План по самообразованию «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
методическая разработка

Клочкова Светлана Владимировна

Актуальность.

Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте.

Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития.

Аппликация является одним из важнейших средств познания мира и развития знания эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка.

Занятия аппликацией способствуют развитию творческих способностей,    воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. У дошкольников формируются обобщенные способы анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, математические представления, развивается чувство цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия аппликацией повышают самооценку ребёнка, уверенность в своих силах и возможностях.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки  и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Итак, аппликация:

Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.

Помогает выучить цвета и формы.

Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №22

План

по самообразованию

«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

на 2023–2024 г.г.

Воспитатель:   Клочкова С.В.

Воронеж

2023г

Актуальность.

Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте.

Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития.

Аппликация является одним из важнейших средств познания мира и развития знания эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка.

Занятия аппликацией способствуют развитию творческих способностей,    воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. У дошкольников формируются обобщенные способы анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, математические представления, развивается чувство цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия аппликацией повышают самооценку ребёнка, уверенность в своих силах и возможностях.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки  и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Итак, аппликация:

Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.

Помогает выучить цвета и формы.

Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.





Тема:
 Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Цель:
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста.

Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и самообразования.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Организовать работу кружка «Наши руки не для скуки», создать учебную программу.
5. Оформить в группе уголок для творчества.
6. Подготовить консультацию для педагогов на тему:
 «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
7.  Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
8. Подготовить материал и провести мастер-класс для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
9. Подготовить консультацию для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».


Ожидаемые результаты:

Систематизация материала по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники аппликации.
Проведя работу по данному направлению, методом наблюдения и оценки качества выполненных работ, планируется проанализировать данные.Проанализировав данные, выявить степень заинтересованности детей в работе с предложенными материалами. На основе сделанных выводов спланировать дальнейшую работу по данной теме.


Выход темы:
– Консультация для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»;
– Консультация для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»;
– Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»;
– Провести мастер-класс для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»;
– Оформление в группе уголка  для творчества.
– Отчёт о проделанной работе за учебный год по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».




Формы работы:
С детьми:

–  Включение аппликации нетрадиционными материалами;
–  Развитие творческих способностей, осуществляемое в процессе обучения аппликации;
– Беседы;
Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр фильмов;
Чтение художественной литературы по теме.

– Мониторинг.

С родителями:
– Консультации;
– Беседы;
– Мастер-класс.

С педагогами:
– Консультации;
– Мастер-класс.

                                Примерный план по самообразованию

Время проведения

Название мероприятия

Сентябрь


- Мониторинг.
- Организовать работу кружка.
- Создать учебную программу
- Изучение литературы: «Нетрадиционная техника аппликации в детском саду».
- Оформление и по полнмость в группе уголка  для творчества ( в течении года).
- консультация для родителей: «Что такое Нетрадиционная техника аппликации в детском саду»

Октябрь

- Познакомится с литературой в периодической печати. Темы: «Разнообразие нетрадиционных материалов для аппликации», «Аппликации из природного и бросового материала».
-
Художественное творчество: Аппликация из листьев «Осенняя березка»; «Зайчик».
- Беседы: «Как мы создадим интересные картины».
- Д/И «Что в моей корзинке».
- Чтение художественной литературы по теме.
- Консультация для родителей «Нетрадиционные методы аппликации для детей».

- Выставка аппликативных поделок из листьев.

Ноябрь

- Изучение литературы «Аппликации из природного и бросового материала».
-
Художественное творчество: Аппликация из скорлупы кедрового ореха и пластилина «Ёжик»;
Аппликация из тыквенных семечек и пластилина «Колосок».

- Беседы:
рассказ об отличии работы с нетрадиционным материалом от работы с бумагой .
- Д/И «Узнай на ощупь»; «Что лишнее»;
- Чтение художественной литературы по теме.
- Выставка аппликативных поделок из природного материала.
- Листки-памятки для родителей «Значение аппликации в воспитании и развитии ребенка».

Декабрь

- Знакомство с материалами, накопление самих материалов.
-  Беседы: «Пушистая вата».
- Чтение художественной литературы по теме.
- Загадывание загадок.
- Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ.
- Д/и «Кто пушистый».
- Художественное творчество: аппликации из ваты «Морозное лакомство», «Весёлый снеговик».

- Выставка аппликативных поделок из ваты.
- Консультация для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Январь


- Изучение литературы
- Консультация для родителей:
«Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста».
- Беседы: «Волшебные нитки».
- Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов.
Чтение: художественная и познавательная литература по теме.
- Художественное творчество: аппликации: «Пушистое животное»; «Цыплёнок»
Д/И «Волшебный клубочек»; «Загадки и отгадки».
- Выставка аппликативных поделок из ниток.

Февраль


- Познакомится с литературой в периодической печати.
- Консультация для родителей
«Техника аппликации с нетрадиционными материалами».

- Беседы: «Наши друзья продукты».
- Художественное творчество. Аппликации: «Варежка», «Витаминное яблочко».
- Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов.
- Загадывание загадок.
- Чтение художественной литературы по теме.
-  Выставка детских работ из крупы.

Март

- Мастер-класс для родителей по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
«Мир макарон».
- Изучение литературы «Применение макарон в технике аппликации».
- Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ.
- Беседы: «Какие бывают макароны»; «Для чего ещё можно применить макароны».
- Чтение художественной литературы.
- Загадывание загадок.
- Речевая логическая задача «Откуда взялись макароны»
- Художественное творчество. Аппликации: «Золотая рыбка», «Дерево на полянке».
- Выставка детских работ из макарон.

Апрель

- Выставка для родителей пособий по нетрадиционной техники аппликации
- «Работа с яичной скорлупой" Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ.
- Беседы: «Откуда взялась скорлупа?», «Новинки из мусорной корзинки».
- Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
- Загадывание загадок.
-Аппликации: «Черепашка»; «Норка для крота» Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате».
Выставка детских работ.

- Мастер-класс для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Май


- Мониторинг
- Беседа: «Сокровище морей».
- Художественное творчество. Аппликации: «Цветок», «Бабочка».
- Выставка аппликативных поделок из ракушек.
- Написание отчёта о проделанной работе за учебный год.
- Выступление с отчетом на педсовете выставка детских работ (презентация).

Июнь


- Организовать работу кружка на след учебный год.
- Создать учебную программу.









Список использованной литературы.

1. «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.

2. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил

3. Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод.пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с. : ил.

4. Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред. А. А. Грибовской. -М : ТЦ Сфера, 2010.-192с.

5. Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.

6. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. :Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

7. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. : КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования) .

8. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

9. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми») .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

В данной статье хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в совместной изобразительной деятельности педагога с детьми....

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Статья  для  воспитателей дошкольных  учреждений  о  развитии  творческих  способностей  дошкольников посредством  использования нетрадиционных  техни...

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

На современном этапе развития дршкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изоброзительной деятельности. Именно нетрадиционные техники аппл...

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство поз...

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Используя в работе с детьми нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребенка творить, создавать, фантазировать....

презентация на тему«Использование нетрадиционной техники аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

формирование художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста в процессе мероприятий по нетрадиционной аппликации....

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...