Проект (формированию дружеских отношений между детьми старшего дошкольного возраста.) «Верные друзья»
проект (старшая группа)
Дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Мальвина»
г. Тулун
Проект (формированию дружеских отношений между детьми старшего дошкольного возраста.)
«Верные друзья»
Воспитатель: 1 квалификационной категории
Кунц О.А.
2022 - 2024 уч. год
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час».
Доброта – она от века
Украшенье человека.
Актуальность:
Дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.
Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.
Проблема межличностных отношений дошкольников является на сегодняшний день очень актуальной. Современные дети отличаются эмоциональной бедностью и равнодушием к окружающим их людям. Не умеют общаться, сопереживать другим. Зло, насилие, которое они видят с экрана телевизора делает их жестокими, агрессивными. Дети не проявляют сочувствия к другим людям, конфликтуют с другими детьми, становятся эгоистами. Поэтому очень важно научить ребенка, уже с самого маленького возраста умению правильно общаться со сверстниками, формировать дружеские взаимоотношения.
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители детей.
Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
Работа с детьми:
- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
- Развивать эмоциональную отзывчивость и коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
- Закреплять знания правил вежливого общения. Обогащать словарь вежливыми словами.
- Формировать желание заботиться о малышах, помогать им.
- Воспитывать чуткость, отзывчивость, дружеские отношения, умение сопереживать, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Работа с родителями:
- Заинтересовать родителей в воспитании и формировании нравственной культуры детей.
- Повысить компетентность родителей по теме проекта.
- Привлечь семьи воспитанников к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Ожидаемые результаты работы по проекту.
Для детей:
- Дать представления о доброте, добрых поступках, дружбе, товариществе.
- Познакомить детей с нормами поведения и общечеловеческими ценностями
- Расширить представления о доброжелательном отношении к окружающим людям.
- Научить детей помогать и сочувствовать ближайшему окружению.
- Научить детей договариваться между собой, оказывать поддержку друг другую
-Укрепление дружеских взаимоотношений между детьми
-Активное использование в речи вежливых слов.
Для педагогов:
-Видеть, как дети стремятся к совершению добрых поступков.
-Развивать желание ребят быть активными участниками на протяжении всего проекта.
-Осознание значимости данной формы работы в реализации личностно - ориентированного подхода.
Для родителей:
-Желание передать детям свои знания и опыт.
-Осознание благотворного влияния доброжелательного воспитания на развитие детей.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги, сказки);
- дидактические игры;
- подбор мультфильмов; презентаций по теме;
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
1) Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,
2) Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями
3) Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)
4) Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.
Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Основной этап
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
- Мероприятия по работе с детьми:
- чтение художественной литературы,
- просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций,
- беседы,
- экскурсии,
- наблюдения,
- художественное творчество,
- дидактические игры.
Схема реализации проекта
Работа с детьми | ||
1. | Познавательное развитие
| Беседы: «Что такое добро, доброта», «Беседа о добрых делах и поступках», «Дружба без ссор», «Как помочь птицам зимой?», «Моя дружная семья», «Мой любимый питомец» «Кто и зачем придумал вежливые слова», «Как я помогаю маме?», «Зачем помогать птицам?», «Что значит: «Жизнь дана на добрые дела»?», «Творить добро»?», «Дружба начинается с улыбки», «Сказки учат нас добру», «Чем я могу помочь другу?», Обыгрывание и обсуждение ситуаций на нравственную тему. |
2. | Речевое развитие | Рассказы по картинам из серии «Мои добрые дела». Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые приветствия», «Кто больше скажет добрых и теплых слов». НОД «Уроки доброты». Чтение художественной литературы: -М. Пляцковский «Урок дружбы», «Настоящий друг», -Я. Аким «Жадина», -А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», -В. Осеева «Плохо», -Е. Благинина «Подарок» -Е. Алябьева «Добрым быть приятно», -ненецкая сказка «Айога». -С. Михалков «Птичья столовая»; - В. Бианки «Синичкин календарь». - Чувашская народная сказка «Мышка- вострохвостик» -М. Садовский «Доброе сердце» - «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка) - Л.Н. Толстой «Лев и собачка» - В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». - Э. Мошковская «Кто самый добрый», - Г. Остер «Советы непослушным детям» - Е. Благинина «Посидим в тишине» - В. Катаев «Цветик-семицветик» - Г.К. Паустовский «Теплый хлеб». - Б. Кизяев сказка «Дерево добра» -В. Сухомлинский «Для чего говорят «Спасибо»?» Русские народные сказки. Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о добре, дружбе. Загадки по теме «Вежливые слова». |
3. | Социально-коммуникативное развитие Игровая деятельность | НОД «Давайте жить дружно!» НОД «Путешествие в страну Доброты и Вежливости» НОД «Путешествие в город Этикета». Составление правил дружбы, доброты, вежливости. Разучивание считалок и мирилок. Дидактические игры: «Оцени поступок», «Назови ласково», «Собери картинку», «Узнай настроение», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Закончи предложение», «Дорисуй», «Скажи ласковое слово другу», «Вежливые слова», «Похвали друга», «Назови друга ласково», «Мост дружбы», «Пирамида добра», «Волшебный цветок добра». С/р игры: «Семья», «Приходите к нам на праздник», «Магазин», «Кафе», «Детский сад». Игровое упражнение «Разговор по телефону». Дежурство по столовой, ремонт книг, помощь в уходе за комнатными растениями, помощь в уборке участка во время прогулки. Кукольный театр по сказке «Заюшкина избушка». Изготовление Коврика примирения, Копилки Добрых дел. Развлечение «Идем дорогою добра и дружбы!» Разыгрывание и обсуждение ситуаций. |
4. | Физическое развитие | Пальчиковые игры. Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова», «Ручеек», «Ловишки», «Веселые старты», «Чья команда быстрей», «Веселые гонки», «Котята и щенята», «Найди пару», «Подтолкни шарик», «Теремок»; с мячом «Кто больше назовет добрых и вежливых слов» |
5 | Художественно-эстетическое развитие | Прослушивание песен о дружбе «Улыбка»; «Дорогою добра», «Доброта», «Песенка Фунтика», «Если добрый ты», «Дружба крепкая». Изготовление поздравительного плаката ко Дню мам; Лепка «Подарок другу», «Цветик- семицветик»; Рисование «Портрет друга», «Доброта в наших сердцах»; Конструирование «Дом тепла и доброты». Акция «Подари улыбку»; Создание «Солнышка добра» (правила вежливости). Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте. Организация фотовыставки «Наши добрые дела». |
6 | Работа с родителями | -Ознакомление родителей с предстоящей работой по теме данной проектной деятельности; -Разработка анкет, консультаций, инд.бесед, буклетов, внесение информации в Уголок для родителей. -Анкетирование «Нравственное воспитание ребенка», «Для чего надо быть добрым?» Консультации: -«Детская дружба»; -«Воспитание добротой»; -«Воспитание заботливого отношения к окружающим»; -«Как воспитать доброту и отзывчивость»; - «Вежливость воспитывается вежливостью». -Памятки «Воспитываем в ребенке доброту», -Папка-передвижка «Детская вежливость». |
Заключительный этап
обобщение результатов работы:
- Презентация проекта
- Оформление фотовыставки «Наши добрые дела»
- Оформление выставки коллективных и детских творческих работ.
-Развлечение «Идем дорогою добра и дружбы!»
Результаты реализации проекта.
В результате реализации проекта даны представления о доброте, добрых поступках, дружбе, товариществе. Дети усвоили определенные нормы поведения и общечеловеческие ценности. У детей расширились представления о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Дети научились помогать и сочувствовать ближайшему окружению, договариваться между собой, оказывать поддержку друг другу.
В результате проектной деятельности дети многое узнали о дружбе, приобрели представления, на основе которых более осмысленно стали подходить к решению возникающих проблемных ситуаций при взаимоотношениях между детьми. При общении со взрослыми и сверстниками в речи детей активизировалось использование вежливых слов.
В игровой деятельности дети стали чаще использовать такие социальные роли как друг, подружка и выстраивать ролевое поведение в игре в соответствии с полученными представлениями.
В целом проект помог детям не только приобрести представления о понятиях о дружбе, но и помог развить навыки совместной деятельности, способствовал развитию коммуникативных способностей, формированию элементарных правил и культуры поведения.
Сказка для детей «Дерево добра»
Автор: Борис Кизяев и Катерина Кизяева.
Однажды, обычным осенним днем, девочка Катя с мамой возвращалась из школы. Школа ей очень нравилась, а в памяти еще оставались праздничные воспоминания от посвящения в первоклассники. Каждый новый день дарил ей новые интересные знания и новые яркие впечатления. Но этот прохладный и сырой, пасмурный день не был веселым и задорным, девочка шла, о чем-то глубоко размышляя.
Повод для этого был очень необычный. Сегодня, гуляя на территории школы, она увидела, как одна пожилая женщина, которая, скорее всего, шла к школе за внуком или внучкой, переступая через бордюр тротуара, запнулась и упала. У Кати сжалось сердце – она представила на миг как, наверное, больно стало бабушке от ушиба ноги об асфальт.
Сразу она услышала как старшеклассники – мальчишки, которые шумно себя вели неподалеку, громко засмеялись, показывая пальцем на старушку. Катя тот час решила помочь бабушке встать и подбежала к ней. Пожилая женщина не плакала, но ее веки были сильно сжаты от боли. Катя положила руку женщины себе на плечо, второй рукой бабушка оперлась на свою трость. Когда бабушка встала на ноги, она осмотрела на девочку и от удивления улыбнулась. Она увидела перед собой маленькую милую девочку с любопытными глазами и храбрым сердцем.
- Спасибо тебе, доченька, мне было бы очень трудно встать самой, - сказала пожилая женщина, забыв от такой милой сцены о своей боли.
- Наверное, вам нужна сейчас помощь врача, давайте позвоним в скорую помощь, я знаю номер их телефона - ноль три, с искренней заботой и немного стесняясь, предложила Катя.
- Ничего, деточка, я как-нибудь дойду до дома, да и царапины нет совсем. Спасибо тебе добрая девочка, с таким сердцем у тебя будет много друзей, и ты преодолеешь все трудности в жизни, ответила бабушка.
Пожилая женщина открыла свою сумочку и вытащила из нее красивую бархатную коробочку, она открыла ее и протянула девочке. В коробочке, похожей на ту, что для небольших украшений, лежало красное, как маленькое бархатное сердце, семечко.
- Это семечко дерева добра, - сказала бабушка, - аккуратно посади ее рядом с другими небольшими деревьями на школьном участке, и ты увидишь, каким оно вырастет.
- Но сейчас уже осень, а с наступлением холодов маленький росток может замерзнуть и дерево не вырастет, побеспокоилась о судьбе семечка Катя.
- Это семечко обязательно станет деревом добра, согретая теплом твоего доброго и щедрого сердца. Нужно лишь искренне быть доброжелательной к людям и на каждый добрый поступок человека по отношению к тебе, делать три добрых дела для любого человека. – Сказала бабушка так, как будто она вырастила не одно дерево добра в своей жизни. - И ты увидишь, как с каждым твоим добрым поступком или поступком людей, которым ты сделала добро, на дереве будут появляться веточки, а на них другие, и так дерево будет расти.
- Спасибо Вам большое! - это всё, что могла сказать тогда, в такой волнительный момент удивленная девочка.
Катя нежно сжала в свой маленький кулачок бархатное семечко, чтобы согреть его своим теплом. Она тут же решила исполнить задание этой милой пожилой женщины. На пришкольном участке она выбрала подходящее место между кустом черной смородины и молодым деревом рябины. Продавив пальчиком в рыхлой земле ямку, она положила на дно ямки семечко и аккуратно присыпала его землей. Девочка на минуту закрыла глаза и подумала, что теперь для роста дерева добра нужно сделать много добрых дел, но на ум сразу ничего не приходило. Девочка дала себе обещание, что обязательно вспомнит про доброе дело, когда для этого придет время.
Остаток дня, включая дорогу от школы домой, девочка провела в глубоких и серьезных размышлениях о том, какая история произошла с ней сегодня у школы. Но главное, о чем думала Катя, это о том, как маленькое семечко нуждается в её добрых делах и добрых делах тех людей, которым поможет Катя.
«Не стоит ждать особого случая», - подумала девочка и вышла из своей комнаты в коридор. Она увидела, что у двери стоят сапоги и ботинки в каком-то беспорядке, да и ее осенняя куртка лежит на комоде, а не висит в гардеробе. «Мало для доброго дела просто убрать свои вещи на место», - решила Катя, - «нужно сделать доброе дело, чтобы оно было полезно другим». Она решила, что кроме расстановки своих вещей по местам, протрёт и поставит по порядку всю обувь у двери, а затем поможет маме вымыть всю посуду, которой пользовались за ужином.
Когда работа была сделана, Катя почувствовала, что сделала два настоящих хороших дела, и от этого чувства ее настроение намного улучшилось, и девочка поняла, что решиться на добрый поступок не так уж и сложно, и много добрых дел можно делать каждый день без особого труда!
Мама наблюдала за стараниями дочери и тем, как внимательно и качественно она помогала ей с домашними делами без специального напоминания. Когда девочка закончила, мама была настолько рада доброму поступку маленькой Кати, что сказала ей:
- Спасибо тебе доченька за помощь в домашних делах, мы сэкономили много времени и можем потратить его на приготовление любимого папиного завтрака, затем мы вместе всей семьей поиграем в твою игру «Монополия», а когда придет время сна, папа расскажет тебе новую удивительную сказку! – сказала мама, подмигнув Кате с улыбкой.
- Ура! – обрадовалась девочка, - Сегодня такой добрый вечер! Оказывается добро не только приятно дарить, но и принимать добро от других, особенно близких людей, тоже очень приятно! – Катя сама произнесла вслух главное правило доброго человека.
Утром следующего дня первоклассница вместо привычной для неё дороги в школу, повела маму к школьному саду, где росли деревья. Девочка подбежала к тому месту, где она оставила семечко и искренне удивилась – между кустом смородины и рябиной появился маленький нежный стебелек с пятью, еле заметными веточками.
- Мама, посмотри, это моё дерево добра, от наших общих добрых дел оно растёт и набирает сил! Оно такое маленькое и для того, чтобы стать большим деревом добра, каждый человек должен делать по три добрых дела на каждый добрый поступок, сделанный для него! Нам всем нужно сделать так много добрых поступков и это так интересно! – сказала девочка, полная радости и ответственности за жизнь этого маленького стебелька, и с мамой они пошли в класс.
Школьные занятия близились к концу, и начался последний урок. Все дети достаточно были заняты интересными заданиями, но кое – кто позволял себе больше, чем требовала дисциплина в школе. Это был Никита, первоклассник, который сидел на последней парте и раскачивался на стуле, вместо того, чтобы внимательно слушать учителя.
Вдруг раздался грохот, и, обернувшись назад, весь класс увидел, как Никита упал со стула, наверное, сильно раскачав его. Много кто из ребят засмеялся над Никитой, а Катя уже знала, что должна сразу помочь своему однокласснику и для нее не важно, по какой причине он упал. Девочка подбежала к Никите, взяла его за руку и помогла встать ему, затем она подняла и поставила для него стул и посадила парня на него.
- Ты не ушибся? – спросила Катя?
Никита удивился, что ему помогла девочка, ведь он думал, что у него скоро не останется друзей совсем, так он и вёл себя всем назло, как будто хотел доказать всем, что справится без чьей – либо доброты.
- Нет, Катя, спасибо тебе большое, мне совсем не больно, я даже не успел испугаться, - и он вспомнил, что уже говорил слово «спасибо» Кате, когда она подарила ему карандаш.
Никита вдруг почувствовал, что принимать доброту действительно приятно, и услышал, что те дети, которые смеялись еще минуту назад, теперь все стояли около него и с сочувствием смотрели на него, а кто-то даже отряхивал его школьный костюм. Катя склонилась на д его головой и на ухо сказала ему: «Попробуй сделать три добрых дела сегодня, и ты увидишь, как мир изменится для тебя в лучшую сторону, он будет полон доброжелательности и заботы».
На следующий день Катя увидела на дереве уже девять веточек, а на день после того уже целых двадцать веточек, а само дерево заметно прибавило в росте. Девочка понимала, что каждая веточка на этом дереве добра – это чей-то добрый поступок, сделанный, возможно, не совсем знакомым человеком и, возможно, что для неё или для близких ей людей.
В конце весны, когда ласковое солнце взяло уже большое дерево добра под свою заботу, из красивых цветов на дереве появились удивительные красные бархатные плоды, напоминающие сердце. Катя взяла несколько из них, освободила из них семечки и в день окончания первого класса в школе раздала по семечку своим одноклассникам, а одно из них подарила Никите с теплыми добрыми словами:
- Теперь у тебя будет свое дерево добра, заботься о нём, а как – ты уже знаешь, ведь только мы сами в ответе за то, насколько наша жизнь полна доброжелательности.
Беседа « Спешите делать добро».
Задачи:
-учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Совершать для них добрые дела;
-уточнить представление детей о добрых и злых поступках и их последствиях;
-побуждать детей к положительным поступкам и делам;
-закреплять знания правил вежливого общения;
-формировать познавательные и коммуникативные умения, уважение к окружающим взрослым и сверстникам.
Ход беседы:
Порой мы часто слышим по радио и телевидению «Спешите делать добро!», «Доброта спасет мир!» А что такое доброта? А поможет нам разобраться в этом вопросе стихотворение:
Добрым быть совсем- совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, ни конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит.
Радуются взрослые и дети.
Мы сейчас прослушали стихотворение, из которого нам стало ясно, что доброта ни пряник, не конфета, что с годами доброта не стареет и от холода согреет. Так что же такое доброта?
-Доброта- милосердие, помощь, взаимовыручка. По словарю С.И. Ожегова, доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать хорошее другим.
Послушаем еще одно стихотворение:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Скажите, а каких людей мы называем добрыми? Добрыми мы называем таких людей, которые совершают хорошие добрые поступки для других, неважно для кого: для близких, друзей, знакомых и незнакомых. А также тех, которые призывают к хорошим взаимоотношениям. А совершать хорошие поступки мы будем ради своей выгоды или просто из хороших побуждений? Конечно из хороших побуждений!
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле,
(хором) И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.
Чтобы сердце горело
А тлело во мгле
(хором) Делай доброе дело-
Тем живи на земле!
Ребята, а что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям? (ответы детей)
Беседа «Что значит творить добро?»
Цель: Приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.
Задачи:
развивать чувство удовлетворения за добрые дела;
направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на помощь;
воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу.
Ход беседы
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Встаньте в «Круг радости», послушайте стихотворение:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро – длится до вечера!
О чем мы будем говорить сегодня?
Дети: О добре.
Воспитатель: А как вы думаете, что такое добро? Что значит творить добро?
Рассуждения детей.
Воспитатель: Для чего нужны доброе сердце и добрая душа?
Дети: Чтоб помогать тем, кто попал в беду.
Воспитатель: А какое сердце у злого человека?
Ответы детей.
Воспитатель: Злой помогает людям?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся к дереву Доброты. Это Дерево наполняет мир добром, напоминает о том, что нужно творить добро. Но с ним произошла беда. Оно завяло и перестало цвести из-за плохих, злых поступков людей. Если мы не оживим Дерево, как вы думаете, что произойдёт. Что может победить? (победит зло).
Воспитатель: Чтобы добраться до Дерева, нам надо преодолеть препятствия.
Первое препятствие - болото.
Игра «Перейди болото».
Правило объяснить: перейти болото можно по кочкам. Вот вам дощечки-кочки.
Раздаю всем по три дощечки (картонки), одному не хватает.
Воспитатель: Что делать?
Предложения детей. (надо поделиться кочками). Кто-то из детей отдает по одной кочке.
Воспитатель: Мы поделились кочками, это какое дело?
Дети: Доброе.
Воспитатель: Доброе дело радость приносит.
Вместе с детьми повторяем пословицу.
Воспитатель: Какие слова говорят тому, кто с тобой делится?
Дети: Вежливые, добрые слова.
Воспитатель: Давайте поблагодарим тех, кто сейчас совершил доброе дело – поделился кочкой.
Дети благодарят друга.
Следующее препятствие: «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Воспитатель: Вам нужно объяснить «Что такое хорошо, что такое плохо?» (картинки-слайды, на которых изображены плохие и хорошие поступки).
Ответы детей.
Следующее препятствие: «Герои сказок».
Воспитатель: Сейчас вам нужно вспомнить сказочных героев?
На столе лежат картинки героев сказок.
Воспитатель: Про каких героев вы можете сказать, что они добрые?
Дети: Золушка, Красная Шапочка, Айболит, «Заюшкина избушка» (Петух выгнал Лису), «Муха – Цокотуха» (комарик).
Дети объясняют какие поступки совершили эти герои.
Воспитатель: А только ли добрыми бывают сказочные герои?
Ответы детей
Воспитатель: Назовите злых сказочных героев?
Дети: Злая мачеха, Волк, Бармалей, Лиса, Паук. Объясняют, какие поступки совершили герои.
Воспитатель: Разложите героев по поступкам, а помогут смайлики.
Дети раскладывают в коробки, на которых изображены смайлы с добрым и злым выражением.
Воспитатель: Добро побеждает зло, люди не зря говорят: Доброта спасет мир.
Вместе с детьми повторяем пословицы: Добро побеждает зло, Доброта спасет мир.
Воспитатель: Вот мы и добрались до дерева Доброты. ( на магнитной доске висит ватман – на нем нарисовано сухое печальное дерево). Дерево печальное, грустное, обиженное, некрасивое, сухое. Оживить его могут ваши добрые поступки, добрые дела. Какие добрые дела можете вы совершать?
Ответы детей: помогать маме, не капризничать, не драться, не обзываться, кормить птиц, ухаживать за малышами и т.п.
Воспитатель: Давайте расскажем о своих добрых делах. Если вы совершаете добрые дела, значит у вас доброе сердце. Расскажите о своем добром деле, иприкрепите на дерево сердечко.
Раздаю детям сердца, вырезанные из бумаги.
Дети высказываются, прикрепляют на дерево Доброты сердце на магнит или двусторонний скотч.
Воспитатель: Вы согрели дерево Доброты теплотой своих сердец. Ведь это доброе дело! А сейчас присядьте на корточки, закройте глаза.
Включаю песню Кота Леопольда «Если добрый ты».
В это время меняю дерево с сердцами на цветущее красивое дерево.
Воспитатель: Открывайте глаза, посмотрите, что произошло с деревом. Мы своими добрыми делами оживили дерево, оно расцвело и напоминает людям, что нужно творить добрые дела.
Вывод: Хорошо ли творить добро?
Ответы детей
Воспитатель: Добрый человек добро сеет.
Вместе с детьми повторяем все пословицы о добре.
Мы сегодня с вами говорили, что нужно совершать только хорошие и добрые поступки. Давайте построим пирамиду Доброты. Я вытяну свою ладонь, а вы все кладите свои ладони на мои. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида Доброты. Давайте вспомним добрые дела, которые мы совершили сегодня и подбросим высоко-высоко, чтобы они разлетелись далеко и мир стал добрее.
Беседа «О добре»
Цель:
Формировать у детей ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения. Развивать умения отличать плохое от хорошего.
Пособия: мультимедийный проектор, презентация о доброте, песни и музыка о доброте.
ХОД беседы:
(Звучит музыкальный видеоклип «Страна волшебная»)
– Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть сегодняшний день принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
– Как вы понимаете слова «хорошеть самому»? (Надо больше совершать хороших поступков; очень хорошая есть пословица «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтоб относились к тебе»; от хороших поступков самому легче и приятнее)
– Я прочту вам слова А. Чепурова
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Тема нашего разговора: Научите своё сердце добру!
- Прослушайте историю.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”
Вопросы:
– Как вы относитесь к этому человеку?
– Как бы вы ответили на месте мудреца?
– А вот как было дальше.
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
– Как вы понимаете слова мудреца “Все в твоих руках?” (Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника).
(Звучит фрагмент музыкального видеоклипа «Не рвите цветы»)
Обратите внимание на экран: «Добрые дела красят человека»
– Эта пословица подходит к нашей истории? (Да, лучше бы завистник мечтал о добрых делах, тогда и его знали в округе)
– Как вы понимаете эту пословицу? (После добрых дел человека всегда хвалят, делают ему комплементы это его и украшает)
-Да, в жизни есть ценности, без которых нет жизни на Земле.
– Ребята, назовите качества доброго, хорошего, положительного человека. (Добрый и жалостливый, благородный и честный, ответственный, умный, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный)
Качества, про которые вы сказали, не врожденные, их нужно воспитывать.
Мы можем называть много положительных качеств человека.
Но на первое место мы ставим доброту.
– А вот почему на первое место мы ставим доброту?
Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело лишь от его сердца.
– А что значит доброта, добрый человек? (Когда человек очень хорошо относится к другим; добрый человек обо всех заботится и никого не обижает; добрый – значит вежливый, заботливый, нежадный.)
– Ребята, сегодня мы говорим о доброте. Создаём хорошее настроение. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь!
– Доброта делает человека каким? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.)
– Приведите примеры доброго отношения людей. (Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным.)
– Какие добрые поступки совершили вы? (Помог донести тяжесть, ходил за хлебом для соседки, помог маленькому другу перейти дорогу, собирал вещи для приюта,, ухаживал за цветами.)
– А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье? (Мама)
– Как она заботится о вас?
– Почему говорят: “Около солнца – тепло, около матери – добро”? (Около солнца никогда не бывает холодно и около матери никогда не жди зла)
– А как вы заботитесь о своей маме? Как помогаете ей в домашних делах?
– Что можно увидеть в ее глазах, какие чувства отразятся в глазах матери или отца, если вы дети своевременно и по собственной инициативе возьмётесь выполнять часть общих домашних дел. Послушайте притчу «СЛЕЗЫ» и подумайте, почему мудрецы считают, что «глаза – это зеркало
А сейчас мы поиграем. (Слайд 9) Игра называется “Вспомни пословицы и поговорки”
Объясни значение
Жизнь дана на (что) добрые дела.
Злой не верит, что есть (кто) добрый.
Доброму слову (какой ответ) добрый ответ
Доброму везде (что) добро.
– Как понимаешь эту пословицу?
Давайте выберем чувства, которые будут характеризовать доброго человека, а вы даете ответ «да» или «нет» (показ на экране):
Любовь, уверенность, дружба, защищенность, доверие, забота, симпатия, наслаждение, радость, счастье, внимание, понимание, безразличие, досада, равнодушие, недоверие, непонимание, антипатия, тревожность, вражда, горе, ненависть, страдание, злоба и т. д.
– Молодцы! Скажите можно своё сердце научить добру? (Да; нет – а стараться это делать надо)
– Как вы думаете, добро на земле должно жить вечно? (Да)
– Значит, можно сказать добро – это вечная ценность? (Да) Звучит песня «Твори добро на всей земле»
ТЕКСТ ПЕСНИ "ДОРОГА ДОБРА"
1 Иди за солнцем следом, 2 Но если с другом худо, 3 Ты прочь гони соблазны, 4 Ты прочь гони соблазны, |
Работа с пословицами.
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Существует множество пословиц и поговорок о добре. Объяснение смысла пословиц.
Доброе слово лечит, а говори смело.
Про доброе дело злое калечит.
Добро помни, а дороже богатства.
Доброе слово зло забывай.
Молодцы. Справились с заданием. Какие пословицы и поговорки о добре знаете вы?
Учись доброму- дурное на ум не пойдет.
Жизнь дана на добрые дела.
На добрый привет добрый ответ.
Доброе слово, что дождь в засуху.
За доброго человека сто рук.
За добро добром плати.
Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом и чтобы это общение приносило радость.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Доброты и Вежливости"
Тема: Путешествие в страну Доброты и Вежливости.
Цель: Способствовать нравственному развитию личности дошкольника.
Задачи:
– познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;
– развивать познавательный интерес, речь детей;
– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну Доброты и Вежливости», плакаты, волшебная палочка, карточки с заданиями.
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Организационный момент
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Воспитатель:- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель:- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну.
– А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.
-В этой Стране люди уступают место старшим, помогают друг другу, утешают и успокаивают в беде, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?
Ответы детей:- Страна вежливости.
Воспитатель:-Эта страна очень большая и в ней мы посетим много городов.
Воспитатель:-А на чём мы будем путешествовать догадайтесь сами.
По стальным дорожкам
Мчит Сороконожка.
Тук-тук-перестук.
Круглый щёлкает каблук.
С развесёлой песенкой
По железной лесенке.
(Поезд.)
Воспитатель: -Предлагаю всем занять свои места и вперёд в путь дорогу! (Воспитатель паровоз-дети вагоны).
Звучит музыка Ю.Энтина «Песенка о доброте», воспитатель задаёт вопросы детям:
-О чем поется в песне?
-Что такое доброта?
Доброта – это отзывчивость, стремление делать добро другим людям.
Воспитатель:- Внимание, внимание, Станция «Вежливых слов» приближается.
Предлагаю всем я встать в «Круг вежливости»
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь добавляет к нему свое. Следующий по кругу добавляет своё слово.
Воспитатель:- Молодцы, ребята много вежливых слов знаете. - Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Игра «Волшебные слова»
Воспитатель:- Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.
Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.
Всем вам с большой любовью, желаю крепкого… /здоровья /
- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились успешно.
Ну, а нам пора в путь дорогу!
Воспитатель:- Внимание, внимание, Станция «Доброты» приближается.
На экране появляется Старичок-Лесовичок.
Старичок-Лесовичок:-Здравствуйте ,ребята. Я по лесу ходил и конверты обронил.
Помогите мне найти их, в конвертах картинки лежат про нехороших ребят. Они сбилися с пути ,помогите им найти правильное решение своих поступков.
Воспитатель:-Ребята, поможем Лесовичку найти конверты.
Дети ищут конверты, находят и отдают их воспитателю.
Воспитатель:- Ребята, для выполнения задания вам надо разделиться на пары. Пары, садитесь на ковёр! Каждой паре я дам картинку, на которой изображены дети, которые совершают нехорошие поступки. Обсудите, что дети делают не правильно и решите как им надо поступить.
Воспитатель:-Молодцы ,ребята справились с заданием. Вперёд, в путь дорожку!
Воспитатель:- Внимание, внимание, Станция «Сказочных героев» приближается.
Игра «Добрый – недобрый»
Воспитатель:- Слушайте внимательно задание. Если герой добрый – похлопайте, если злой – потопайте.
Воспитатель:-Ай, ребята молодцы поиграли от души, всех героев распознали. А мы отправляемся дальше.
Воспитатель:- Внимание, внимание, Станция «Вежливости» приближается.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться, дружить.
Игра “Вежливо – невежливо”.
- Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке –вы говорите да,да. Когда я читаю о невежливом поступке вы говорите нет,нет. Начнем.
- Поздороваться при встрече……….
- Толкнуть и не извиниться…………
- Свистеть, кричать, шуметь в школе……….
- Уступить место старшим………
- Не вставать на обращение учителя…………
- Помочь подняться по лестнице…………..
- Попрощаться уходя…………
Воспитатель:- Ребята посмотрите на экран (на экране появляется солнышко без лучиков) .Нашему солнышку не хватает лучиков и чтобы они у него появились нам необходимо ему помочь, а как вы узнаете из следующего задания. Слушайте внимательно. - Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. С каждым добрым вашим делом у солнышка будут отрастать лучики.
Ответы детей.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
- А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми?
Ответы детей.
Воспитатель:-Внимание, внимание в «Страну пословиц» отправляемся!
Воспитатель:- Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.
- Сейчас, я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости?
- Давайте поработаем в парах.
- Я вам буду зачитывать пословицы, а вы будете давать ответы, что же означают пословицы.
- Добрые дела красят человека.
- Сделаешь добро – добро найдешь.
- Добрый человек – несет мир.
- Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.
- Жизнь дана на добрые дела.
- На добрый привет – добрый ответ.
- Доброе дело лечит- злое калечит.
- При солнышке тепло – при матушке добро.
- Доброе дело дороже – богатства.
10.В добре жить хорошо.
- Ребята, а чему учат все эти пословицы?
– Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.
Воспитатель:- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути, и теперь я точно знаю, что вы самые добрые и вежливые ребята, поэтому двери волшебной страны Доброты и Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать!
Воспитатель:- А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Звучит песня «Что такое доброта» Барбарики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей. Тема: «Игры-эстафеты как средство воспитания дружеских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста»
Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Игры-эстафеты как средство...
Формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является первоночальным становлением личности. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на разви...
Консультация для родителей "Формирование дружеских отношений между детьми во время игр"
игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подгот...
Формирование дружеских отношений между детьми с помощью игр
Игры на развитие дружеских взаимоотношений...
Формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста
Формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста...
Игровые приемы, методы и упражнения направленные на снижение тревожности, агрессивности и формирования дружеских отношений между детьми младшего и старшего дошкольного возраста
Игровые приемы, методы и упражнения направленные на снижение тревожности, агрессивности и формирования дружеских отношений между детьми младшего и старшего дошкольного возраста...