Познавательно- творческий проект «Сказки Пушкина на все времена»
проект (старшая, подготовительная группа)
На детей сказки Пушкина оказывают огромное воспитательное воздействие. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.
Задача взрослых познакомить ребёнка с творчеством великого поэта как можно раньше и сделать его стихи, сказки, частью внутреннего мира растущего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pushkin.docx | 296.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Родничок" городского округа Рефтинский
го Рефтинский 2024 г.
Введение.
Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве – линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Следовательно, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин.
Сказки Пушкина – это первые наши книги. Сказка – это рассказ о заведомо невозможном, здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», урок нравственности, доброты, честности, ума и хитроумия. Со сказок Александра Сергеевича Пушкина начинается любовь ко всей русской поэзии. Сразу приходят на память слова: «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...». Пушкин писал не только сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно. Все без исключения положительные герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка либо славит находчивость и смелость, либо высмеивает глупость и лень, трусость и жадность является настоящим литературным шедевром! На детей сказки Пушкина оказывают огромное воспитательное воздействие. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.
Задача взрослых познакомить ребёнка с творчеством великого поэта, как можно раньше и сделать его стихи, сказки, частью внутреннего мира растущего человека.
Паспорт проекта
1 | Наименование ДОО | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Родничок" городского округа Рефтинский | |
2 | Название конкурса | "Добрый город "КОНСТРУКТОРиЯ" | |
3 | Тема проекта | "Сказки Пушкина на все времена" | |
4 | Вид | Познавательно-творческий | |
5 | Обоснование актуальности проекта | На детей сказки Пушкина оказывают огромное воспитательное воздействие. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает. Задача взрослых познакомить ребёнка с творчеством великого поэта как можно раньше и сделать его стихи, сказки, частью внутреннего мира растущего человека. | |
6 | Проблема | В современном обществе чтение литературы уходит на второй план. Родители все меньше читают детям хорошую детскую литературу, на которой базируется воспитание здоровой личности. Ведь есть такое устоявшееся выражение: «Все мы родом из детства». И вот какое будет детство у наших детей, зависит от нас – взрослых. | |
7 | Гипотеза | Устный опрос родителей группы показал, что многие родители не знакомят дома детей с творчеством А. С. Пушкина и считают, что ещё рано знакомить со сказками поэта. Так как его произведения слишком сложны для восприятия ребёнком. Своим проектом мы хотели обратить внимание родителей на важность чтения детям классической русской литературы. Показать, что это интересно и несложно | |
8 | Цель | Развитие эстетических, познавательных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина. | |
9 | Задачи | Дети - познакомить с творчеством Александра Сергеевича Пушкина; - способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения; - воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; - обогащать и расширять словарный запас детей; - развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности; - знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина; - воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них; - развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности. Родители - создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду; - развитие совместного творчества родителей и детей; - развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу; - заинтересованность родителей жизнью детского сада. | |
10 | Социальная значимость | Благодаря изучению с детьми творчества великого русского поэта, приобщить к русскому культурному наследию. | |
11 | Ожидаемые результаты: | - развитие интереса к творчеству Пушкина; - развитие познавательной активности; - создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей. | |
Результат (продукт) | Изготовление декорации к сказкам. | ||
12 | Ресурсы | Участники | Воспитанники ДОУ, родители, сотрудники. |
Временной | Долгосрочный ( –#1075;.г.) | ||
МТО | Использование интерактивных технологий (проектор, цифровой фотоаппарат, ноутбук, телевизор) | ||
Научно-методическое обеспечение проекта | 1. А. С. Пушкин «Стихи и сказки», изд. Детская литература, М.,1974 г. 2. А. Самарцев. «А. С. Пушкин», изд. Белый город. М., 2003г. 3. Л.П. Февчук « Портреты и судьбы», Лениздат, 1984 г. 4. С. Т. Овчинникова. «Пушкин в Москве», изд. Советская Россия, 1984 г. 5. А. М. Гордин «Пушкин в Михайловском», Лениздат, 1989 г. 6. И. Токмакова «Поговорим с тобой о Пушкине», Дошкольное воспитание № г. 7. Г. Светлова А. С. Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание № г. 8. К. Степанов «Пушкин: истоки творчества», Дошкольное воспитание №2 2000г. 9. Н. И. Попова «Музей-квартира А. С. Пушкина», Лениздат, 1989г. |
Этапы работы над проектом:
1 этап - подготовительный
Сроки:18 сентября –15 октября
Задачи:
- Определение цели и задач проекта, его мотивации.
- Обсуждения проекта с детьми, педагогами, родителями
- Составление плана работы.
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта.
- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
2 этап – практический
Сроки: 16 октября- 3 декабря
Задачи:
- Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта.
- Осуществление взаимодействия между участниками проекта
- Обсуждение и оказание помощи в изготовление продукта проекта.
3 этап – итоговый
Сроки: 4 декабря- 24 декабря
Задачи:
- Обобщение результатов работы с детьми.
- Анализ выполнения проекта.
- Подготовка сценария и видеоролика макета.
- Запись, монтаж, презентация на сайте ДОО видеоролика о проекте (макете).
Реализация этапов проекта
"Сказки Пушкина на все времена"
Этапы проекта | № | Перечень конкретных дел | Ответственные | Результат (продукт) |
1 этап | 1. | Подготовка и оформление паспорта проекта | педагоги | Размещение на сайте ДОО |
2. | Проведение анкетирование родителей | педагоги | Приложение №1 | |
2 этап | 3. | «Детство А.С. Пушкина и его семья» Рисование "Портрет поэта" | педагоги | Приложение №2 |
4. | Выставка книг поэта "Читаем дома" | педагоги | Приложение №3 | |
5. | Прочтение сказки "Сказка о рыбаке и рыбке". Творческая работа: оригами "Золотая рыбка" | педагоги | Приложение №4 | |
6. | Просмотр мультфильма "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" Аппликация "Царевна Лебедь" | педагоги | Приложение №5 | |
7. | Знакомство со стихотворением "У Лукоморья" Лепка "Кот учёный" | педагоги | Приложение №6 | |
8. | Прочтение сказки "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" Инсценировка сказки | педагоги | Приложение №7 | |
9. | Участие во Всероссийской познавательной онлайн- викторине "По страницам сказок Пушкина" | педагоги, дети | Приложение №8 | |
10. | Проектирование и изготовление макета декорации для театральной постановки. | педагоги, дети, родители | Приложение №9 | |
3 этап | 11. | Предоставление отчёта о результатах проекта через сайт детского сада, социальные сети. | педагоги | Размещение на сайте ДОО |
12. | Публичная презентация макета декорации МАНОУ "Центр молодежи" | педагоги, дети | Фотоотчет на сайте детского сада "Родничок" "Сказки Пушкина на все времена" |
Приложение № 1
Анкетирование родителей
Читаете ли Вы?
1. Какие книги вы чаще всего покупаете для вашего ребёнка (сказки, стихи, рассказы о природе, энциклопедии)
2. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребёнку сказки?
3. Какие сказки предпочитает Ваш ребёнок?
4. Просит ли Ваш ребёнок читать (рассказывать) некоторые сказки несколько раз?
5. Есть ли любимая сказка у вашего ребёнка? Если есть – какая?
6. Есть ли дома библиотека детских книг. Каких?
7. Есть ли в вашей домашней библиотеке книги со сказками А. С. Пушкина?
8. Как вы считаете, с какого возраста следует знакомить ребёнка со сказками А. С. Пушкина?
9. Если существует мультфильм по прочитанной сказке, считаете ли вы нужным показать его ребёнку после или до прочтения сказки?
10. Узнает ли ваш ребёнок сказку по иллюстрации?
11. Рассказывает ли вам ребёнок о сказках, которые прочитали в детском саду?
Приложение №2
«Детство А.С. Пушкина и его семья»
Рисование "Портрет поэта"
Задачи:
Образовательные: углубить знания детей о русском поэте А. С. Пушкине; формировать интерес к его творчеству, как о великом сказочнике;
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес и любознательность, умение внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Воспитательные: прививать любовь к книгам, русскому языку; гордость и уважение к великому поэту.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций и просмотр мультфильмов по мотивам сказок А. С. Пушкина.
Материал: портрет А. С. Пушкина, книги по сказкам.
1-ая часть. Вводная беседа
(Воспитатель читает детям отрывки из сказок А. С. Пушкина и просит отгадать из какой сказки)
Раз он в море закинул невод, -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришёл невод с травой морскою.
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке
"Свет мой, зеркальце скажи!
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
Дети: Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.
Воспитатель: Кто написал эти сказки?
Дети: Пушкин.
2. Основная часть. Рассказ воспитателя.
(Воспитатель демонстрирует на мольберте портрет А. С. Пушкина)
Воспитатель: Узнали. чей портрет?
Дети: Да, это Пушкин.
Воспитатель: А кто знает и сможет назвать имя и отчество Пушкина?
Дети: Александр Сергеевич (не все дети знали)
Воспитатель: Какие ещё сказки А. С. Пушкина знаете?
(дети вместе с воспитателем вспоминают все знакомые сказки, в случае затруднения, читает отрывок из сказки)
Воспитатель: А что еще можете рассказать о нём?
(ответы детей: пишет сказки, ещё стихи)
Воспитатель: Садитесь поудобнее и слушайте, сегодня вы узнаете о нём очень много интересного.
Много лет назад, 26 мая на одной из улочек Москвы в дворянской семье, у майора Сергея Львовича Пушкина родился кудрявый мальчик. Рос он очень упрямым, рассеянным, задумчивым мальчиком, был диковат, грыз даже ногти и был непохож на других детей.
В гости в семью Пушкиных бывали много писателей, поэтов. Они вели очень увлекательные разговоры, спорили, а маленький Саша забирался в уголок, старался, чтобы его не видели и подслушивал взрослые разговоры.
Воспитывали его французские гувернантки и гувернеры, которые жили в доме. Он слышал только французскую речь. Его учили танцам и возили на детские балы.
Когда он подрос, стали его учить и другим предметам арифметики, истории. И вообще он изменился, стал наблюдательным, живым, шаловливым ребёнком, с необыкновенной памятью. Саша очень любил читать. Он проводил бессонные ночи, забирался в кабинет отца и тайком читал одну книгу за другим. Из книг он пополнял свои знания.
Маленький Саша очень рано стал писать, когда ему было 8 лет сочинил на французском языке маленькие комедии, а в 9 лет писал басни, пьесы и даже сказочную поэму.
Его бабушка и няня Арина Родионовна, сыграли в его жизни огромную роль. Читать и писать по-русски научила бабушка, а вечерами они рассказывали волшебные сказки. Любимая няня брала в руки вязание и начинала рассказывать сказки, которых она знала очень много. Именно она, Арина Родионовна познакомила маленького кучерявого Сашу с чистой речью и русским народным творчеством. Он очень полюбил фольклор. Её сказки запали в душу. И когда Пушкин вырос, стал взрослым пересказал эти сказки в стихах.
На сказках Пушкина выросли наши бабушки, мы и еще вырастут многие поколения. Когда читаем его сказки мы попадаем в Древнюю Русь с её рубленными избами, боярскими палатами, высокими теремами и маковками церквей. Он давно умер, прожил недолго, но написал много сказок, стихов, поэм, романов в стихах. Нет такого человека, который не знал бы Пушкина. Его сказки в стихах - это волшебные истории очень добрые и поучительные.
А теперь, я вам предлагаю вместе нарисовать его портрет.
Приложение №3
Выставка книг поэта "Читаем дома"
Приложение № 4
Прочтение сказки "Сказка о рыбаке и рыбке".
Творческая работа : оригами "Золотая рыбка"
Цель: закрепление знаний детей о А. С. Пушкине, его творчестве и сказках.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина, ее героями; Развивающие: углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина;
Воспитательные: воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, характер героев.
Материалы и оборудование: портрет Пушкина; иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке»; цветная бумага, клей, ножницы для творческой работы.
Предварительная работа: беседа в книжном уголке о сказках, которые написал А. С. Пушкин.
Ход занятия:
1. Вступительный этап
- Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Море волнуется раз»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Как рыбки плывут покажи.
- Какие замечательные рыбки у нас получились. Сегодня мы с вами познакомимся с произведением, в котором тоже будет присутствовать рыбка. Но перед тем, как мы начнем, для вас специальное задание: вам нужно расшифровать название этого произведения. Для того, чтобы у вас это получилось, нужно подумать, какие два слова можно получить из набора букв: ы, р, б, к, а.
Конечно, рыбак и рыбка. Это произведение о рыбаке и рыбке. Но для того, чтобы название получилось полным, в процессе чтения вам нужно будет определиться, какой жанр у этого произведения. Какие жанры вам известны?
2. Основной этап
Чтение сказки.
Понравилось ли вам произведение? Какой у него жанр? Почему? Сказка — это вымысел, где оживают животные, птицы, могут присутствовать волшебные существа. А произведение, которое мы прочитали, так и называется «Сказка о рыбаке и рыбке»
Эту сказку написал Александр Сергеевич Пушкин (портрет) - русский поэт, он известен всему миру. Родился он очень давно, более 200 лет назад. В доме у него было очень много книг, его отец очень любил читать и писал стихи, и Пушкин тоже рано стал писать стихи. Прошло уже очень много времени с тех пор, как жил великий поэт, о его произведения не забыты. Пушкина помнят не только в нашей стране, но и во всем мире.
Чем вам запомнилась сказка? Какой главный смысл? Каких героев высмеивал Пушкин? Какими словами он описывал старуху? Какой был старик? Какие желания выполняла рыбка? Сколько раз ходил старик к морю? Что становилось с морем с каждым желанием старухи?
Давайте прослушаем несколько мелодий и подумаем, кого они характеризуют.
1) Спокойная, добрая мелодия- старик
2) Тревожная, громкая- старуха
А теперь давайте попробуем изобразить руками море?
1 раз- море спокойное- плавное движение руками
2 раз- неспокойное море- более быстрые движения руками
3 раз- бушующее море- резкие движения руками
4 раз- шторм на море- быстрые и резкие движения руками
Что хотел сказать Пушкин, изображая разное море? Как закончилась сказка? (старуха осталась у разбитого корыта) Почему? (была очень жадной) С тех пор выражение «остаться у разбитого корыта» стало пословицей у людей очень завистливых и жадных. Чему вас научила эта сказка?
3. Заключительный этап
Какое желание вы бы загадали? Предлагаю вам сделать золотую рыбку из бумаги. Прошепчите ей свое желание.
Приложение №5
Просмотр мультфильма "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"
Аппликация "Царевна Лебедь"
Цель: Развитие творческих способностей детей на материале творчества А. С. Пушкина – «Сказка о царе Салтане…».
Задачи:
Образовательные:
- формировать интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина посредством различных форм выразительности;
- формировать умение вырезать детали, аккуратно наклеивать их по образцу;
- продолжать учить работать с разным материалом;
Развивающие:
- способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей;
- способствовать развитию мелкой моторики;
- развивать интерес к аппликации;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к сказкам А. С. Пушкина;
- способствовать формированию умения оценивать свою деятельность и деятельность других сверстников; умение согласовывать свои действия с другими детьми, работать цепочкой, создавая общую коллективную работу.
- продолжать воспитывать желание познавать русскую культуру и уважительное отношение к ней;
- воспитание усидчивости, аккуратности.
- воспитывать наблюдательность, воображение и художественный вкус.
Предварительная работа:
Знакомство с творчеством А. С Пушкина. Краткая биография, рассматривание портрета.
Оформление книжной выставки «Сказки А. С. Пушкина».
Чтение сказок, рассказывание, слушание аудиосказок, объяснение старинных слов, просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане»
Рассматривание иллюстраций и книг.
Выполнить с детьми заготовки перышек из бумаги белого цвета; заготовки шариков из красных салфеток, зарисованный силуэт лебедя и города златоглавого; заучивание отрывков из сказки.
Материал: бумага белого цвета, стиплер, клей ПВА, салфетки красного цвета, картон золотого цвета (для короны, глаз из салфеток (окрашен. в черный цвет)или стеклянные камушки.
Ход занятия: Ребята! Посмотрите! Что это лежит на полу?
На полу дети видят белое пушистое пёрышко.
Как вы думаете, что за сказочный персонаж мог обронить здесь это перо?
(ответы детей)
Это перо обронила Царевна – Лебедь.
А из какой сказки этот персонаж? (Сказка о царе Салтане)
Правильно, но полное название этой сказки «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
А кто знает автора этой сказки? (Александр Сергеевич Пушкин).
Выставляется портрет А. С. Пушкина.
Ребята, а какие еще сказки написал А. С. Пушкин?
Ответы детей: Сказка о золотом петушке; Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях; Сказка о попе и о работнике его Балде; Сказка о рыбаке и рыбке;
Молодцы!
Воспитатель предлагает вспомнить сказку о царе Салтане (ее последовательность). Где и когда встретились царевна Лебедь с князем Гвидоном. (звучит запись шума моря). Дети рассказывают отрывок из сказки.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон.
Видно, на море не тихо;
Смотрит –видит дело лихо;
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет.
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил.
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела –
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит –
И царевичу потом
Молвит русским языком:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе –все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду, А теперь ты воротись, не горюй и спать ложись»
Физкультминутка «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Возможно музыкальное сопровождение. Ребята, предлагаю вам тоже приобщиться к творчеству Пушкина, и сделать аппликацию по «Сказке о царе Салтане».
Какие три чуда описывает Пушкин в «Сказке о царе Салтане»? (Ответы детей)
;Белка там живет чудная" - белочка, которая грызла золотые орешки и добывала из них ядра-чистый изумруд. Белка умела петь песенки и танцевать.
2. "Тридцать три богатыря и дядька их морской - Черномор" - морские богатыри, в количестве тридцати трех штук, с ними их воевода-дядька Черномор. Обходят дозором вверенную им территорию.
3. Царевна-лебедь - красавица с месяцем под косой и звездой во лбу. Обладательница чудесного голоса и колдовского дара. Умеет превращаться в лебедя, состоит в родственных связях с морскими богатырями (она им сестра, умеет превращать человека в насекомых.
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
Затем воспитатель предлагает детям сделать лебедя из вырезанных перышек, которые они заготовили, и по очереди приклеивать на заготовку, начиная от хвоста и заканчивая шеей с одной и с другой стороны. Так же обклеивают шею из белых шариков (согласовывая свои действия с другими детьми). Приклеиваю глазок и красными шариками обклеиваем клюв, прикрепляем корону.
Вот мы и закончили нашу аппликацию.
Посмотрите как красиво у вас получилось.
Как вы думаете почему? ( ответы детей: старались, внимательно слушали, делали аккуратно).
Молодцы ребята!
Приложение № 6
Знакомство со стихотворением "У Лукоморья"
Лепка Кот учёный"
Цель:
Развивать интерес к творчеству русских писателей, литературному наследию Александра Сергеевича Пушкина.
Познакомить детей с приёмами лепки кота, цепи из множества звеньев, совершенствовать технику лепки, воспитывать любовь к животным.
Задачи:
Образовательные: учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей.
Развивающие: развивать творческое воображение.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.
Оборудование, материалы: заготовки из коричневого картона, изображающие землю и дуб, пластилин чёрный, зеленый, желтый или оранжевый, белый, розовый, доска для лепки, стека; салфетки бумажные и влажные, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, портрет писателя, заранее вылепленный кот учёный для демонстрации.
Методические приёмы: отгадывание загадок, беседа, самостоятельная деятельность детей, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, подведение итогов.
Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций, раскатывание из пластилина столбиков.
Ход образовательной деятельности:
I. Организационная часть
Воспитатель: - Ребята, представляете, первоклассники из соседней школы прислали вам в подарок портрет своего любимого писателя (показывает детям портрет А. С. Пушкина). Дети, а вы знаете, кто это?
Воспитатель зачитывает детям отрывки из произведений А. С. Пушкина и просит отгадать, из каких они сказок.
"Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
“Посади ты эту, птицу, -
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
(«Сказка о золотом петушке»)
Вот пошёл он к синему морю;
Видит - море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила;
"Чего тебе надобно, старче?"
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
(«Сказка о царе Салтане»)
Воспитатель: - Ребята, когда Александр Сергеевич был таким же маленьким как вы, у него была замечательная няня, которую звали Арина Родионовна. Она рассказывала маленькому Саше сказки, пела песни долгими зимними вечерами, а когда Саша вырос, он записал сказки своей няни в стихах.
А еще поэт придумал волшебное место, где живут волшебные сказочные существа и назвал его Лукоморье. Я хочу вас познакомить с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила», который называется «У лукоморья дуб зеленый». (Воспитатель зачитывает фрагмент).
У лукоморья дуб зелёный.
Златая цепь на дубе том,
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, как художники и такие же дети, как вы, изображали знаменитый пушкинский дуб, золотую цепь и ученого кота. я предлагаю вам слепить учёного кота, который будет ходить по цепи и рассказывать сказки.
II. Практическая часть.
Воспитатель:- Давайте подумаем, на сколько частей нужно разделить кусок пластилина, чтобы слепить нашего кота.
- Посмотрите, все ли части одинакового размера? (Нет)
- Кусок, из которого будем лепить туловище самый большой. Для туловища кота катаем толстую «колбаску» (цилиндр). Для головы лепим шар, добавляем ушки, оформляем мордочку, обратите внимание, что мордочка у нас беленькая. Прикрепляем голову к туловищу. Лапки коту лепим отдельно и прикрепляем к туловищу. Лепим хвост в виде колбаски, присоединяем к туловищу.
Пальчиковая гимнастика:
Пальчики правой руки растираем, героев наших мы называем:
Большой палец – котик учёный, что сказки расскажет и песни споет.
Указательный – леший лесной.
Средний – русалка красавица с рыбьим хвостом.
Безымянный – ступа с Бабой-Ягой, что бредет сама собой.
Мизинец – волк, что верно служит, царевне, что в темнице тужит.
И на левой руке всех покажем, про всех расскажем.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику по предложенному образцу.
Воспитатель: - С чего начнём лепить кота учёного? (С туловища и лапок)
- Кусок пластилина, раскатываем круговыми движениями ладоней, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме овала, цилиндра.
(Самостоятельная деятельность детей, наблюдая за работой детей, воспитатель помогает им добиться выразительной передачи образа кота.)
Физкультминутка.
У нашего котища (показать, какие глазищи у кота)
Желтые глазищи.
У нашего котища (показать, какие длинные усы у кота)
Длинные усищи.
У нашего котища (показать, острые цапки-царапки)
Острые когтищи.
У нашего котища (движения от головы вверх)
Умные мыслищи.
Моется котище (показать, как кот умывается- трём кисти рук, а затем щёки)
С каждым днём всё чище,
Отмывая мордочку
От остатков пищи.
Вечером охотиться (крадущиеся шаги на носках)
В чулане за мышами.
И играет в ладушки (разбиться на пары и играть в ладошки)
С пушистыми котами.
Воспитатель: - Когда вылепите котика, не забудьте, что ему нужны глазки. Для этого из белого пластилина сделайте сам глаз, а из черного зрачок.
Теперь нам нужно слепить цепь, по которой ходит наш котик. Посмотрите ребята, цепь состоит из одинаковых колечек, соединенных друг с другом. Сначала мы раскатываем пластилин желтого цвета и делаем тоненькие палочки-колбаски. Соединяем края палочки и получаем колечко. Продеваем в колечко следующую палочку и опять соединяем края. так, вдевая колечко в колечко мы вылепим цепь. Когда цепь нужной длины готова, прикрепляем ее к картонному дубу. Осталось слепить из зеленого пластилина несколько листиков и прикрепить их к кроне дерева. Теперь можно посадить рядом с дубом ученого кота.
Приложение № 7
Прочтение сказки "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Театрализованная игра по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Участвуют:
-Скоморох-ведущий,
-королевич Елисей,
-Царевна,
-голоса-невидимки: Солнце, Месяц, Ветер.
Предварительная подготовка.
Царевна укладывается на составленные вместе стулья и покрывается прозрачной накидкой, которая имитирует хрустальный гроб.
Примечание: за персонажей Солнце, Месяц и Ветер текст читать может ведущий.
Ведущий.
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет!
Он горько плачет...
К Красну солнцу наконец
Обратился молодец.
Елисей.
Свет наш, Солнышко!
Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты Царевны молодой?
Я жених ей.
Солнце.
Свет ты мой.
Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее приметил.
Ведущий.
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
Елисей.
Месяц, Месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокой,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты Царевны молодой?
Я жених ей.
Месяц.
Братец мой,
Не видал я девы красной,
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня
Царевна, видно, пробежала.
Елисей.
Как обидно!
Месяц.
Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай.
Ведущий.
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
Елисей.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты Царевны молодой?
Я жених ее.
Ветер.
Постой,
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста.
Ведущий.
Ветер дале побежал,
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз...
Елисей подходит к ложу Царевны.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился, дева вдруг
Ожила.
Царевна (поднимается).
Как же долго я спала.
Ведущий.
И трубит уже молва:
Дочка царская жива.
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Все участники (хором).
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Приложение № 8
Участие во Всероссийской познавательной онлайн- викторине
"По страницам сказок Пушкина"
Цели и задачи Викторины.
Основными целями Викторины являются:
− выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научноисследовательской деятельности;
− формирование ключевых компетенций, профессионально-значимых качеств личности и мотивации к практическому применению предметных знаний;
− распространение и популяризация научных знаний среди молодежи;
− создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных детей, в том числе содействия им в профессиональной ориентации и продолжении образования
Основные задачи Викторины:
− активизация внеклассной и внешкольной работы;
− помощь в научном и профессиональном самоопределении участников;
− создание условий для поддержки одарённых детей;
− формирование активной жизненной позиции;
− повышение исследовательского и познавательного интереса педагогических работников и обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина» Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, позн...
Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина».
Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.Продолжительность: 3 месяц...
Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина»
Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А.С.Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находи...
Познавательно-творческий проект для детей средней группы "Времена года"
Познавательно-творческий проект для детей средней группы "Времена года"Подготовила: Воспитатель средней группы "Гномики" Травушкина Елена ДмитриевнаПродолжительность: долгосрочный (01.09.2015 - 31.08....
Познавательно-творческий проект «Сказки А.С.Пушкина».
Цели проекта:1.Приобщение детей к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина;2.Развитие эстетических и познавательных устремлений детей старшего дошкольного...
Познавательно – творческий проект «Сказки Пушкина».
Познавательно – творческий проект «Сказки Пушкина»....
В рамках муниципального этапа краевого конкурса "Читающая мама-читающая страна" номинация "Русская культура в литературе" в нашем саду прошел в течение 6 недель творческий проект "Сказки Пушкина А.С."
Окончен творческий проект "Сказки А. С. Пушкина" с детьми подготовительных групп. Проведены тематические беседы, рисование и создание книги из детских рисунков по произведениям поэта, музыка...