Статья "Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
статья на тему
Статья "Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakimova_l.v._dou_414.docx | 194.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №414
Юридический адрес: г. Екатеринбург, Верх- Исетский район, ул. Юмашева 4а
Тел. 368-42-81, 368-41-64, Е-mail: MBDOU 414@mail.ru
Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Педагогические чтения
«Воспитание и социализация подрастающего поколения:
проблемы и решения»
Г. Екатеринбург, 2013
Л.В. Якимова,
воспитатель МБДОУ детского сада
комбинированного вида №414
Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их творческие способности, формируются интегративные качества эстетической направленности.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок,» - утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они позволяют научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Работая в детском саду, я наблюдала, что на занятиях изобразительным искусством, все дети работают только по образцу, не решаются проявить своё неповторимое видение; многие дети быстро утомляются, теряют интерес к личной изобразительной деятельности. Передо мною встала актуальная проблема: Каковы способы раскрепощения детей в процессе изобразительной деятельности, формирования у них устойчивого к ней интереса и интегративных качеств эстетической направленности?
В педагогической литературе я нашла путь решения этой проблемы и стала применять наряду с традиционными и нетрадиционные техники рисования.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Цель моей работы: выявить эффективность применения нетрадиционных техник рисования в формировании интегративных качеств эстетической направленности.
Моей главной задачей было умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Я стремилась пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Работа по применению нетрадиционных способов изодеятельности предусматривала:
- создание такой развивающей среды, которая способствовала бы реализации творческих замыслов, развитию творческих способностей личности ребенка (дополнение уголка продуктивной деятельности различными средствами для рисования: мелки, сангина, тушь, воск, гелиевые ручки, различные трафареты для печатания, т.п.; выставки произведений художников-иллюстраторов, мини-музей трафаретов, применяемых в рисовании, тематические выставки рисунков и др.);
- ознакомление дошкольников с различными техниками рисования;
- разработку комплекса конспектов по художественно-творческой деятельности с использованием нетрадиционных способов рисования.
- включение в работу детей родителей;
При организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Совместными с детьми и родителями усилиями был создан мини музей (трафареты для печатания из различных подручных средств). Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» - можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
В процессе художественно-творческой деятельности дети осваивали разнообразные техники. В образовательную деятельность были включены упражнения, позволяющие экспериментировать с различными материалами. В работе с дошкольниками я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности (театральной, музыкальной, литературной, игровой, экспериментальной, экологией), что раскрыло широкие возможности для раскрепощённого мышления и творческого самовыражения детей, способствовало гармоничному развитию личности.
Большое внимание уделялось работе с родителями. Мною было осуществлено анкетирование и тестирование родителей с целью выявления заинтересованности данной темой. Проводились открытые мероприятия, презентации выставок творческих работ, консультации, совместные с родителями мероприятия. Работа с родителями способствовала повышению их самостоятельности и активности, развитию художественного вкуса.
В своей работе я использую многие способы нетрадиционной техники рисования. Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют и фантазируют, что не всегда удаётся взрослым. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев). В старшем дошкольном возрасте дети часто выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им создать более выразительный образ.
Большое значение имеет коллективная форма творчества, которая сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.
В процессе своей работы проводила диагностику по развитию эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, отслеживая ее динамику. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников по следующим показателям: умение отличать красивое от обыденного; заинтересованное участие в изобразительной деятельности, любознательность в изобразительной деятельности, эмоциональная отзывчивость на красоту. Анализ диагностики показал положительную динамику развития интегративных качеств (см. таблицу).
Интегративные качества | Начало проекта | Конец проекта | ||||||||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||||
умение отличать красивое от обыденного | 30% | 60% | 10% | 7% | 60% | 33% | ||||
заинтересованное участие в изобразительной деятельности | 47% | 47% | 6% | 7% | 66% | 27% | ||||
любознательность в изобразительной деятельности, | 40% | 54% | 6% | 0% | 73% | 27% | ||||
эмоциональная отзывчивость на красоту. | 40% | 48% | 12% | 7% | 60% | 33% |
На основе проделанной работы я увидела, что дети стали лучше воспринимать произведения разных видов искусств, использовать средства выразительности для образности рисунка, воплощать в художественной форме свои чувства, представления, мысли, переживания. Я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. В настоящее время дети владеют многими нетрадиционными техниками рисования, создают новое и оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. И это не могло не сказаться на результатах работы - рисунки детей стали интереснее, разнообразнее, содержательнее, замысел богаче и украшают выставки не только в нашем детском саду, но и участвуют в различных конкурсах. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Секция № 6
Якимова Любовь Вячеславовна, MBDOU_414@mail.ru
тел.8-902-87-54-790
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому воспитанию средствами нардного декоративно-прикладного искусства....
«Использование игровых психотерапевтических техник в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Игровая терапия. Что же это за метод? И почему же игротерапия в последнее время вызывает интерес и привлекает к себе внимание специалистов работающих с детьми? Всё дело в том, что игра для ребёнка - е...
Авторские стихотворения как эффективный инструмент нравственно- этического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Использование данного опыта в практике педагогов, психологов, воспитательной деятельности родителей будет способствовать в дальнейшем эффе...
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста....
художественно-эстетического воспитание детей старшего дошкольного возраста
художественно- эстетическое воспитание- часть всестороннего развития ребенка...
СТАТЬЯ Русские народные сказки как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, школа, детский сад, кино, ...
СТАТЬЯ "Русские народные сказки, как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Русские народные сказки, как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста...