Самообразование. Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей
методическая разработка (старшая группа)
Рисование – это важное средство познание мира, развитие творческого, эстетического восприятия, оно связано с творческой, практической, самостоятельной деятельностью ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2022-23g._risovanie.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №21
АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Тема самообразования. Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей
Воспитатель: Е.Н. Можаева
Актуальность выбранной темы.
Одна из важных задач педагогической теории и практики -формирование творческой личности. Разнообразие детской деятельности успешно влияет на разностороннее развитие ребенка.
Рисование – это важное средство познание мира, развитие творческого, эстетического восприятия, оно связано с творческой, практической, самостоятельной деятельностью ребенка. В рисовании дети развивают определенные способности: умение ориентироваться в пространстве, зрительно оценивать формы, чувствовать цвет. Рисуя ребенок развивает следующие навыки и умения: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки. Эти приобретенные умения помогут будущему школьнику. Занятия рисованием доставляет детям радость, положительный настрой на окончательный результат в работе над рисунком. На занятии дети не только рисуют, но и развивают мелкую моторику, играют с мелкими предметами. Пальчиковые игры, массаж кистей, пальцев рук помогают преодолеть возникшие трудности при работе с кистью, карандашом и другим материалом.
Чем больше мастерства в детской руке, тем совершеннее функции нервной системы, это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, ребята находят удачные цветовые решения, сочетания, узнают предметы в рисунках усиливается работа воображения.
Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей – это рисование ладошками, рисование пальчиками, рисование ватными палочками, штампами и т. д. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействует развитию инициативы, самостоятельности воспитывает благоприятное отношение к деятельности. Результат в изобразительной деятельности увлекателен, завораживающий. Итог работы удивляет и радует детей, каждый рисунок, индивидуален и неповторим.
Цель: развитие творческих способностей у детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Формировать у детей технические навыки рисования, познакомить с нетрадиционными техниками рисования.
- Обучать создавать неповторимый образ в рисунках, используя различные техники.
- Развивать воображение и творческие способности ребенка.
- Побуждать экспериментировать, поддерживать творческие находки в рисовании
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
- Воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству с детьми, взрослым, к собственной деятельности, ее результату.
Методы и приемы, используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию.
- Наблюдение. Наблюдение проводится с целью изучения умений и навыков ребенка в изобразительной деятельности.
- Беседа. Диалогические формы беседы. Проводится с целью обсуждения каких-либо фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на личный опыт детей.
- Игра. Игровые приемы с целью привлечения внимания, повышение интереса к деятельности, развитие двигательной активности пальцев рук.
- Положительное подкрепление (поощрение) – метод коррекции, цель которого формирование определенных творческих способностей ребенка. Положительное подкрепление (поощрение) выражает одобрение действий.
По данной теме изучила методическую литературу.
1. Г.Н. Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
htt://vk.com/club127722071
2. «Креативные техники нетрадиционного рисования для детей дошкольного возраста», учебно-методическое пособие преподавателя Демидовой Ирины Викторовны
3. Инфоурок «Дошкольное образование» Методический комплект для воспитателей нетрадиционная техника рисования для детей старшего дошкольного возраста.
4. Сайт Семейная Кучка. semeynaya-kuchka.ru. Нетрадиционное рисование (77 идей для детского сада)
5. Журнал «Дошкольное воспитание» - 11/2018. Сакулина Нина Павловна. Программы и технологии…Художественно-эстетическое развитие.
6. Н Микляева. Формирование операционального этапа деятельности на основе техник рисования. Аннотация.
7. Сайт vospitanie.guru «Нетрадиционные техники рисования».
Основной этап
Месяц | Работа с детьми | Программное содержание |
Сентябрь | 1. «Осенний парк» 2. «Осенний ковер» | Печатать листьями. Познакомить с новым видом изобразительной техники, развивать чувство композиции. Печатать листьями. Закреплять навыки и умения изображать пейзаж осени способом печатания, развивать цветовое восприятие. |
Октябрь | 1.Пейзаж «У озера» 2. «Осенние мотивы» 3. Мухомор | Монотипия. Закреплять знания детей о пейзаже. Познакомить с нетрадиционной техникой монотипией. Иллюстрации с пейзажем, отраженным в воде Раздувание краски. Познакомить с новым способом изображения – раздувания краски, показать его выразительные возможности; развивать мышцы рта, тренировать дыхание Рисование пальчиком. Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках |
Ноябрь | 1. «Цветик-разноцветик» 2. «Веселые кляксы» 3. «Я люблю пушистое, колючее». | Смешивание цветов. Расширять знания детей о цветовой гамме, путем выведения новых оттенков; освоение способов их получения. Кляксография. Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; показать его выразительные возможности Оттиск бумагой, поролоном. Совершенствовать умение детей в различных техниках; обучать отображать в рисунке образ животных. |
Декабрь | 1. «Морозный узор» 2. «Зимушка-зима» 3. «Зимние напевы» 4. «Зимняя ночь» | Свеча. Вызвать интерес к зимним явлениям природы, совершенствовать навыки в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Рисование пальчиком. Набрызг. Помочь увидеть и почувствовать красоту зимней природы. Совершенствовать различные изобразительные техники. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; почувствовать красоту зимней природы посредством музыки; закрепить способ изображения снега набрызгом. Печать мятой бумагой. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой печать смятой бумагой. Помочь детям почувствовать красоту зимней природы. |
Январь | 1. «Зеленая красавица» 2. «Зимние забавы» | Рисование пальчиком. Совершенствовать умение в нетрадиционной технике рисования (рисование пальчиком) Продолжать развивать творческие способности, чувство формы, цвета, композиции. |
Февраль | 1. «Моё любимое животное» 2. «Я в подводном мире» 3. «Кто живёт лесу» | Рисование углём. Обучать создавать выразительный образ любимого животного, используя технику рисования углём. Рисование ладошками, восковыми мелками. Совершенствовать умение в нетрадиционной технике рисования. Обучать превращать отпечаток ладошки в рыб, медуз и т.д. развивать воображение Смешивание красок. Совершенствовать навыки изображения животных. Использовать в работе нетрадиционное рисование.; уметь передавать в рисунке несложный сюжет. |
Март | 1. «Букет цветов» 2. «Открытка для мамы» 3. «Подснежники» | Рисование вилочками. Совершенствовать умение в нетрадиционной технике рисования. Печать по трафарету. Обучать украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы; закрепить умения пользоваться знакомыми техниками Обучать рисовать подснежники восковыми мелками, с помощью акварели передавать весенний колорит. |
Апрель | 1. «Ветка с первыми листочками» 2. «Космический пейзаж» 3. «Звездное небо» 4. «Ёжик» | Оттиск печатками. Продолжать обучать анализировать натуру, передавать в рисунке форму, величину вазы, веточек; закрепить умение рисовать листья с помощью печатанья, передавая их цвет Восковые мелки, акварель, свечка. Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. Закрепись способ рисования восковыми мелками, свечкой Набрызг, печатать поролоном по трафарету. Обучать создавать образ звездного неба, используя смешивание красок., набрызг, печать по трафарету. Рисование ладошками. Обучать создавать выразительный образ животного, используя технику рисования ладошками. |
Май | 1. «Весёлый клоун» 2. «Как я люблю одуванчики» 3. «Расцвели красивые цветы» Итоговая выставка детских работ | Ниткография. Обучать передавать цветом весёлое настроение человека. Нитки, клей, трафарет. Рисование пальчиком. Совершенствовать умение в нетрадиционной технике рисования.; отображать в рисунках выразительный образ, развивать чувство композиции. Монополия. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе, продолжить обучать рисовать в технике монополия. |
Форма работы с родителями
Сроки | Форма работы | Предполагаемый результат |
Сентябрь | Беседа: «Интерес ребенка к ИЗО деятельности» | Повышение педагогической компетенции родителей |
Октябрь | Консультация: «Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей» | Включение родителей в образовательный процесс |
Ноябрь | Выставка творческих работ детей | Включение родителей в образовательный процесс |
Декабрь | Мастер – класс родители «Снежинка» | Включение родителей в образовательный процесс |
Январь | Консультация для родителей «Как способствовать возникновению у детей интереса к рисованию» Выставка творческих работ детей на тему «Зимние забавы» | Включение родителей в образовательный процесс |
Февраль | Совместная выставка творческих работ детей и родителей «День защитника отечества» | Включение родителей в образовательный процесс |
Март | Выставка творческих работ детей к 8 марта «Мама – солнышко мое» | Повышение педагогической компетенции родителей |
Апрель | Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Совместная выставка творческих работ детей и родителей «Весна начинается с подснежника» | Повышение педагогической компетенции родителей |
Май | Итоговая выставка по самообразованию «Нетрадиционное рисование» |
На протяжении всей деятельности поддерживала тесный контакт с родителями, систематически организовывала выставки детских работ всех детей, а не только тех, кто хорошо овладел навыками и умениями нетрадиционного рисования, изготавливали пригласительные на утренники для родителей.
Мотивировала родителей совместно с детьми заниматься нетрадиционным рисованием дома, познакомить с данным видом творчества близких родственников, друзей (создание совместных украшений, подарков и т.д.)
С родителями была проведена беседа «Интерес ребенка к ИЗО деятельности», консультации для родителей о нетрадиционной технике рисования и её значении в развитии ребенка, «Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей», «Как способствовать возникновению у детей интереса к рисованию», «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
В результате проведённой работы к концу года большинство детей освоили технику нетрадиционного рисования. Детям особенно понравились такие техники рисования как: рисование солью, рисование пальчиками, ладошками, рисование печатью. В своём творчестве ребята активно использовали метод «Набрызг».
Вывод: в результате изучения темы: Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей, сделала следующие выводы, что работа должна проводиться систематически, последовательно. Важно поэтапное знакомство с нетрадиционной техникой рисования. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Применение нетрадиционных техник в обучении детей способствует развитию изобразительных и технических умений и навыков.
Во время занятий я активизировала внимание ребят, побуждая их к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• Игра, которая является основным видом деятельности детей;
• Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• Живая, эмоциональная речь педагога.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Такие методы позволяют детям чувствовать себя раскованными, смелыми, непосредственными, развивают воображение, это дает детям полную свободу для самовыражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей. Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность...
"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей."
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную ...
План работы по самообразованию по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей средней группы" на 2014-2015 год.
quot;Развитие творческих способностей через нетрадиционную технику рисования в средней группе"...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Моя тема самообразования «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».Она родилась из «проблемы», которая вызывал...
Самообразование "Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей младших дошкольников"
Эта тема помогла мне повысить свою квалификацию и профессионально самосовершенствоваться....
Презентация по теме самообразования: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»
Тема самообразования: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»...
План по самообразованию «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Актуальность.Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в д...