Организация сюжетно-ролевой игры
материал (старшая, подготовительная группа)
Тема: Социализация. Игры.
ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ТЕМЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
Организация совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре.
Организация сюжетно- ролевой игры на темы, отражающие социальную действительность, протекает опорой на непосредственный опыт детей, который в силу современных условий ребенок получает вне стен дошкольного учреждения. Успех отражений впечатлений в игре зависит от того, что видел ребенок. Что привлекает ребенка, например, когда он с родителями пришел в гипермаркет? Это сами товары, их оформление и выбор товаров родителями. Аспект отношений между людьми остается вне поля зрения ребенка, поэтому игра в « Гипермаркет» часто выглядит как подбор и раскладывание товаров, их выбор покупателями и оплата в кассе, то есть игра протекает без активного взаимодействия между детьми. Поэтому важно выделить для ребенка деятельность в отношении людей ( кто, чем , почему занимается, в каких ситуациях, с кем и почему взаимодействует). Особое место на данном этапе занимают беседы и рассказы детей о впечатлениях, полученных в непосредственном опыте. В ходе беседы воспитателя и детей создается « банк идей», постепенно в группе детского сада появляются тематические картотеки, связанные с разными сторонами социальной действительности, в которых находят отражение непосредственные впечатления и интересы детей.
Организация сюжетно- ролевых игр требует использования соответствующих атрибутов. Этому способствует коллекционирование детьми предметов, необходимых для игры. Например, коллекция новогодних игрушек для игры « Новогодняя ярмарка в Гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игры « Школа» или « Школьный базар», коллекция театральных билетов и программок для игры « Театр», открыток, предметов, игрушек для игры в « Музей» и так далее.
Этап подготовки к игре включает совместную продуктивную деятельность воспитателя и детей по изготовлению атрибутов для игры ( рекламных плакатов, талончиков для лотереи, коллажей и так далее). Совместная продуктивная деятельность может сопровождаться сотворчеством воспитателя и детей по придумыванию разных игровых ситуаций, сценок ( сценариев праздников, конкурсов, квестов, проводимых в книжном магазине для маленьких читателей и тому подобное.) Совместное творчество воспитателя и детей создает условия для перехода « от игры в подготовку к игре» к самостоятельной сюжетно- ролевой игре, в которой происходит реализация замыслов и становление новых идей. Этап подготовки к игре гораздо более продолжителен по времени, чем сама игра. Ценность этого этапа заключается в организации содержательного и интересного общения детей и взрослых как в детском саду, так и за его пределами.
ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ЭТАПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ « ЭКСКУРСИОННОЕ БЮРО» В ФОРМЕ ИГРОВОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
«Рекламный проспект о Приморском районе».
Игровой познавательный проект как форма организации педагогического процесса по ознакомлению детей с родным городом и одновременно является подготовкой к игре « Экскурсионное бюро».
Воспитатель предлагает детям поиграть- создать рекламный проспект о СПб ( тема «Приморский район»). Выбор темы может быть продиктован местонахождением детского сада, интересами детей. Реализация игрового познавательного проекта требует объединения детей общей целью, формирования желания каждого ребенка участвовать в деятельности.
ПРОБЛЕМНО-ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ
«Сделаем рекламный проспект о Приморском районе».
Воспитатель приносит в группу рекламные проспекты, посвященные СПб. Дети рассматривают их и выявляют, что рекламного проспекта, посвященного Приморскому району, нет.
Ставится цель: сделать рекламный проспект о Приморском районе для туристов, чтобы проводить экскурсии. Для этого дети будут собирать информацию о достопримечательностях Приморского района.
Проблемно- игровая ситуация « Кто делает рекламный проспект». Воспитатель рассматривает вместе с детьми рекламные проспекты туристических агенств. Выдвигаются предположения о том, люди каких профессий участвуют в изготовлении рекламных проспектов. Определяются возможные ролевые позиции для детей: « репортеры», « коллекционеры», « фотокорреспонденты», «художники- оформители».
ПРОБЛЕМНО- ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ
«Что расскажет о Приморском районе наш рекламный проспект».
Воспитатель обсуждает с детьми, какая информация может содержаться в рекламном проспекте. В ходе обсуждения рисует макет проспекта, заголовки, места фото и рисунков, их названия, место для интервью.
СЕРИЯ ПРОБЛЕМНО - ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ
«Создаем рекламный проспект».
Дети по желанию распределяются по подгруппам ( примерно по пять человек в каждой). Воспитатель обсуждает с каждой подгруппой содержание предстоящей деятельности, прогнозирует промежуточные и конечный результаты, наравне с детьми высказывает предположения ( например, узнать, в каком месте Приморского района больше всего любят отдыхать горожане). Воспитатель использует диалого- воспитательный способ взаимодействия с детьми( например, что нужно снять крупным планом при фотографировании башни Газпром? Что будет интересно рассмотреть вблизи? Как назвать фотографии?). Воспитатель подчеркивает вклад каждого ребенка в реализацию проекта( Придумал интересные вопросы, принес нужные картинки и прочее), оказывает детям эмоциональную поддержку, подчеркивает значимость каждого этапа создания проекта.
Подгруппа « Репортеры» участвует в игровых ситуациях. « Я беру интервью у своих сверстников и взрослых ( воспитателей, родителей)».
Примерные темы интервью: « Любимые архитектурные сооружения Приморского района», « Любимое место отдыха в Приморском районе», « Самые интересные жители Приморского района». Воспитатель помогает детям подготовиться к распрашиванию сотрудников детского сада, давно живущих в Приморском районе, о том, что интересного они могут рассказать о своем районе.
Подгруппа « Коллекционеры» совместно с родителями участвуют в составлении коллекций. Можно собирать вырезки из журналов и газет, календарики , открытки по теме « Приморский район», а также информацию о жизни детей, которые жили раньше в Приморском районе.
Подгруппа « Фотокорреспонденты» при помощи воспитателя участвуют в фотографировании архитектурных зданий, в поиске старых фотографий, открыток, иллюстраций, готовит выставку фотографий « Как выглядел Приморский район раньше», « Современный Приморский район».
Подгруппа « Художники- оформители» совместно совместно с родителями готовят выставку детских рисунков на тему: « Мы живем в Приморском районе, используя различные материалы: краски, цветные карандаши, восковые мелки, а также природный материал (дерево).
Вся информация собирается, « Художники- оформители» с помощью педагога размещают и накапливают фото, рисунки, детские рассказы.
Презентация рекламного проекта
На презентацию приглашаются родители. Организуются конкурсы и викторины. Дети демонстрируют свои достижения. Важно, чтобы результат игрового познавательного проекта имел яркую эмоциональную оценку со стороны родителей.
Игровая ситуация « Туристическое агенство».
Рассматривание рекламного проспекта. Составление плана экскурсии по Васильевскому острову. Составление вопросов к «экскурсоводам».
Игровая ситуация « Экскурсия по Приморскому району».
Для «проведения экскурсии» используются собранные ранее материалы. Далее представлено примерное содержание ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_syuzhetno-rolevoy_igry.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Социализация. Игры.
ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ТЕМЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
Организация совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре.
Организация сюжетно- ролевой игры на темы, отражающие социальную действительность, протекает опорой на непосредственный опыт детей, который в силу современных условий ребенок получает вне стен дошкольного учреждения. Успех отражений впечатлений в игре зависит от того, что видел ребенок. Что привлекает ребенка, например, когда он с родителями пришел в гипермаркет? Это сами товары, их оформление и выбор товаров родителями. Аспект отношений между людьми остается вне поля зрения ребенка, поэтому игра в « Гипермаркет» часто выглядит как подбор и раскладывание товаров, их выбор покупателями и оплата в кассе, то есть игра протекает без активного взаимодействия между детьми. Поэтому важно выделить для ребенка деятельность в отношении людей ( кто, чем , почему занимается, в каких ситуациях, с кем и почему взаимодействует). Особое место на данном этапе занимают беседы и рассказы детей о впечатлениях, полученных в непосредственном опыте. В ходе беседы воспитателя и детей создается « банк идей», постепенно в группе детского сада появляются тематические картотеки, связанные с разными сторонами социальной действительности, в которых находят отражение непосредственные впечатления и интересы детей.
Организация сюжетно- ролевых игр требует использования соответствующих атрибутов. Этому способствует коллекционирование детьми предметов, необходимых для игры. Например, коллекция новогодних игрушек для игры « Новогодняя ярмарка в Гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игры « Школа» или « Школьный базар», коллекция театральных билетов и программок для игры « Театр», открыток, предметов, игрушек для игры в « Музей» и так далее.
Этап подготовки к игре включает совместную продуктивную деятельность воспитателя и детей по изготовлению атрибутов для игры ( рекламных плакатов, талончиков для лотереи, коллажей и так далее). Совместная продуктивная деятельность может сопровождаться сотворчеством воспитателя и детей по придумыванию разных игровых ситуаций, сценок ( сценариев праздников, конкурсов, квестов, проводимых в книжном магазине для маленьких читателей и тому подобное.) Совместное творчество воспитателя и детей создает условия для перехода « от игры в подготовку к игре» к самостоятельной сюжетно- ролевой игре, в которой происходит реализация замыслов и становление новых идей. Этап подготовки к игре гораздо более продолжителен по времени, чем сама игра. Ценность этого этапа заключается в организации содержательного и интересного общения детей и взрослых как в детском саду, так и за его пределами.
ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ЭТАПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ « ЭКСКУРСИОННОЕ БЮРО» В ФОРМЕ ИГРОВОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
«Рекламный проспект о Приморском районе».
Игровой познавательный проект как форма организации педагогического процесса по ознакомлению детей с родным городом и одновременно является подготовкой к игре « Экскурсионное бюро».
Воспитатель предлагает детям поиграть- создать рекламный проспект о СПб ( тема «Приморский район»). Выбор темы может быть продиктован местонахождением детского сада, интересами детей. Реализация игрового познавательного проекта требует объединения детей общей целью, формирования желания каждого ребенка участвовать в деятельности.
ПРОБЛЕМНО-ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ
«Сделаем рекламный проспект о Приморском районе».
Воспитатель приносит в группу рекламные проспекты, посвященные СПб. Дети рассматривают их и выявляют, что рекламного проспекта, посвященного Приморскому району, нет.
Ставится цель: сделать рекламный проспект о Приморском районе для туристов, чтобы проводить экскурсии. Для этого дети будут собирать информацию о достопримечательностях Приморского района.
Проблемно- игровая ситуация « Кто делает рекламный проспект». Воспитатель рассматривает вместе с детьми рекламные проспекты туристических агенств. Выдвигаются предположения о том, люди каких профессий участвуют в изготовлении рекламных проспектов. Определяются возможные ролевые позиции для детей: « репортеры», « коллекционеры», « фотокорреспонденты», «художники- оформители».
ПРОБЛЕМНО- ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ
«Что расскажет о Приморском районе наш рекламный проспект».
Воспитатель обсуждает с детьми, какая информация может содержаться в рекламном проспекте. В ходе обсуждения рисует макет проспекта, заголовки, места фото и рисунков, их названия, место для интервью.
СЕРИЯ ПРОБЛЕМНО - ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ
«Создаем рекламный проспект».
Дети по желанию распределяются по подгруппам ( примерно по пять человек в каждой). Воспитатель обсуждает с каждой подгруппой содержание предстоящей деятельности, прогнозирует промежуточные и конечный результаты, наравне с детьми высказывает предположения ( например, узнать, в каком месте Приморского района больше всего любят отдыхать горожане). Воспитатель использует диалого- воспитательный способ взаимодействия с детьми( например, что нужно снять крупным планом при фотографировании башни Газпром? Что будет интересно рассмотреть вблизи? Как назвать фотографии?). Воспитатель подчеркивает вклад каждого ребенка в реализацию проекта( Придумал интересные вопросы, принес нужные картинки и прочее), оказывает детям эмоциональную поддержку, подчеркивает значимость каждого этапа создания проекта.
Подгруппа « Репортеры» участвует в игровых ситуациях. « Я беру интервью у своих сверстников и взрослых ( воспитателей, родителей)».
Примерные темы интервью: « Любимые архитектурные сооружения Приморского района», « Любимое место отдыха в Приморском районе», « Самые интересные жители Приморского района». Воспитатель помогает детям подготовиться к распрашиванию сотрудников детского сада, давно живущих в Приморском районе, о том, что интересного они могут рассказать о своем районе.
Подгруппа « Коллекционеры» совместно с родителями участвуют в составлении коллекций. Можно собирать вырезки из журналов и газет, календарики , открытки по теме « Приморский район», а также информацию о жизни детей, которые жили раньше в Приморском районе.
Подгруппа « Фотокорреспонденты» при помощи воспитателя участвуют в фотографировании архитектурных зданий, в поиске старых фотографий, открыток, иллюстраций, готовит выставку фотографий « Как выглядел Приморский район раньше», « Современный Приморский район».
Подгруппа « Художники- оформители» совместно совместно с родителями готовят выставку детских рисунков на тему: « Мы живем в Приморском районе, используя различные материалы: краски, цветные карандаши, восковые мелки, а также природный материал (дерево).
Вся информация собирается, « Художники- оформители» с помощью педагога размещают и накапливают фото, рисунки, детские рассказы.
Презентация рекламного проекта
На презентацию приглашаются родители. Организуются конкурсы и викторины. Дети демонстрируют свои достижения. Важно, чтобы результат игрового познавательного проекта имел яркую эмоциональную оценку со стороны родителей.
Игровая ситуация « Туристическое агенство».
Рассматривание рекламного проспекта. Составление плана экскурсии по Васильевскому острову. Составление вопросов к «экскурсоводам».
Игровая ситуация « Экскурсия по Приморскому району».
Для «проведения экскурсии» используются собранные ранее материалы. Далее представлено примерное содержание ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".
Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...
Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"
Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...
Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.
На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....
Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»
Цель:Формирование у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...