парциальная программа по развитию речи в средней группе
рабочая программа (средняя группа)

Инна Игоревна Радченко

 Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushakova_4-5.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Глушковский детский сад №2 «Радуга»

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Речевое развитие детей 4-5 лет»

О.С. УШАКОВА

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Характеристики особенностей развития речи детей

Планируемые результаты освоения программы

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Описание образовательной деятельности

Календарно-тематическое планирование в средней группе (второй год реализации программы)

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Организационные модели дошкольного обучения воспитания детей с нарушениями речи

 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по речевому развитию

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Описание материально – технического обеспечения программы

ЛИТЕРАТУРА

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

С целью повышения уровня обучения в области развития речи воспитанников МКДОУ «Глушковский детский сад №2 «Радуга»  предлагается реализация программы О.С. Ушаковой в качестве парциальной программы, реализация которой должна повысить уровень обучения дошкольников по развитию речи.

Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.

 Важной отличительной особенностью программы является ее нацеленность на работу по осмыслению ребенком основных закономерностей языка.

 Цель: формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями.

Речевые задачи:

- воспитание звуковой культуры речи: формирование правильного звукопроизношения и хорошей дикции;

 - формирование грамматического строя языка: формирование языковых обобщений;

- словарная работа: формирование смысловой стороны слова;

 - развитие связной речи: связывание предложений в высказывания.

Принципы:

- Основным принципом является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития на каждом возрастном этапе.

– Принцип преемственности осуществляется линейно, поскольку от возраста к возрасту, от группы к группе постепенно усложняется материал, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняются приоритетные линии развития. Позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

– Принцип тематический. Большинство занятий построено так, чтобы упражнения и высказывания детей начинали, продолжали и развивали одну тему. Со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлений об окружающем мире, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему в связных высказываниях. И тогда переход от выполнения задания на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки становится естественным.

– Принцип интегрирования различных речевых задач. Осуществляется путем увеличения объемов программного материала внутри каждой задачи, а также углубления и расширения умений детей в области использования родного языка. Варьируется и сочетаемость упражнений, их смысл и связь. Вместе с тем на каждом этапе обучения (от группы к группе) сохраняется единое программное ядро.

Характеристики особенностей развития речи детей.

4 - 5 лет

Главное в развитии речи – это освоение контекстной речи. Обучение связной речи и рассказыванию становится главной задачей (как коллективной, так и индивидуальной).

Значительно прогрессирует речевое развитие ребенка: обогащается словарь, совершенствуется речевой слух и грамматический строй речи, формируется связная речь. В активный словарь постепенно входят слова, обозначающие признаки и качества предметов, производимые с ними действия. Появляются высказывание, отражающие попытки определить предмет, его назначение, функциональные признаки. Активизируется воспитание звуковой культуры речи. Снижается количество неправильно произносимых звуков, реже встречаются нарушения в слоговой структуре слов. Не все дети умеют регулировать дыхание, голос, темп речи, правильно ставить ударение в словах; у некоторых недостаточно развит фонематический слух, интонационная выразительность речи.

Постепенно речь становится более связной и выразительной. Это дает возможность учить их составлять небольшое повествование, в котором используют свой словарный запас, строят предложения разных типов, употребляют причастия, наречия и другие части речи. Дети постепенно отходят от простого подражания, учатся рассказывать, выражать свои мысли более самостоятельно.

Планируемые результаты освоения программы

Средний возраст (4 - 5 лет)

 - Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».

 - Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.

- Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. - Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.

 - Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук».

– Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком.

 Различает на слух гласные и согласные звуки.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 Описание образовательной деятельности

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоты, во время ознакомления с художественной литературой, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Система обучения дошкольников по программе включает три основные направления:

 - освоение разных структурных уровней системы языка: фонетики, лексики и грамматики;

 - освоение навыков овладения языком в его коммуникативной функции (развитие связной речи, речевого общения);

 - развитие способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

Реализация этих направлений предполагает организацию образовательного процесса в форме сотрудничества и творческого общения воспитателя с детьми. Программа проникнута идеей преемственности и интегрирования различных речевых задач. Работа с детьми должна осуществляться в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой, с явлениями окружающем действительности, по подготовке к обучению грамоте, а также на всех остальных занятиях, в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни (в детском саду и в семье).

 Система обучения предусматривает, что со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлении об окружающей жизни, природе, ознакомлению с художественной литературой, а затем на специальных занятиях по развитию речи, закрепляют полученные знания и учатся выражать свои мысли, выполняя отдельные лексические и грамматические упражнения, и составляя связные монологические высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение). Такая последовательность делает процесс обучения интересным и естественным для ребенка.

Овладение родным языком и развитие языковых способностей рассматривается в программе как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который помогает решать задачи эстетического нравственного воспитания.

Эстетическое воспитание осуществляется на речевых занятиях в процесс; ознакомления детей с фольклором и произведениями литературной классики, которые оказывают существенное влияние на воспитание любви к языку, его богатству и красоте, воспитывают бережное отношение к культурным ценностям родного языка. Исходя из общих целей, программа, как уже указывалось, способствует решению целого комплекса задач нравственного воспитания ребенка.

Ознакомление с рекомендованными произведениями художественной литературы, пересказ, составление коллективных рассказов воспитывает уважительное отношение к взрослым и сверстникам, умение договариваться между собой, уступать товарищу, не перебивая выслушивать его и др.

 Воспитательное воздействие оказывают не только содержание бесед, проводимых в ходе занятии, и литературные произведения, которые учат честности, доброте, благородным поступкам, но и рекомендованные автором к использованию другие дидактические средства (иллюстрации, игры, игрушки).

Календарно-тематическое планирование в средней группе (второй год реализации программы)

месяц

неделя

тема

Программное содержание

оборудование

сентябрь

1 неделя

Педагогическая диагностика

Диагностика развития коммуникативных умений детей, всех компонентов устной речи в различных видах деятельности, умение понимать речь, отвечать на вопросы, вступать в контакт.

игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые, дидактические игры.

2неделя

Диагностика звуковой культуры речи: сформированность правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые, дидактические игры

3неделя

Словарная работа и диагностика грамматического строя речи: правильное понимание слов, их употребление

игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые, дидактические игры. Игрушки, картины, иллюстрации книг

4неделя

Развитие связной речи. Умение пересказывать литературных произведения, передавать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии.

игровые ситуации, наблюдения, беседы, сюжетно-ролевые, дидактические игры. Игрушки, картины, иллюстрации книг

октябрь

1 неделя

Рассказывание об игрушке

Связная речь: учить детей составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида. Словарь и грамматика: активизировать слова, обозначающие действия и состояния (глаголы); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Звуковая культура речи: закреплять произношение пройденных звуков: у, а, г, к, в; учить правильно произносить в словах звуки (с) и (с’), выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представления о значении терми

Игрушки: кошка, собака, слон, лиса, гусь, лягушка.

2 неделя

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Словарь и грамматика: учить соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей; активизировать в речи детей слова, обозначающие действия (глаголы)..

Картина «Кошка с котятами»; игрушки: кошка и котята, собака и щенята, курица и цыплята, утка и утята; сорока (картинка).

3 неделя

Описание игрушек. Игра в прятки.

Связная речь: учить детей при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения. Словарь и грамматика: закреплять умение соотносить названия животных с названием их детенышей, упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, формировать представления о предлогах за, под, на, в, навыки их применения в речи. Звуковая культура речи: укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навыки правильного произношения звуков (с) и (с’) изолированных, в словах и фразах; учить произносить звук (с) длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно проговаривать слова.

Картинки с изображением предметов и животных, в названиях которых есть звук (с) (8 шт.) и нет этого звука (8 шт.); игрушки: собака, лиса, белочка и бельчата, слон и слонята, крольчиха и крольчата; свинья и поросята; ширма; большой кубик.

4 неделя

Рассказывание об игрушках

Связная речь: учить детей составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта. Словарь и грамматика: обогащать словарь детей правильными названиями окружающих предметов (игрушки), их свойств, действий, которые с ними можно совершать; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Звуковая культура речи: продолжать знакомить детей с термином «слово», закрепить произношение звука (с) в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком (с) и вслушиваться в их звучание

Игрушки: кошка, собака

ноябрь

1 неделя

Рассказывание по набору игрушек

Связная речь: учить детей составлять рассказ по набору игрушек. Словарь и грамматика: активизировать в речи детей слова, обозначающие качество и действия предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа. Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение изолированного звука (з), учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

Игрушки: кукла, котенок, собака, блюдце.

2 неделя

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Связная речь: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей. Словарь и грамматика: учить детей пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

Игрушки: собака, зайчиха, крокодил, щенки, зайчата, крокодильчики, бегемотики (по 2 шт.); счетная лесенка.

3 неделя

Название действий и качеств предметов

Связная речь: развивать диалогическую речь, учить детей самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. Словарь и грамматика: активизировать в речи детей слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения. Звуковая культура речи: учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук.

Игрушки: козленок, зайчонок, коза, корова.

4 неделя

Дидактическая игра «Петрушка, угадай мою игрушку»

Связная речь: учить детей описывать предмет не называя его; развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них. Словарь и грамматика: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах. Звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слова.

Ширма, Петрушка; игрушки: мяч, матрешки, барабан, машина, кукла; корова, утенок, султанчики.

декабрь

1 неделя

Рассказывание на тему из личного опыта. Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»

Связная речь: учить детей высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем. Словарь и грамматика: учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением; уточнить понятие «мебель»; учить понимать и правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед; активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения.

Фланелеграф; плоскостные геометрические формы из бумаги для конструирования кукольной мебели; картинки с изображениями мебели.

2 неделя

Рассказывание по картинке «Собака со щенятами»

Связная речь: подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Словарь и грамматика: активизировать в речи детей глаголы; учить детей правильно образовывать формы родительного падежа существительных.

Картина «Собака со щенятами» (серия «Домашние животные», автор С.А. Веретенникова); игрушки: собака и щенята, утка и утята, крольчиха и крольчата, сорока (картинка).

3 неделя

Описание игрушки

Связная речь: учить детей составлять короткий описательный рассказ по игрушке. Грамматика: учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде; образовывать слова при помощи суффикса с уменьшительным и увеличительным значением. Звуковая культура речи: учить детей слышать и правильно произносить звук (ш), изолированный, в словах и фразах; правильно регулировать темп и силу голоса; учить вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию

Большой медведь (мягкая игрушка); картинки с предметами, в названиях которых есть звук (ш): чашка, кувшин, лягушка, лошадь, груша, вишня, черешня, шкаф.

4 неделя

Описание и сравнение кукол

Связная речь: учить детей описывать и сравнивать кукол: правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения. Словарь: активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии «мебель». Звуковая культура речи: развивать выразительность речи.

Две куклы – большая и маленькая (светлые и темные волосы, длинные и короткие волосы); 2 комплекта цветных карандашей и бумаги.

январь

1 неделя

Называние и описание одежды.

Связная речь: учить детей давать описание зимней одежды. Словарь и грамматика: учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «одежды»; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Звуковая культура речи: учить выделять на слух и правильно произносить звук (ж), изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук.

Кукла; зимняя кукольная одежда; картинки: жук, ежик, медвежонок.

2 неделя

Пересказ рассказа Я. Тайца «поезд»

Связная речь: учить детей пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный им на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей. Грамматика: упражнять детей в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных. Звуковая культура речи: закрепить представления о значении терминов «слово», «звук», учить самостоятельно подбирать слово со звуком (с).

Картинки с изображениями зимней одежды: валенки, носки, шкаф, пальто, шуба, шапка; картина «Саша и снеговик» (Гумакова Г.А. «звучащее слово». – М., 1980).

3 неделя

Рассказывание по набору игрушек

Связная речь: побуждать детей к составлению коротких рассказов по набору игрушек. Грамматика: учить детей понимать и правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между; закрепить умение образовывать наименования детенышей животных. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука (ж) в словах и фразах; учить выделять этот звук в словах, четко и ясно произносить слова и фразы с этим звуком; учить правильно, пользоваться интонацией (вопросительная, повествовательная), говорить достаточно громко.

Кукла-мальчик; игрушки: 2 елки, ежиха и ежата; картинки: жук, жираф, ножницы, флажок, собака, кубик, лейка, ведро.

4 неделя

Рассказывание по картинке «Таня не боится мороза»

Связная речь: учить детей составлять небольшой рассказ (из 2-3 предложений) рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем. Словарь: учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки. Звуковая культура речи: продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук

Картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня» автор О.И. Соловьева); снежинки на ниточках

февраль

1 неделя

Рассказывание по набору игрушек. Дидактическая игра «Похвалились звери»

Связная речь: учить детей по набору игрушек составлять короткий рассказ вместе с воспитателем (воспитатель начинает рассказ, дети его продолжают); развивать диалогическую речь. Словарь и грамматика: учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов; учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые распространенные предложения. Звуковая культура речи: учить выделять и четко и правильно произносить звук (ч) в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук

Игрушки: елочка, волк, белочка, зайчик.

2 неделя

Описание детьми внешнего вида друг друга

Связная речь: учить детей составлять описания внешнего вида друг друга, одежды (цвет, отделка). Грамматика: учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать и др. Звуковая культура речи: дать детям представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности.

Кукла Петрушка, демонстрационная линейка (описание линейки см. в кН.: Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: 1983 – С. 145).

3 неделя

Рассказывание по набору предметов

Связная речь: упражнять детей в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами; Грамматика: упражнять в образовании названий посуды. Звуковая культура речи: учить правильно произносить звук (ч), отчетливо проговаривать слова с этим звуком.

Посуда и продукты: хлебница и хлеб, сахарница и сахар, конфетница и конфеты, салфетница и салфетки.

4 неделя

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Связная речь: учить детей пересказывать текст рассказа Е. Чарушина «Курочка» Словарь и грамматика: учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету, подбирать определения, антонимы, согласовывать прилагательные с существительными в роде, в числе. Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные и различные по звучанию.

Картинки с изображениями курицы и цыплят.

март

1 неделя

Описание картинок

Связная речь: учить детей составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки. Словарь: упражнять детей в подборе глаголов к существительному. Звуковая культура речи: учить четко и правильно произносить звук (щ), выделяя этот звук в словах.

Картинки с изображениями разных зайчат; три щетки – зубная, обувная, одежная.

2 неделя

Рассказывание по картине «Мать моет посуду»

Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине «Мать моет посуду». Грамматика: закрепить умение образовывать имена существительные – названия посуды. Звуковая культура речи: закрепить произношение звука (щ), представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.

Картина «Мать моет посуду» (авторы Е.И. Радина и В.А. Езикеева); полочка с кукольной посудой; картина «Заблудился» (пособие «Звучащее слово», автор Г.А. Тумакова).

3 неделя

Описание предметных картинок

Связная речь: учить детей составлять описание картинки, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку. Грамматика: учить составлять сложноподчиненные предложения. Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звука (щ), учить выделять этот звук в словах; закреплять умение различать твердые и мягкие звуки.

Игрушки: щенок, Петрушка, заяц, кубик; предметы: ящик, щетки, клещи, ширма; фланелеграф и к нему изображения лисы, лука, молоточка, колеса, древесного листа.

4 неделя

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Связная речь: закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества. Словарь: уточнить представления детей об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи. Звуковая культура речи: продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию

Блюдо с овощами (муляжи) или картинки: морковь, помидор, огурец, лук, свекла, капуста, редис, картофель, репа , разные фрукты (2-3 экз.); картина брат и сестра» («Звучащее слово»)

апрель

1 неделя

Блюдо с овощами (муляжи) или картинки: морковь, помидор, огурец, лук, свекла, капуста, редис, картофель, репа , разные фрукты (2-3 экз.); картина брат и сестра» («Звучащее слово»)

Связная речь: продолжать учить детей составлять описания предметов и игрушек. Словарь: учить правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближе-дальше, впереди-сзади). Звуковая культура речи: учить четко и правильно произносить звуки (л), (л’), выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова с (л), (л’), закреплять умение подчеркнуто произносить звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.

Игрушки, в названиях которых есть звуки (л), (л’): лошадь, лиса, теленок; картинки с изображением домашних и диких животных: лошади, теленка, слона, льва, верблюда, оленя, лося, лисы, волка.

2 неделя

Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»

Связная речь: учить детей пересказывать текст рассказа Н. Калининой «Помощники», замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей. Грамматика: закрепить умение образовывать слова – названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание детей на несхожесть некоторых названий. Звуковая культура речи: закреплять представления детей о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков; учить постоянно подбирать слова с определенными звуками (с, ш).

Полочка с кухонной посудой – разной по форме, материалу, размеру), блюдо для печенья, две сухарницы, две солонки; картина «Саша и Снеговик» (пособие «Звучащее слово»); звуковая демонстрационная линейка.

3 неделя

Описание предметов и игрушек. Отгадывание загадок

Связная речь: продолжать учить детей описывать предметы. Грамматика: упражнять в образовании форм глагола хотеть (хочу – хочет, хотим – хотят). Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков (л) и (л’) в изолированном виде, в словах и фразах, учить выделять этот звук в речи; правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонациями; выделять голосом определенные слова (логическое ударение); продолжать учить определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Картинки или игрушки: лошадь, волк, лиса, козленок, белка, ослик, коза, жеребенок, котенок, медвежонок, собака; картинка, на которой изображены мама и девочка; елка 9из зеленой фланели) и игрушки к ней: шарик, пирамидка, неваляшка, матрешка, собачка, грибок; фишки или мелкие игрушки.

4 неделя

Рассказывание по картине «Куры»

Связная речь: учить детей составлять короткий описательный рассказ по картине «Куры». Словарь: учить сравнивать (по внешнему виду, поведению) петуха и курицу, курицу и цыплят. Звуковая культура речи: закрепить умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию; представление о том, что звуки в слове следуют друг за другом

Картина «Куры» (серия «Домашние животные»), звуковые часы (картина №21 пособия «Звучащее слово»), демонстрационная линейка.

май

1 неделя

Дидактические игры «Узнай по описанию», «Чего не стало?»

Связная речь: учить детей составлять описание игрушки, называя её характерные признаки.

Грамматика: упражнятьв образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Звуковая культура речи: закреплять представления о том, что  слова звучат, состоят из звуков, что звуки в слове разные; умение самостоятельно заканчивать слово (определять последний звук), названное воспитателем.

Игрушки: кукла матрешка, фишки, пирамидки, ленточки, шарики, лошадки, колечки, башенки; картина «Избушка на курьих ножках» (из пособия «Звучащее слово»)

2 неделя

Закрепление обобщающих знаний

Связная речь: продолжать формирование навыков связной речи  (описание предметов)

Словарь: учить детей подбирать нужные по смыслу слова; закреплять усвоение обобщающих понятий: «овощи», «одежда», «мебель». Звуковая культура речи: учить детей четко и правильно произносить звуки (р), (р’), подбирать слова с этими звуками; внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствующей интонацией; продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Картинка с изображением тигра; игрушки – персонажи сказки«Теремок»; мелкие игрушки-фишки.

3 неделя

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Рассказывание о предметах

Связная речь: закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах Грамматика: учить детей согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков (р) и (р’), учить слышать эти звуки в словах, подбирать слова с этими звуками, четко и ясно произносить слова и фразы насыщенные (р) и (р’), произносить чистоговорку отчетливо в разных громкости и темпе.

Мешочек с овощами и фруктами (длинная морковь и длинный огурец, круглое яблоко и круглый апельсин, продолговатой формы редис и такой же формы лимон): , игрушки и предметы, в названиях которых есть звуки(р) и (р’) (рыба, курица, карандаш, ведро и др.)

4 неделя

Педагогическая диагностика

Связная речь. Словарь. Звуковая культура речи.

игровые ситуации, наблюдения, диагностика беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые, дидактические игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по развитию речи детей средней группы компенсирующей направленности

В программе предложены лексические темы и задачи для фронтвльной ООД с детьми средней группы. А так же дидактические игры и упражнкния для закрепления материала, полученного на занятиях в подгрупповой...

программа по развитию речи в средней группе

Программаобъединения дополнительных платных образовательных услугКружок « РАЗУМ-НЯША»Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивны...

Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности

Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Парциальная программа по развитию речи в старшей группе

Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направл...

Парциальная программа по развитию речи в подготовительной группе

Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направл...