Парциальная программа по развитию речи в старшей группе
рабочая программа (старшая группа)
Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ushakova_5-6.docx | 46.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Глушковский детский сад №2 «Радуга»
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Речевое развитие детей 5-6 лет»
О.С. УШАКОВА
Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Характеристики особенностей развития речи детей
Планируемые результаты освоения программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности
Календарно-тематическое планирование в старшей группе (третий год реализации программы)
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Организационные модели дошкольного обучения воспитания детей с нарушениями речи
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по речевому развитию
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Описание материально – технического обеспечения программы
ЛИТЕРАТУРА
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
С целью повышения уровня обучения в области развития речи воспитанников МКДОУ «Глушковский детский сад №2 «Радуга» предлагается реализация программы О.С. Ушаковой в качестве парциальной программы, реализация которой должна повысить уровень обучения дошкольников по развитию речи.
Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.
Важной отличительной особенностью программы является ее нацеленность на работу по осмыслению ребенком основных закономерностей языка.
Цель: формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями.
Речевые задачи:
- воспитание звуковой культуры речи: формирование правильного звукопроизношения и хорошей дикции;
- формирование грамматического строя языка: формирование языковых обобщений;
- словарная работа: формирование смысловой стороны слова;
- развитие связной речи: связывание предложений в высказывания.
Принципы:
- Основным принципом является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития на каждом возрастном этапе.
– Принцип преемственности осуществляется линейно, поскольку от возраста к возрасту, от группы к группе постепенно усложняется материал, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняются приоритетные линии развития. Позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.
– Принцип тематический. Большинство занятий построено так, чтобы упражнения и высказывания детей начинали, продолжали и развивали одну тему. Со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлений об окружающем мире, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему в связных высказываниях. И тогда переход от выполнения задания на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки становится естественным.
– Принцип интегрирования различных речевых задач. Осуществляется путем увеличения объемов программного материала внутри каждой задачи, а также углубления и расширения умений детей в области использования родного языка. Варьируется и сочетаемость упражнений, их смысл и связь. Вместе с тем на каждом этапе обучения (от группы к группе) сохраняется единое программное ядро.
Характеристики особенностей развития речи детей. 5 - 6 лет
Это период благоприятный для успешного обучения связной речи. В процессе пересказывания литературного произведения, рассказывания по картине, описания игрушки или самостоятельного рассказывания дети способны выполнять лексические и грамматические задания: сказать по другому, например. У детей расширяется и активизируется словарный запас, это позволяет ребенку глубже вникнуть в содержание произведения и облегчает пересказ текста. Дети способны давать распространенные ответы и использовать их в самостоятельном высказывании. Многие еще опираются на образец воспитателя. Из серии сюжетных картинок дети могут составлять индивидуальные и коллективные рассказы. У них развиваются навыки связного высказывания. Умение грамматически правильно строить предложения и соединять их в логический рассказ. В развитии словаря важно объединение слов в тематические группы. Это и работа с синонимами, с антонимами. Дети глубже осознают многозначность слов. Способны понимать слова с переносным значением. В своей лексике дети вводят слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет. Учатся обобщать.
В формировании грамматического строя речи детям предоставляется возможность самостоятельно образовывать по аналогии с образцом трудные или нетрадиционные формы слов. Вводится работа с предложением. Способны уяснить для себя и употреблять такие термины, как слово, звук, слог, ударение. Развивается образная речь – это и овладение фонетической, лексической, грамматической сторонами речи, восприятие разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и формирование самостоятельного связного высказывания.
Планируемые результаты освоения программы
Третий год реализации программы
Старший дошкольный возраст (5 - 6 лет)
- Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, проявляет познавательную активность. - Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.
- Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.
- Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
- Ребенок владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, мест звука а слове.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности
Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоты, во время ознакомления с художественной литературой, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Система обучения дошкольников по программе включает три основные направления:
- освоение разных структурных уровней системы языка: фонетики, лексики и грамматики;
- освоение навыков овладения языком в его коммуникативной функции (развитие связной речи, речевого общения);
- развитие способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.
Реализация этих направлений предполагает организацию образовательного процесса в форме сотрудничества и творческого общения воспитателя с детьми. Программа проникнута идеей преемственности и интегрирования различных речевых задач. Работа с детьми должна осуществляться в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой, с явлениями окружающем действительности, по подготовке к обучению грамоте, а также на всех остальных занятиях, в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни (в детском саду и в семье).
Система обучения предусматривает, что со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлении об окружающей жизни, природе, ознакомлению с художественной литературой, а затем на специальных занятиях по развитию речи, закрепляют полученные знания и учатся выражать свои мысли, выполняя отдельные лексические и грамматические упражнения, и составляя связные монологические высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение). Такая последовательность делает процесс обучения интересным и естественным для ребенка.
Овладение родным языком и развитие языковых способностей рассматривается в программе как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который помогает решать задачи эстетического нравственного воспитания.
Эстетическое воспитание осуществляется на речевых занятиях в процесс; ознакомления детей с фольклором и произведениями литературной классики, которые оказывают существенное влияние на воспитание любви к языку, его богатству и красоте, воспитывают бережное отношение к культурным ценностям родного языка. Исходя из общих целей, программа, как уже указывалось, способствует решению целого комплекса задач нравственного воспитания ребенка.
Ознакомление с рекомендованными произведениями художественной литературы, пересказ, составление коллективных рассказов воспитывает уважительное отношение к взрослым и сверстникам, умение договариваться между собой, уступать товарищу, не перебивая выслушивать его и др.
Воспитательное воздействие оказывают не только содержание бесед, проводимых в ходе занятии, и литературные произведения, которые учат честности, доброте, благородным поступкам, но и рекомендованные автором к использованию другие дидактические средства (иллюстрации, игры, игрушки).
Календарно-тематическое планирование в старшей группе (третий год реализации программы)
месяц | неделя | тема | Программное содержание | оборудование |
сентябрь | 1 неделя | Педагогическая диагностика | Диагностика звуковой культуры речи. Изучить звуковую и интонационную культуру речи; сформированность звуковой аналитико-синтетической активности. | игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые, дидактические игры. |
2неделя | Диагностика активного словаря. Большое внимание уделяется умениям детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. | игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые, дидактические игры. | ||
3неделя | Формирование грамматического строя речи. Диагностика тех грамматических форм, усвоение которых вызывает трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении). Ориентировка в типичных способах изменения слов и словообразования, языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно. | игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые, дидактические игры. | ||
4неделя | Диагностика развития связной речи. Пересказ литературных произведений (сказки или рассказа) Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним. Рассказывание по серии сюжетных картин. | игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые, дидактические игры. Картины, игрушки, иллюстрации книг | ||
октябрь | 1 неделя | Пересказ сказки «Лиса и рак» | Связная речь: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». Словарь и грамматика: учить использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно); учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова. Звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом). | Картина «Лиса с лисятами» (серия «Дикие животные»); картинки с изображением лисы. |
2 неделя | Рассказывание по картине «Кошка с котятами» | Связная речь: учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Словарь и грамматика: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (с) и (з); учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание. | Картина «Кошка с котятами», игрушка – котенок. | |
3 неделя | Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» | Связная речь: учить детей давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с нею можно играть, какие игрушки есть дома. Словарь и грамматика: закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями. Звуковая культура речи: воспитывать умения произносить слова со звуками (с) и (з) отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса, произносить фразы на одном выдохе, а звуки (с) и (з) в словах протяжно; различать на слух звуки в словах и слова с заданным звуком, находящимся в любой позиции. | Игрушки: собака, слон, лиса, заяц, коза. | |
4 неделя | Рассказывание по скороговорке | Связная речь: воспитывать навыки связной речи. Грамматика: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (с) и (ц), учить детей дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом). | 6 пирамидок (елочек, кубиков); предметы и игрушки: яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака, цыпленок, слон (в названиях предметов должны быть звуки (с) и (ц).. | |
ноябрь | 1 неделя | Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» | Связная речь: учить детей выразительно пересказывать текст. Словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; упражнять в образовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представления о том, что не все детеныши имеют свое название. | Игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики (возможна замена картинками для фланелеграфа). |
2 неделя | Рассказывание по картине «Строим дом» | Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины. Словарь: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (ш) и (ж), учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове. | Картина «Строим дом» (Серия «Мы играем», автор Е.Г. Батурина); медведь (мягкая игрушка); картинки с изображениями животных (предметов), в названиях которых есть звуки (ш) и )ж); счетные палочки. | |
3 неделя | Рассказывание об игрушках. | Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы. Грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о томи, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения. Звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками (ш) и (ж), четко произносить фразы (чисто-и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове. | Плюшевый медведь, счетные палочки. | |
4 неделя | Рассказывание на заданную тему | Связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Грамматика: закрепить у детей умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения. Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию. | Сюжетные картинки с изображениями детенышей разных животных (по количеству детей): лисят, щенков, крокодильчиков, обезьянок, детенышей жирафа и др.; скворечник. | |
декабрь | 1 неделя | Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» | Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя. Словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией. | Книга с иллюстрациями |
2 неделя | Рассказывание по картине «Ежи» | Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей Словарь и грамматика: воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках; активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (ч) и (щ); учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с (ч) и (щ), выделять эти звуки в словах. | Картина «Ежи» (серия«Дикие животные», автор). П.С. Меньшикова); предметы и игрушки: иголка, мяч, ключ, ручка, щетка, клещи, щипцы; мешочек или большая салфетка. | |
3 неделя | Рассказывание на тему из личного опыта – «Наш живой уголок» | Связная речь: учить детей рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересное содержание. Грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг другу вопросы. Звуковая культура речи: учить детей выделять во фразах слова со звуками (ч) и (щ), четко и правильно произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные (ч) и (щ), произносить слова громко и тихо. | Предметные картинки(ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички). | |
4 неделя | Рассказывание на тему стихотворения С. Капутикян «Маша обедает» | Связная речь: учить детей составлять короткий рассказ по стихотворению «Маша обедает» и описательный рассказ о предметах посуды. Словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница). | Тарелки (глубокая и мелкая), вилка, ложка (чайная и столовая, дерев., метал., пластм.), стаканы (высокий и низкий, стекл., и пластм.), 2 пластм. Игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды. | |
январь | 1 неделя | Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» | Связная речь: учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных; закреплять умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание детей на формы изменения глагола хотеть. Звуковая культура речи: привлечь внимание детей к громкости и четкости произнесения слов. | Кукольная одежда: ботинки, чулки, варежки, тапочки, носки. |
2 неделя | Рассказывание по картине «Речка замерзла» | Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия. Словарь и грамматика: воспитывать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков (с) и (ш), учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова с (с) и (ш); закрепить умение делить слова на части – слоги. | Картина «Речка замерзла» (серия «Времена года»; игрушки (картинки): автобус, машина, лиса, собака, кошка, мышка. | |
3 неделя | Рассказывание на тему из личного опыта – «Игры зимой» | Связная речь: учить детей составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы. Грамматика: упражнять в употреблении предлогов с пространственным значением. Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками (с) и (ш), говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание детей на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить замедленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове | Картина «Медвежья семья» | |
4 неделя | Рассказывание на темы скороговорок | Связная речь: учить детей самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок. Грамматика: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки (з) и (ж); подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки (з) и (ж) протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо); упражнять в четком, внятном произнесении слов и фраз с (з) и (ж) с различной громкостью и в различном темпе; учить определять местонахождение ударного слога в двусложном слове, закрепить представление о значении термина «Ударение». | Игрушки или картинки: заяц, коза, зубр, жираф, медвежонок, журавль. | |
февраль | 1 неделя | Пересказ сказки «Петух да собака» | Связная речь: учить детей пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц. Словарь и грамматика: учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака. Учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Звуковая культура речи: подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме | Собака из театра бибабо |
2 неделя | Рассказывание по картине «Северные олени» | Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных (северные олени). Словарь и грамматика: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи детей антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами. Звуковая культура речи: уточнить и закрепит правильное произношение звуков (ч) и (ц), учить различать эти звуки. | о картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных (северные олени). Словарь и грамматика: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи детей антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами. Звуковая культура речи: уточнить и закрепит правильное произношение звуков (ч) и (ц), учить различать эти звуки. Картина «Северные олени» (серия «Домашние животные» | |
3 неделя | Составление описательного рассказа на тему «Зима» | Связная речь: учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые распространенные и сложные). Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); объяснить название и правила игры «Живые слова». Звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки (ц) и (ч), приучать правильно пользоваться интонацией вопроса, делить трехсложные слова на слоги. | Тетрадь, ручка. | |
4 неделя | Игра «Живые слова» | Ознакомление с предложением: дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить детей составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; упражнять в «чтении» предложения после перестановки одного слова; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку. Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; упражнять в произнесении чистоговорок с разной силой голоса. | ||
март | 1 неделя | Пересказ сказки «Лиса и кувшин» | Связная речь: учить детей рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином. Словарь: объяснить детям значение слова жать; учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу. Ознакомление с предложением: учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова. Звуковая культура речи: упражнять в употреблении разных интонаций (сердитая, просительная, ласковая). | Сказка «Лиса и кувшин», игрушки лисы, журавля, кувшин, тарелка |
2 неделя | Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком» | Связная речь: учить детей составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины. Ознакомление с предложением: закреплять в игре умение детей строить предложение из заданного набора слов, менять порядок слов в предложении; упражнять в «чтении» предложения, в названии слов по порядку и вразбивку. Звуковая культура речи: упражнять в отчетливом произнесении скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. | Картина «Лошадь с жеребенком» (серия «Домашние животные») | |
3 неделя | Рассказывание на тему «Как цыпленок заблудился» | Связная речь: подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению рассказа, начатого воспитателем. Ознакомление с предложением: воспитывать умение составлять из готового предложения новое путем последовательной замены слов и «читать» новый текст. Звуковая культура речи: закреплять представления о слоге и ударении. | Игрушка цыпленка, картинки с изображением цывленка | |
4 неделя | Рассказывание на заданную тему | Связная речь: учить детей составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем. Словарь и грамматика: уточнить значение слов мебель и посуда; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения; учить самостоятельно, образовывать названия посуды. Ознакомление с предложением: упражнять в построении предложений. | Игрушки: зайчик, кукольная мебель (стол, стул, кровать); посуда (чашка, кружка, стакан); карандаш, бумага. | |
апрель | 1 неделя | Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» | Связная речь: учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя. Словарь: учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу. Ознакомление с предложением: упражнять в составлении предложений – путаниц и в замене слов в этих предложениях. Звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок). | Изображения собак, игрушка собаки |
2 неделя | Составление рассказа по набору игрушек | Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующие персонажи (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог. Словарь: учить подбирать определения к заданным словам. Ознакомление с предложением: упражнять в составлении предложений из набора слов, самостоятельно придумывать предложения из двух-трех слов. Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки (с) и (с’), (щ) в ловах, четко произносить слова с этими звуками. | Игрушки: кукла, зайчонок, котенок, щенок, медвежонок, елочка; картинки: сова, поросенок, слоненок, щенок, щегол, щетка. | |
3 неделя | Придумывание сказки на тему «Приключения зайчика» | Связная речь: учить детей придумывать сказку по плану, предложенному воспитателем, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей. Словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Звуковая культура речи: добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки (с) и (с’), (щ), учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах. | Игрушка зайца, макет леса, лужайки и др. | |
4 неделя | Рассказывание на предложенную тему | Связная речь: учить детей составлять рассказ на тему сказки. Грамматика: учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (л), (л’), (р), (р’), изолированных, в словах и фразах; учить детей различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. | ||
май | 1 неделя | Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» | Связная речь: учить детей пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает). Словарь и грамматика: активизировать в речи детей названия профессий и действий, учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии; подвести к образованию названий лиц по профессии. | Зонтик, сюжетные картинки с изображением дождя |
2 неделя | Рассказывание по картине «Зайцы» | Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине по плану, предложенному воспитателем, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. Грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак). Звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове. | Картина «Зайцы» (серия «Дикие животные», автор С.А. Веретенникова), «На рыбалке» (пособие «Звучащее слово», автор Г.А. Тумакова). | |
3 неделя | Рассказывание на тему «Как Сережа нашел щенка» | Связная речь: учить составлять рассказ по плану воспитателя, образно описывая место действия, настроение героя. Грамматика: учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; упражнять в образовании слов – названий профессий. | Игрушки собаки, куклы | |
4 неделя | Педагогическая диагностика | Связная речь. Словарь. Звуковая культура речи. | игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые, дидактические игры. |
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Формы работы | ||||||||||||||||||||||
Первая и вторая младшие группы, | Средняя группа 4-5 лет | Старшая группа 5-6 лет | Подготовительная к школе группа 6-7 лет | |||||||||||||||||||
Речевое развитие | ||||||||||||||||||||||
- рассматривание; - ситуативное общение; -игровая ситуация; - дидактическая игра; - беседа; - интегративная деятельность; -хороводные игры с пением; - чтение; - обсуждение; - рассказ; -игра; -обсуждение; - драматизация и инсценирование - разучивание потешек и скороговорок. | рассматривание; - ситуативное общение; -игровая ситуация; - дидактическая игра; - беседа; - интегративная деятельность; -хороводные игры с пением; - чтение; - обсуждение; - рассказ; -игра; -обсуждение; - драматизация и инсценирование - разучивание стихов; - интегративная деятельность | - чтение - беседа; - рассматривание; - решение проблемных ситуаций; - разговор; - разучивание стихов, потешек. скороговорок; -игра, проектная деятельность; -интегрированная деятельность; - обсуждение; - рассказ; - инсценирование; - сочинение загадок, стихов; - использование различных видов театра. | - чтение - беседа; - рассматривание; - решение проблемных ситуаций; - разговор; - разучивание стихов, потешек. скороговорок; -игра, проектная деятельность; -интегрированная деятельность; - обсуждение; - рассказ; - инсценирование; - сочинение загадок, стихов; - использование различных видов театра; - обсуждение иллюстраций известных художников | |||||||||||||||||||
Чтение художественной литературы. Формирование интереса и потребности в чтении: | ||||||||||||||||||||||
-чтение; - рассматривание; - сопровождение произведений игровыми действиями; -игра; -беседа. | - формирование интереса к книге; - развитие литературной речи; - словесное искусство. | - внимательное и заинтересованное слушание сказок, рассказов, больших произведений; -выразительное чтение стихов; - оформление книг, илюстрации. | - внимательное и заинтересованное слушание сказок, рассказов, больших произведений; выразительное чтение стихов; - оформление книг, иллюстрации - литературные жанры и их различия; - иллюстрации известных художников. | |||||||||||||||||||
Средства развития речи | ||||||||||||||||||||||
Общение детей и детей со взрослыми | Культурные речевые практики | Обучение родной речи на занятиях | Художественная литература | Изобразительное искусство, музыка, театр | ||||||||||||||||||
Методы и приемы развития речи | ||||||||||||||||||||||
Методы развития речи по используемым средствам | Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности | |||||||||||||||||||||
Наглядные: - наблюдение в природе, экскурсии -опосредствованное наблюдение (рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) | Словесные: -чтение -рассказывание художественных произведений -заучивание наизусть - пересказ -обобщающая беседа | Практические: -дидактические игры -игры -драматизации, инсценировки - хороводные игры | Продуктивные: -обобщающая беседа -рассказывание -пересказ с перестройкой текста - дидактические игры на развитие связной речи -метод моделирования -творческие задания | Репродуктивные: -метод наблюдения и его разновидности - рассматривание картин -чтение художественной литературы -заучивание наизусть -игры -драматизации по содержанию литературных произведений | ||||||||||||||||||
Приемы развития речи | ||||||||||||||||||||||
Словесные приемы: -повторное проговаривание - объяснение -указания - вопросы | Наглядные приемы: -показ иллюстративного материала -показ артикуляции при обучении правильному звукопроизношению | Игровые приемы: -игровое сюжетное развертывание -игровые проблемно-практические ситуации -игра -драматизация -имитационно-моделирующие игры -ролевые обучающие игры | ||||||||||||||||||||
ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ, ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ | ||||||||||||||||||||||
Цель | Задачи | |||||||||||||||||||||
Формирование интереса и потребности в чтении(восприятии книг) | Вызвать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитание культуры чувств и переживаний | Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса | Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте | Развитие литературной речи | ||||||||||||||||||
Формы | ||||||||||||||||||||||
Чтение литературного произведения | Игра на основе сюжета литературного произведения | Рассказ литературного произведения | Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного | Беседа о прочитанном произведении | Сочинение по мотивам прочитанного | Обсуждение литературного произведения | Ситуативная беседа по мотивам прочитанного | Инсценирование произведения. Театрализованная игра | ||||||||||||||
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ | ||||||||||||||||||||||
Ежедневное чтение детям в слух является обязательным и рассматривается как традиция | В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда | Разработка на основе произведений художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской. В процессе реализации проектов создаются целостные продукты в виде книг-самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др | Отказ от обучающих знаний по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения |
Организационные модели дошкольного обучения воспитания детей с нарушениями речи
Очень важно учитывать разный уровень речевого развития детей. Поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения на занятиях и особенно вне занятий.
Цель индивидуальной работы – развитие речевых способностей каждого ребенка. Работа проводится в обстановке естественного общения участников. Индивидуальная работа проводится в утренние и вечерние часы.
Задача воспитателя – выявление степени отставания детей в усвоении программного материала по речевому развитию. Это необходимо для устранения пробелов в развитии детей и создания условий для успешного обучения в среде нормально развивающихся сверстников. С этой целью воспитатели в первые дни недели сентября определяют возможности детей в речевой деятельности. После обсуждения результатов обследования, обсуждаются варианты реализации программы с учетом возможностей детей. Предъявляемый речевой материал должен быть соотнесен с уровнем фонетического, фонематического и общего речевого развития. Чрезмерные речевые нагрузки могут негативно повлиять на процесс коррекции.
В сложных случаях ребенок занимается с логопедом в логопункте. Воспитатели осуществляют обучение родному языку на занятиях и руководство развитием речи детей вне занятий в повседневной жизни (в играх. В быту, на прогулках), учитывая особенности речевого развития детей и советы логопеда.
Два раза в год в сентябре и мае проводится педагогическая диагностика речевого развития дошкольников и намечаются формы работы с детьми, а также частота проведения индивидуальных занятий с ребёнком.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по речевому развитию
Направление: обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы. Содержание:
- Обращать внимание родителей на ценность совместного домашнего чтения, способствующего развитию активного и пассивного словаря, словесного творчества.
- Рекомендовать произведения для домашнего чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
- Ориентировать родителей в выборе мультипликационных и художественных фильмов, формирующих у ребенка художественный вкус
- Проводить литературные вечера, викторины, встречи с работниками библиотеки.
- Побуждать поддерживать детское сочинительство.
- Привлекать к совместному с детьми оформлению альбомов, газет, книг и т.д.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Описание материально – технического обеспечения
программы.
Программно-дидактический комплект «РЕЧЬ»
Комплект игровых средств «Говори правильно»
Комплект игр и пособий «Развитие речи»
Комплект развивающих пазлов («Мой день», «Времена года»)
Комплект игры-половинки
Комплект развивающих игр Bondibon
Комплекты конструирования LEGO DUPLO по темам «Город.
Транспорт. Жители. Большая ферма. Кафе»
Комплект пазлов СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ
Экспериментальная лаборатория «Дошколенок»
Комплект для проведения
Планшеты развивающие «Знайка»
Комплект «Кукольный театр»
Планшеты «Логико-Малыш»
Наборы для сюжетно-ролевой игр «Магазин», «Парикмахерская»,
«Кафе», «Аптека», «Доктор», «Цирк и театр» и др.
Серия сюжетных картин по развитию речи
«Времена года» - серия электронных пособий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи в старшей группе.
Пояснительная запискаБольшое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию речи....
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы 5-6 лет.
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы 5-6 лет по программе "Детство"....
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы".
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы"....
Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности
Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности...
парциальная программа по развитию речи в средней группе
Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; н...
Парциальная программа по развитию речи в подготовительной группе
Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направл...