Семинар – практикум для педагогов «МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» ( младшая, средняя группа)
материал (младшая группа)

Малинина Елена Валерьевна

Семинар – практикум для педагогов  
«
МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
 ( младшая, средняя группа)

Воспитатель: Малинина Е.В.

Цель семинара:

Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».

Задачи семинара:

1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми

по ознакомлению с художественной литературой»

2. Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.

3. Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.

Актуальность.
Одним из главных вопросов нашего времени является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век всё реже можно увидеть в руках у ребёнка книгу и всё чаще телефон или планшет.По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Наша с вами задача- привить интерес к книге. Также показать родителям огромное значение семейного чтения, и его влияние на развитие ребёнка.

Книга — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Книга - источник обогащения всех сторон речи ребенка.

 

«Чтение – это окошко, через которое дети познают и видят мир и самих себя»
В.А. Сухомлинский.

Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние  на развитие и обогащение речи. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку нормы нравственного поведения, воспитывает  эстетическое восприятие.

Рассмотрим 3 Метода ознакомления дошкольников с художественными произведениям.

  1. Словесный метод.

- Чтение художественных произведений:  стихи, сказки, рассказы,  потешки,  былины.
- Беседы по прочитанному произведению.
- Заучивание наизусть, договаривание: потешки, стихи, заклички,  частушки, скороговорки.  
- Пересказ произведений: рассказы, сказки, былины. 
- Вопросы к детям по содержанию произведений
- Использование  мнемосхем  и мнемотаблиц для заучивания  стихотворений и составления рассказов 
- Повторение сказки.
- Загадки.

Речевые Игры «Начни сказку», «Продолжи сказку», «Закончи сказку»
«Узнай сказку по отрывку» (Выгляни в окошко, дам тебе горошка; По сусекам метён, да в печке печён и др.) «Назови сказку где есть..»  (дед да бабка, лисичка..)
Игра «Какой, какая, какие?», «Хорошо- плохо», «Ласковое слово»

  1. Наглядный метод.

- Показ иллюстраций, картинок, игрушек,
- Просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов.
Рассматривание мнемотаблиц.

3. Практический метод.

Использование  настольно-печатных игр (пазлы, разрезные картинки,
ассоциации, четвёртый лишний, найди день)

Использование  настольно-печатных игр (пазлы, разрезные картинки,
ассоциации, четвёртый лишний, найди день)

Использование настольных дидактических игр. Лото «Сказочные герои». Домино «Герои сказок». Познавательная игра – лото  «Угадай сказку».

Изображение прочитанного в изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование. 

Игры – драматизации  (театрализация)

    Формы  работы с родителями.

Семинары – практикумы
Участие родителей в
- проектной деятельности,
- литературных конкурсах,
- в создании библиотечного фонда ДОУ,
- в оформлении выставок, макетов.

Участие родителей в театрализованных постановках, играх-драматизациях, инсценировках

- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений,
- создание книжек-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам,

- создание семейных библиотек (они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек, дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать)

Задания педагогам.


Задания для педагогов «Художественная литература»                                                                        

  1. Какие личностные качества, можно формировать у дошкольника средствами художественной литературы? Приведите пример художественного произведения.
  2. Назовите:
  1. Произведения, в которых герои проявляют умение дружить
    (“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”).
  2. Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям
    (“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”).
  3. Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло (“Колобок”, “Морозко”).
  4. Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого (“Заюшкина избушка”, “Айболит”).
  5. Формирование обобщенного положительного образа главного героя. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты (“Заяц-хваста”, “Маша и медведь”)
  1. Игра «Разрезные картинки. Сказки»

Педагоги делятся на 2 команды и на время собирают разрезные картинки. Первым побеждает тот, кто собрал и назвал сказки.

  1. Загадки по сказкам.

 

  1. У какого героя сказки есть это качества? К каждому качеству нужно назвать несколько героев художественной литературы по возрасту.
    доброта (примеры),
    честность,
    обманщик,
    отзывчивость,
    дружелюбие,
    непослушание,
    смелость,
    страх.
  2. «Нарисуйте мнемотаблицу по сказке».
    Педагоги делятся на несколько команд по 3-4 человека. Вытягивают листик с названием сказки. Когда нарисуют, показывают всем. Все остальные должны угадать название сказки.
    Сказки:
    Теремок, Курочка Ряба, Три медведя, Маша и Медведь, Рукавичка, Заюшкина избушка, Репка, Колобок, Семеро козлят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_n.s.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов  
«МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
( младшая, средняя группа)

Воспитатель: Малинина Е.В.

Цель семинара:

Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».

Задачи семинара:

1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми

по ознакомлению с художественной литературой»

2. Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.

3. Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.

Актуальность.
Одним из главных вопросов нашего времени является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век всё реже можно увидеть в руках у ребёнка книгу и всё чаще телефон или планшет.По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Наша с вами задача- привить интерес к книге. Также показать родителям огромное значение семейного чтения, и его влияние на развитие ребёнка.

Книга — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Книга - источник обогащения всех сторон речи ребенка.

«Чтение – это окошко, через которое дети познают и видят мир и самих себя»
В.А. Сухомлинский.

Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние  на развитие и обогащение речи. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку нормы нравственного поведения, воспитывает  эстетическое восприятие.

Рассмотрим 3 Метода ознакомления дошкольников с художественными произведениям.

  1. Словесный метод.

- Чтение художественных произведений:  стихи, сказки, рассказы,  потешки,  былины.
- Беседы по прочитанному произведению.
- Заучивание наизусть, договаривание: потешки, стихи, заклички,  частушки, скороговорки.  
- Пересказ произведений: рассказы, сказки, былины.  
- Вопросы к детям по содержанию произведений
- Использование  мнемосхем  и мнемотаблиц для заучивания  стихотворений и составления рассказов  
- Повторение сказки.
- Загадки.

Речевые Игры «Начни сказку», «Продолжи сказку», «Закончи сказку»
«Узнай сказку по отрывку» (Выгляни в окошко, дам тебе горошка; По сусекам метён, да в печке печён и др.) «Назови сказку где есть..»  (дед да бабка, лисичка..)
Игра «Какой, какая, какие?», «Хорошо- плохо», «Ласковое слово»

  1. Наглядный метод.

- Показ иллюстраций, картинок, игрушек,
- Просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов.
Рассматривание мнемотаблиц.

3. Практический метод.

Использование  настольно-печатных игр (пазлы, разрезные картинки,
ассоциации, четвёртый лишний, найди день)

Использование  настольно-печатных игр (пазлы, разрезные картинки,
ассоциации, четвёртый лишний, найди день)

Использование настольных дидактических игр. Лото «Сказочные герои». Домино «Герои сказок». Познавательная игра – лото  «Угадай сказку».

Изображение прочитанного в изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование.  

Игры – драматизации  (театрализация)

    Формы  работы с родителями.

Семинары – практикумы
Участие родителей в
- проектной деятельности,
- литературных конкурсах,
- в создании библиотечного фонда ДОУ,
- в оформлении выставок, макетов.

Участие родителей в театрализованных постановках, играх-драматизациях, инсценировках

- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений,
- создание книжек-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам,

- создание семейных библиотек (они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек, дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать)

Задания педагогам.


Задания для педагогов «Художественная литература»                                                                        

  1. Какие личностные качества, можно формировать у дошкольника средствами художественной литературы? Приведите пример художественного произведения.
  2. Назовите:
  1. Произведения, в которых герои проявляют умение дружить
    (“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”).
  2. Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям
    (“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”).
  3. Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло (“Колобок”, “Морозко”).
  4. Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого (“Заюшкина избушка”, “Айболит”).
  5. Формирование обобщенного положительного образа главного героя. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты (“Заяц-хваста”, “Маша и медведь”)
  1. Игра «Разрезные картинки. Сказки»

Педагоги делятся на 2 команды и на время собирают разрезные картинки. Первым побеждает тот, кто собрал и назвал сказки.

  1. Загадки по сказкам.

  1. У какого героя сказки есть это качества? К каждому качеству нужно назвать несколько героев художественной литературы по возрасту.
    доброта (примеры),
    честность,
    обманщик,
    отзывчивость,
    дружелюбие,
    непослушание,
    смелость,
    страх.
  2. «Нарисуйте мнемотаблицу по сказке».
    Педагоги делятся на несколько команд по 3-4 человека. Вытягивают листик с названием сказки. Когда нарисуют, показывают всем. Все остальные должны угадать название сказки.
    Сказки:
    Теремок, Курочка Ряба, Три медведя, Маша и Медведь, Рукавичка, Заюшкина избушка, Репка, Колобок, Семеро козлят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы приобщения дошкольников к художественной литературе.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и поз...

Семинар-практикум "Организация образовательной работы педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе"

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащения детской речи....

Семинар-практикум для педагогов " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"

Цель: совершенствовать профессиональные умения и навыки воспитателей ДОУ в применении на практике технологий развития творческих способностей детей, овладевать умением вариативно использовать методы и...

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в средней группе «Чудо-дерево»

Конспект интегрированной НОД  по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в средней группе. Чтение произведения К.И. Чуковского «Чудо-дерево»....

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...

Приобщению дошкольников к художественной литературе в среднем дошкольном возрасте». Квест–игра «Русские народные сказки»

        Действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка в детском саду служит художественная литература. Детские книги играют важную роль...

Семинар-практикум для педагогов: «Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки».

Семинар-практикум для педагогов:«Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки»....