов зависит не только эффективность их взаимодействия, но и качество дошкольного образования в детском саду в целом.
Что значит «взаимодействие педагогов с родителями»?
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциации».
ИГРА «АССОЦИАЦИИ».
У каждого педагога взаимодействие с родителями с чем-то ассоциируется?
Задание: Я начинаю фразу вы продолжаете - для меня взаимодействие с родителями - это ….
Действительно процесс взаимодействия это горная тропа: то широкая, то узкая, с крутыми поворотами, завалами. На ней много подъемов и спусков.
Взаимодействие может рассматриваться как: особый вид совместной деятельности,как особый тип отношений субъектов; как процесс совместной деятельности и личностного обмена между субъектами и постоянно развивающийся в пространстве и времени (Н.Ф. Радионова). А ФГОС ДО деятельность взаимодействия рассматривает в форме сотрудничество - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.
Взаимодействие с родителями в рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
- повышение воспитательного потенциала семьи.
Основные задачи взаимодействия:
- информирование родителей и общественности о целях ДО, мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
- просвещение родителей, повышение их правовой и психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
- способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
- построение взаимодействия в форме сотрудничества и установление партнёрских отношений с родителями для решения образовательных задач;
- вовлечение родителей в образовательный процесс.
Основные направления взаимодействия:
- Диагностико-аналитическое. Получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка, а также планирование работы с семьёй с учётом результатов этого анализа.
- Просветительское. Просвещение родителей по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определённого возраста.
- Консультационное. Консультирование родителей по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом и другим.
Основные формы взаимодействия:
- Диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями, дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее.
- Просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое.
- Досуговая форма — совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
Мы определили алгоритм взаимодействия, теперь следует остановиться на формах взаимодействия детского сада и семьи, разновидности вы знаете, это:
- Информационно - аналитические
- Познавательные
- Досуговые
- Наглядные
- Дистантные
У вас на столах есть листочки с таблицей «Формы взаимодействия с родителями», вам необходимо заполнить эти таблицу:
Информационно - аналитические формы - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
(ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: Опрос, социальные опросы, Анкетирование, Патронаж, Интервьюирование, Наблюдение, Изучение медицинских карт, Психологические методики, Общение на интернет – форуме, Рекламные щиты, Плакаты, Информационные брошюры ДОУ, Презентация ДОУ, Сайт ДОУ, Общение на интернет – форуме, Общение с родителями выпускников и родителей детей, посещающих ДОУ, Информационная корзина, Почтовый ящик, СМИ, Интервью и беседа, Рекламные ролики, Рекламные проспекты)
Познавательные формы - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста; формирование у родителей практических навыков воспитания детей. (Педагогический консилиум, Педагогические конференции, Семинар – практикумы, Тематические консультации, Педагогический совет, Круглый стол, Презентации, Устный педагогический журнал, Симпозиум, Практикум, Вечера вопросов и ответов, Педагогическая беседа, День открытых дверей, Дебаты, Ознакомительные дни, Совместные экскурсии, Туристические походы, Педагогическая лаборатория, Читательская конференция, Аукцион, Семинар – практикум, Душевный разговор, Мастер класс, Ток – шоу, Вечера вопросов и ответов, Родительский университет, Родительские встречи, Дискуссии, Родительские тренинги, Дни добрых дел, Деловые игры, Семейная гостиная, Клубы для родителей, Эпизодические посещения, Родительские чтения, Общие собрания)
Досуговые формы - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
(Дни открытых дверей, Праздники, развлечения, досуги, Кружки, КВН, викторины, Просмотр фильмов, Коллекционирование, Концерты, Соревнования, Совместные походы и экскурсии, Праздники, развлечения, Вернисаж, Совместные проекты, Выпуск семейных газет, Выставки, Семейные коллекции Реликвий, Клубы отцов, бабушек, Семейные вернисажи, Благотворительные акции, Домашние гостиные, Совместные походы и экскурсии).
Наглядные формы - ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
(Тематические выставки, Информационные проекты, Организация дней открытых дверей, Выпуск газет, Организация мини – библиотек, Фотомонтаж из жизни группы, в кругу семьи, Анкетирование, Информационное оснащение группы (папки – передвижки, буклеты, информация о знаменательных датах), Совместные дела (фотоконкурсы на различные темы), Семейная летопись, Информационные листы, Как мы живем (интересные события), Какие мы молодцы (размещаются успехи детей, педагогов, родителей), Книга отзывов и предложений, Родительские газеты, Видеофильмы).
Дистантные - Это дистанционные формы взаимодействия с семьями.
(e-mail, контакты, сети интернет).
Опыт работы педагогов по взаимодействию с родителями в рамках ФОП ДО
1. Интернет – технологии
Некоторые формы использования интернет-технологий в работе с родителями в ДОУ:
- Сайт детского сада. На нём родители могут познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса, узнать последние новости.
- Мини-сайт педагога. На нём размещаются методический материал, фотогалерея, портфолио педагога, консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей.
- Электронная почта. По ней рассылается текущая информация: сведения об индивидуальном развитии ребёнка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей в детском саду и др..
- Социальные сети. В них воспитатель и родители могут создавать странички группы, где можно публиковать объявления, обмениваться фотографиями и любой другой информацией.
- Онлайн-опросы. Для этого можно использовать сервисы Cаnva и Google Формы.
Использование интернет-технологий позволяет активизировать участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада, повысить их психолого-педагогическую компетентность, эффективность процесса развития и воспитания детей, уровень доверия к педагогам группы.
2. Социальный паспорт семьи и сведения о родителях
Цель сведений о родителях в ДОУ — сбор первичной информации о ребёнке и его семье.
Полученные данные помогают нейтрализовать возможное негативное воздействие семейной обстановки на ребёнка, если оно имеется, предоставлять различные отчёты общего характера.
Для сбора информации используют анкетирование, которое позволяет узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности и ошибки. Также анкеты помогают выяснить потребности и интересы родителей в вопросах сотрудничества с детским садом, отношение детей к детскому саду и другое.
Так же оформляют социальный паспорт семьи, сведения о родителях — это документ, в котором содержатся полные сведения о конкретной «ячейке общества». Сведения о составе семьи, её благополучии в материальном и эмоциональном плане, жилищных и бытовых условиях помогают педагогу лучше подготовиться к работе с детьми.
Выявить детей и семьи, которые находятся в «группе риска». Это необходимо для оценки текущих условий проживания воспитанников, своевременного предотвращения кризисных ситуаций и оказания помощи. Раскрыть воспитательный потенциал семей. Например, на основе информации о социальной активности семей педагоги смогут заранее планировать с ними совместные мероприятия.
3. Досуговое направление как одна из инновационных форм работы с родителями Целью досугового направления призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
4. Проектная деятельность, как одна из форм эффективного взаимодействия с родителями
Проектная деятельность — одна из форм работы с родителями в ДОУ, которая предполагает совместную работу педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой).
Задача педагога — организовать познавательную деятельность и ненавязчиво вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая атмосферу совместного творчества. 1
Преимущества проектной деятельности:
- Расширение кругозора детей и взрослых. Все участники образовательного процесса ищут ответы на вопросы, читают, рассматривают иллюстрации и фотографии, изготавливают подарки-сувениры, рисунки, макеты и др.. 1
- Сплочение коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться.
- Укрепление детско-родительских отношений. Совместное выполнение замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.
5. Семейная гостиная как эффективная форма взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях
Семейная гостиная — это одна из форм работы с родителями в ДОУ, в которой психолого-педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников, самих воспитанников и педагогов.
Цель данной формы работы — добиться высокого уровня взаимодействия детского сада и семьи путём активного участия родителей в педагогическом процессе, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- формирование у родителей способности понять потребности ребёнка, сделать его счастливым;
- умение видеть перспективы его развития;
- формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе, взрослым и к окружающему миру; формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка;
- поддержание интереса родителей к внутреннему миру своего ребёнка. Периодичность встреч семейной гостиной — 4–5 раз в год.
6. Конкурсы и выставки как способ вовлечения родителей в образовательное пространство ДОУ Проведение разнообразных выставок и конкурсов семейного творчества позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
7. Ток-шоу — одна из форм работы с родителями в ДОУ которая предполагает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацию проблемы и возможные пути её решения. На ток-шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Цель такой формы работы — развитие педагогической компетентности родителей, обмен необходимой информацией для формирования единого педагогического пространства «ДОО-семья».
8. Использование мастер-классов как современной формы взаимодействия с родителями Цель мастер-классов – повышение педагогического опыта родителей, достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.
Задачи:
1. Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;
2. Установление единства в воспитании детей;
3. Педагогическое просвещение родителей;
4. Развитие творческих способностей детей в процессе совместной продуктивной деятельности родителя и ребенка;
5. Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
6. Гармонизация детско-родительских отношений.
9. Круглый стол как один из видов работы с родителями
Цель – добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности.
10. Работа с родителями детей посещающих Службу ранней помощи (Барнаш Т.А.) Служба ранней помощи в ДОУ — одна из форм работы с родителями, которая предполагает психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку и сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка в возрасте от 1,5 до 3 лет.
11. Индивидуальное сопровождение семьи ребёнка с ОВЗ
«Рекламное агентство».
В течение 5 минут команды должны придумать название мероприятия с родителями, определить его цели, разработать план его проведения. Командам необходимо прорекламировать мероприятие так, чтобы родителя захотели на него прийти.
А как вы думаете, что влияет на качество взаимодействия с семьей? (высказывания участников). Компетентность самого педагога влияет качество взаимодействия с семьями. Изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.; открытость детского сада семье; ориентация педагога на взаимодействие с детьми и родителями.
Со всеми родителями можно взаимодействовать одинаково или к каждому нужен индивидуальный подход? Предлагаю выделить группы родителей, каждая из которых имеет особенности.
Группы родителей:
– родители-лидеры – могут и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, понимают ценность работы детского сада;
– родители-исполнители – помогают педагогам подготовить и провести мероприятия с детьми, оформить групповую комнату и прогулочные участки;
– родители – критические наблюдатели – не могут ничего предложить для взаимодействия, предпочитают быть в стороне, затрудняются определить свою роль в воспитательно-образовательном процессе.
Третья группа родителей требует особого внимания. Чтобы вовлечь их в воспитательно-образовательный процесс, необходимо искать эффективные формы взаимодействия.
Арт-терапия с педагогами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мостик понимания между родителями и педагогами". Формы взаимодействия с родителями.
Выступление педагога-психолога по улучшению взаимодействия между педагогами и родителями...
Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...
Новые формы взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ. Дистанционная музыкальная гостиная для родителей «Содружество» группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.
Важным в дошкольном образовании является согласованность совместной работы родителей и педагогов. Начиная с самого первого знакомства с родителями детей, посещающих группу кратк...
Работа с родителями. "Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями"
https://cloud.mail.ru/public/4eJo/L52TyiiLsПроблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Приобретает порой обостренный характер. Непонимание ме...
Презентация опыта работы с родителями. Формы взаимодействия с родителями
Формы взаимодействия ДОУ с родителями.(Доклад на МО заведующих) 1 слайдФедина Ирина Петровна, заведующийМБДОУ детского сада с.ДормидонтовкаВяземского муниципального районаХабаровского края...
выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...
Презентация педагогической практики в форме Олимпийских игр («Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников»)
Организация эффективного взаимодействия педагогов группы с родителями на основе использования информационно - коммуникационных технологий, с целью решения актуальных вопросов воспитания и развит...