технологическая карта вода
материал (старшая группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«СВОЙСТВА ВОДЫ»
Тема: «Свойства воды»
Возрастная группа: старшая 5-6 лет.
Форма работы с детьми: технология самостоятельной исследовательской деятельности
Форма организации: подгрупповая.
Учебно-методический комплект: самостоятельная разработка.
Словарная работа: лист, стебель, бутон. Название цветов Описание настроения – веселое, весеннее, радостное.
Материалы и оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями, иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти.
Методы и приемы:
- практические: опыты с водой, аппликация;
- наглядные: презентации, иллюстрации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой.
Задачи образовательной программы
- Образовательные:
– Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха);
–Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами - Развивающие:
– Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
– Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать. - Воспитательные:
– Воспитывать бережное отношение к воде;
– Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
– Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Этапы, последовательность (цель) | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Приветствие
Мотивация
Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой
Включение детей в самостоятельную исследовательскую деятельность.
Практическое экспериментирование.
Практическая деятельность детей.
Рефлексия. Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье | Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?
Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования: (Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.) Люди ждут меня, зовут, Течет, течет – не вытечет, Стоит корыто К речке-сестрице Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать? Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем.
Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”. Опыт 1. Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыплем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает? А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему? Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Воспитатель закрепляет на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляет условные обозначения.) Опыт 2. У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость? Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока? ( Сок сладкий, вода без вкуса). Опыт 3. Воспитатель: А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.) Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы. Опыт 4. Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показывает стакан с молоком.) ( Молоко). Оно льется? Значит, мы можем назвать молоко жидкостью? А вы любите молоко? И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите? А так? (Вытаскиваю ложку.) А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу? Опыт 5. А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму. Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр). У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках? ( конуса, цилиндра). - А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.) (Наливает воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)
Мы с вами побывали сегодня в лаборатории. С каким веществом мы проводили опыты? Какие свойства воды мы исследовали? Что больше всего вам понравилось на занятии? А сейчас, как настоящим ученым нам нужно зарисовать свои опыты в дневник наблюдений.
| Дети отвечают на вопрос, рассуждают
Дети отгадывают загадки
Дети вспоминают то, что знают о воде.
Ответы детей.
Ответы детей
Ответы детей
Опускают ложечку в стаканы с водой
Дети выдвигают гипотезы, составляют план исследования, проводят эксперимент, делают выводы.
Следят за действиями педагога.
Дети передают свои впечатления о процессе и результатах деятельности.
|
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Проявление эмоциональной отзывчивости
Проявление инициативности в общении со взрослым.
Концентрация внимания.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Вывод: Вода – безвкусная жидкость.
Вывод: Чистая вода не имеет запаха.
Вывод: Чистая вода прозрачна.
Самостоятельное владение способами экспериментирования.
Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
Вывод: вода это жидкость без вкуса, без цвета, без запаха.
Зарисовывают опыты в дневниках наблюдений.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_voda.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«СВОЙСТВА ВОДЫ»
Тема: «Свойства воды»
Возрастная группа: старшая 5-6 лет.
Форма работы с детьми: технология самостоятельной исследовательской деятельности
Форма организации: подгрупповая.
Учебно-методический комплект: самостоятельная разработка.
Словарная работа: лист, стебель, бутон. Название цветов Описание настроения – веселое, весеннее, радостное.
Материалы и оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями, иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти.
Методы и приемы:
- практические: опыты с водой, аппликация;
- наглядные: презентации, иллюстрации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой.
Задачи образовательной программы
- Образовательные:
– Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха);
–Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами - Развивающие:
– Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
– Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать. - Воспитательные:
– Воспитывать бережное отношение к воде;
– Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
– Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Этапы, последовательность (цель) | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Приветствие Мотивация Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой Включение детей в самостоятельную исследовательскую деятельность. Практическое экспериментирование. Практическая деятельность детей. Рефлексия. Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье | Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории? Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования: (Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.) Люди ждут меня, зовут, Течет, течет – не вытечет, Стоит корыто К речке-сестрице Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать? Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем. Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”. Опыт 1. Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыплем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает? А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему? Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Воспитатель закрепляет на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляет условные обозначения.) Опыт 2. У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость? Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока? ( Сок сладкий, вода без вкуса). Опыт 3. Воспитатель: А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.) Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы. Опыт 4. Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показывает стакан с молоком.) ( Молоко). Оно льется? Значит, мы можем назвать молоко жидкостью? А вы любите молоко? И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите? А так? (Вытаскиваю ложку.) А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу? Опыт 5. А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму. Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр). У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках? ( конуса, цилиндра). - А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.) (Наливает воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.) Мы с вами побывали сегодня в лаборатории. С каким веществом мы проводили опыты? Какие свойства воды мы исследовали? Что больше всего вам понравилось на занятии? А сейчас, как настоящим ученым нам нужно зарисовать свои опыты в дневник наблюдений. | Дети отвечают на вопрос, рассуждают Дети отгадывают загадки Дети вспоминают то, что знают о воде. Ответы детей. Ответы детей Ответы детей Опускают ложечку в стаканы с водой Дети выдвигают гипотезы, составляют план исследования, проводят эксперимент, делают выводы. Следят за действиями педагога. Дети передают свои впечатления о процессе и результатах деятельности. | Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности Проявление эмоциональной отзывчивости Проявление инициативности в общении со взрослым. Концентрация внимания. Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Вывод: Вода – безвкусная жидкость. Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Вывод: Чистая вода прозрачна. Самостоятельное владение способами экспериментирования. Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. Вывод: вода это жидкость без вкуса, без цвета, без запаха. Зарисовывают опыты в дневниках наблюдений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации детской деятельности в ДОУ на тему: «Что мы знаем о воде».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации детской деятельности в ДОУ на тему: «Что мы знаем о воде». Тема«Что мы знаем о воде.»Название областиПознавательная;Интеграция областейПознавательное ...
"Свойства воды". Технологическая карта организации НОД
Для детей 6-го года жизни...
Технологическая карта "Вода-волшебница
Практическая, познавательная. ...
Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к потешке «Водичка, водичка, умой мое личико") в младшей группе
Тема: рассматривание картинок к потешке «Водичка, водичка, умой мое личико.Цель: создать условия для желания слушать знакомую потешку, активно помогать воспитателю, читать ее.Задачи:1. Организац...
Технологическая карта открытого занятия по экологии "Волшебница вода" (очистка воды разными фильтрами).
Экспериментирование. Знакомство детей с разными способами очистки воды....
Технологическая карта по окружающему миру в подготовительной группе: "Свойства воды. Круговорот воды в природе"
Технологическая карта по окружающему миру в подготовительной группе: "Свойства воды. Круговорот воды в природе"...
технологическая карта вода соленая
Технологическая карта занятия Образовательная область: познавательное развитиеТема занятия: Экспериментирование «Вода. Соленая и пресная»Возрастная группа: старший дошкольный возраст ...