«Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции гиперактивности детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Косогорова Татьяна Сергеевна

Нетрадиционные техники рисования, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально - положительное отношение к самому процессу рисования, что развивает усидчивость, помогает сосредоточить внимание над выполняемой работой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской методический кабинет

Заседание секции ГМО (речевое развитие)

Тема: «Создание оптимальной РППС как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста»

Сообщение: «Кубик Блума как инновационная практика в развитии речи детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Косогорова Татьяна Сергеевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ детский сад

№11 «Росинка»

г. Саяногорск, 2022

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться». А как развивать в ребёнке словарный запас, диалогическую и монологическую речь? Ведь мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Какие приёмы и технологии использовать?

Инновационные методы воздействия в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей.

Предлагаю один из популярных приёмов, как инновационную практику, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума».

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную.

 Эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею".  Ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

«Кубик Блума»

Методика использования «Кубика Блума».

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

Назови.

Почему.

Объясни.

Предложи.

Придумай.

Поделись.

2. Формулируется тема НОД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Педагог или один ребёнок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Ты действительно думаешь, что ..? Ты уверен, что …

Предложи. Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Мне очень понравилось это произведение, потому что она учит решать проблемы».

Варианты использования «Кубика Блума» в НОД:

«Кубик Блума» универсален. Возможны два варианта:

- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

- Вопросы формулируют сами воспитаники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем в процессе НОД они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, т.е. в развитие речи, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей.

Применение «Кубика Блума» на НОД на тему «Квадрат»:

Объясни что такое квадрат? (это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов)

Почему квадрат не катиться?

Назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)

Предложи как из квадрата получить ромб? (перевернуть)

Придумай что может быть квадратным.

Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.

Применение «Кубика Блума» на НОД по грамоте:

Назови какие бывают звуки?

Сравни гласные и согласные звуки

Объясни : для чего нам нужны красные, синие и зеленные фишки

Предложи сыграть в игру «Лилипуты и великан»

Почему дни согласные твердые , другие мягкие

Придумай слова которые бы начинались с согласного звука.

Использование заданий Кубика Блума позволяет педагогу определить какие знания усвоил каждый ребенок по пройденной теме, а также выявить, что вызывает затруднения или где есть пробелы в усвоении конкретным ребенком данного материала.

«Кубик Блума» — это упрощённый способ, который помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Таким образом, использование приёма «Кубик Блума», является инновационной практикой, которая помогает развивать не только речь детей, что очень важно, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Художественно-эстетическое развитие дошкольника осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деят...

Методическая разработка Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработкаНетрадиционные техники рисованияв развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...

Статья "Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Статья "Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

laquo;…Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисоватьНа бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне…»...

«Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

laquo;…Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисоватьНа бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне…»              ...

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования "Пушистые жители Пейзажинска" для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

На данной НОД дети научатся создавать образы лесных пушистых зверят из нетрадиционного материала – использованной заварки путем аппликации (приклеивание ее на силуэта), добиваясь эффекта о...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Обзор различных методов использования нетрадиционных техник рисования в детском саду....