Парциальная программа по развитию речи
рабочая программа
Парциальная программа по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_razvitie_rechi_o.s.ushakova.docx | 78.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МОБУ Куртлыкульской СОШ
___________________ Галимзянов Н Г.
Парциальная программа
по образовательной области «Речевое развитие»
филиала МОБУ Куртлыкульская СОШ муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан
Куртлыкульский детский сад
д.Куртлыкуль
2023 г.
Образовательная деятельность «Развитие речи»
группа общеразвивающей направленности
Задачи:
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой,
правильной, выразительной речи.
В специальных упражнениях, включенных в занятия, детям предлагают для дифференциации пары звуков с — з>с — ц>ш — ж, ч — щу с — ш, з — ж, ц — Чу л — р, т. е. проводится различение свистящих, шипящих и сонорных звуков, твердых и мягких звуков — изолированных, в словах, во фразовой речи. Сначала детей учат вычленять из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, а затем им предлагают поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Так, например, сначала они называют слова, в которых звук с находится в начале, середине и конце слова (санки, колесо, автобус), затем такая же операция проделывается со звуком з (заяц, ваза). И только после этого дается предложение, в котором встречаются эти звуки, сначала звонкий — з, потом глухой — с (Зоя катается на санках).
Впоследствии можно подбирать слова с дифференцируемыми звуками разных частей речи (солнечный — звонкий, сажает — забывает).
Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик зайчик, где гулял? (На полянке танцевал.) Где ты, белочка, скакала? (Я орешки собирала.) Эй, зверята, где вы были? (Мы грибы ежам носили)».
Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания, предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные самими детьми, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться
вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.
Задачи воспитаниязвуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста можно сформулировать следующим образом:
1. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи.
2. Формирование представлений детей о линейных звуковых единицах: звук — слог — слово — предложение — текст.
3. Различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие.
4. Обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах.
5. Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов.
6. Нахождение слов, сходных и различных по звучанию.
Воспитание звуковой культуры речи:
Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.
Словарная работа:
В старшем дошкольном возрасте продолжаются обогащение, уточнение и активизация словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Формирование грамматического строя речи:
Большинство детей умеют решать проблемные речевые задачи. Продолжается обучение детей изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе в специальных играх и упражнениях; использование пространственных предлогов, употребление падежных форм. Продолжается обучение способам словообразования с помощью разных суффиксов. Развивается умение строить разные типы предложений — простые и сложные; разных типов предложений и элементарному умению соединять их в связное высказывание.
Развитие связной речи:
В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и давая характеристику персонажам. Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.
Комплексно-тематический план образовательной области«Речевое развитие»,
образовательная деятельность «Развитие речи».
группа общеразвивающей направленности
Месяц | не д е ля | Тема образовательной ситуации | Задачи педагогической деятельности | Содержание работы (виды деятельности детей с учетом их возрастных особенностей) | Условия для индивидуальных потребностей детей | Литература |
СЕНТЯБРЬ Развитие речи Пед. диагностика | 1 | Неделя Безопасности Работа по закреплению пройденного материала «Определение предмета по его специфическим признакам.» | - связная речь: закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах; - словарь и грамматика: учить согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде; - звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков «р – рь», учить слышать эти звуки в словах, подбирать слова с этими звуками, четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные «р – рь», произносить чистоговорку отчетливо с разной громкостью и темпом. | - Д/и «Чудесный мешочек». - Чистоговорка: «Ра-ра-ра – у мышонка есть нора. Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре. Ры-ры-ры – сильно жалят комары. Ри-ри-ри – на ветках снегири. Ар-ар-ар – кипит наш самовар. Арь-арь-арь – на стене висит фонарь» - Скороговорка: «Три вороны на воротах». - Чтение сказки Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров». - Чтение стихотворения И. Токмаковой «Ива». - Инсценировка сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Мешочек с овощами и фруктами (морковь, огурец, яблоко, апельсин, редис, лимон); игрушки и предметы, в названиях которых есть звуки «р – рь»: рыба, курица, карандаш, ведро и др. | Задания для высокого уровня: Д/и «Кто как кричит?». Задания для низкого уровня: Д/игра «Повтори за мной». | Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 4-5 лет» стр. 83 |
Развитие речи Пед. диагностика | 2 | «Кладовая природы» Работа по закреплению пройденного материала «Описание внешнего вида детенышей животных». | - связная речь: продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков; - словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных; обратить внимание на то, что не все названия детенышей звучат так же, как и названия взрослых животных того же вида; - звуковая культура речи: закреплять представления о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности; продолжать воспитывать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова. | - Д/и «Малыши». - Д/и «Что изменилось?» - Чтение рассказа М. Пришвина «Ребята и утята». - Чтение потешки «Ласточка». - Словесная игра «Мыши». - Театр бибабо: сказка «Великан и мышь» (по А. Фронденбергу). Игрушки – медвежонок, лисенок, бельчонок, цыпленок, щенок, слоненок, жеребенок, ягненок; счетная лесенка; картины «Заблудился», «Звуковые часы»; индивидуальные звуковые линейки; демонстрационная звуковая линейка, индивидуальные звуковые часы. | Задания для высокого уровня: Д/и. «Что изменилось» Задания для низкого уровня: Д/и «Заблудился» (произношение звуков А- АУ-У-У) | Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 4-5 лет» стр. 85 . |
Развитие речи | 3 | «Родные люди» Пересказ сказки «Лиса и рак». | Цель: Связная речь: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами». Задачи: Словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой - маленький, сильный - слабый, быстро-медленно); Звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат. | Картина «Лиса с лисятами», картинки с изображением лисы. Чтение сказки «Лиса и рак», беседа по сказке; Физкультминутка. | Задания для высокого уровня: Загадывание загадки; Задания для низкого уровня: Рассматривание картины «Лиса с лисятами», беседа по ней | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 24. |
Развитие речи | 4 | «Ходит осень по дорожке» Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами». | Цель:Связная речь: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Задачи:Словарь и грамматика: учить отличать и называть различия и сходства между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно, образовывать клички животных; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (С) и (З); учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его. | Рассматривание картины и беседа по ней; Физкультминутка; Игра «Комары и осы»; Игра «Эхо»; Игра «Что такое звук, слово, предложение?»; Чтение стих-я И. Токмаковой «Плим». | Задания для высокого уровня: Придумывание рассказа по картине; Задания для низкого уровня: Игра «Что вы видите вокруг?» | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 26 |
ОКТЯБРЬ Развитие речи | 1 | «Детский сад наш так хорош» Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки». | Цель: Связная речь: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Задачи: Словарь и грамматика: закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; Звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками (С) и (З) отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса. | Беседа на тему: «Опиши свою игрушку»; Игра «Назови ласково»; Физкульминутка; Разучивание чистоговорки; Разучивание скорговорки. | Задания для высокого уровня: Повторяет за воспитателем на одном выдохе громко и тихо. Задания для низкого уровня: Игра «Назови ласково» | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 31. |
Развитие речи | 2 | «В мире животных» Составление рассказа по скороговорке. | Цель: Связная речь: формировать навыки связной речи. Задачи:Словарь и грамматика:учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (С) и (Ц), учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе, с разной силой голоса. | Игра «Скажи какой?»; «Угадай звук»; Загадывание загадки; Проговаривание чистоговорки; Игра «Угадай на слух»; Разучивание скороговорки; Игра «Угадай на ощупь; Игра «Найди точное слово»; | Задания для высокого уровня: Речевой материал (чистоговорки): Ца-ца-ца — весь день метет метелица. Задания для низкого уровня: Звук Ц в слогах. Игра «Эхо» — повтори слоги. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 32. |
Развитие речи | 3 | «Неделя экологии» Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?». | Цель: Связная речь: учить выразительно, пересказывать текст. Задачи: Словарь и грамматика:активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название сходное по звучанию с названием взрослых животных. | Чтение рассказа «Разве так играют?» Беседа по содержанию рассказа; Загадывание загадки; Игра «Один – много»; Игра на внимание «Кто пропал?»; Игра «Назови ласково». | Задания для высокого уровня: Беседа о своей любимой игрушки. Задания для низкого уровня: Отгадай загадку об игрушке. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 36. |
Развитие речи | 4 | «Птицы – наши друзья» Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играм в кубики. Строим дом». | Цель: Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета и название картины; Задачи: Словарь и грамматика: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (Ш) и (Ж), учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове. | Рассматривание картины «Строим дом», беседа по картине; Игра «Эхо»; Игра «Найди точное слово; Игра «Назови одним словом»; Прослушивание стих-я Е. Серовой «Подскажи словечко». | Задания для высокого уровня: картинки с изображением животных (предметов), в названии которых есть звуки (Ш) и (Ж) Задания для низкого уровня: Повтори звук потише, погромче. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 39. |
НОЯБРЬ Развитие речи | 1 | Неделя «Осень, осень в гости просим» Составление рассказов на темы стихотворений. | Цель: Связная речь: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы; Задачи:Словарь и грамматика:упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненное предложение; Звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками (Ш) и (Ж), четко произносить фразы, насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове | Чтение стих-я Т. Волжиной «Где чей дом?»; Хоровые или индивидуальные договаривания; Загадывание загадок, беседа по ним; Игра «Найди звук»; Игра «Кто у кого». | Задания для высокого уровня: Произнеси слово так, чтобы слышался звук [ Ж ] Задания для низкого уровня: Дети договаривают слово | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 42. |
Развитие речи | 2 | «Россия, Россия, края дорогие!» Составление рассказа на заданную тему. | Цель: Связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Задачи: Словарь и грамматика:закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; Звуковая культура речи: учить подбирать слова сходные по звучанию. Оборудование: сюжетные картинки с изображением детенышей разных животных (по количеству детей); лисят, щенков, крокодильчиков, обезьянок, детенышей жирафа и др.; скворечник. | Чтение стих-я И. Токмаковой «Где спит рыбка»; Беседа по содержанию; Игра «Кто, где спит?»; Физкультминутка; Игра «Домик». | Задания для высокого уровня: Отгадывание загадок. Задания для низкого уровня: Д\и «Чей домик» | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 46. |
Развитие речи | 3 | «Азбука безопасности» Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». | Цель: Связная речь: учить выразительно, пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя. Задачи: Словарь и грамматика:учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; Звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией. | Слушание рассказа Е. Чарушина «Лисята», беседа по содержанию; Загадывание загадок. | Задания для высокого уровня: Опиши лису (какая она, какие у неё повадки). Покажи пантомима лисы. Задания для низкого уровня: рассматривание иллюстраций с изображением животных и их детенышей. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 49. |
Развитие речи | 4 | «Семья вместе и душа на месте!» Составление рассказа по картине «Ежи». | Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей). Задачи: Словарь и грамматика:активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (Ч*) и (щ*); учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки (Ч*) и (щ*), выделять их в словах. | Загадывание загадки; Беседа по вопросам; Игра «Угадай предмет». | Задания для высокого уровня: Придумывание рассказа по картине Задания для низкого уровня: Какой звук в этом слове – [Ч ] или [Щ ]? | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 51. |
Развитие речи | 5 | «Мама-главный человек» Составление рассказа на тему «Домашнее животное» | Цель: Связная речь: учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Задачи: Словарь и грамматика:учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных; воспитывать умение задавать друг другу вопросы; Звуковая культура речи: учить выделять во фразах слова со звуками (Ч*) и (щ*), находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо. | Составление рассказа «Домашнее животное»; Игра «Картина – корзина»; Игра «Едем, летим, плывем»; Игра «Коза – стрекоза». | Задания для высокого уровня: Отгадывание признаков «Про кого я сейчас скажу?» -большая, лохматая, сторожевая, заботливая? (собака). -маленький, любопытный, смешной? (щенок). Задания для низкого уровня: Игра «Кто с кем дружит?» Образец: «Собака дружит со щенком, потому что она его мама», и соединяет кружки между собой линиями с помощью фломастера (играют пока все кружки не будут соединены между собой). | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 53. |
ДЕКАБРЬ Развитие речи | 1 | Неделя «Без доброты и сострадания нет человека» Составление описательного рассказа о предметах посуды. | Цель: Связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды. Задачи:Словарь и грамматика:учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умения классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница). | Чтение стих-я С. Капустикян «Маша обедает», беседа по содержанию; Рассматривание посуды, беседа по вопросам; Физкультминутка; Игра «Отвечай быстро». | Задания для высокого уровня: Д/и «Магазин посуды» (опиши, что за посуда, какая она, для чего нужна) Задания для низкого уровня: проговаривание стихотворения с помощью воспитателя. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 57. |
Развитие речи | 2 | Неделя «Я - ребенок, я человек, у меня есть права!» Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок». | Цель: Связная речь: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Задачи: Словарь и грамматика:учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных; обратить внимание на формы изменения глагола хотеть. Звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произношения слов. | Чтение стих-я И. Сурикова «Зима»; Беседа по стих-ю; Игра «В снежки»; Игра «Чего не стало?»; Игра «лето – зима». | Задания для высокого уровня: Д/и «Я начну, а вы продолжите» Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр.175 Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 60. |
Развитие речи | 3 | «Зимние забавы» Составление рассказа по картине «Река замерзла». | Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать время и место действия; Задачи: Словарь и грамматика:тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков (с) и (ш), учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками (с) и (ш); закрепить умение делить слова на части – слоги. | Рассматривание картины, беседа по ней; Игра «В снежки»; Игра «Игла – пила». | Задания для высокого уровня: Карточки с изображением матрешки, петрушки, шара, чебурашки, зайца, волка, мишки, шишки, собаки). задание: Откройте глазки и выберите те игрушки, в названии которых есть звук - ш -. Если звук - ш - нет, измените слово так, чтобы там появился звук - ш -, например: заяц - зайчишка. Произнесите слово так, чтобы отчетливо слышался звук - ш Задания для низкого уровня: Поднимите правую руку вверх, если услышите звук - ш - в словах. Если звука - ш - нет, то руки прячем за спину. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 62. |
Развитие речи | 4 | «Зелена красавица, всем нам очень нравится» Составление рассказа на тему «Игры зимой». | Цель: Связная речь: учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; Задачи: Словарь и грамматика: учить употреблять предлоги с пространственным значением; Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками (с) и (ш), говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразу отдельные слова. | Составление рассказа «Игры зимой»; Физкультминутка; Игра «Чей нос?»; Игра «Хочу погладить». | Задания для высокого уровня: Назовите имя, в котором слышите звук [С] и [Ш] Задания для низкого уровня: Закончите шутки – чистоговорки: са-са-са… в лесу живёт лиса (на дворе роса); Ша-ша-ша…мы любим малыша (я сижу у шалаша). | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 65. |
ЯНВАРЬ Развитие речи | 1 | «Новогодняя карусель» Составление рассказа не тему скороговорок. | Цель: Связная речь: учить самостоятельно, составлять короткий рассказ на темы скороговорок. Задачи:Словарь и грамматика: закрепить представления о многозначности слова и словах, протиположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного лица существительных; Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки (з) и (ж); подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи; произносить изолированные звуки (з) и (ж) протяжно, четко, с различной силой голоса. | Игра «Эхо»; Игра «Про ежей, про елки»; Игра «кто как двигается». | Задания для высокого уровня: Придумай короткий рассказ на тему скороговорки «Волк на лужайке – задрожали зайки» Задания для низкого уровня: 1. Выполнить задание и несколько раз повторить стихотворение. - Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «ж» 2. Придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуком «Ж». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 68. |
Развитие речи | 2 | «Добрый свет Рождества» Пересказ сказки «Петух да собака». | Цель: Связная речь: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц. Задачи: Словарь и грамматика:учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; Звуковая культура речи: подбирать слова сходные по звучанию в заданном ритме. | Загадывание загадок; Беседа по вопросам; Игра «Высокий – низкий»; Физкульминутка; | Задания для высокого уровня: Д/и «Назови слова, противоположные по смыслу» Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Чем отличаются похожие лица и предметы» | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 71. |
Развитие речи | 3 | «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Составление рассказа по картине «Северные олени». | Цель: Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных. Задачи: Словарь и грамматика:учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (ч*) и (ц); учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками. | Рассматривание картины, беседа по ней; Чтение рассказа «Олени»; Физкультминутка. | Задания для высокого уровня: Описать детьми картину без помощи вопросов воспитателя. Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Договаривай за мной». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 74. |
ФЕВРАЛЬ Развитие речи | 1 | Неделя «Зимующие птицы» Составление описательного рассказа на тему «Зима». | Цель: Связная речь:учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные) Задачи: Словарь и грамматика:Учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» Звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки (Ц) и (Ч`), приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги. | Рассматривание иллюстраций с изображением зимы; Беседа по вопросам; Физкультминутка; Игра «Живые слова». | Задания для высокого уровня: Придумывают рассказ о зиме. Задания для низкого уровня: Определи, какой звук чаще встречается в стихотворении? Проговаривают скороговорку (медленно, быстрее). | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 77. |
Развитие речи | 2 | «Первые шаги в мир хороших манер» Ознакомление с предложением. | Цель: Словарь и грамматика: дать представления о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать его»; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку. Задачи: Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса. | Игра «Живые слова»; Физкультинутка; Игра «Угадай слово»; Чтение стих-я Е. Серовой «Поскажи словечко». | Задания для высокого уровня: Д/и «Добавь слово» Задания для низкого уровня: Придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуком «ч». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 81. |
Развитие речи | 3 | "Чудеса, опыты, эксперименты" Пересказ сказки «Лиса и кувшин» | Цель: Связная речь: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно. Задачи: Словарь и грамматика:объяснить значение слова ЖИТЬ, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения к заданным словам, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре из отдельных слов составлять предложение; читать предложения после перестановки каждого слова; Звуковая культура речи: учить произносить предложении с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая). | Чтение сказки «Лиса и кувшин»; Беседа по сказке ; Физкультминутка; Игра «Угадай, какое слово заблудилось». | Задания для высокого уровня: Описать детьми картину без помощи вопросов воспитателя. Задания для низкого уровня: Рассматриваниеиллюстрации к сказке «лиса и кувшин». Дидактическая игра. «Подбери слово». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 85. |
Развитие речи | 4 | «Служу Отечеству» Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» | Цель: Связная речь: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для определения цвета, величины. Задачи: Словарь и грамматика: закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении; Звуковая культура речи: формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. | Рассматривание картины, беседа по ней; Чтение рассказа «Лошадка», беседа по содержанию; Физкультминутка; Игра «Какое слово заблудилось?». | Задания для высокого уровня: Рассказ детьми самого интересного в группе без помощи вопросов воспитателя. Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 87. |
МАРТ Развитие речи | 1 | «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!» Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился». | Цель: Связная речь: учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем. Задачи: Словарь и грамматика:формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов; Звуковая культура речи: закреплять представления о слоге и ударении. | Чтение сказки; Беседа по сказке; Физкультминутка; Игра «Замени слово». | Задания для высокого уровня: Придумывание концовки сказки детьми. Задания для низкого уровня: Д/и «Сколько слогов в слове?» | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр.89. |
Развитие речи | 2 | «Неделя гражданской обороны в детском саду» Составление рассказа на заданную тему. | Цель: Связная речь: учить составлять рассказ на тему предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения. Задачи: Словарь и грамматика: уточнить значение слов «мебель» и «посуда»; учить самостоятельно, образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения. | Создание проблемной ситуации; Беседа по вопросам; Игра «Путаница. | Задания для высокого уровня: Дети самостоятельно придумывают путаницы, нелепицы – то, чего на самом деле не бывает. Задания для низкого уровня: Дети последовательно отвечают на вопросы воспитателя. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 90. |
Развитие речи | 3 | Неделя «Без женщин жить нельзя на свете» Пересказ Л. Толстого «Пожарные собаки» | Цель: Связная речь: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях; Звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок). | Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки», беседа по нему; Физкультминутка; Игра «Путаница». | Задания для высокого уровня: Дети заканчивают шутку – чистоговорку за воспитателем. Задания для низкого уровня: Рассматривание иллюстраций к рассказу «Пожарные собаки». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 94. . |
Развитие речи | 4 | «Весенняя капель» Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. | Цель: Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог. Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух – трех слов – самостоятельно; Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки (с) (с*), (щ*) в словах, четко произносить слова с этими звуками. | Игра «Составь рассказ»; Физкультминутка; Игра «Живые слова». | Задания для высокого уровня: Выполнить задание и несколько раз повторить стихотворение. - Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. - Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу) - найдите слова, которые начинаются со звука «С» - в каких словах встретились оба звука? Задания для низкого уровня: Придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуками «С» или «Щ». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 95. |
Развитие речи | 5 | "Книжкина неделя" Сочинение на тему «Приключения зайца». | Цель: Связная речь: учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей. Задачи:Словарь и грамматика:учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному ЗАЯЦ; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; Звуковая культура речи: добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки (с), (с*), (щ*), учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах. | Загадывание загадки; Игра «Какой заяц?»; Физкультминутка; | Задания для высокого уровня: Краткий рассказ «Сказки про ЗАЙЦА». Задания для низкого уровня: Пересказ сказки по иллюстрациям. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 97. |
АПРЕЛЬ Развитие речи | 1 | «Жаворонки, жавороночки, Прилетите к нам, Принесите нам лето тёплое, Унесите от нас зиму холодную» Составление рассказа на предложенную тему. | Цель: Связная речь: учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет. Задачи: Словарь и грамматика: учить самостоятельно, соотносить названия объектов с их изображениями на картинках; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (л), (л*), (р), (р*), изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. | Загадывание загадок; Игра «Назови звук»; Физкульминутка; | Задания для высокого уровня: Дидактическая игра «Найди картинку». Перед детьми лежат карточки с картинками и круги. Дети должны среди картинок найти ту, в названии которой есть звук [л] или [ль] и закрыть эту картинку фишкой. Задания для низкого уровня: Игра «Найди лишнее» (на мольберте вывешены картинки. Дети по очереди называют предметы, изображенные на картинках, определяют наличие звука л, ль, принимают решение, убрать картинку или оставить. Отвечают полным предложением). | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 99. |
Развитие речи | 2 | «Неделя здоровья» Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик». | Цель: Связная речь: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, взрослый записывает). Задачи: Словарь и грамматика: подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий, учить называть предметы, необходимые людям той, или иной профессии. | .Чтение рассказа «Послушный дождик», беседа по нему; Физкультминутка; Игра «Профессии». | Задания для высокого уровня: Д/и» «Что делает человек той или иной профессии» Задания для низкого уровня: Самостоятельное составление детьми рассказа. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 102. |
Развитие речи | 3 | «Космос – это мы» Составление рассказа по картине «Зайцы». | Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. Задачи: Словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак); Звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове. | Рассматривание картины «зайцы», беседа по ней; Чтение стих-я С. Маршака «Почта»; Физкультминутка; Рассматривание картины «На рыбалке»; Беседа по картине. | Задания для высокого уровня: Дети подбирают слова сходные по звучанию. Воспитатель начинает первую строчку, дети продолжают. Задания для низкого уровня: Отгадывание загадок. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 104. |
Развитие речи | 4 | «День Земли» Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» | Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Задачи: Словарь и грамматика: учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задание на образование слов – названий профессий. | Составление рассказа на предложенную тему; Беседа по вопросам; Физкульминутка; | Задания для высокого уровня: Составление рассказа без помощи вопросов воспитателя. Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 106. |
МАЙ Развитие речи | 1 | «Звонкие весенние краски» Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик». | Цель: Связная речь: учить связно, рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки. Задачи: Словарь и грамматика:учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. | Чтение сказки ВСутеева Кораблик», беседа по сказке; Чтение Ю. Тувма «про пана Трулялинского; Игра «Доскажи рифму»; Выполнение заданий. | Задания для высокого уровня: Составление рассказа без помощи вопросов воспитателя. Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 108. |
Развитие речи | 2 | «Этих дней не смолкнет слава!» «Чтение стихотворения С Михалкова «Дядя Степа» | Задачи: Формировать умение понимать характер героев произведений, устанавливать взаимосвязь описанного с реальностью, развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. | Д/и «Скажи по другому» Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа». Беседа по стихотворению. Придумывание других приключений дяди Стёпы. | Задания для высокого уровня: Как вы понимаете выражение: «Как снег на голову» «Не по дням, а по часам» «Как с гуся вода» «Ахнуть не успел» «Летит как угорелый» Задания для низкого уровня: Назовите другие добрые дела дяди Стёпы. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 129. |
Развитие речи | 3 | «Моя семья» Заучивание наизусть стихотворение С.Есенина «Черёмуха» | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы; Развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь. | Беседа о пробуждении природы. Слушание пьесы П.И. Чайковского «Апрель» из альбома времена года. Чтение стихотворения С.Есенина «Черёмуха» Беседа по тексту стихотворения. | Задания для высокого уровня: Придумывание предложений о весеннем явлении природы. Задания для низкого уровня: Отгадывание загадок о деревьях. | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 136 |
Развитие речи | 4 | Неделя «Первые шаги в науку» Русская народная сказка «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов. | Учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно – изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение. | Беседа с детьми «Чем отличается сказка от рассказов и стихов?» Чтение сказки. Беседа по содержанию. Пересказ сказки детьми. Объяснение выражений: «Мастер на все руки», «Сгореть от стыда», «Засучив рукава», «Водой не разольёшь». | Задания для высокого уровня: Объяснение пословиц: «Как аукнется, так и откликнется» «Сам себя губит, кто других не любит» Задания для низкого уровня: Д/и «Закончи предложение» | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 132 |
Развитие речи Пед. диагностика | 5 | «Азбука безопасности: готовимся к лету» Литературная викторина «Наши любимые поэты». Стихотворения А.Барто, С.Михалкова. | Систематизировать знания о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова; развивать умение выразительно читать стихотворения; учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу на заданную тему. | Показ портрета А. Барто, С.Михалкова. Выставка книг. Дети рассказывают стихотворения. Беседа по содержанию. | Задания для высокого уровня: Чтение стихов. Задания для низкого уровня: Рассматривание книги А.Барто «На заставе» | Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 134 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ШКОЛА МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ, МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА", С.А.Козловой "Я-человек"
Введение ребенка в социальный мир....
Парциальная программа по развитию песенного творчества.
Парциальная программа"Навстречу музыки" направлена на развитие песенного творчества дошкольников через креативные музыкальные игры....
Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности
Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности...
Парциальная программа по развитию речи
Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направл...
парциальная программа по развитию речи в средней группе
Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; н...
Парциальная программа по развитию речи в старшей группе
Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направл...
Парциальная программа по развитию речи в подготовительной группе
Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направл...