технологическая карта вода соленая
план-конспект занятия (старшая группа)
Технологическая карта занятия
Образовательная область: познавательное развитие
Тема занятия: Экспериментирование «Вода. Соленая и пресная»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Цель:
-педагогическая: формирование у детей понятия о том, как происходит круговорот воды в природе с помощью проведения экспериментальной деятельности с соленой и пресной водой.
-образовательная: расширение представления о том, как происходит круговорот воды в природе и проведение эксперимента с соленой и пресной водой.
Задачи:
Педагогические:
- обучающие: учить детей с помощью экспериментальной деятельности получать ответ на поставленный вопрос, учить определять способы получения пресной и соленой воды.
- воспитательные: воспитывать аккуратность при проведении опытно-экспериментальной деятельности, воспитывать бережное отношение к природе и воде.
- развивающие: развивать представления о том, как происходит смена одного состояния воды на другое, а также как происходит круговорот воды в природе.
Образовательные:
- обучающая: обучение с помощью эксперимента получать ответ на вопрос, находить способы получения пресной и соленой воды;
- развивающая: развивать представления о том, как меняется вода и какие действия необходимо для этого совершить, а также знать, как происходит круговорот воды в природе;
- воспитательная: аккуратно проводить эксперимент, используя правила безопасности, бережно относиться к природе и воде.
Словарная работа: круговорот, пресная вода,
Планируемые результаты занятия: дети научатся определять состояние воды, у них сложится в ходе эксперимента понятие о том, как происходит круговорот воды в природе, и как из соленой воды можно получить пресную и наоборот.
Подготовительная работа: проведение эксперимента «Три состояния воды», чтение литературы на тему «Вода» и др.
Материалы и оборудование: стаканы с питьевой водой, соль, чайник, рукавицы, мнемотаблицы с разным состоянием воды для рассказов детей.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия, целеполагание | -Океаны, моря, сети рек и озёр пронизывают все континенты нашей планеты. Но учёные говорят о том, что воды на земле мало и большая часть воды на нашей планете непригодна для питья. Как вы думаете, почему она непригодна для питья? (ответы детей) В этом я убедилась летом, когда отдыхала на море. Уже при первом купании я случайно попробовала на вкус морскую воду. Она была очень солёная. Все знают, что пить её нельзя. В реках вода пресная, а все реки текут в моря, откуда же тогда в море соль, как вы думаете? Этот вопрос нас очень заинтересовал, и я подумала, что мы можем вместе найти на него ответ. Давайте выясним, откуда в морях соль? И все ли моря одинаково соленые? Ещё в глубокой древности люди задумывались над вопросом - откуда в море соль? А как вы думаете? Почему в море вода соленая? (ответы детей) Существует множество легенд на эту тему. Например, одни говорят, что когда-то в древние времена на дно моря упала волшебная мельница, которая с тех пор без остановки мелет соль. А другие говорят, что вода в Черном море солёная из-за того, что девушки скучают по своим мужьям морякам и от их слёз и стала солёной вода в море. Вот что думает по этому поводу наука. Реки, наполняющие моря и океаны, действительно, пресные. Но протекая по камням из скал, просачиваясь сквозь почву и песок, речная вода вымывает находящиеся в них минеральные соли. Когда мы пьём воду, мы соль на вкус даже не чувствуем. Но воды рек несут эти крохотные частички соли в моря. За долгие годы и тысячелетия соли в море становится всё больше и больше. Вода испаряется с поверхности морей, собирается в дождевые тучи, дождём проливается на землю, стекает с возвышенностей в виде ручьёв и рек, растворяет по пути соли из почвы, и снова наполняет моря. Поэтому соль постепенно накапливается в морях, её набралось так много, что мы можем ощутить её вкус. Но все ли моря одинаково солёные? Это можно легко узнать, если взять морской воды и выпарить её, а потом взвесить получившуюся соль на весах. Учёные уже сделали это с морской водой разных морей и океанов. Оказалось, что солёность воды не везде одинакова. Есть моря, где вода почти не содержит соли. Например, самая несолёная вода в Балтийском море. Очень солёное Красное море. Самая солёная вода в Мёртвом море. В этом море вода такая солёная, что в ней невозможна никакая жизнь – в этом море нет ни рыб, ни морских животных, ни растений. Из-за большой плотности воды в водах Мёртвого моря невозможно утонуть, даже если ты не умеешь плавать. Вода будет держать тебя, выталкивая на поверхность. Можно ли пить морскую воду? В результате опытов, учёные сделали вывод о том, что пить морскую воду нельзя доже в случаях крайней необходимости. Морская вода разрушительно действует на организм человека. Чем больше человек будет пить солёную воду, тем больше ему будет нужно пресной воды, иначе человек отравится. | Метод: словесный | Дети заинтересованы идеей | Сформировано представление о предстоящей деятельности |
2. | Основной этап |
|
|
|
|
|
2.1. | Этап постановки проблемы
| Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | -Как происходит этот процесс в природе мы с вами узнали. Но как же нам, имея соленую воду можно получить пресную? А как из пресной воды сделать соленую? -Давайте с вами наденем фартуки и нарукавники и побудем сегодня в роли ученых-экспериментаторов. Ведь, чтобы ответить на наши вопросы, нам нужно провести эксперимент и узнать способ получения из соленой воды пресную, а из пресной соленую. | Метод: словесный | Дети внимательно слушают проблемный вопрос и задание на занятие. | Дети ознакомятся с планом работы |
2.2. | Этап ознакомления с материалом
| Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о воде, способе её получения. | Предлагает детям подойти к столам и выбрать карточки с ответами (мнемотаблицы –состояние воды – жидкое, газообразное, твердое) (ответы детей) Приглашает детей присесть за столы. Ребята, скажите пожалуйста какая бывает вода? (ответы детей) Она может быть в жидком состоянии, может быть в твердом (снег, лед), а может быть в газообразном (пар). Но чем отличается вода из разных водоемов нашей планеты? Верно, в некоторых водоемах вода пресная, а в некоторых соленая. На столах стоят стаканы с пресной и соленой водой. Воспитатель предлагает детям попробовать воду. -Ребята какая у вас вода? (пресная) А какая вода у второй подгруппы? (соленая) -А как вы думаете можно сделать из пресной воды соленую? (ответы) -А как вы думаете, как мы можем с вами это сделать, имея данные материалы? (На столе стоит вода, чайник, соль) | Метод: словесный Метод: наглядный | Дети внимательно слушают задания. | Дети приступают к выполнению заданий. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы. | Опыт: Ребенок берет пресную воду и пробует её. Насыпает в пресную воду соль и предлагает одному из детей попробовать эту воду. Другой ребенок пробует. - Какая эта вода на вкус? (ответ ребенка) Рассматривают круговорот воды в природе, воспитатель объясняет принцип круговорота и почему вода соленая. - А как вы думаете можно ли из соленой воды сделать пресную воду? (ответы детей) Опыт: в чайник с водой насыпать соль. Подставить тарелочку над носиком чайника, под тарелочкой поставить пустой стакан. Включить чайник и ждать пока капли пара не наберутся в стакан. Весь опыт проводить в перчатках. Дать попробовать детям эту воду. - Какая вода на вкус? (ответы детей) | Метод: игровой Метод: наглядный Приём: работа с карточками, картинками и фишками. | Дети выполняют задания и упражнения с опорой на словесные указания воспитателя. | Дети выполняют задания и упражнения, направленные на обучение счёту в пределах первого десятка. |
Физкультминутка «Рыбки» Покажи своей ладошкой, (рука перед собой) Как резвятся рыбки – крошки (присесть) В быстром чистом ручейке, (пробежать вокруг себя) Зарываются в песке. (присесть и закрыться руками) | ||||||
А как вы думаете, какая вода плотнее? Почему? (ответы детей) -Яйцо утонуло, верно. Но утонуло наполовину, не упало на дно стакана. -Яйцо полностью утонуло. Потому что вода очень соленая и выталкивает его наверх. | ||||||
3. | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | -На этом наше экспериментирование подошло к концу, мы отлично поучаствовали в нашей деятельности и были очень умными учеными. -Вам понравилось быть в роли ученых-экспериментаторов? -Какое задание для вас было трудным? Давайте ещё раз с вами вспомним, что такое круговорот воды в природе? -Что интересного вы сегодня узнали на нашем занятии? -Понравилось ли вам? Что понравилось больше всего? В следующий раз мы с вами проведем эксперимент с объектами, которые взаимодействуют с водой и которые вода отталкивает. | Метод: словесный | Дети будут отвечать на вопросы, выскажут свое впечатление о проделанной работе. | Сформируют представление о пресной и соленой воде и способах её получения. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_eksperiment.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
ФИО студентов: Половинкина Яна Викторовна
Образовательная область: познавательное развитие
Тема занятия: Экспериментирование «Вода. Соленая и пресная»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Цель:
-педагогическая: формирование у детей понятия о том, как происходит круговорот воды в природе с помощью проведения экспериментальной деятельности с соленой и пресной водой.
-образовательная: расширение представления о том, как происходит круговорот воды в природе и проведение эксперимента с соленой и пресной водой.
Задачи:
Педагогические:
- обучающие: учить детей с помощью экспериментальной деятельности получать ответ на поставленный вопрос, учить определять способы получения пресной и соленой воды.
- воспитательные: воспитывать аккуратность при проведении опытно-экспериментальной деятельности, воспитывать бережное отношение к природе и воде.
- развивающие: развивать представления о том, как происходит смена одного состояния воды на другое, а также как происходит круговорот воды в природе.
Образовательные:
- обучающая: обучение с помощью эксперимента получать ответ на вопрос, находить способы получения пресной и соленой воды;
- развивающая: развивать представления о том, как меняется вода и какие действия необходимо для этого совершить, а также знать, как происходит круговорот воды в природе;
- воспитательная: аккуратно проводить эксперимент, используя правила безопасности, бережно относиться к природе и воде.
Словарная работа: круговорот, пресная вода,
Планируемые результаты занятия: дети научатся определять состояние воды, у них сложится в ходе эксперимента понятие о том, как происходит круговорот воды в природе, и как из соленой воды можно получить пресную и наоборот.
Подготовительная работа: проведение эксперимента «Три состояния воды», чтение литературы на тему «Вода» и др.
Материалы и оборудование: стаканы с питьевой водой, соль, чайник, рукавицы, мнемотаблицы с разным состоянием воды для рассказов детей.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия, целеполагание | -Океаны, моря, сети рек и озёр пронизывают все континенты нашей планеты. Но учёные говорят о том, что воды на земле мало и большая часть воды на нашей планете непригодна для питья. Как вы думаете, почему она непригодна для питья? (ответы детей) В этом я убедилась летом, когда отдыхала на море. Уже при первом купании я случайно попробовала на вкус морскую воду. Она была очень солёная. Все знают, что пить её нельзя. В реках вода пресная, а все реки текут в моря, откуда же тогда в море соль, как вы думаете? Этот вопрос нас очень заинтересовал, и я подумала, что мы можем вместе найти на него ответ. Давайте выясним, откуда в морях соль? И все ли моря одинаково соленые? Ещё в глубокой древности люди задумывались над вопросом - откуда в море соль? А как вы думаете? Почему в море вода соленая? (ответы детей) Существует множество легенд на эту тему. Например, одни говорят, что когда-то в древние времена на дно моря упала волшебная мельница, которая с тех пор без остановки мелет соль. А другие говорят, что вода в Черном море солёная из-за того, что девушки скучают по своим мужьям морякам и от их слёз и стала солёной вода в море. Вот что думает по этому поводу наука. Реки, наполняющие моря и океаны, действительно, пресные. Но протекая по камням из скал, просачиваясь сквозь почву и песок, речная вода вымывает находящиеся в них минеральные соли. Когда мы пьём воду, мы соль на вкус даже не чувствуем. Но воды рек несут эти крохотные частички соли в моря. За долгие годы и тысячелетия соли в море становится всё больше и больше. Вода испаряется с поверхности морей, собирается в дождевые тучи, дождём проливается на землю, стекает с возвышенностей в виде ручьёв и рек, растворяет по пути соли из почвы, и снова наполняет моря. Поэтому соль постепенно накапливается в морях, её набралось так много, что мы можем ощутить её вкус. Но все ли моря одинаково солёные? Это можно легко узнать, если взять морской воды и выпарить её, а потом взвесить получившуюся соль на весах. Учёные уже сделали это с морской водой разных морей и океанов. Оказалось, что солёность воды не везде одинакова. Есть моря, где вода почти не содержит соли. Например, самая несолёная вода в Балтийском море. Очень солёное Красное море. Самая солёная вода в Мёртвом море. В этом море вода такая солёная, что в ней невозможна никакая жизнь – в этом море нет ни рыб, ни морских животных, ни растений. Из-за большой плотности воды в водах Мёртвого моря невозможно утонуть, даже если ты не умеешь плавать. Вода будет держать тебя, выталкивая на поверхность. Можно ли пить морскую воду? В результате опытов, учёные сделали вывод о том, что пить морскую воду нельзя доже в случаях крайней необходимости. Морская вода разрушительно действует на организм человека. Чем больше человек будет пить солёную воду, тем больше ему будет нужно пресной воды, иначе человек отравится. | Метод: словесный | Дети заинтересованы идеей | Сформировано представление о предстоящей деятельности |
2. | Основной этап | |||||
Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | -Как происходит этот процесс в природе мы с вами узнали. Но как же нам, имея соленую воду можно получить пресную? А как из пресной воды сделать соленую? -Давайте с вами наденем фартуки и нарукавники и побудем сегодня в роли ученых-экспериментаторов. Ведь, чтобы ответить на наши вопросы, нам нужно провести эксперимент и узнать способ получения из соленой воды пресную, а из пресной соленую. | Метод: словесный | Дети внимательно слушают проблемный вопрос и задание на занятие. | Дети ознакомятся с планом работы | |
Этап ознакомления с материалом | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о воде, способе её получения. | Предлагает детям подойти к столам и выбрать карточки с ответами (мнемотаблицы –состояние воды – жидкое, газообразное, твердое) (ответы детей) Приглашает детей присесть за столы. Ребята, скажите пожалуйста какая бывает вода? (ответы детей) Она может быть в жидком состоянии, может быть в твердом (снег, лед), а может быть в газообразном (пар). Но чем отличается вода из разных водоемов нашей планеты? Верно, в некоторых водоемах вода пресная, а в некоторых соленая. На столах стоят стаканы с пресной и соленой водой. Воспитатель предлагает детям попробовать воду. -Ребята какая у вас вода? (пресная) А какая вода у второй подгруппы? (соленая) -А как вы думаете можно сделать из пресной воды соленую? (ответы) -А как вы думаете, как мы можем с вами это сделать, имея данные материалы? (На столе стоит вода, чайник, соль) | Метод: словесный Метод: наглядный | Дети внимательно слушают задания. | Дети приступают к выполнению заданий. | |
Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы. | Опыт: Ребенок берет пресную воду и пробует её. Насыпает в пресную воду соль и предлагает одному из детей попробовать эту воду. Другой ребенок пробует. - Какая эта вода на вкус? (ответ ребенка) Рассматривают круговорот воды в природе, воспитатель объясняет принцип круговорота и почему вода соленая. - А как вы думаете можно ли из соленой воды сделать пресную воду? (ответы детей) Опыт: в чайник с водой насыпать соль. Подставить тарелочку над носиком чайника, под тарелочкой поставить пустой стакан. Включить чайник и ждать пока капли пара не наберутся в стакан. Весь опыт проводить в перчатках. Дать попробовать детям эту воду. - Какая вода на вкус? (ответы детей) | Метод: игровой Метод: наглядный Приём: работа с карточками, картинками и фишками. | Дети выполняют задания и упражнения с опорой на словесные указания воспитателя. | Дети выполняют задания и упражнения, направленные на обучение счёту в пределах первого десятка. | |
Физкультминутка «Рыбки» Покажи своей ладошкой, (рука перед собой) Как резвятся рыбки – крошки (присесть) В быстром чистом ручейке, (пробежать вокруг себя) Зарываются в песке. (присесть и закрыться руками) | ||||||
А как вы думаете, какая вода плотнее? Почему? (ответы детей) -Яйцо утонуло, верно. Но утонуло наполовину, не упало на дно стакана. -Яйцо полностью утонуло. Потому что вода очень соленая и выталкивает его наверх. | ||||||
3. | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | -На этом наше экспериментирование подошло к концу, мы отлично поучаствовали в нашей деятельности и были очень умными учеными. -Вам понравилось быть в роли ученых-экспериментаторов? -Какое задание для вас было трудным? Давайте ещё раз с вами вспомним, что такое круговорот воды в природе? -Что интересного вы сегодня узнали на нашем занятии? -Понравилось ли вам? Что понравилось больше всего? В следующий раз мы с вами проведем эксперимент с объектами, которые взаимодействуют с водой и которые вода отталкивает. | Метод: словесный | Дети будут отвечать на вопросы, выскажут свое впечатление о проделанной работе. | Сформируют представление о пресной и соленой воде и способах её получения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации детской деятельности в ДОУ на тему: «Что мы знаем о воде».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации детской деятельности в ДОУ на тему: «Что мы знаем о воде». Тема«Что мы знаем о воде.»Название областиПознавательная;Интеграция областейПознавательное ...
Технологическая карта "Вода-волшебница
Практическая, познавательная. ...
Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к потешке «Водичка, водичка, умой мое личико") в младшей группе
Тема: рассматривание картинок к потешке «Водичка, водичка, умой мое личико.Цель: создать условия для желания слушать знакомую потешку, активно помогать воспитателю, читать ее.Задачи:1. Организац...
Технологическая карта открытого занятия по экологии "Волшебница вода" (очистка воды разными фильтрами).
Экспериментирование. Знакомство детей с разными способами очистки воды....
Технологическая карта по окружающему миру в подготовительной группе: "Свойства воды. Круговорот воды в природе"
Технологическая карта по окружающему миру в подготовительной группе: "Свойства воды. Круговорот воды в природе"...
Тех карта Экспериментирование «Вода. Соленая и пресная»
Технологическая карта занятияОбразовательная область: познавательное развитиеТема занятия: Экспериментирование «Вода. Соленая и пресная»Цель:-педагогическая: формирование у детей понятия о...
технологическая карта вода
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТ...