технологическая карта вода
материал (старшая группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«СВОЙСТВА ВОДЫ»

Тема: «Свойства воды»

Возрастная группа: старшая 5-6 лет.

Форма работы с детьми: технология самостоятельной исследовательской деятельности

Форма организации: подгрупповая.

Учебно-методический комплект: самостоятельная разработка.

Словарная работа: лист, стебель, бутон. Название  цветов Описание  настроения – веселое, весеннее, радостное.

Материалы и оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями, иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти.

Методы и приемы:

- практические: опыты с водой, аппликация;

- наглядные: презентации, иллюстрации, наблюдение;

- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, объяснение, обсуждение, анализ работы.

 

Предварительная работа:

Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой.

 

Задачи образовательной программы

  • Образовательные:
    – Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха); 
    –Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами
  • Развивающие:
    – Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
    – Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
  • Воспитательные:
    – Воспитывать бережное отношение к воде; 
    – Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
    – Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы, последовательность (цель)

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

 

Приветствие

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение детей в самостоятельную исследовательскую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое экспериментирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая деятельность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?

 

 

 

Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования:

(Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.)

Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут.
(Дождь.)

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(Река.)

Стоит корыто
Полно воды налито.
(Озеро.)

К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей.)

Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать?

Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем.

 

Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.

Опыт 1.

 Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыплем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?

А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?

Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

 Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников.

(Воспитатель закрепляет на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляет условные обозначения.)

Опыт 2.

 У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость?

Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока?

( Сок сладкий, вода без вкуса).

Опыт 3.

Воспитатель:  А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.)

Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.

Опыт 4.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показывает стакан с молоком.)

( Молоко).

 Оно льется?

Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?

А вы любите молоко?

 И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?

А так? (Вытаскиваю ложку.)

А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?

Опыт 5.

 А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).

 У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?

( конуса, цилиндра).

А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.)

(Наливает воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)

 

 Мы с вами побывали сегодня в лаборатории. С каким веществом мы проводили опыты?

Какие свойства воды мы исследовали?

Что больше всего вам понравилось на занятии?

А сейчас, как настоящим ученым нам нужно зарисовать свои опыты в дневник наблюдений.

 

Дети отвечают на вопрос, рассуждают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отгадывают загадки

 

 

 

 

 

Дети вспоминают  то, что знают о воде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опускают ложечку в стаканы с водой

 

 

 

 

Дети выдвигают гипотезы, составляют план исследования, проводят эксперимент, делают выводы.

 

Следят за

действиями  педагога.

 

 

 

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

 

Проявление эмоциональной отзывчивости

 

Проявление инициативности в  общении со взрослым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концентрация внимания.

 

 

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Вода – безвкусная жидкость.

 

 

Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Чистая вода прозрачна.

 

 

 

 

Самостоятельное владение способами экспериментирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

 

 

 

 

 

Вывод: вода это жидкость без вкуса, без цвета, без запаха.

 

Зарисовывают опыты в дневниках наблюдений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_voda.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«СВОЙСТВА ВОДЫ»

Тема: «Свойства воды»

Возрастная группа: старшая 5-6 лет.

Форма работы с детьми: технология самостоятельной исследовательской деятельности

Форма организации: подгрупповая.

Учебно-методический комплект: самостоятельная разработка.

Словарная работа: лист, стебель, бутон. Название цветов Описание настроения – веселое, весеннее, радостное.

Материалы и оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями, иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти.

Методы и приемы:

- практические: опыты с водой, аппликация;

- наглядные: презентации, иллюстрации, наблюдение;

- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, объяснение, обсуждение, анализ работы.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой.

Задачи образовательной программы

  • Образовательные:
    Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха);
    –Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами
  • Развивающие:
    Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
    – Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
  • Воспитательные:
    Воспитывать бережное отношение к воде;
    – Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
    – Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.

Этапы, последовательность (цель)

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Приветствие

Мотивация

Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой

Включение детей в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Практическое экспериментирование.

Практическая деятельность детей.

Рефлексия.

Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?

Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования:

(Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.)

Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут.
(Дождь.)

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(Река.)

Стоит корыто
Полно воды налито.
(Озеро.)

К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей.)

Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать?

Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем.

Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.

Опыт 1.

Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыплем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?

А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?

Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников.

(Воспитатель закрепляет на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляет условные обозначения.)

Опыт 2.

У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость?

Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока?

( Сок сладкий, вода без вкуса).

Опыт 3.

Воспитатель: А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.)

Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.

Опыт 4.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показывает стакан с молоком.)

( Молоко).

Оно льется?

Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?

А вы любите молоко?

И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?

А так? (Вытаскиваю ложку.)

А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?

Опыт 5.

А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).

У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?

( конуса, цилиндра).

- А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.)

(Наливает воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)

Мы с вами побывали сегодня в лаборатории. С каким веществом мы проводили опыты?

Какие свойства воды мы исследовали?

Что больше всего вам понравилось на занятии?

А сейчас, как настоящим ученым нам нужно зарисовать свои опыты в дневник наблюдений.

Дети отвечают на вопрос, рассуждают

Дети отгадывают загадки

Дети вспоминают то, что знают о воде.

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей

Опускают ложечку в стаканы с водой

Дети выдвигают гипотезы, составляют план исследования, проводят эксперимент, делают выводы.

Следят за

действиями педагога.

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах деятельности.

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Проявление эмоциональной отзывчивости

Проявление инициативности в общении со взрослым.

Концентрация внимания.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Вывод: Вода – безвкусная жидкость.

Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

Вывод: Чистая вода прозрачна.

Самостоятельное владение способами экспериментирования.

Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

Вывод: вода это жидкость без вкуса, без цвета, без запаха.

Зарисовывают опыты в дневниках наблюдений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации детской деятельности в ДОУ на тему: «Что мы знаем о воде».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации детской деятельности в ДОУ на тему: «Что мы знаем о воде». Тема«Что мы знаем о воде.»Название областиПознавательная;Интеграция областейПознавательное ...

Технологическая карта "Вода-волшебница

Практическая, познавательная.   ...

Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к потешке «Водичка, водичка, умой мое личико") в младшей группе

Тема: рассматривание картинок к потешке «Водичка, водичка, умой мое личико.Цель: создать условия для желания слушать знакомую потешку, активно помогать воспитателю, читать ее.Задачи:1. Организац...

Технологическая карта открытого занятия по экологии "Волшебница вода" (очистка воды разными фильтрами).

Экспериментирование. Знакомство детей с разными способами очистки воды....

Технологическая карта по окружающему миру в подготовительной группе: "Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Технологическая карта по окружающему миру в подготовительной группе: "Свойства воды. Круговорот воды в природе"...

технологическая карта вода соленая

Технологическая карта занятия Образовательная область: познавательное развитиеТема занятия: Экспериментирование «Вода. Соленая и пресная»Возрастная группа: старший дошкольный возраст ...