Организация сюжетно-ролевой игры
материал (старшая, подготовительная группа)

Курдюмова Ирина Александровна

Тема: Социализация. Игры.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ТЕМЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Организация совместной деятельности  и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре.

Организация сюжетно- ролевой игры  на темы, отражающие социальную действительность, протекает   опорой на непосредственный опыт детей, который в силу современных условий ребенок получает вне стен дошкольного учреждения. Успех отражений впечатлений в игре зависит от того, что видел ребенок. Что привлекает ребенка, например, когда он с родителями пришел в гипермаркет? Это сами товары, их оформление и выбор товаров родителями. Аспект отношений между людьми остается вне поля зрения ребенка, поэтому игра в « Гипермаркет» часто выглядит как подбор и раскладывание товаров, их выбор покупателями и оплата в кассе, то есть игра протекает без активного  взаимодействия между детьми. Поэтому важно выделить для ребенка деятельность в отношении людей ( кто, чем , почему занимается, в каких ситуациях, с кем и почему  взаимодействует). Особое место на данном этапе занимают беседы и рассказы детей о впечатлениях, полученных в непосредственном опыте. В ходе беседы воспитателя и детей создается « банк идей», постепенно в группе детского сада появляются тематические  картотеки, связанные с разными сторонами социальной действительности, в которых находят отражение  непосредственные впечатления и интересы детей.

Организация сюжетно- ролевых игр требует использования соответствующих атрибутов. Этому способствует коллекционирование детьми предметов, необходимых для игры. Например, коллекция новогодних игрушек для игры « Новогодняя ярмарка  в Гипермаркете», коллекция  школьных  принадлежностей для игры « Школа» или « Школьный базар», коллекция   театральных билетов и программок для игры « Театр», открыток, предметов, игрушек для игры в « Музей» и так далее.

Этап подготовки к игре включает совместную продуктивную деятельность воспитателя и детей по изготовлению атрибутов для игры ( рекламных  плакатов, талончиков для лотереи, коллажей и так далее). Совместная продуктивная  деятельность может сопровождаться сотворчеством воспитателя и детей по придумыванию разных игровых  ситуаций, сценок ( сценариев праздников, конкурсов, квестов, проводимых  в книжном магазине для маленьких  читателей и тому подобное.) Совместное  творчество воспитателя и детей создает условия для перехода « от игры в подготовку к игре» к самостоятельной сюжетно- ролевой игре, в которой происходит реализация замыслов и становление новых идей. Этап подготовки к игре гораздо более продолжителен по времени, чем сама игра. Ценность этого этапа заключается в организации содержательного и интересного общения детей и взрослых как в детском саду, так и за его пределами.

 

ПРИМЕР  ОРГАНИЗАЦИИ  ПЕРВОГО И ВТОРОГО ЭТАПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ  СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ « ЭКСКУРСИОННОЕ БЮРО» В  ФОРМЕ ИГРОВОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА 

«Рекламный проспект  о Приморском  районе».

 

Игровой познавательный проект как форма организации педагогического процесса по ознакомлению  детей с родным городом и одновременно является подготовкой к игре « Экскурсионное бюро».

Воспитатель предлагает детям поиграть-  создать рекламный проспект о СПб ( тема «Приморский район»). Выбор темы может быть продиктован местонахождением  детского сада, интересами детей. Реализация  игрового познавательного проекта требует объединения детей общей целью, формирования желания каждого ребенка участвовать в деятельности.

 

ПРОБЛЕМНО-ИГРОВАЯ   СИТУАЦИЯ 

«Сделаем рекламный проспект о Приморском районе».

Воспитатель приносит в группу  рекламные проспекты, посвященные СПб. Дети рассматривают их и выявляют, что рекламного проспекта, посвященного Приморскому району, нет.

Ставится цель: сделать рекламный проспект о Приморском  районе для туристов, чтобы проводить экскурсии. Для этого дети будут собирать информацию о достопримечательностях  Приморского района.

Проблемно- игровая ситуация « Кто делает рекламный проспект». Воспитатель рассматривает вместе с детьми рекламные проспекты туристических агенств. Выдвигаются  предположения о том, люди каких профессий участвуют в изготовлении рекламных проспектов. Определяются возможные ролевые позиции для детей: « репортеры», « коллекционеры», « фотокорреспонденты», «художники- оформители».

 

ПРОБЛЕМНО- ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ

«Что расскажет о Приморском районе наш рекламный проспект».

Воспитатель обсуждает с детьми, какая информация может содержаться в рекламном проспекте. В ходе обсуждения рисует макет проспекта, заголовки, места фото и рисунков, их названия, место для интервью.

 

СЕРИЯ ПРОБЛЕМНО - ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ

«Создаем рекламный проспект».

Дети по желанию распределяются по подгруппам ( примерно по пять человек в каждой). Воспитатель обсуждает с каждой подгруппой содержание предстоящей деятельности, прогнозирует промежуточные и конечный результаты, наравне с детьми высказывает предположения ( например, узнать, в каком месте Приморского района больше всего любят отдыхать горожане). Воспитатель использует диалого- воспитательный способ взаимодействия с детьми( например, что нужно снять крупным планом  при фотографировании башни Газпром? Что будет интересно рассмотреть вблизи? Как назвать фотографии?). Воспитатель подчеркивает вклад каждого ребенка в реализацию проекта( Придумал интересные вопросы, принес нужные картинки и прочее), оказывает детям эмоциональную поддержку, подчеркивает значимость каждого этапа создания проекта.

Подгруппа  « Репортеры» участвует в игровых ситуациях. « Я беру интервью у своих сверстников и взрослых ( воспитателей, родителей)».

Примерные темы интервью: « Любимые архитектурные сооружения Приморского района», « Любимое место отдыха в Приморском районе», « Самые интересные жители Приморского района». Воспитатель помогает  детям подготовиться  к распрашиванию сотрудников  детского сада, давно живущих в Приморском районе, о том, что интересного они могут рассказать о своем районе.

Подгруппа « Коллекционеры» совместно с родителями участвуют в составлении коллекций. Можно собирать вырезки из журналов и газет, календарики , открытки по теме « Приморский район», а также информацию о жизни детей, которые жили раньше в Приморском районе.

Подгруппа  « Фотокорреспонденты» при помощи воспитателя  участвуют в фотографировании архитектурных зданий, в поиске старых фотографий, открыток, иллюстраций, готовит выставку фотографий « Как выглядел Приморский район раньше», « Современный  Приморский район».

Подгруппа « Художники- оформители» совместно совместно с родителями готовят выставку детских рисунков на тему: « Мы живем в Приморском районе, используя различные материалы: краски, цветные карандаши, восковые мелки, а также природный материал (дерево).

Вся информация собирается, « Художники- оформители» с помощью педагога размещают и накапливают фото, рисунки, детские рассказы.

Презентация  рекламного проекта

На презентацию приглашаются  родители. Организуются конкурсы и викторины. Дети демонстрируют свои достижения. Важно, чтобы результат  игрового познавательного проекта имел яркую эмоциональную оценку со стороны родителей.

Игровая  ситуация  « Туристическое агенство».

Рассматривание  рекламного проспекта. Составление плана экскурсии по  Васильевскому острову. Составление вопросов к  «экскурсоводам».

Игровая ситуация  « Экскурсия по Приморскому району».

Для «проведения  экскурсии» используются собранные ранее материалы. Далее представлено примерное  содержание  ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_syuzhetno-rolevoy_igry.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Социализация. Игры.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ТЕМЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Организация совместной деятельности  и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре.

Организация сюжетно- ролевой игры  на темы, отражающие социальную действительность, протекает   опорой на непосредственный опыт детей, который в силу современных условий ребенок получает вне стен дошкольного учреждения. Успех отражений впечатлений в игре зависит от того, что видел ребенок. Что привлекает ребенка, например, когда он с родителями пришел в гипермаркет? Это сами товары, их оформление и выбор товаров родителями. Аспект отношений между людьми остается вне поля зрения ребенка, поэтому игра в « Гипермаркет» часто выглядит как подбор и раскладывание товаров, их выбор покупателями и оплата в кассе, то есть игра протекает без активного  взаимодействия между детьми. Поэтому важно выделить для ребенка деятельность в отношении людей ( кто, чем , почему занимается, в каких ситуациях, с кем и почему  взаимодействует). Особое место на данном этапе занимают беседы и рассказы детей о впечатлениях, полученных в непосредственном опыте. В ходе беседы воспитателя и детей создается « банк идей», постепенно в группе детского сада появляются тематические  картотеки, связанные с разными сторонами социальной действительности, в которых находят отражение  непосредственные впечатления и интересы детей.

Организация сюжетно- ролевых игр требует использования соответствующих атрибутов. Этому способствует коллекционирование детьми предметов, необходимых для игры. Например, коллекция новогодних игрушек для игры « Новогодняя ярмарка  в Гипермаркете», коллекция  школьных  принадлежностей для игры « Школа» или « Школьный базар», коллекция   театральных билетов и программок для игры « Театр», открыток, предметов, игрушек для игры в « Музей» и так далее.

Этап подготовки к игре включает совместную продуктивную деятельность воспитателя и детей по изготовлению атрибутов для игры ( рекламных  плакатов, талончиков для лотереи, коллажей и так далее). Совместная продуктивная  деятельность может сопровождаться сотворчеством воспитателя и детей по придумыванию разных игровых  ситуаций, сценок ( сценариев праздников, конкурсов, квестов, проводимых  в книжном магазине для маленьких  читателей и тому подобное.) Совместное  творчество воспитателя и детей создает условия для перехода « от игры в подготовку к игре» к самостоятельной сюжетно- ролевой игре, в которой происходит реализация замыслов и становление новых идей. Этап подготовки к игре гораздо более продолжителен по времени, чем сама игра. Ценность этого этапа заключается в организации содержательного и интересного общения детей и взрослых как в детском саду, так и за его пределами.

ПРИМЕР  ОРГАНИЗАЦИИ  ПЕРВОГО И ВТОРОГО ЭТАПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ  СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ « ЭКСКУРСИОННОЕ БЮРО» В  ФОРМЕ ИГРОВОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА  

«Рекламный проспект  о Приморском  районе».

Игровой познавательный проект как форма организации педагогического процесса по ознакомлению  детей с родным городом и одновременно является подготовкой к игре « Экскурсионное бюро».

Воспитатель предлагает детям поиграть-  создать рекламный проспект о СПб ( тема «Приморский район»). Выбор темы может быть продиктован местонахождением  детского сада, интересами детей. Реализация  игрового познавательного проекта требует объединения детей общей целью, формирования желания каждого ребенка участвовать в деятельности.

ПРОБЛЕМНО-ИГРОВАЯ   СИТУАЦИЯ  

«Сделаем рекламный проспект о Приморском районе».

Воспитатель приносит в группу  рекламные проспекты, посвященные СПб. Дети рассматривают их и выявляют, что рекламного проспекта, посвященного Приморскому району, нет.

Ставится цель: сделать рекламный проспект о Приморском  районе для туристов, чтобы проводить экскурсии. Для этого дети будут собирать информацию о достопримечательностях  Приморского района.

Проблемно- игровая ситуация « Кто делает рекламный проспект». Воспитатель рассматривает вместе с детьми рекламные проспекты туристических агенств. Выдвигаются  предположения о том, люди каких профессий участвуют в изготовлении рекламных проспектов. Определяются возможные ролевые позиции для детей: « репортеры», « коллекционеры», « фотокорреспонденты», «художники- оформители».

ПРОБЛЕМНО- ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ

«Что расскажет о Приморском районе наш рекламный проспект».

Воспитатель обсуждает с детьми, какая информация может содержаться в рекламном проспекте. В ходе обсуждения рисует макет проспекта, заголовки, места фото и рисунков, их названия, место для интервью.

СЕРИЯ ПРОБЛЕМНО - ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ

«Создаем рекламный проспект».

Дети по желанию распределяются по подгруппам ( примерно по пять человек в каждой). Воспитатель обсуждает с каждой подгруппой содержание предстоящей деятельности, прогнозирует промежуточные и конечный результаты, наравне с детьми высказывает предположения ( например, узнать, в каком месте Приморского района больше всего любят отдыхать горожане). Воспитатель использует диалого- воспитательный способ взаимодействия с детьми( например, что нужно снять крупным планом  при фотографировании башни Газпром? Что будет интересно рассмотреть вблизи? Как назвать фотографии?). Воспитатель подчеркивает вклад каждого ребенка в реализацию проекта( Придумал интересные вопросы, принес нужные картинки и прочее), оказывает детям эмоциональную поддержку, подчеркивает значимость каждого этапа создания проекта.

Подгруппа  « Репортеры» участвует в игровых ситуациях. « Я беру интервью у своих сверстников и взрослых ( воспитателей, родителей)».

Примерные темы интервью: « Любимые архитектурные сооружения Приморского района», « Любимое место отдыха в Приморском районе», « Самые интересные жители Приморского района». Воспитатель помогает  детям подготовиться  к распрашиванию сотрудников  детского сада, давно живущих в Приморском районе, о том, что интересного они могут рассказать о своем районе.

Подгруппа « Коллекционеры» совместно с родителями участвуют в составлении коллекций. Можно собирать вырезки из журналов и газет, календарики , открытки по теме « Приморский район», а также информацию о жизни детей, которые жили раньше в Приморском районе.

Подгруппа  « Фотокорреспонденты» при помощи воспитателя  участвуют в фотографировании архитектурных зданий, в поиске старых фотографий, открыток, иллюстраций, готовит выставку фотографий « Как выглядел Приморский район раньше», « Современный  Приморский район».

Подгруппа « Художники- оформители» совместно совместно с родителями готовят выставку детских рисунков на тему: « Мы живем в Приморском районе, используя различные материалы: краски, цветные карандаши, восковые мелки, а также природный материал (дерево).

Вся информация собирается, « Художники- оформители» с помощью педагога размещают и накапливают фото, рисунки, детские рассказы.

Презентация  рекламного проекта

На презентацию приглашаются  родители. Организуются конкурсы и викторины. Дети демонстрируют свои достижения. Важно, чтобы результат  игрового познавательного проекта имел яркую эмоциональную оценку со стороны родителей.

Игровая  ситуация  « Туристическое агенство».

Рассматривание  рекламного проспекта. Составление плана экскурсии по  Васильевскому острову. Составление вопросов к  «экскурсоводам».

Игровая ситуация  « Экскурсия по Приморскому району».

Для «проведения  экскурсии» используются собранные ранее материалы. Далее представлено примерное  содержание  ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...