Взаимосвязь духовно - нравственного воспитания с социализацией дошкольников с ОВЗ в современных условиях
методическая разработка
Процесс социализации является одним из важных условий формирования и развития личности ребенка и неразрывно связан с процессом ее индивидуализации, который сопровождается созданием оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Эти условия направлены на психологическое сопровождение, которое оказывает поддержку в предупреждении возникновения проблем в развитии ребенка, помощь ему в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания, а также совершенствование психологической компетентности родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1_1.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь духовно-нравственного воспитания с социализацией
дошкольников с ОВЗ в современных условиях
(консультация для педагогов)
подготовила
воспитатель
Телепова Э.З.
г.Бийск 2024г.
Взаимосвязь духовно-нравственного воспитания с социализацией
дошкольников с ОВЗ в современных условиях
Процесс социализации является одним из важных условий формирования и развития личности ребенка и неразрывно связан с процессом ее индивидуализации, который сопровождается созданием оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Эти условия направлены на психологическое сопровождение, которое оказывает поддержку в предупреждении возникновения проблем в развитии ребенка, помощь ему в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания, а также совершенствование психологической компетентности родителей.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Поэтому систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое Я среди других людей происходит именно в детстве. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.
На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.
К концу дошкольного возраста детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его сущности. Это момент является наиболее ответственным в социальном становлении маленького гражданина. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.
Взаимодействие взрослого и детей строится с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям. развитие культуры познания взрослых и детей, социальных эмоций и мотивов самопознания, уважения к себе, способов общения и др. происходит путем подражания взрослому, путем следования его речевой инструкции. Появляются социальные навыки общения,
Главный позитивный результат развития ребенка на этой стадии – достижение чувства независимости. Ребенок стремиться освободиться от полной зависимости взрослых и обрести некоторую самостоятельность, поэтому он все делает сам, отвергая любую помощь. Взрослые во многом ограничивают детскую активность, руководствуясь соображениями безопасности, порядка и целесообразности. Если ребенок сопротивляется требованиям взрослых, то возникают конфликты, которые могут привести к появлению у малыша чувства неуверенности, как в собственных силах, так и в своей автономии. То, как разрешается этот кризис, сказывается на дальнейшем развитии личности.
Среди показателей социального развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, умственное сотрудничество со взрослыми, социальную компетентность, или социальную зрелость. В единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о явлениях собственной жизни и о своей деятельности, а также в явлениях общественной жизни.
Социальное развитие дошкольника подразумевает духовно-нравственное совершенствование ребенка. Нравственное воспитание дошкольников способствует приобретению нравственного опыта и усвоению моральных норм. В процессе нравственного воспитания формируется любовь к Родине и гражданская позиция, бережное отношение к окружающему миру, уважение и доброжелательность к людям, порядочность.
Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Дошкольники с ОВЗ имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в дошкольном возрасте носят довольно поверхностный характер. Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности.
Ребенок с ОВЗ зависит от выбора, обработки, удержания в памяти и использования слуховой информации. В сознании ребенка с ОВЗ внешнее воздействие приобретает индивидуальный смысл, формируя субъективное отношение к нему. В связи с этим формируются мотивы поведения, принятия решений и нравственного выбора собственных действий ребенка.
Главной целью работы с детьми с ОВЗ в нашем детском саду создать необходимые содержательные педагогические условия. Воспитание наших детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Совершенствование традиционных форм и методик, применение новых технологий способствует повышению нравственных качеств детей с ОВЗ.
Наиболее существенный источник материала для формирования нравственного воспитания - это их житейский опыт: их детство, семья (ближайшее окружение), игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, поэтому мы стараемся специально организовать деятельность по расширению и уточнению имеющихся представлений.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.
Ценность фольклорных произведений обусловлена их высокой интонационной выразительностью. Поскольку именно интонация проявляет смысл высказывания и имеет первостепенное значение в формировании мысли.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки-это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в нашей работе стало широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества во всех видах деятельности дошкольников с ОВЗ. При отборе фольклорного материала учитываем возрастные возможности, индивидуальные особенности детей, особенности зрительной нагрузки для детей с нарушением зрения.
Для этого в группе создана разнообразная речевая среда соответственно возрастным и зрительным возможностям дошкольников. К литературным произведениям подобраны CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку" и др.
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевки, приговорки используем в общении с малышами для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п.
Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Мы, с учетом доступности, включаем их в повседневный разговор с ребенком. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения игрушки чтением потешки. Используем пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом дети быстрее запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка.
Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Мы используем их во всех процессах воспитательной работы: при одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».
Загадки – полезное упражнение для детского ума. Используем загадки на занятиях, во время наблюдений на прогулках. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.
Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в словотворчество. Скороговорки чаще всего используем для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.
Очень важная часть устного народного творчества вошла в детский быт наших дошкольников, это, конечно сказка. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ. В нашей группе большая подборка русских народных сказок
Вывод.
В настоящее время от правильного духовно - нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества. Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения.
Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.
Использованная литература
1. Закрепина А. Социальное развитие детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание, №11, 2009г.
2. Лескина И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / И. Лескина, Н. Станкевич, Л. Соколова // Дошк. восп. – 2014. – № 2. – С. 79–86.
3. Лисица, В. А. Развитие духно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. — № 11. – С. 20 – 22.
4. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкол. учреждений / Науч. ред. М.М. Безруких — М.: ВЛАДОС,2002г. (Здоровьесберегающая педагогика).
5. Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты/ под ред. А.К. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой - М.: Издательство «Спутник+», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию для старших дошкольников. Тема "Добро и зло".
Занятие по духовно-нравственному воспитанию для воспитанников старшей группы...
Духовно-нравственное воспитание и развитие дошкольников
Актуальность проблемы,патриотизм и любовь к национальной культуре,формы работы ,мероприятия по духовно -нравственному воспитанию....
Презентация к программе "Духовно-нравственное воспитание и развитие дошкольников"
Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно пов...
конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для старших дошкольников
в данном конспекте дети отправляются в Цветочный город, помогают Незнайке разобраться в добрых и злых поступках, учаться говорить комплименты, мириться и спасают книгу от колючих слов....
Учебно- тематический план духовно- нравственного воспитания и развития дошкольников
Учебно- тематический план духовно- нравственного воспитания и развития дошкольников разработан для педагогов по программе "Социокультурные истоки" для детей средней группы (4-5 лет)....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Паспорт проекта "Вместе", отчет к проекту «Духовно-нравственное воспитание и социализация старших дошкольников в рамках реализации проекта «ВМЕСТЕ»
Технологии эффективной социализации ребенка в детском саду и начальной школе, позволяют системно реализовать ФГОС, в том числе развить у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность ...