Семинар – практикум для педагогов «МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» ( младшая, средняя группа)
материал (младшая группа)
Семинар – практикум для педагогов
«МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
( младшая, средняя группа)
Воспитатель: Малинина Е.В.
Цель семинара:
Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».
Задачи семинара:
1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми
по ознакомлению с художественной литературой»
2. Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.
3. Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.
Актуальность.
Одним из главных вопросов нашего времени является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век всё реже можно увидеть в руках у ребёнка книгу и всё чаще телефон или планшет.По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Наша с вами задача- привить интерес к книге. Также показать родителям огромное значение семейного чтения, и его влияние на развитие ребёнка.
Книга — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Книга - источник обогащения всех сторон речи ребенка.
«Чтение – это окошко, через которое дети познают и видят мир и самих себя»
В.А. Сухомлинский.
Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Рассмотрим 3 Метода ознакомления дошкольников с художественными произведениям.
- Словесный метод.
- Чтение художественных произведений: стихи, сказки, рассказы, потешки, былины.
- Беседы по прочитанному произведению.
- Заучивание наизусть, договаривание: потешки, стихи, заклички, частушки, скороговорки.
- Пересказ произведений: рассказы, сказки, былины.
- Вопросы к детям по содержанию произведений
- Использование мнемосхем и мнемотаблиц для заучивания стихотворений и составления рассказов
- Повторение сказки.
- Загадки.
Речевые Игры «Начни сказку», «Продолжи сказку», «Закончи сказку»
«Узнай сказку по отрывку» (Выгляни в окошко, дам тебе горошка; По сусекам метён, да в печке печён и др.) «Назови сказку где есть..» (дед да бабка, лисичка..)
Игра «Какой, какая, какие?», «Хорошо- плохо», «Ласковое слово»
- Наглядный метод.
- Показ иллюстраций, картинок, игрушек,
- Просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов.
Рассматривание мнемотаблиц.
3. Практический метод.
Использование настольно-печатных игр (пазлы, разрезные картинки,
ассоциации, четвёртый лишний, найди день)
Использование настольно-печатных игр (пазлы, разрезные картинки,
ассоциации, четвёртый лишний, найди день)
Использование настольных дидактических игр. Лото «Сказочные герои». Домино «Герои сказок». Познавательная игра – лото «Угадай сказку».
Изображение прочитанного в изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование.
Игры – драматизации (театрализация)
Формы работы с родителями.
Семинары – практикумы
Участие родителей в
- проектной деятельности,
- литературных конкурсах,
- в создании библиотечного фонда ДОУ,
- в оформлении выставок, макетов.
Участие родителей в театрализованных постановках, играх-драматизациях, инсценировках
- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений,
- создание книжек-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам,
- создание семейных библиотек (они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек, дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать)
Задания педагогам.
Задания для педагогов «Художественная литература»
- Какие личностные качества, можно формировать у дошкольника средствами художественной литературы? Приведите пример художественного произведения.
- Назовите:
- Произведения, в которых герои проявляют умение дружить
(“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”). - Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям
(“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”). - Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло (“Колобок”, “Морозко”).
- Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого (“Заюшкина избушка”, “Айболит”).
- Формирование обобщенного положительного образа главного героя. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты (“Заяц-хваста”, “Маша и медведь”)
- Игра «Разрезные картинки. Сказки»
Педагоги делятся на 2 команды и на время собирают разрезные картинки. Первым побеждает тот, кто собрал и назвал сказки.
- Загадки по сказкам.
- У какого героя сказки есть это качества? К каждому качеству нужно назвать несколько героев художественной литературы по возрасту.
доброта (примеры),
честность,
обманщик,
отзывчивость,
дружелюбие,
непослушание,
смелость,
страх. - «Нарисуйте мнемотаблицу по сказке».
Педагоги делятся на несколько команд по 3-4 человека. Вытягивают листик с названием сказки. Когда нарисуют, показывают всем. Все остальные должны угадать название сказки.
Сказки:
Теремок, Курочка Ряба, Три медведя, Маша и Медведь, Рукавичка, Заюшкина избушка, Репка, Колобок, Семеро козлят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_n.s.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов
«МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
( младшая, средняя группа)
Воспитатель: Малинина Е.В.
Цель семинара:
Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».
Задачи семинара:
1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми
по ознакомлению с художественной литературой»
2. Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.
3. Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.
Актуальность.
Одним из главных вопросов нашего времени является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век всё реже можно увидеть в руках у ребёнка книгу и всё чаще телефон или планшет.По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Наша с вами задача- привить интерес к книге. Также показать родителям огромное значение семейного чтения, и его влияние на развитие ребёнка.
Книга — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Книга - источник обогащения всех сторон речи ребенка.
«Чтение – это окошко, через которое дети познают и видят мир и самих себя»
В.А. Сухомлинский.
Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Рассмотрим 3 Метода ознакомления дошкольников с художественными произведениям.
- Словесный метод.
- Чтение художественных произведений: стихи, сказки, рассказы, потешки, былины.
- Беседы по прочитанному произведению.
- Заучивание наизусть, договаривание: потешки, стихи, заклички, частушки, скороговорки.
- Пересказ произведений: рассказы, сказки, былины.
- Вопросы к детям по содержанию произведений
- Использование мнемосхем и мнемотаблиц для заучивания стихотворений и составления рассказов
- Повторение сказки.
- Загадки.
Речевые Игры «Начни сказку», «Продолжи сказку», «Закончи сказку»
«Узнай сказку по отрывку» (Выгляни в окошко, дам тебе горошка; По сусекам метён, да в печке печён и др.) «Назови сказку где есть..» (дед да бабка, лисичка..)
Игра «Какой, какая, какие?», «Хорошо- плохо», «Ласковое слово»
- Наглядный метод.
- Показ иллюстраций, картинок, игрушек,
- Просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов.
Рассматривание мнемотаблиц.
3. Практический метод.
Использование настольно-печатных игр (пазлы, разрезные картинки,
ассоциации, четвёртый лишний, найди день)
Использование настольно-печатных игр (пазлы, разрезные картинки,
ассоциации, четвёртый лишний, найди день)
Использование настольных дидактических игр. Лото «Сказочные герои». Домино «Герои сказок». Познавательная игра – лото «Угадай сказку».
Изображение прочитанного в изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование.
Игры – драматизации (театрализация)
Формы работы с родителями.
Семинары – практикумы
Участие родителей в
- проектной деятельности,
- литературных конкурсах,
- в создании библиотечного фонда ДОУ,
- в оформлении выставок, макетов.
Участие родителей в театрализованных постановках, играх-драматизациях, инсценировках
- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений,
- создание книжек-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам,
- создание семейных библиотек (они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек, дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать)
Задания педагогам.
Задания для педагогов «Художественная литература»
- Какие личностные качества, можно формировать у дошкольника средствами художественной литературы? Приведите пример художественного произведения.
- Назовите:
- Произведения, в которых герои проявляют умение дружить
(“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”). - Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям
(“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”). - Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло (“Колобок”, “Морозко”).
- Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого (“Заюшкина избушка”, “Айболит”).
- Формирование обобщенного положительного образа главного героя. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты (“Заяц-хваста”, “Маша и медведь”)
- Игра «Разрезные картинки. Сказки»
Педагоги делятся на 2 команды и на время собирают разрезные картинки. Первым побеждает тот, кто собрал и назвал сказки.
- Загадки по сказкам.
- У какого героя сказки есть это качества? К каждому качеству нужно назвать несколько героев художественной литературы по возрасту.
доброта (примеры),
честность,
обманщик,
отзывчивость,
дружелюбие,
непослушание,
смелость,
страх. - «Нарисуйте мнемотаблицу по сказке».
Педагоги делятся на несколько команд по 3-4 человека. Вытягивают листик с названием сказки. Когда нарисуют, показывают всем. Все остальные должны угадать название сказки.
Сказки:
Теремок, Курочка Ряба, Три медведя, Маша и Медведь, Рукавичка, Заюшкина избушка, Репка, Колобок, Семеро козлят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и формы приобщения дошкольников к художественной литературе.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и поз...
Семинар-практикум "Организация образовательной работы педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе"
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащения детской речи....
Семинар-практикум для педагогов " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"
Цель: совершенствовать профессиональные умения и навыки воспитателей ДОУ в применении на практике технологий развития творческих способностей детей, овладевать умением вариативно использовать методы и...
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в средней группе «Чудо-дерево»
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в средней группе. Чтение произведения К.И. Чуковского «Чудо-дерево»....
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...
Приобщению дошкольников к художественной литературе в среднем дошкольном возрасте». Квест–игра «Русские народные сказки»
Действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка в детском саду служит художественная литература. Детские книги играют важную роль...
Семинар-практикум для педагогов: «Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки».
Семинар-практикум для педагогов:«Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки»....