Формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного  возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zorinoy_grzvezdochki.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного  возраста

                             Воспитатель  МБУ  детский  сад  №43  «Гнездышко»   Зорина  М.А.

Дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Она является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей.

Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.

Проблема межличностных отношений дошкольников является на сегодняшний день очень актуальной. Современные дети отличаются эмоциональной бедностью и равнодушием к окружающим их людям. Не умеют общаться, сопереживать другим. Зло, насилие, которое они видят с экрана телевизора, делает их жестокими, агрессивными. Дети не проявляют сочувствия к другим людям, конфликтуют с другими детьми, становятся эгоистами. Поэтому очень важно научить ребенка, уже с самого маленького возраста умению правильно общаться со сверстниками, формировать  дружеские взаимоотношения.

Дружеские  отношения-  взаимодействия  людей,  основанные  на  общности  интересов  взаимной  привязанности.

В отечественной психологии проблемой межличностных отношений  занимались такие авторы как В.Н. Мясищев, В.А. Лосенков, И. С. Кон, Н. Н. Обозов, Л.Я. Гозман, Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, А.В. Мудрик.

Проблема дружбы, дружеских взаимоотношений были рассмотрены в работах Р. И. Жуковской, К. А. Климовой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской и др.

Дети  старшего  возраста,  посещая  дошкольное  учреждение,  с  большим  желанием  объединяются  в  различных  видах  деятельности:  играх,  труде,  на  прогулке  и  т.д. ,  между  детьми  проявляются  дружеские  отношения. Чтобы  успешнее  воспитывать  дружеские  отношения  между  детьми,  надо  знать,  как  они  относятся  друг  к  другу,  уровень  общения  у  детей.  Эту  работу  следует  вести  планомерно,  последовательно,  каждодневно.

Большое  значение в формировании  представлений детей о дружбе, друге, о доброжелательном отношении между детьми; воспитании умений и навыков  общения со сверстниками  имеет  игровая  деятельность. Именно   игровая  деятельность  является  первой  школой  общественного  воспитания,  «арифметикой  социальных  отношений» Вначале  ребенок  вступает  в  общение  со  сверстником  ради  игры  или  деятельности,  к  чему  его  побуждают  качества  ровесника,  необходимые  для  развития  увлекательных  действий.  Затем  в  старшем  дошкольном  возрасте  ребенок  демонстрирует  свои  умения,  знания  и  личностные  качества,  побуждая  других  детей  подтвердить  их  ценность.  В  игре  приобретаются  и  формируются  навыки  адекватного  и  социально  приемлемого  поведения,  развиваются  и  укрепляются  человеческие  важные  качества  личности.

Работая  с  детьми    старшего  возраста, для  воспитания  дружеских  взаимоотношений, я  использую  различные  игры  и  игры-ритуалы.  Важно,  чтобы  дети  лучше  узнали  друг  друга,  увидели  позитивные  черты  друг  друга.  Этому  содействуют  игровые  ситуации,  игры  требующие  умения  описать  особенности   внешности,  черты  характера,  умения,  способности:  «Угадай,  о  ком  речь?»,  «Словесный  портрет  моего  друга»,  «Найди  друга»

(детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза,  и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями).

   Для  овладения  правил  культуры  поведения,  вежливости  и  доброжелательности  применяю  игровые  ситуации «Добрые  пожелания»,  «Выбросим  грубые  слова»

 Развитию  групповой  сплоченности  и  преодолению  трудностей  в  общении  помогают  следующие  игры  и  игры-ритуалы:

-  игра  « Эстафета дружбы» :  (взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие).

 -  игра- ритуал«Дружба начинается с улыбки» :  (сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молчаулыбаются друг другу).

-  игра-ритуал  «Круг друзей»: (стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.)

-  игра  «Договорись взглядом»:  («Хорошие друзья понимают друг друга с полуслова, иногда им стоит только посмотреть друг на друга, и они поймут, о чём хотел сказать другой. Вот и мы сейчас попытаемся это сделать. Рассаживайтесь по кругу. Вам необходимо  найти себе пару при помощи одного взгляда, без слов. Когда вы услышите мой хлопок, поменяйтесь местами с выбранным партнёром. Старайтесь, чтобы никто у нас без пары не остался»).

   Игры  помогают  развивать  у  детей  способность  к  сопереживанию,  желание  прийти  на    помощь  друг  другу  в  сложной  ситуации,  умение  видеть,  понимать,  оценивать чувства  и поступки  других,  мотивировать,  объяснять  свои  суждения.  У  детей  стали  преобладать  такие  качества,  как  доброта,  отзывчивость,  сострадание,  сопереживание.

Литература:

1.  Бабаева  Т.И., Римашевская  Л.С.  

Как  развивать  взаимоотношения  и  сотрудничество  дошкольников  в  детском  саду.  Игровые  ситуации,  этюды.   Учебное-методическое пособие  -СПб.:  ООО Издательство  «ДЕТСТВО  ПРЕСС»,  2012.

2.  Лисина  М.И.   Общение,  личность  и  психика  ребенка./  Под  ред.  Рузской  А.Г.-М.:

Московский  психолого-социальный  институт,  2011.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование дружеских отношений у детей

«Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть, ни достойной, ни счас...

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций».

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций»....

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций».

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций»....

Мастер-класс для воспитателей "Формирование дружеских отношений у детей дошкольников в игре"

В дошкольном возрасте сверстник приобретает серьезное значение в жизни каждого ребенка, создаются благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общение со сверстниами, развиваются ...

Формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст является первоночальным становлением личности. В это время  в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на разви...

Формирование дружеских отношений у детей

Формирование дружеских отношений у детей...

Формирование дружеских отношений у детей в игре

Творческие игры создаются самими детьми. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое отношение бабушки и других членов семьи, поведение д...