Рекомендации педагога-психолога для воспитателей по работе с детьми с ОВЗ
консультация

Захаренко Дарья Дмитриевна

На что необходимо обратить внимание воспитателям при работе с детьми ОВЗ и с теми, чей уровень развития ниже возрастной нормы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_vospitatelyam.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагога-психолога для воспитателей по работе с детьми с ОВЗ

     Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с точки зрения педагогики, являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды.

Дети с ОВЗ это дети:

  • с нарушением зрения;
  • с нарушением слуха;
  • с нарушениями речи;
  • с интеллектуальными нарушениями (от ЗПР до тяжелой умственной отсталости);
  • с ДЦП и двигательными нарушениями;
  • с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • со сложными дефектами развития.

Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Это гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания. А также не стоит забывать о детях с неустановленными диагнозами, которым также необходим особый подход со стороны воспитателей и специалистов.

На что необходимо обратить внимание воспитателям при работе с детьми ОВЗ и с теми, у кого уровень развития ниже возрастной нормы?

  • Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие успехи - это развивает в нем веру в собственные силы и возможности. Поэтому, хвалите ребенка даже за незначительные достижения!
  • Воспитателям следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и способы подачи информации. Например, на занятиях по художественно - эстетическому развитию (рисовании), детям необходима пошаговая инструкция, а не законченный образец рисунка. Такие дети, тяжело воспринимают сложные инструкции, зачастую им требуется больше времени для выполнения задания, чем другим детям.
  • Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми, ведь его развитие идет другим, собственным путем.

У детей с ограниченными возможностями здоровья обычно наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, памяти, внимания, мышления, развития личности. Необходимо четко определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения. Перед началом обучения составляют этапную программу обучения. Процесс обучения следует сделать трехступенчатым:

1. Вначале ребенку объясняют, что он должен сделать.

2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей (или лиц, их заменяющих) предусматривает следующую работу:

  • активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе родительские собрания и т.д.);
  • помощь ребёнку в выполнении заданий, дидактического материала для занятий дома: игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
  • помощь родителям для организации занятий с ребёнком дома по закреплению изученного материала;
  • создание положительного эмоционального настроя на занятиях,.

В работе с детьми педагоги опираются на методологические подходы коррегирующего обучения:

  • нетрадиционное начало занятий (мотивация детей к деятельности);
  • удержание взрослым паузы для «включения» мыслительных процессов детей;
  • дифференцированный подход к организации взаимодействия  детей в подгруппах;
  • выслушивание ответа каждого;
  • развитие речи в любых формах деятельности;
  • учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
  • обучение видению многовариативности выполнения задания;
  • поддержка         у         детей         ощущения         успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование педагогом-психологом технологии творческих мастерских в работе с детьми, имеющими нарушения зрения

Технология позволяет не сообщать  информацию, а передавать способы деятельности. Занятие, организованное в технологии творческих мастерских  основывается на решении проблемы, которая стимули...

"Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ с применением квест технологии"

У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются проблемы в социально-коммуникативной и познавательной сфере. Таким образом, очевидна актуальность взаимодействия логопеда и психолога. Квест - это ...

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....

Рекомендации педагога-психолога ДОУ педагогам по взаимодействию с агрессивными детьми.

Почти в каждой группе  детского сада  встречается  хотя бы один  ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на  других детей, обзывает и бьёт их, отбирает и лома...

Взаимодействие и современные подходы педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Российское образование для настоящего и будущего нашей страны предусматривает в современных образовательных технологиях все соответствующие основы для полноценного становления личности. Приоритетным н...

Методические рекомендации педагога-психолога для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации педагога-психолога для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ....