Паспорт проекта "Вместе", отчет к проекту «Духовно-нравственное воспитание и социализация старших дошкольников в рамках реализации проекта «ВМЕСТЕ»
проект (старшая, подготовительная группа)

Технологии эффективной социализации ребенка в детском саду и начальной школе, позволяют системно реализовать ФГОС, в том числе развить у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность и многие другие важные качества 21 века. Овладение данной технологией так же даст педагогам возможность реализовывать принципы преемственности между ДОО и школой, создать коллектив единомышленников среди воспитателей, учителей, родителей и детей. Данную технологию можно использовать в рамках любой образовательной программы, реализующей принципы ФГОС.

Проект «Вместе» стал точкой опоры, которая помогает организовать совместную работу всех участников образовательных отношений, связанных ценностно-смысловым и нравственно-ориентированным единством, совершенствовать практику, использовать новые педагогические технологии и методы в работе направленные на социализацию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_proektu.docx1.57 МБ
Файл proekt_vmeste.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа - Детский сад №11» г. Зима

Паспорт проекта

«ВМЕСТЕ»

(2020-2023 гг.)

Разработчики:

Никитина А.С.

Москвитина Т.В.

Табакаева Е.Л.

Мастихина Т.П.


г. Зима,

2020 г.

Актуальность выбранной темы

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте,- говорит Владимир Путин.- И такой фундамент - это патриотизм»

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года указано, что одним из приоритетов государственной политики в области воспитания являются патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, которое предусматривает формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России...

В Концепции воспитания Иркутской области среди значимых негативных изменений у современных детей обозначены: резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста; рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий; снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий; значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений; ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя; увеличение числа детей с эмоциональными проблемами. Одним из негативных факторов, отрицательно повлиявшие на воспитание подрастающего поколения, является то, что социализация молодежи идет преимущественно с ориентацией на рыночные ценности.

В связи с этим сегодня в системе образования актуальными становятся вопросы социализации обучающихся, а также формирование умения работать в команде. На это направлены и принятые на всех уровнях общего образования Федеральные государственные образовательные стандарты.

Технологии эффективной социализации ребенка в детском саду и начальной школе, позволяют системно реализовать ФГОС, в том числе развить у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность и многие другие важные качества 21 века. Овладение данной технологией так же даст педагогам возможность реализовывать принципы преемственности между ДОО и школой, создать коллектив единомышленников среди воспитателей, учителей, родителей и детей. Данную технологию можно использовать в рамках любой образовательной программы, реализующей принципы ФГОС.

Проект «Вместе» стал точкой опоры, которая помогает организовать совместную работу всех участников образовательных отношений, связанных ценностно-смысловым и нравственно-ориентированным единством, совершенствовать практику, использовать новые педагогические технологии и методы в работе направленные на социализацию ребенка.

Образовательная организация и семья - важнейшие институты первичной социализации. В общении с педагогами и сверстниками дети осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения.

В основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Начальная школа - Детский сад №11» среди основных принципов воспитания указаны:

  1. Детско-взрослая общность. Детско-взрослая общность возникает между людьми через пребывание их в одной эмоциональной ситуации, через переживание ими одного состояния (радости или отрицательных эмоций).
  2. Совместная деятельность педагога и школьника.
  3. Системность организации воспитания.

Данные принципы нашли свое отражение в реализации событийного подхода, который положен в основу проекта «Вместе».

Событийный подход в воспитании позволяет решить одну из задач основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Начальная школа - Детский сад №11» в области формирования социальной культуры. Это развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: социализация личности дошкольника и младшего школьника через организацию и проведение обучающимися культурно-образовательных Со-бытий.

Задачи

  1. Разработать сценарии культурно-образовательных событий силами обучающихся при помощи педагогов.
  2. Вовлекать родителей, педагогов, воспитанников детского сада, социальных партнеров в культурно-образовательные события.
  3. Формировать коммуникативную культуру, развивать умения общаться и сотрудничать.
  4. Развитие волевой регуляции поведения и деятельности.
  5. Развивать у ребенка способность занимать активную жизненную позицию.
  6. Анализ ситуации и желаемые результаты.

Целевая группа

Проект «Вместе» по формированию навыков социализации может быть успешно использован при работе с обучающимися МБОУ «Начальная школа - Детский сад №11» в возрасте 4- 7 лет, с родителями, с педагогами и специалистами образовательной организации.


Проблемные зоны, риски, открытые вопросы в ходе реализации; варианты развития и коррекции.

Возможные риски

Способы снижения рисков

Отказ педагогов от участия в реализации проекта

Мотивирование, материальное

стимулирование педагогов

Пассивность обучающихся, низкая заинтересованность детей в деятельности.

Стимулирование активности детей. Мотивирование на сотрудничество и проявление самостоятельности.

Отсутствие заинтересованности во взаимодействии отдельных родителей

Информирование родителей,

индивидуальная работа

Неспособность детей самостоятельно подготовить образовательное событие

Обучение детей способам организации образовательного события, оказание

помощи. Совместная деятельность детей и педагогов

Инертность социальных

партнеров

Проявление инициативы со стороны школы

Трудности в получении быстрого результата от сотрудничества

Благоприятные возможности

Риски

  1. Наличие в микрорайоне библиотеки, КИЦ «Спутник», филиала ДЮСШ «Атлант», детского клуба «Ровесник».
  2. Возможность получения

научно-методического сопровождения от

преподавателей ИРО,

специалистов/методистов Комитета образования.

4. Открытость образовательной системы города: возможность знакомства с инновационной деятельностью педагогов других ОО.

  1. Нежелание педагогов участвовать в реализации проекта вследствие низкой самооценки и мотивации.
  2. Нежелание части родителей (особенно из неблагополучных семей), воспитанников, участвовать в образовательных событиях.

Основная часть

Прогнозируемые промежуточные результаты:

силами обучающихся начальной школы, под руководством учителя, подготовлены и проведены культурно-образовательные события;

улучшение отношений между детьми;

укрепление благоприятного психологического климата в школе и детском саду.

Конечные результаты:

силами обучающихся начальной школы под руководством учителя подготовлены и проведены культурно-образовательные события для различных групп участников;

положительная динамика уровня сформированности коммуникативных качеств личности обучающихся, готовности к сотрудничеству;

пополнение банка сценариев образовательных событий, обеспечивающих реализацию проекта;

участие родителей, педагогов, воспитанников детского сада, социальных партнеров в культурно-образовательные события.

положительная динамика способности занимать активную жизненную позицию у обучающегося.

Применение событийного подхода, заложенный в проекте «Вместе» позволяет достичь воспитательных результатов и эффектов деятельности обучающихся обозначенных в ООП НОО МБОУ «Начальная школа -Детский сад №11» и распределенных по трём уровням:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Проектное решение.

Основная идея проекта состоит в разработке комплекса действий и создании условий благоприятных для осуществления социализации детей на этапе перехода из дошкольной жизни в школьную.

В основе проекта «ВМЕСТЕ» заложен событийный подход.

Событийный подход рассматривается учеными как продуктивная технология организации и осуществления значимых событий в жизни школьного коллектива и отдельной личности, находит свое воплощение в сфере практических действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности и смыслы.

В событийном подходе дидактической единицей проектирования выступает образовательное событие.

Дети, проживая значимое событие, получают опыт, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других. Любой из участников образовательного события - это действительно участник, а не зритель: у каждых своих смыслов, своя деятельность, свои переживания.

Игровой компонент в педагогической деятельности событийного подхода облегчает освоение знаний о новом социуме, о способах его познания, нормах общения, принятых ценностях.

Действенность воздействия осуществляется на основе факта свершения события, так как увиденное и лично пережитое оказывает иногда более сильное воздействие, нежели услышанная информация.

Все события делятся на 4 блока. Каждый блок имеет свою тематику. При отборе тематики и содержания учитываются возрастные особенности детей, содержания программы, по которой работает детский сад-начальная школа, проблемы освоения детьми различных социальных ролей: я -как личность, я- как член коллектива, я- как старший по возрасту, я- как мальчик или девочка.

Весь материал предлагается детям ДОУ в игровой форме, дети школы участвуют в разработке структуры и содержания «Событий», принимают непосредственное участие в их проведении.

Сценарный план каждого СОБЫТИЯ обсуждается на заседаниях школьного самоуправления с приглашением педагогов ДОУ, а затем в детских коллективах.

Каждый ребенок-участник «Событий» - младший школьник или дошкольник могут проявить инициативу, показать и представить то, чему они научились, что узнали, пообщаться. В сценарном плане всегда предусмотрен сюрпризный момент.

Во время «Событий» налаживаются и дружба между школьниками и малышами. Каждый дошкольник может сам задавать вопросы, которые его интересуют в той или иной области школьнику, общение с которым наиболее приятно именно ему.

В конце каждого «События» проводится рефлексия. Она организуется не только в школьном коллективе, но и в группе детского сада.

Работа по каждому блоку строится в соответствии с целями и задачами и имеет свою идею проведения.

  1. блок «Мой новый дом-школа»

Цель - актуализировать восприятие школы как жизненно важной категории, дать целостное восприятие понятию «школа» и всего, что с ней связано;

Идея проведения - «Встречи».

В этот период организуются «Встречи» школьников и дошкольников, с целью знакомства дошкольников с удивительным и интересным миром школы.

На самих «Встречах» школьники показывают малышам кабинеты, библиотеку, столовую, т.е. знакомят с предметно-пространственной средой школы. Малыши присутствуют на фрагментах уроков, наблюдают, слушают, участвуют, рассматривают, узнают.

В этот период кульминацией события - проведение праздника знакомства «Давайте будем вместе!», где принимают участие все участники программы: и родители, и педагоги, и дети ДОУ и начальной школы.

  1. блок «Я и моя семья»

Целью образовательного события в рамках реализации блока «Я и СЕМЬЯ» является обеспечение взаимодействия родителей и детей в тесном сотрудничестве с учреждением, организация активного семейного досуга детей и родителей.

Идея проведения СО-бытия в рамках блока «Я и моя семья» - виртуальное путешествие по страницам семейного альбома «Листая страницы семейного альбома», включающее в себя четыре виртуальных страницы, представленных четырьмя разделами: «Семейные традиции», «Семья и здоровье», «Дела семейные» и «Семейные праздники».

Итоговым мероприятием образовательного события «Листая страницы семейного альбома», является конкурсно-развлекательная программа: «Семья вместе - и душа на месте»

Одной из основных форм работы в рамках данного блока является организация и проведение совместных развлечений и праздников для родителей и детей сада и школы.

  1. блок «Я среди людей»

Сведения об окружающем мире, общественных явлениях ученик получает, когда общается со сверстниками и взрослыми, наблюдает за окружающей жизнью и событиями, из Интернета, самостоятельно читает книги.

Эта информация может искажать нравственные нормы. Проанализировать факты, сопоставить их, осмыслить информацию обучающиеся могут при взаимодействии между собой на уровне группы, если это детский сад, класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде, а также с социальными субъектами за пределами школы. Но одних знаний недостаточно. Нужно, чтобы нравственные знания вызывали нравственные чувства. Достичь этого можно, если работать целенаправленно.

Именно такой работе и предназначен блок «Я среди людей» и называется он «Шагая по лестнице жизни»

Цель — обеспечить духовно-нравственное развитие школьников; активизировать внутренние ресурсы учащихся, которые способствуют успешному освоению ими нового социального опыта на уровне дошкольного и начального общего образований; формировать у них коммуникативные компетенции.

Задачи:

  • Формировать позитивную самооценку обучающихся, уверенность в своей значимости для окружающих через роль в семье, в обществе; осуществлять самоанализ.
  • Научить, как правильно вести диалог, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно относиться к мнению собеседника.
  • Развивать познавательный, коммуникативный, нравственный, физический, эстетический потенциал личности ребенка.
  • Формировать умение самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
  • Учить связывать моральные представления и принципы, которые получены на занятиях, с повседневной жизнью, которая формирует опыт нравственного поведения.

ИДЕЯ - В центре блока - «Лестница жизни» с «Пиком счастья» на вершине. Дети, шагая по ступеням Лестницы жизни, проходят уровни, чтобы добраться до вершины. Каждая ступень лестницы - это выход на новый уровень результатов и достижение этих результатов, обретение ценностей.

Игра «Шагая по лестнице жизни» по уровням:

  1. уровень- ступенька "Я и Я" (проходят обучающиеся детского сада и 1 класса). Дошкольник и ученик первого класса выходит на первый уровень результатов, где он знает и понимает общественную жизнь. Обучающиеся первых классов и дошкольники взаимодействуют с педагогом как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Формы деятельности: беседа, чтение и обсуждение книг, ролевые игры («Я - ученик», «Найди пару», «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону»), рисование на темы «Моя семья», «Кто мне дорог», «Красивое и безобразное».

В результате обучения дошкольник и первоклассник:

  • приобретает представления об этике и эстетике повседневной жизни человека;
  • принятых в обществе нравственных нормах поведения и общения, правилах конструктивной групповой работы;
  • способах самостоятельно находить информацию в справочной литературе;
  • правильных способах вести диалог, проводить исследования.
  1. уровень ступенька "Я и познание» (2-3 классы)

Во втором классе ученик выходит на второй уровень результатов. Он получает опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура.

Чтобы достичь этих результатов, обучающиеся взаимодействуют между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде.

Возможные формы деятельности: тематические диспуты, деловая игра, дебаты, тренинги, работа в группах.

В результате обучения второклассник:

внутренне принимает нормы нравственного поведения;

выполняет правила нравственного поведения; переходит от социального контроля (учитель, родители) к самоконтролю;

понимает, что нравственное взросление идет от поступка к нравственным качествам на основе правил.

В третьем классе ученик получает опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура.

Чтобы достичь этих результатов, обучающиеся должны взаимодействовать между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде.

Возможные формы деятельности: тематические диспуты, деловая игра, дебаты, тренинги, работа в группах.

В результате обучения третьеклассник:

знакомится с внутренней сутью нравственного поступка - мотивом; понимает ответственность, когда выбирает поведение;

знакомится с нравственными качествами человека, которые формируются на основе нравственных норм.

  1. уровень «Я и общество" (4 классы)

В четвертом классе ученик выходит на третий уровень результатов. Чтобы достичь их, обучающийся взаимодействует с социальными субъектами за пределами школы. Возможные формы деятельности: проблемно-ценностная дискуссия, в ней участвуют внешние эксперты; акции, в которых школьник заботится о пожилых людях; акции по экологии - озеленяет и благоустраивает школьную территорию; тематические буклеты; публичные выступления; исследовательская деятельность.

В результате обучения четвероклассник:

приобретает опыт нравственного поведения, самоорганизации, отвечает за других людей;

посильно участвует в социальных проектах, исследовательской деятельности;

стремится активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города.

Итогом События - игра «Путешествие по стране “Мудрость”

  1. блок «Я и природа»

Цель: формирование и развитие экологической культуры у дошкольников и младших школьников, ответственного отношения к окружающей природе.

Идея данного блока - цветные недели.

Белый символизирует чистоту, незапятнанность, добродетель, радость. Белый цвет «День чистоты и порядка», «День зимы».

Зеленый - цвет самой природы, вечного обновления и бессмертия.

Зеленый цвет - «День природы», «День экологии», «День Всезнайки».

Желтый полон оптимизма и радости. Желтый цвет - «День солнца», «День умников и умниц», «День радости».

Синий - это второй из цветов холодного спектра. Он помогает прийти к покою, стимулирует вдохновение, творчество, веру и преданность. Синий цвет — «День общения», «День родного края», «День мечты».

Тема: Я и природа

Цель: формирование и развитие экологической культуры у дошкольников и младших школьников, ответственного отношения к окружающей природе.

Проведения события делится на цветные недели.

Белый символизирует чистоту, незапятнанность, добродетель, радость. Белый цвет «День чистоты и порядка», «День зимы».

Зеленый - цвет самой природы, вечного обновления и бессмертия.

Зеленый цвет - «День природы», «День экологии», «День Всезнайки».

Желтый полон оптимизма и радости. Желтый цвет - «День солнца», «День умников и умниц», «День радости».

Синий - это второй из цветов холодного спектра. Он помогает прийти к покою, стимулирует вдохновение, творчество, веру и преданность. Синий цвет - «День общения», «День родного края», «День мечты».

Формы деятельности:

«Неделя чистоты» Акция «Охотники за батарейками» Игра с педагогом- психологом «Выбери цвет» Выставка «Вторая жизнь фантика» Экологический десант

Красная неделя - «День здоровья» Презентация проекта «Яблочко наливное»

Зеленая неделя - «День Земли» Конкурс рисунков «Зеленая планета»

Презентация проекта «Помоги птицам» 1—4-й Викторина «Мир природы» 3-4-й Поделка-вертушка «Здоровье - это здорово» 1-4-й Игра с педагогом- психологом «Выбери цвет»

Синяя неделя - «День родного края» Экскурсия в музей сельского хозяйства 3-4-й Конкурс «Мой край в задачах» 2-4-й Презентация проекта «Навстречу Дню Победы» 1-4-й Фотовыставка «Памятные места в моем крае» 1-4-й

Желтая неделя - «День доброты» Конкурс сочинений «Мои любимые питомцы» 1-4-й Путешествие по маршруту добрых дел 1-4-й

Этапы реализации проекта.

Этап 1: подготовительный (январь 2019 года - август 2019 года)

Разработка проекта; информирование педагогов о целях, задачах содержании проекта; формирование нормативной базы реализации проекта; подготовка пакета диагностических материалов.

Этап 2: основной (сентябрь 2019 года - май 2023 года)

Входная диагностика, совместная с обучающимися подготовка и проведение культурно-образовательных событий, промежуточный мониторинг реализации проекта; корректировка проекта, итоговая диагностика.

Этап 3: обобщающий (июнь 2023года-декабрь 2023 года)

Анализ результатов деятельности по реализации проекта; подведение итогов; представление результатов реализации проекта; распространение опыта.

Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов

Кадровые ресурсы:

Директор МБОУ «Начальная школа - Детский сад № 11» - осуществление общего контроля и руководства.

Заместитель директора по НМР - аналитическая деятельность, координация реализации проекта.

Педагоги - реализация проекта. Педагог-психолог - мониторинг эффективности реализации проекта.

Бюджет:

Финансирование проекта осуществляется в пределах средств, предусмотренных в муниципальном бюджете, а также за счет привлечения внебюджетных средств.

Заключение

Реализация данного проекта предоставит возможность обучающимся раскрыть свои способности, поможет им реализовать свой творческий потенциал, будет способствовать развитию чувства собственного достоинства, ответственности, самостоятельности, способности к сотрудничеству.

Чем больше учащиеся будут сотрудничать и реализовывать себя в различных ситуациях, тем увереннее они себя будут чувствовать в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы в рамках реализации проекта "Юные краеведы".

Проект "Юные краеведы" реализуется  мною с младшей группы.     Планирование разработано по  четырем блокам: "Моя семья", "Моя малая Родина", "Мой край – земля Урала",...

Доклад "Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!» "

Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!»...

Презентация ""Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта "Вместе к успеху!""

Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!»...

Образовательные области, направленные на решение задач ООП детского сада в рамках реализации проекта виртуальный детский сад «мы вместе»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ВИРТУАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «МЫ ВМЕСТЕ»...