ШКОЛА МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ, МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА", С.А.Козловой "Я-человек"
консультация на тему

Ремнева Оксана Ивановна

Введение ребенка в социальный мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_molodogo_vospitatelya.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

•*>

ШКОЛА МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ

МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Парциальная программа социального развития ребенка

С.А. Козловой «Я - человек»

Цель программы: способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Процесс познания социальной действительности должен находить отражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность. Игра, художественная деятельность детей наполняются содержанием знаний об окружающем, о взаимоотношениях людей, их отношений друг к другу, к событиям и фактам. Программа дает материал для проведения разнообразных праздников, развлечений, викторин, опытов и экспериментов - всего того, чем наполнена жизнь детей в дошкольном учреждении.

Программа нацелена на последовательное введение ребенка в социальный мир.

Программа «Я - Человек» включает четыре раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель.

  1. «Что я знаю о себе» (Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.)
  2. «Кто такие взрослые люди» (Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые люди. Зачем и как люди отдыхают.)
  3. «Человек - творец» (Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы, созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек - художник.)
  4. «Земля — наш общий дом» (Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ).

Информативная часть программы усваивается детьми легче, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам. В повседневной жизни следует обратить внимание на игры, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники, развлечения.

Программа включена в образовательный процесс с младшей группы. Содержание разделов от младшей группы до подготовительной группы усложняется.

Например, раздел «Что я знаю о себе». Подраздел «Как мы живем в детском саду»:

  1. младшая группа (Я хожу в детский сад. Я знаю, где он находится, знаю, как пройти в свою группу и на наш участок. Знаю, как зовут моих воспитателей. В группе я знаю, где мы играем, где спим, где умываемся; знаю, где лежат книги, игрушки; знаю о наших растениях, которые находятся в группе и на участке. Я знаю имена детей своей группы, они мои друзья, мы вместе играем);
  2. средняя группа (В детском саду у меня много друзей. Я знаю их имена и фамилии. Я дружу с мальчиками и девочками. У нас есть правила, которые мы все выполняем в группе: не обижайте друг друга, каждой вещи - свое место, помогайте друг другу. У нас в детском саду часто бывают праздники. Мы все вместе готовимся к ним. Я люблю свой детский сад, детей в группе, своих воспитателей);
  3. старшая группа (В детском саду у меня много друзей, но есть один самый верный друг. Мы с ним живем рядом, а в детском саду сидим за одним столом во время занятий и во время еды. Все дети в нашей группе живут по правилам, которые мы сами установили: не драться; помогать друг другу; быть веселыми; беречь вещи, игрушки, растения; заниматься интересными делами и другие. Все эти правила мы обсудили и договорились их выполнять, так как они помогают нам жить дружно и интересно);
  4. подготовительная группа (Я дружу со всеми детьми нашей группы, но с Мишей и Костей особенно. Это мои верные друзья. Мы вместе играем, читаем книги, У нас в группе есть свой «Свод законов», по которому мы все живем. Это такие правила, которые мы сами себе установили, поэтому сами их и выполняем. Хорошо, что есть такие правила, которые помогают нам жить дружно.)

В заключительной части программы «Я - Человек» изложены требования к уровню усвоения каждого раздела.

Например, требования к уровню усвоения раздела «Что я знаю о себе»:

Младший дошкольный возраст.

Называть и показывать на себе, других людях, игрушках, животных:

  1. части тела (руки, ноги, голова, животик, пальцы на руках и ногах);
  2. органы чувств (глаза, уши, нос, язык);

Уметь объяснить, зачем нужны органы чувств и части тела;

Замечать ярко выраженное настроение взрослых и детей (смеется, плачет, сердится, радуется);

Знать:

  1. свои имя и фамилию, домашний адрес;
  2. имя родителей, воспитателей;
  3. родственные связи и свою социальную роль (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь).

Старший дошкольный возраст.

Знать:

  1. названия органов чувств, отдельных внутренних органов (сердце, легкие, желудок);
  2. имя и отчество родителей, полный домашний адрес и телефон;
  3. родственные связи и свою социальную роль (тетя, дядя, внук, внучка, сестра, брат, прабабушка, прадедушка), называть их;
  4. правила поведения на улице, дома, в детском саду, выполнять их;

Устанавливать связи:

  1. между органом чувств и выполняемой им функцией;
  2. между отношением к своему организму и возможными заболеваниями;

Уметь:

  1. владеть навыками самообслуживания;
  2. управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не плакать и др.);
  3. анализировать свои поступки и поступки других людей;
  4. оказать помощь другому человеку;
  5. договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками.

Планирование воспитательно-образовательной работы по программе должно соответствовать следующим рекомендациям:

  1. включать разные виды деятельности;
  2. «пронизывать» содержанием программы всю жизнедеятельность ребенка;
  3. еженедельно планировать следующие виды деятельности детей: беседы, чтение художественной литературы, изобразительную, конструктивную деятельность, музыку, экспериментирование и опыты;
  4. находить взаимосвязь разных разделов программы с другими разделами воспитательно-образовательной работы.

Раздел/

неделя

НОД

Игра

Чтение

худож.

литерат.

Труд

Развлечения

I

Эксперимент

опыт

1-ая неделя Раздел 1

2-ая неделя Раздел 2

3-ья неделя Раздел 3

4-ая неделя Раздел 4

Схема планирования может быть следующая:

Таким образом, каждую неделю планируется непосредственно образовательная деятельность и другие виды деятельности по одному из разделов.

Отдельно планируется работа с родителями. Она включает в себя консультации на разные темы:

  1. как провести прогулку с ребенком,
  2. что посмотреть в музее,
  3. как устроить дома день рождения ребенка,
  4. как составить свою родословную и рассказать о ней малышу и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа молодого воспитателя", как одна из форм работы с молодыми воспитателями

Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с друг...

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем мелкую моторику у детей» (Материал работы «Школа молодого воспитателя»)

Семинар-практикум для педагогов«Развиваем мелкую моторику у детей»(Материал работы «Школа молодого воспитателя»)...

программа работы с молодыми педагогами на 2016-2017 учебный год "школа молодого воспитателя"

в программе представлен опыт работы с молодыим педагогами в ДОУ...

Программа "Школа молодого воспитателя

Программа "Школа молодого воспитателя"...

Программа "Школа молодого воспитателя"

Программа вхождения молодого специалиста в профессию...