ШКОЛА МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ, МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА", С.А.Козловой "Я-человек"
консультация на тему
Введение ребенка в социальный мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_molodogo_vospitatelya.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
•*>
ШКОЛА МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ
МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«Парциальная программа социального развития ребенка
С.А. Козловой «Я - человек»
Цель программы: способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.
Процесс познания социальной действительности должен находить отражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность. Игра, художественная деятельность детей наполняются содержанием знаний об окружающем, о взаимоотношениях людей, их отношений друг к другу, к событиям и фактам. Программа дает материал для проведения разнообразных праздников, развлечений, викторин, опытов и экспериментов - всего того, чем наполнена жизнь детей в дошкольном учреждении.
Программа нацелена на последовательное введение ребенка в социальный мир.
Программа «Я - Человек» включает четыре раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель.
- «Что я знаю о себе» (Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.)
- «Кто такие взрослые люди» (Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые люди. Зачем и как люди отдыхают.)
- «Человек - творец» (Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы, созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек - художник.)
- «Земля — наш общий дом» (Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ).
Информативная часть программы усваивается детьми легче, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам. В повседневной жизни следует обратить внимание на игры, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники, развлечения.
Программа включена в образовательный процесс с младшей группы. Содержание разделов от младшей группы до подготовительной группы усложняется.
Например, раздел «Что я знаю о себе». Подраздел «Как мы живем в детском саду»:
- младшая группа (Я хожу в детский сад. Я знаю, где он находится, знаю, как пройти в свою группу и на наш участок. Знаю, как зовут моих воспитателей. В группе я знаю, где мы играем, где спим, где умываемся; знаю, где лежат книги, игрушки; знаю о наших растениях, которые находятся в группе и на участке. Я знаю имена детей своей группы, они мои друзья, мы вместе играем);
- средняя группа (В детском саду у меня много друзей. Я знаю их имена и фамилии. Я дружу с мальчиками и девочками. У нас есть правила, которые мы все выполняем в группе: не обижайте друг друга, каждой вещи - свое место, помогайте друг другу. У нас в детском саду часто бывают праздники. Мы все вместе готовимся к ним. Я люблю свой детский сад, детей в группе, своих воспитателей);
- старшая группа (В детском саду у меня много друзей, но есть один самый верный друг. Мы с ним живем рядом, а в детском саду сидим за одним столом во время занятий и во время еды. Все дети в нашей группе живут по правилам, которые мы сами установили: не драться; помогать друг другу; быть веселыми; беречь вещи, игрушки, растения; заниматься интересными делами и другие. Все эти правила мы обсудили и договорились их выполнять, так как они помогают нам жить дружно и интересно);
- подготовительная группа (Я дружу со всеми детьми нашей группы, но с Мишей и Костей особенно. Это мои верные друзья. Мы вместе играем, читаем книги, У нас в группе есть свой «Свод законов», по которому мы все живем. Это такие правила, которые мы сами себе установили, поэтому сами их и выполняем. Хорошо, что есть такие правила, которые помогают нам жить дружно.)
В заключительной части программы «Я - Человек» изложены требования к уровню усвоения каждого раздела.
Например, требования к уровню усвоения раздела «Что я знаю о себе»:
Младший дошкольный возраст.
Называть и показывать на себе, других людях, игрушках, животных:
- части тела (руки, ноги, голова, животик, пальцы на руках и ногах);
- органы чувств (глаза, уши, нос, язык);
Уметь объяснить, зачем нужны органы чувств и части тела;
Замечать ярко выраженное настроение взрослых и детей (смеется, плачет, сердится, радуется);
Знать:
- свои имя и фамилию, домашний адрес;
- имя родителей, воспитателей;
- родственные связи и свою социальную роль (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь).
Старший дошкольный возраст.
Знать:
- названия органов чувств, отдельных внутренних органов (сердце, легкие, желудок);
- имя и отчество родителей, полный домашний адрес и телефон;
- родственные связи и свою социальную роль (тетя, дядя, внук, внучка, сестра, брат, прабабушка, прадедушка), называть их;
- правила поведения на улице, дома, в детском саду, выполнять их;
Устанавливать связи:
- между органом чувств и выполняемой им функцией;
- между отношением к своему организму и возможными заболеваниями;
Уметь:
- владеть навыками самообслуживания;
- управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не плакать и др.);
- анализировать свои поступки и поступки других людей;
- оказать помощь другому человеку;
- договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками.
Планирование воспитательно-образовательной работы по программе должно соответствовать следующим рекомендациям:
- включать разные виды деятельности;
- «пронизывать» содержанием программы всю жизнедеятельность ребенка;
- еженедельно планировать следующие виды деятельности детей: беседы, чтение художественной литературы, изобразительную, конструктивную деятельность, музыку, экспериментирование и опыты;
- находить взаимосвязь разных разделов программы с другими разделами воспитательно-образовательной работы.
Раздел/ неделя | НОД | Игра | Чтение худож. литерат. | Труд | Развлечения | I Эксперимент опыт |
1-ая неделя Раздел 1 | ||||||
2-ая неделя Раздел 2 | ||||||
3-ья неделя Раздел 3 | ||||||
4-ая неделя Раздел 4 |
Схема планирования может быть следующая:
Таким образом, каждую неделю планируется непосредственно образовательная деятельность и другие виды деятельности по одному из разделов.
Отдельно планируется работа с родителями. Она включает в себя консультации на разные темы:
- как провести прогулку с ребенком,
- что посмотреть в музее,
- как устроить дома день рождения ребенка,
- как составить свою родословную и рассказать о ней малышу и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школа молодого воспитателя", как одна из форм работы с молодыми воспитателями
Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с друг...
Семинар-практикум для педагогов «Развиваем мелкую моторику у детей» (Материал работы «Школа молодого воспитателя»)
Семинар-практикум для педагогов«Развиваем мелкую моторику у детей»(Материал работы «Школа молодого воспитателя»)...
программа работы с молодыми педагогами на 2016-2017 учебный год "школа молодого воспитателя"
в программе представлен опыт работы с молодыим педагогами в ДОУ...
Программа "Школа молодого воспитателя
Программа "Школа молодого воспитателя"...
Программа "Школа молодого воспитателя"
Программа вхождения молодого специалиста в профессию...