Картотека планирование трудовой деятельности старший дошкольный возраст
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека
Планирование трудовой деятельности
старший дошкольный возраст (5-7 лет)
- Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом – 4 раза (по 2 раза на участке и в помещении);
- Поручения, связанные с трудом в природе – 4 раза (по 2 раза на участке и в помещении);
- Поручения, связанные с дежурством – ежедневно.
Срок / Вид труда | Содержание труда | Ход выполнения работы | Оборудование |
Сентябрь | |||
Хозяйственно-бытовой труд | ХБТ в группе: «Приведём в порядок уголок со строительным материалом» | Задачи: Побуждать поддерживать порядок в строительном уголке - замечать непорядок, предлагать устранить его. Работать сообща, договариваться о распределении обязанностей. При необходимости оказывать друг другу помощь. Проблемная ситуация: Ребёнок (Саша, Петя…) запнулся о разбросанные кубики и больно ударился. В чём причина происшествия? Как исправить ситуацию? Что нужно сделать? Последовательность деятельности: -воспитатель предлагает внимательно осмотреть место происшествия, -определить совместно с детьми, что необходимо сделать, -распределить обязанности, -расставить строительный материал на местам -рефлексия Все игрушки по местам Я могу расставить сам, Но гораздо интересней Убирать ребятам вместе. Вместе мы построим дом И игрушки соберем. Их поставим в шкафчик рядом, Чтоб на полках был порядок. Завтра с ними ты опять Будем весело играть! | Полки, шкафчики, разный строительный материал. |
ХБТ в группе: «Приводим кукол в порядок» | Задачи: Приводить в порядок кукол - мыть, причёсывать, менять одежду при необходимости. Закреплять навыки ухода за куклами – заплетать косички, завязывать красивые банты. Проблемная ситуация: Завтра придут в группу на экскурсию малыши, а наши куклы чумазые и лохматые. Последовательность деятельности: -снять грязную кукольную одежду -налить в тазы воду -помыть кукол -вытереть кукол насухо -поменять кукольную одежду -причесать -заплести косички, завязать бантики, резинки. Утром рано встала Мила, Е. Григорьева Нет у куклы носа, Растрепались косы, Сидит она косматая, В платьице с заплатами... Потеплей укутаю Милую мою, "Баю-баю, баюшки", - Песенку спою. "Спи, моя красавица, Спи моя хорошая, Будет тебе платьице - Новое, в горошину!" Стирка Виктор Пахомов Кукла платье замарала, Я весь день его стирала, В мыльном тазике плескалась, Я трудилась, я старалась, А когда не получалось, Начинала всё сначала, Мама мне не помогала, Но за стирку не ругала, Даже ласково сказала: - Очень чисто постирала. Кукле платьице надели: Будет чистым всю неделю! | Тазы для купания кукол. Расчёски. Чистая кукольная одежда. Новые банты и резинки. | |
ХБТ на участке»: «Мытьё игрушек для улицы» | Задачи: Действовать в соответствии с предложением взрослого, совместно продумывать план работы, готовить всё необходимое для выполнения работы. Совершенствовать навыки ухода за игрушками. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, ответственность, желание трудиться на общую пользу. Проблемная ситуация: Мальчик заболел. Он вчера играл с грязными игрушками. А сегодня у него температура и болит живот. Чтобы предотвратить распространение инфекции, что нужно сделать? Последовательность действий: Собрать игрушки (выносной материал), привести их в порядок перед внесением их в помещение – помыть, протереть, сложить в корзину. Льётся в тазики вода. Эй, игрушки, все сюда! Утки, зайчики и кошки! Мы помоем вас немножко. Лапки, ножки, ушки Обольём из душа. Ну-ка, не лениться! Всем полезно мыться! | Тазы для мытья игрушек. Ветошь для протирания. Корзины. | |
ХБТ на участке»: «Грязный песок» | Задачи: Совершенствовать рудовые умения. Продолжать формировать самостоятельность при распределении обязанностей. Вызвать желание заботиться о младших детях. Проблемная ситуация: Воспитатель младшей группы попросила привести в порядок песочницу на участке для малышей. Последовательность деятельности: -очистить от мусора песок в песочнице у малышей. -полить песок, -взрыхлить его, -сделать горку из песка. -красиво разложить песочные наборы для игр с песком -рефлексия Посмотрите-ка скорей! Грязь в песке у малышей! Мусор, палки и коробки! Малыши стоят в сторонке… И бояться подойти, Чтоб песочек погрести. Сможем малышам помочь? И убрать весь мусор прочь? Чистая песочница, | Мешки для мусора, перчатки, детские грабли | |
Труд в природе | Труд в природе в группе: «Наш цветок не пил, не ел И сегодня – заболел!» | Задачи: Совершенствовать навыки ухода за растениями – под наблюдением воспитателя подготовка воды к поливу, полив и опрыскивание растений, рыхление почвы. Знать способы полива разных растений, определять степень влажности земли. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление за ними ухаживать. Проблемная ситуация: Дети пришли в группу после выходных и заметили, что завяли цветы в уголке природы. Я решил полить цветы, | Емкости для отстаивания воды. Лейки. Стеки для рыхления. Ветошь для протирания листьев. Пульверизатор для опрыскивания. |
Труд в природе в группе: «Ящики для урожая» | Задачи: Учить действовать с простейшими инструментами – молоток, гвозди (под руководством взрослого). Продолжать формировать умения трудиться слаженно, дружно. Воспитывать уважение к труду плотника. Проблемная ситуация: Плотник не успевает починить ящики для сбора урожая. Предложение помочь плотнику. Последовательность деятельности: Починить совместно со взрослыми (плотником, воспитателем, родителями) маленькие ящики для сбора урожая (картофеля, моркови, свеклы) на огороде. -разложить недостающие досочки -взять гвозди и молоток -под руководством взрослого прибить гвоздём досочку -рефлексия труда. Чтоб в порядке содержать | Досочки для изготовления ящиков. Молотки, гвозди. Фартуки. | |
Коллективный труд в природе на участке (огороде): «Урожай собирай!» | Задачи: Выделять этапы работы, распределять работу между собой, добиваться результатов. Способствовать проявлению радости в связи со сбором урожая, стремление трудиться на общую пользу, работать дружно. Проблемная ситуация: На огороде созрел урожай. Скоро начнутся заморозки, и наш урожай может замёрзнуть. Что мы можем сделать, что бы этого не случилось? Последовательность деятельности: Собирать урожай на огороде – бережно срывать плоды с веток или вытягивать из земли. Аккуратно складывать плоды (корнеплоды) в подготовленные ящики. Уносить ящики в заранее выбранное место. Рефлексия. Корзина овощей Т. Шорыгина Я корзину овощей Умывал их дождик теплый, И питал их день за днем Шаловливый ветерок, Мы корзину овощей | Ящики для сбора урожая. Маленькие металлические лопатки. Перчатки. Мешки для мусора. | |
Труд в природе на участке: «Полон день у нас забот – Убираем(мы копаем) огород!» | Задачи: Совместными усилиями подготовить огород к зиме. Формировать навыки коллективной работы, умение распределить работу между собой. Формировать умения пользоваться необходимым инвентарём, рационализировать свой труд. Воспитывать чувство удовлетворения от чистоты и порядка на грядках. Проблемная ситуация: Презентация «Как люди готовятся к зиме». Как мы с вами будем готовиться к зиме – что необходимо сделать? Последовательность деятельности: Убрать свою часть огорода (свои грядки): -подготовить необходимый для труда инвентарь. -очистить грядки от ботвы, стеблей. -перекопать (вторичная перекопка) грядки. -убрать инвентарь на место -рефлексия труда. Наш любимый огород Разрыхлить, перекопать, | Маленькие металлические лопатки. Перчатки. Мешки для мусора. Вёдра. | |
Дежурство | Дежурство по подготовке к НОДв группе | Готовить рабочие места к НОД.
Приучать самостоятельно, без напоминания взрослого готовить рабочие места сверстникам и убирать материалы после НОД. Совершенствовать трудовые навыки, работать сообща. | Необходимое для занятия оборудование |
Дежурство по подготовке к НОДв физкультурном зале | Подготовить оборудование по просьбе инструктора ФК в физкультурном зале для НОД и убирать его. | Необходимое для занятия оборудование | |
Дежурство в уголке природы «Ведение календаря природы» | Поддерживать хронологию событий с целью дальнейшего использования полученной информации. Выявление закономерности путем анализа и синтеза. Воспитывать убежденность в значимости своего труда | Календарь природы. Фломастеры (маркеры). Карандаши. | |
Дежурство по подготовке к НОДв музыкальном зале | Подготовить оборудование по просьбе музыкального руководителя в музыкальном зале для занятия и убирать его. | Необходимое для занятия оборудование | |
Дежурство в уголке природы «Полив комнатных растений» | Определять сухость почвы, меру необходимости полива отдельных растений. Закреплять трудовые навыки: использоватьотстоянную воду, аккуратно наклонять носик лейки, чтобы не переливать лишнее. Воспитывать ответственность. | Отстоянная вода. Лейки. Фартуки |
Срок | Содержание труда | Ход выполнения работы | Оборудование |
Октябрь | |||
Хозяйственно-бытовой труд | ХБТ в группе «На прогулку мы идём, Всё в порядок приведём» | Задачи: Учить замечать непорядок в группе и самостоятельно устранять его. Воспитывать навыки организации коллективного труда. Проблемная ситуация: Мы не сможем пойти на прогулку. Почему? Обратить внимание детей на то, что в группе беспорядок. Последовательность деятельности: -Проверить, всё ли остаётся в порядке в группе перед уходом ребят на прогулку. -Убраны ли игрушки, книги, пособия на свои места. -Распределиться на подгруппы. -Каждая подгруппа выполняет свою задачу – наводит порядок – в книжном, кукольном, строительном уголке. -Рефлексия труда. На прогулку мы идём Всё в порядок приведём. Разберём игрушки с толком И расставим их по полкам. Книжки – в книжный уголок, Чтоб никто не уволок. И машины все в гараж Радует порядок наш! | Разбросанные игрушки, книги, дидактические игры. |
ХБТ в группе «Большая стирка» | Задачи: Закреплять навыки ухода за куклами - учить стирать вещи, сортировать бельё на светлое и тёмное, сильно и менее загрязнённое. Включить детей в совместные практические действия по стирке - намыливать, полоскать и отжимать, развешивать на веревку для просушивания. Продолжать формировать культуру труда. Проблемная ситуация: Визит медицинского работника в группу. Мед.сестра отмечает, что одежда на куклах и кукольное постельное бельё необходимо поменять и постирать. Последовательность деятельности: Организовать детей на стирку кукольной одежды, кукольного постельного белья. -подготовить необходимое для труда оборудование -налить в тазы воду -отсортировать бельё на светлое и цветное -замочить отдельно светлое бельё и цветное бельё -намылить и постирать -прополоскать -отжать -натянуть верёвку для сушки белья -повесить бельё на верёвку. -рефлексия труда Г. Лагздынь Постираем в ванночке Рубашечку для Анночки, Платьице для Олечки, Трусики для Колечки, Кофточку Мариночке, Платочек для Ириночки. А. Колесникова В тазик я налью водички, Чтоб носочки постирать. Пусть я ростом невеличка, Буду маме помогать! Дотянусь до полки с мылом, закручу я рукава, Маме помогу любимой, Постираю я сама! Пузыри по тазу скачут, Мыльце прыгает из рук, Вот, какая незадача, В мыльной пене всё вокруг.. Всё равно со стиркой справлюсь, Я работы не боюсь И сама себе я нравлюсь, И сама собой горжусь! Ну, а ,как же по-другому? Мне уже почти семь лет, Я, хозяюшка по дому, Когда мамы дома нет! | Тазы для стирки кукольного белья. Мыло в мыльницах. Верёвка для сушки белья. | |
ХБТ на участке «Уборка на участке» | Задачи: Убратьгрупповойучасток детского сада от опавших листьев. Объединить в труде детей разных по характеру – трудолюбивых, старательных, требовательных ребят с детьми, не проявляющими интереса к труду на участке. Формировать компостную яму (яма с листьями) для дальнейшего изготовления «тёплой» грядки. Проблемная ситуация: Осень напроказила Разбросала листья. А ребятам нравится Вместе всем трудиться! Наведём сами порядок на нашем прогулочном участке – дворник заболел. Последовательность деятельности: -подготовить инвентарь, необходимый для труда -распределиться самостоятельно на подгруппы. -сгрести граблями листья, собрать в кучи -носилками и картонными коробками отнести листья на огород -поместить все листья в заранее выкопанную канаву на грядке -утрамбовать листья – потоптаться, попрыгать -рефлексия труда Дети! Надобно трудиться: Не бегите от труда; А от праздности родится Много горя и стыда. Тот, кто хочет доброй славы, Должен хлеб свой в поте есть. Не за игры и забавы Достается людям честь. Дети! Дети! Не ленитесь! Труд всегда приносит плод: Будешь смолоду трудиться — Встретишь старость без забот. | Детские грабли. Мешки для мусора. Перчатки. Носилки. Картонные коробки. | |
ХБТ на участке «Убираем веранду от мусора» | Задачи: Вовлечь детей под руководством воспитателя участвовать в наведении порядка в шкафах с выносным оборудованием. Учить трудиться слаженно, дружно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать бережное отношение к уличному оборудованию. Проблемная ситуация: Вчера вечером к нам на участок залезли соседские мальчишки и навели страшный беспорядок –разбросали весь выносной материал из ящиков на веранде. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок. Последовательность деятельности: -распределить работу на подгруппы детей (косвенная помощь педагога). -1-я подгруппа собирает игрушки в корзины -2-я подгруппа складывает в шкафы на веранде -3-я подгруппа подметает веранду. -рефлексия труда – разные задачи – общее дело. Чтобы дом спасти от пыли Мы мели, трясли и мыли. Так трудились, так старались, Не гуляли - убирались. В результате все сверкает, Только даже школьник знает Этой пыли аппетит - Завтра снова налетит. Только мы не растеряемся Завтра снова убираемся! | Веники. Мешки для мусора. Перчатки | |
Труд в природе | Труд в природе на участке «Пересадка цветущего растения» | Задачи: Самостоятельно пересадить цветущие растения(бархатцы, георгины, цинии) с цветника в горшки для группы. Научить осторожно окапывать землю вокруг цветка. Воспитывать интерес к природе, желание ухаживать за растениями. Проблемная ситуация: Скоро наступят холода. Что случиться с цветами на цветниках? Как можно уберечь цветы от гибели? Последовательность деятельности: -взять лопатки, совки – приготовить заранее инвентарь, -осторожно выкопать цветы, чтобы не повредить корни - окапывать землю вокруг цветка. -вместе с комом земли аккуратно пересадить цветы в горшочки. С. Лосева Лучик Ярким солнечным букетом Предо мною – бархатцы. Расцветают ранним летом. Я смеюсь от радости! Пусть просты, зато нарядны. Пышным кустиком горят. Запах горький, но приятный, И лучистый добрый взгляд. Даже осенью дождливой Будут тешить нас они. Но особенно игривы Утром в солнечные дни! Л. Рындова Вдоль садовой старенькой дорожки, Разбросав соцветья там и тут, Дышащие негой и прохладой, Бархатцы у ног моих цветут. Зелень их - как мягкий нежный бархат, Рюши лепестков - что кружева. А как сладко пряно они пахнут! Как от запаха кружится голова! Ласков взгляд у бархатцев безмолвных. А без них в саду какой уют? Мне милы они без родословных - Чернобривцы-бархатцы Ведь они для нас с тобой цветут! | Маленькие металлические лопатки, совки. Перчатки. Горшки для пересадки цветов. |
Труд в природе на участке: «Тёплая грядка» | Задачи: Заинтересовать детей новым для них делом - сформировать (сделать) компостную грядку (яма с листьями) для посадки огурцов в грунт весной. Формирование привычки к трудовому усилию. Воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, желание помочь более слабым сверстникам. Проблемная ситуация: Презентация «Компостная грядка». Предложение сделать такую грядку на нашем огороде. Последовательность деятельности: Выкопать на месте грядки углубление (канаву) примерно 0,5-0,7 метра глубиной. Убрать сорняки. На дно сложить мелкие ветки деревьев и кустарников (своеобразный дренаж). Затем сложить опавшие с деревьев листья, утрамбовать их. Сверху засыпать слоем земли. Сформировать граблями грядку. Полить теплой водой и накрыть сверху пленкой (желательно темной). В огороде много гряд, Есть и репа, и салат. Тут и свекла горох, А картофель разве плох? Грядка есть для огурцов, Для весёлых удальцов. Эта грядка не простая Она тёплая такая. Огурцы на ней растут Им тепло и влажно тут! Эту чудо, супер грядку Сами сделали ребята! Наш зеленый огород Нас прокормит целый год! | Детские грабли и лопаты. Мешки для мусора. Перчатки. | |
Труд в природе в группе (подгрупповой): «Уход за пересаженными цветами» | Задачи: Закреплять трудовые навыки. Использоватьотстоянную воду, аккуратно наклонять носик лейки, чтобы не переливать лишнее. Определять сухость почвы, меру необходимости полива и рыхления пересаженных растений. Воспитывать ответственность за порученное дело. Проблемная ситуация: Завяли пересаженные из грунта цветы. Как мы можем помочь цветам? Последовательность деятельности: -налить в лейки отстоянную воду -полить увядшие цветы -опрыснуть побеги из пульверизатора -прорыхлить политую почву -рефлексия труда -отсроченное наблюдение – изменилось ли состояние цветов? Когда цветок в тепле цветёт, Кусочек лета он несёт, И отступают холода, И по-другому всё тогда! Н. Нищева Катя леечку взяла, Все цветочки полила. Пусть попьют водички Цветочки-невелички. Мягкой тряпочкой листочки Протирала наша дочка, Пыль дышать мешает, Поры закрывает. Острой палочкой взрыхлила Землю всю в горшочках. Катя – умница большая, Маленькая дочка. Поливаем мы цветочки, Протираем мы листочки. Землю всю мы разрыхлим И росточкам жизнь дадим. И порадуют цветы Чудом дивной красоты! | Емкости для отстаивания воды. Лейки. Стеки для рыхления. Ветошь для протирания листьев. Пульверизатор для опрыскивания. | |
Труд в природе в группе (коллективный): «Наведение порядка в шкафах в уголке природы (природном шкафу)» | Задачи: Привести в порядок шкафы и оборудования для трудовой деятельности в уголке природы – помыть поддоны, протирать полки, стеллажи. Уметь трудиться в коллективе сверстников, осознавая свою деятельность, как часть общего дела. Работать рационально, в едином темпе. Проблемная ситуация: Рейд санитарной службы детского сада обнаружил непорядок в шкафах и на стеллажах в уголке природы. Завтра они снова придут посмотреть, что изменилось. Последовательность деятельности: -распределиться на подгруппы -надеть фартуки -навести порядок в шкафах с оборудованием (1) -помыть цветочные поддоны (2) -протереть стеллажи и полки (3) -рефлексия общего результата труда. Кто на свете самый главный, | Ветошь для протирания пыли. Таз для воды. Фартуки. |
Срок | Содержание труда | Ход выполнения работы | Оборудование |
Ноябрь | |||
Хозяйственно-бытовой труд | ХБТ в группе «Стираем носовые платочки малышам» | Задачи: Вспомнить последовательность действий при стирке – набрать в тазы воды, замочить, намылить, потереть, прополоскать, отжать, повесить сушить. Расширять опыт трудовых действий. Воспитывать желание помогать младшим детям. Проблемная ситуация: Пришла няня младшей группы с просьбой помочь малышам постирать носовые платочки. Поможем? Последовательность деятельности: Самостоятельно набрать в тазы воды, замочить, намылить, потереть, прополоскать, отжать, повеситьсушить на верёвку. Вы, pебята, к нам не лезьте. | Тазы. Носовые платочки. Мыло. Верёвка для сушки белья. |
ХБТ в группе «Гладим носовые платочки малышам» | Задачи: Учить пользоваться утюгом. Совместно с педагогом (рука в руке) учиться процессу глажки. Расширять опыт трудовых действий. Воспитывать желание помогать младшим. Проблемная ситуация: Нужно погладить платочки которые вы вчера постирали малышам. Последовательность действий: -снять платочки с верёвки и сложить в стопку -разделить платочки между собой -попробовать погладить игрушечными утюгами -совместно с воспитателем «рука в руке» прогладить по одному платочку (каждый ребёнок) -поручение 2-3 детям (застенчивым) отнести платочки малышам -рефлексия труда. Утюг Благинина Елена Утюг идет по простыне - Как лодка по волне, И оставляет ровный след На белом полотне. Горячий, ровный-ровный след, Ни складки, ни морщинок нет. Гуляет вместе с утюжком Проворная рука, И в доме пахнет воздушком Погожего денька: Морозцем, легким ветерком, Недавно выпавшем снежком. Хотелось бы пройти и мне По этой простыне, - Чтобы остался ровный след На белом полотне. Горячий, ровный-ровный след, Ни складки, ни морщинки нет. | Носовые платочки. Утюги игрушечные. Утюг настоящий. | |
ХБТ на участке (совместный труд с родителями) «Уборка участка к зиме» | Задачи: Убрать прогулочный участок к зиме. Учить детей работать аккуратно, соблюдать правила личной гигиены и безопасности. Воспитывать положительное отношение к совместному труду с родителями. Проблемная ситуация: Пришли ваши мамы и папы. Стоят в раздевалке и не расходятся – узнаем, что они придумали? Последовательность деятельности: Предложить детям и взрослым разделиться на бригады, распределить фронт работ. Приготовить необходимый трудовой инвентарь. По окончании деятельности, попросить их оценивать качество работы каждой из бригад. Приглашаем на субботник! Дорог каждый нам работник! Есть лопаты, грабли, краска – Превратим участок в сказку. Если дружно все возьмёмся Очень быстро приберёмся! | Грабли. Мешки для мусора. Перчатки. | |
ХБТ на участке (совместный труд взрослых и детей) «Осторожно, гололед!» | Задачи: Совместно с детьми определить, чем опасен гололёд. Самостоятельно посыпать скользкие дорожки песком. Проблемная ситуация: Обратить внимание детей на то, как дворник посыпает песком территорию детского сада. Спросить зачем. Предложить детям на своём участке посыпать скользкие участки песком. Последовательность деятельности: -поучить подгруппе детей взять в группе ведро и принести на участок -другой подгруппе детей дать поручение насыпать песок в ведро -всем вместе посыпать песком скользкие участки -рефлексия труда. Гололед, гололед... Лед у дома, у ворот. Я люблю скользить по льду, Хоть куда по льду пойду. Но едва лишь сделал шаг, На дорожку тут же – шмяк! Как же в садик мне дойти? Не ползком туда ж ползти?! В руки мы песок берём Посыпаем всё песком! И не страшен гололёд. Смело я иду вперёд! | Ведро с песком. | |
Труд в природе | Труд в природе в группе «Появились вредители растений» | Задачи: Напомнить о необходимости регулярного осмотра растений, чтобы вовремя отреагировать на появление вредителей. Учить лечить растения (обрабатывать листья раствором хозяйственного мыла) в случае появления вредителей. Проблемная ситуация: Растения в уголке природы заболели. Необходимо установить причину недуга. Последовательность деятельности: -надеть фартуки -осмотреть растения - определить сухость почвы растений -взять лупы (увеличительное стекло) и осмотреть растения в уголке природы на наличие вредителей -приготовить раствор хозяйственного мыла для обработки растений от вредителей -тряпочкой нанести раствор на больные растения -рефлексия труда Тля без лупы неприметна, Рассмотреть её - проблемно, Тля мала и незаметна, Но от тли растеньям - скверно, Тля умеет пить их соки, Присосавшись хоботком, Тля несёт собой мороки И забот ненужных ком, Тля вредит растеньям разным - Портит стебли и листву, Может вирусом опасным Заразить нам всю листву! | Вода. Хозяйственное мыло. Тряпочки. |
Труд в природе в группе «Готовим корм для птиц» | Задачи: Организовать подкормку птиц. Закрепить знания о нескольких видах зимующих птиц, о корме, которым они питаются. Приготовить корм для разных птиц (голуби, синицы, воробьи) Воспитывать заботливое отношение к пернатым соседям. Проблемная ситуация: Наблюдение из окна за птицами, которые дрались из-за кусочка хлеба. Чем можно помочь пернатым? Последовательность деятельности: -собрать оставшийся после завтрака хлеб -раскрошить хлеб в коробку (пакет) -домашнее задание сделать бусы из кусочков несолёного сала для подкормки синиц -вынести хлебные крошки на прогулку -наполнить кормушку на участке -отнести хлебные крошки на то место, где ссорились птицы из-за кусочка хлеба -рефлексия. Сел воробышек на ветку, Кормушка Конечно, воробьи В морозную погоду Слетелись к нам они. Зерно и хлеба крошки Пусть вдоволь поклюют И знают, что ребята Их с радость здесь ждут. Им выжить помогли, Нам будут петь подолгу С заката до зари. Поможем птицам, люди! Они ведь так малы, Давайте не забудем Их в долгий день зимы. | Остатки хлеба с завтрака. Семечки. Ягоды рябины. Кормушки. Кусочки несолёного сала. Нитки, большая иголка. | |
Труд в природе на участке «Чтобы деревья не замёрзли» | Задачи: Рассказать детям о необходимости работы по сгребанию опавших листьевк корням деревьев и кустарников, учить выполнять её правильно. Воспитывать бережное отношение к работе, учить работать дружно, помогать друг другу. Проблемная ситуация: Дети находят в группе конверт, в котором находиться открытка (фото) с изображением дерева. На оборотной стороне вопрос «Для чего нужно сгребать опавшие листья к корням дерева?» Выясняем для чего это необходимо. Вызвать желание проделать данную работу на своём участке. Последовательность деятельности: -самостоятельно подготовить инвентарь для труда -граблями сгрести опавшие листья в кучи -мётлами смести опавшие листья в кучи -сложить в коробки или мешки -унести листья кдеревья и кустам -высыпать листву у стволов деревьев -немного присыпать землёй, чтобы не раздул ветер -рефлексия труда. Все деревья засыпают, С веток листья осыпают. Листья эти соберём Для деревьев тёплый дом! Мы сгребаем их граблями И деревья утепляем! | Детские грабли. Метёлки. Мешки для листьев Коробки | |
Труд в природе на участке «Высадка чеснока» | Задачи: Посадить на огороде на грядку чеснок под зиму. Формировать навыки самостоятельной работы по высадке чеснока в грунт. Учить готовить необходимое для посадки оборудование. Обогащать знания о необходимости высадки растения в зиму (озимый чеснок). Проблемная ситуация: Дети в группе находят коробку с чесноком и карточкой-схемой последовательности действий при посадке чеснока. Последовательность деятельности: -подготовить необходимый инвентарь -разметка грядки при помощи шнура -сделать лунки для чеснока при помощи черенка -поместить чеснок в лунку -засыпать лунку землёй -полить посадки тёплой водой из леек -накрыть грядку укрывным материалом -закрепить укрывной при помощи черенков -рефлексия Жизнь была бы не легка У людей – без чеснока. Как зеленый наш аптекарь, Он для всех прекрасный лекарь. Хоть и лечит он до слез, Наше горлышко и нос. Вместе с едкой черной редькой Мы едим его не редко. Потому что смысл есть Нам чеснок полезный есть. В организме он не спит – Повышает аппетит. Бережет иммунитет На все жалобы в ответ. И поэтому решили Посадить чеснок под зиму! Только солнце припечёт Самый первый он взойдёт! | Маленькие лопатки. Чеснок. Черенки для создания лунок. Лейки с тёплой водой Укрывной материал |
Срок | Содержание труда | Ход выполнения работы | Оборудование |
Декабрь | |||
Хозяйственно-бытовой труд | ХБТ в группе «Пришиваем пуговицы» | Задачи: Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы и петли, действовать по предложению взрослых. Воспитывать аккуратность, опрятность в одежде. Проблемная ситуация: У кукол оторвались пуговицы на одежде. Предлагаем осмотреть и свою одежду – у кого-то из ребят тоже оторваны пуговицы. Предлагаем помочь и куклам, и ребятам – мастерская «Пуговка» Последовательность деятельности: -работа с подгруппой -вдеть нитку в иголку -сделать на конце нити узелок -педагог показывает, дети повторяют – «Сделай сам, как я» -пришить пуговицу, делая 4-5 стежков -закрепить пуговицу последним стежком на обратной стороне изделия -отрезать нитку с иглой ножницами -поместить иголку в игольницу -рефлексия труда Ирина Александрова Трусливые пуговицы Юра пуговки пришил. Он потратил много сил. Пуговицы-кнопочки Из маминой коробочки. На рубашке – ровный ряд. -Мама, принимай парад! -Молодчина, мальчик мой! Но качает головой: -У одной – не тот мундир… -Мама, это командир! | Кукольная одежда. Вещи детей с оторвавшимися пуговицами. Нитки. Иголки в подушечке. Ножницы |
ХБТ в группе «Помоем игрушки перед праздником» | Задачи: Учить намечать план совместных действий, распределять обязанности, готовить необходимое оборудование. Воспитывать культуру трудовой деятельности, стремление поддерживать чистоту в окружающей обстановке. Проблемная ситуация: Письмо от Деда Мороза: Ребята! Скоро приеду в гости с подарками. Люблю чистоту и порядок. Последовательность деятельности: -обсудить с детьми назначение данной работы -распределить обязанности – кто в каком уголке будет убирать -сложить игрушки в таз с водой -помыть -вытащить из воды, протереть сухой ветошью -сложить в корзину -протереть полки -расставить игрушки по местам Скоро праздник – Новый год! И у нас полно забот! Нам помыть игрушки нужно. За работу вместе, дружно! Чтобы Дедушка Мороз Всем подарки нам принёс! Потому, что не забыли И игрушки все помыли! | Тазы, ветошь, корзина для чистых игрушек. | |
ХБТ на участке «Снегоуборочные роботы» | Задачи: Сгребать снег для слеживания. Совершенствовать навыки работы со снегом Закреплять умение действовать снегоуборочными лопатами. Развивать дружеские взаимоотношения в процессе труда, стремление действовать сообща. Проблемная ситуация: Посмотрите все в окно За окном белым-бело! Лопаты нужно в руки взять И на участке снег убрать! Последовательность деятельности: -самостоятельно принести лопаты из сарая -распределить обязанности – кто очищает от снега какой участок -каждая подгруппа сгребает снег в отдельную кучу для разных построек (горки, крепости, горочки для катания кукол) -рефлексия М. Познанская Тихо-тихо снег идёт Белый и мохнатый… Мы расчистим снег и лёд На дворе лопатой! От калитки мы с трудом К нам дорожку проведём. Выйдет мама на порог, Скажет: «Кто же это мог? Провести дорожку, К нашему порожку?» | Лопаты для уборки снега. | |
ХБТ на участке «Уборка участка от снега» | Задачи: Убрать участок от выпавшего снега. Освободить засыпанные снегом постройки. Формировать стремление к чистоте и порядку. Учить сотрудничать, проявлять активность и самостоятельность. Воспитывать бережное отношение к инвентарю. Проблемная ситуация: Много снега - негде бегать. На дорожках тоже снег. Вот, ребята, вам лопаты, Поработаем для всех. Последовательность деятельности: -самостоятельно принести лопаты из сарая -распределить обязанности – кто очищает от снега какой участок -каждая подгруппа продолжает начатое ранее дело - сгребает снег в отдельную кучу для разных построек (горки, крепости, горочки для катания кукол) -рефлексия Снег сегодня шёл с утра Лопаты в руки мы возьмём, И всё от снега уберём! | Лопаты. Метёлки. | |
Труд в природе | Труд в природе в группе «Создание живой воды для растений» | Ухаживать за растениями в групповом помещении. Привлекать детей к самостоятельному наполнению емкости водой для отстоя и последующего полива ею комнатных растений. Закрепить умение аккуратно работать с водой. Расширять знания детей о правильном уходе за комнатными растениями; воспитание заботливого отношения к ним. Анна Островская Как Катя цветы поливала | |
Труд в природе в группе «Высадка лука в ящики» | Высадить в ящики лук репку для выращивания зелёного лука-пера. Выполнять трудовые действия, связанные с посадкой лука - подготовить лунку, уплотнить землю, высадить лук и полить его водой самостоятельно. Продолжать работать в подгруппах, самостоятельно договариваться и распределять работу. Воспитывать инициативность, самостоятельность. Посадили лук мы в плошки. Поместили на окошки. Только солнышко пригрело, Лук пустил большие стрелы. Посадили мы лучок – Раз пучок, и два пучок! Пусть растёт душистый. Зелёный и пушистый! | ||
Труд в природе на участке «Деревьям холодно» | Укрыть снегом кусты, нижние части стволов деревьев. Возить снег на грядки и цветники. Воспитывать желание заботиться о сохранении природы. Деревьям холодно зимой, Не дадим мы им замёрзнуть В лютый ветер и морозы. Мы лопатами сегодня Нагребём на них сугробы! | Лопаты. Тазы для снега. | |
Труд в природе на участке «Покормите птиц» | Вспомнить о нескольких видах зимующих птиц, о корме, которым они питаются (голуби, синицы, воробьи). Разместить на прогулочном участке корм для разных птиц, с учётом их особенностей питания. Формировать экологическую культуру. Воспитывать желание трудиться на общую пользу. Снегирь, синица, сойка, Мне не нужны | Разные виды кормушек. Корм для птиц. |
Срок | Содержание труда | Ход выполнения работы | Оборудование |
Январь | |||
Хозяйственно-бытовой труд | ХБТ в группе «Мытьё стульчиков» | Помыть детские стульчики в группе. Протереть стульчики сухой тряпочкой. Расставить их по местам. Упражнять детей в трудовых действиях, закреплять умение правильно использовать инвентарь, вызывать стремление принимать активное участие в совместном труде со взрослыми. Наши стулья приуныли Как давно мы их не мыли! Набираем в таз воды Будут стульчики чисты! Каждый свой стул протирает, По местам всё расставляет! | Тазик с водой, тряпочки, клеенки, клеенчатые фартуки |
ХБТ в группе «Чистые подоконники» | Протереть влажной тряпочкой подоконники в группе, раздевалке, в умывальной комнате. При работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде, аккуратно работать с водой, не проливая её на пол. За окошком день лучистый Подоконник будет чистым Дружно тряпочки берём, К подоконнику идём Моем чисто, моем быстро Подоконник наш стал чистый! | Фартуки, тряпочки, тазики с водой. | |
ХБТ на участке «Строители снежной горки» | Собрать снег для постройки ледяной горки и снежного городка на групповом участке. Учить договариваться друг с другом о распределении работы, планировать ее этапы. Развивать трудовые навыки работы с трудовым инвентарем. Воспитывать убежденность в значимости своего труда для всех. Горка | Лопаты | |
ХБТ на участке «Цветные льдинки» | Сделать цветные льдинки для украшения веранды (елки на территории группового участка). Совершенствовать навыки работы со снегом. Способствовать проявлению радостных чувств в связи с коллективным трудом, желания украсить участок. ЛьдинкаТатьяна Ефремова Я ВОЗЬМУ ОСКОЛОК ЛЬДИНКИ, | Формочки. Цветная вода. Верёвочки. | |
Труд в природе | Труд в природе в группе «Посев семян на зелёный корм для птиц (в кормушку)» | Посеять семена на зелёный корм для зимующих птиц в кормушки. Учить подготавливать бороздки для посева. Учить сеять семена самостоятельно. Формировать умение планировать работу, рационализировать её, добиваться результата. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам. А. Яшин Покормите птиц зимой Покормите птиц зимой! | Ящики с землёй для посева семян. Семена овса, льна. Лейки. Фартуки. |
Труд в природе в группе «Посев петрушки и укропа» | Посеять семена петрушки и укропа для употребления в пищу. Вспомнить, как подготовить бороздки для посева. Самостоятельно распределить работу между собой. Посеять семена самостоятельно. Формировать умение планировать работу, рационализировать её, добиваться результата. Сказала бабушка: У укропа и петрушки Чудо ушки на макушке. Распустив свои косички Они дремлют по привычке, Распластавшись томно, сладко На политой нами грядке. Бодренькие, свеженькие, Призывные, неженки. Приходи и собирай Свой зеленый урожай. Чтобы не было проблем, Я укропа много ем. Лечит он живот, желудок, Сердце, печень и сосуды. Прямо доктор Айболит, Если что-нибудь болит. Кучерявая, кудрявая, Избранная, между травами, Чтоб кормить нас и лечить, Уму-разуму учить. Как природная добавка Все полезна эта травка. Наша древняя старушка Всем известная петрушка. | Ящики с землёй для посева семян. Семена петрушки и укропа. Лейки. Фартуки. | |
Труд в природе на участке «Возим снег на грядку с чесноком» | Возить (носить) снег на грядки в огороде с целью утепления посаженных растений и увеличения объёма для таяния снега весной. Напомнить, как сгребать снег в ёмкости и транспортировать на огород. Воспитывать положительное отношение к физическому труду. | Лопаты. Ёмкости для снега. Санки. | |
Труд в природе на участке «Утепляем газон для цветов» | Возить (носить) снег на газоны, где посажены многолетники с целью утепления посаженных растений и увеличения объёма для таяния снега весной. Напомнить, как сгребать снег в ёмкости и транспортировать в цветники. Формировать волевые качества – выносливость, выдержку, стремление к достижению общей цели. Молодцы у нас ребятки Дружно возят снег на грядки! Чтоб цветам теплее стало, Укроем тёплым покрывалом. | Лопаты. Ёмкости для снега. Санки. |
Срок | Содержание труда | Ход выполнения работы | Оборудование |
Февраль | |||
Хозяйственно-бытовой труд | ХБТ в группе (в физкультурном зале) «Ждём гостей - уборка физкультурного зала» | Задачи: Вызвать желание навести порядок в физкультурном зале перед предстоящим праздником (утренником) Днём Защитников Отечества. Совершенствовать навыки коллективного труда. Воспитывать добросовестность, аккуратность, умение не бросать работу, не закончив её. Проблемная ситуация: Ждём в гости пап на праздник, а в зале грязно – заболел младший воспитатель, который убирает и моет физкультурный зал. Необходима помощь. Последовательность деятельности: Протереть и красиво расставить стулья, скамейки. Протереть пыль. Помыть подоконники. Помыть физкультурное оборудование, необходимое для предстоящих состязаний с папами. Рефлексия труда. Т. Агибалова 23 февраля Но каждый герой, как ты не крути Порядок должен уметь навести! | Тазы (пластиковые вёдра) с водой. Тряпочки. Пылесос. Фартуки. |
ХБТ в группе (спальне) совместно со взрослыми «Служба бывает разной - бойцы меняют постельное бельё» | Задачи: Учить подбирать комплекты постельного белья и раскладывать их по кроватям в соответствии с маркировкой. Под руководством взрослого менять постельное бельё(наволочку) на своей кровати (подушке). Застилать кровать покрывалом. Проблемная ситуация: Пришло письмо от командира боевой части. Проблема в том, что его бойцы совершенно не умеют менять постельное бельё на своей кровати. Давайте научим солдат – снимем для них на видео, как наши ребята умеют менять наволочки на своих подушках и заправлять кровати. Последовательность действий: -принести из прачечной чистое постельное бельё -каждый ребёнок находит свой комплект постельного белья -положить на свою кровать -взять наволочку, одеть её на руки -взять подушку за края -вывернув наволочку, одеть её на подушку -застелить кровать покрывалом -рефлексия труда Бельё сияет чистотой Лежит горой передо мной. Сейчас я няне помогу – Белья я гору разберу. Ребята! На подмогу! Белья здесь слишком много! | Постельное бельё | |
ХБТ в группе совместно со взрослыми «Уборка в раздевалке перед праздником» | Задачи: Вместе с воспитателем производить уборку в раздевальной комнате в преддверии праздника 23 Февраля. Учить выслушивать задание взрослого, работать аккуратно и правильно, не стесняться просить о помощи. Воспитывать положительное отношение к труду. Формировать привычку к совместному труду со взрослыми. Проблемная ситуация: К нам на праздник, посвящённый 23 Февраля, придут в гости ваши папы. У нас в комнате для раздевания беспорядок. И няня заболела. Наведём порядок сами? Последовательность деятельности: -Протереть свой шкаф внутри - каждый ребенок приводит в порядок одну секцию, -Помыть дверцы у шкафа- каждый моет одну дверцу шкафчика. -Протереть дверцы шкафчика. -Протереть пыль на шкафах. -Рефлексия общего труда. Трали-вали, тили-тили, Мы за веником ходили И смотрели, чтобы он Аккуратно вымел сор. Тили-тили, трали-вали, Тряпки мы в ведре купали Тёрли, мыли, и возили Как свои автомобили. А проворные ладошки Протирали двери ловко В результате чистота В раздевалку к нам пришла! | Тазы с водой, тряпочки, клеёнчатые фартуки. | |
ХБТ на участке «Настоящие бойцы С гололедицей борцы!» «Нам опасности несёт - гололёд» | Задачи: Научить детей ещё одному из способов борьбы с гололёдом – скалывание подтаявшей корки льда. Воспитывать заботу об окружающих, товарищах находящихся рядом. Проблемная ситуация: Ребёнок группы поскользнулся и упал на прогулке, больно ударился. Почему упал мальчик? Как нужно поступить в этой ситуации. Совместно с детьми определить, чем опасна подтаявшая корка льда. Последовательность деятельности: -приготовить лопатки и металлические совки для работы -показ дворника – как сколоть подтаявшую корку льда -распределить участки, где нужно произвести данную работу -очистить свой участок от ледяной корки при помощи лопатки или металлического совка -рефлексия деятельности. А. Барто Утром было солнечно И совсем тепло. Озеро широкое По двору текло. В полдень подморозило, Вновь зима пришла, Затянулось озеро Корочкой стекла. Расколол я тонкое Звонкое стекло, Озеро широкое Снова потекло. Говорят прохожие: - Вот весна идёт! - А это я работаю, Разбиваю лёд. | Лопатки. Совки металлические. | |
ХБТ на участке «Помогаем дворнику чистить снег» («Поздравим нашего дворника своим трудом – помогаем чистить снег») | Задачи: Вызвать у детей желание помочь дворнику убирать территорию детского сада. Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми. Донести понимание о том, что добрые дела и помощь могут быть дороже всякого подарка. Закреплять умения самостоятельно пользоваться инвентарём. Проблемная ситуация: Вопрос к детям – как можно поздравить с праздником человека? Порассуждать с детьми на эту тему. Подвести детей к выводу о том, что добрые дела и помощь могут быть человеку дороже всякого подарка. Последовательность действий: -наблюдение из окна за работой дворника -подготовить лопаты и скребки для чистки снега -очистить территорию, прилегающую к своему участку -отнести инвентарь на место в хозяйственный блок -рефлексия -в группе написать поздравительную открытку дворнику, где описать своё поздравление трудом и назавтра вручить её со всеми ребятами. Он проснётся на заре, Снег расчистит во дворе. Все дорожки подметёт И песком посыплет лёд! Пыльная у дворника работа – Так давайте тоже не лениться Дворнику мы будем помогать! Мы такой работы не боимся Сможем подмести и снег убрать! | Лопаты, скребки. | |
Труд в природе | Труд в природе в группе «Высадка в ящики корнеплодов» | Задачи: Посадить и посеять свёклу и морковку для дальнейших наблюдений. Напомнить, как подготовить бороздки (лунки) для посева и посадки. Сажать и сеять самостоятельно, применяя ранее полученные навыки. Проблемная ситуация: Дети находят в группе корзинку с настоящими овощами – морковкой и свёклой. В той же корзинке пакетики с семенами свёклы и морковки. Вопрос: что быстрее даст побег – семена или корнеплоды? Как проверить? Посадить. Последовательность деятельности: -распределить обязанности -надеть фартуки -расстелить клеенку -расставить ящики и горшки -насыпать в них земли -подготовить бороздки (лунки) для посева и посадки -посалить свеклу, морковь (корнеплоды) в горшки -посеять свёклу и морковь в ящики. -поставить в уголок природы в светлое место -полить -закрыть при необходимости пищевой плёнкой для создания парникового эффекта. Вместе слаженно и ловко! Дружно садим мы морковку. Выросла у нас морковка. Рыженькая, как плутовка. Притаилась в погребке, Лишь коса на бугорке. К погребку тому идите. И за косу потяните. Ведь морковочка - она! Витаминами полна. Е. Груданов | Горшки или ящики для посадки. Корнеплоды свеклы и моркови. Семена свеклы и моркови. Фартуки. Лейки. Клеёнка. |
Труд в природе в группе «Коллективный труд в уголке природы» | Задачи: Ухаживать за комнатными растениями с помощью карточек-подсказок. Учить проявлять старательность и добросовестность в работе. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление проявлять о них заботу. Проблемная ситуация: Дети находят в уголке природы схемы ухода за комнатными растениями (карточки подсказки). Предлагаем проверить, правильно ли они составлены. Последовательность деятельности: Убирать пыль с растений влажной тряпкой, поливать растения, опрыскивать растения, мыть поддоны от горшков, рыхлить землю, очищать пыль с растений кисточкой. Наша группа неспроста «Солнышком» зовётся. Потому что красоту Создавать берётся. Очень чисто всё вокруг Дети убирают. И от их труда везде Солнышко сияет! | Тазики, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели, карточки с заданиями, палочки для рыхления почвы, клеёнки | |
Труд в природе на участке «Сломанная кормушка» («Настоящие герои помогают зимующим птицам») | Задачи: Отремонтировать кормушку для зимующих птиц. Воспитывать наблюдательность и заботливое отношение к птицам. Проблемная ситуация: Обратить внимание детей на разорённую кормушку на участке. Вызвать желание исправить ситуацию – отремонтировать или сделать новую кормушку, найти для нее подходящее место. Последовательность деятельности: -снять сломанную кормушку -заменить повреждённые части -насыпать свежий корм -повесить кормушку на место -при необходимости заменить сломанную кормушку на новую, сделанную с детьми дома с родителями -рефлексия. Поможем птицам Регина Новикова Летом птицы корм найдут, С голоду не пропадут. А зимой - с едой беда. Снегом скрыта вся еда. Мы поможем птичкам: Воробьям, синичкам. Им кормушку смастерим И к карнизу прикрепим. Прямо из окошка. Мы насыплем крошки И смешаем их с зерном. Сало выложим потом. Пусть пернатые снуют Угощение клюют. Так поможем им опять Зиму перезимоватьКормушка Регина Новикова На карниз уселась птичка, Грудка желтая. Синичка. На головушке - берет. Он имеет синий цвет. Теплый, мягонький пушок. "Покорми, меня, дружок!" Птичкам холодно зимою. Мы кормушки им устроим. У коробки молока Просто вырежем бока И оставим пол и крышу. Вот и чудный домик вышел. Мы его пристроим к ветке И привяжем очень крепко. Прикрепим кусочек сала, Чтоб сытней синичкам стало. Соберем от хлеба крошки, И пшена дадим немножко. Будем птицам помогать Злую зиму коротать. | Материалы для ремонта кормушки. Новые кормушки, изготовленные дома с родителями. | |
Труд в природе на участке «Ремонт горки на участке у малышей» («Настоящие герои помогают малышам») | Задачи: Собрать снег для сооружения построек на участке у малышей. Формировать умение следовать поставленной цели, самостоятельно планировать работу. Воспитывать желание помогать взрослым и детям младшей группы. Проблемная ситуация: У малышей на участке сломали горку. Им негде кататься. Поможем малышам – настоящие герои помогают малышам. Последовательность деятельности: -собрать лопатами на участке снег -носилками или коробками свезти снег к горке -насыпать снег на горку -утрамбовать лопатами -ркфлексия Строим горку!Наконец, пришла зима! | Лопаты, фанера для формирования горки, коробки, носилки. |
Срок | Содержание труда | Ход выполнения работы | Оборудование |
Март | |||
Хозяйственно-бытовой труд | ХБТ в группе (в музыкальном зале) «Уборка музыкального зала» | Начать подготовку к празднику Международный женский день 8 марта. Вызвать желание навести порядок в музыкальном зале перед предстоящим праздником (утренником). Протереть и красиво расставить стульчики. Пропылесосить ковровое покрытие. Протереть пыль. Помыть подоконники. Вот как чисто в нашем зале! Это мы его убрали! Скоро праздник, Мамин день! И трудиться нам не лень! Всё блестит, сияет тут. Мамы в гости к нам придут! | Тазы (пластиковые вёдра) с водой. Тряпочки. Пылесос. Фартуки. |
ХБТ в группе «Заправляем постели» | Довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Кровать Л. Громова На ней не разрешается Ни прыгать, ни скакать, На ней не позволяется Компоты разливать, И очень нежелательно В футбол на ней играть, А надо обязательно Красиво заправлять. Подумайте внимательно: Про что мы? Про кровать! | Расправленные кровати. | |
ХБТ на участке «Помогаем ручейкам» или «Посвящаем мамам добрые дела» | Производить отводку малой воды под деревья и кусты (ручейки). Совершенствовать навыки работы с подтаявшим снегом, умение действовать скребками металлическими совками. Сияет солнце спозаранку. Снег тёмным сделался, намок. И, распеваючи, веснянку Бежит весёлый ручеек! Н. Матвеева В лощинах снег, слоистый, как слюда, | Металлические совки, лопаты. | |
ХБТ на участке «Безопасные дорожки для мамы» | Совместно с дворником посыпать песком скользкие участки территории. Вызвать желание сделать безопасным путь от калитки детского сада по всему ходу движения. Воспитывать заботливое отношение к маме и другим людям (и взрослым, и детям). Гололед, гололед... Лед у дома, у ворот. Я люблю скользить по льду, Хоть куда по льду пойду. Но едва лишь сделал шаг, На дорожку тут же – шмяк! Как же в садик мне дойти? Не ползком туда ж ползти?! В руки мы песок берём Посыпаем всё песком! И не страшен гололёд. Смело я иду вперёд! Так и мамочка моя Не поскользнётся никогда! | Ведёрки с песком. | |
Труд в природе | Труд в природе в группе «Высадка бобов и гороха для наблюдения» | Самостоятельно подготовить ящики с землёй для высадки бобов и гороха, сделать лунки для семян, посадить семена в грунт, полить. Использовать схему-задание (модель). Побуждать распределяться на подгруппы, договариваться о роли каждого в общем деле. Горох О. Шалимова Рос гороховый стручок, Раздувал себе бочок, Он усами шевелил, Всем соседям говорил, Многодетный он отец, Очень много в нем сердец, А горошинки поспеют, Оглянуться не успеем Разбегутся кто куда, Не найти их никогда. И гороховый стручок Свой поглаживал бочок. Мы посеяли горох Только не на грядке. Мы посеяли горох В деревянной кадке! Ну не в кадке, ну в ведре, Ну в ведёрке крошечном. Ты горох расти скорей В домике грошечном! Мы бобы, гордимся, Что для разных каш годимся Что плоды у нас в стручках, Как в волшебных сундучках. Те, кто с детства дружит с нами Те, растут богатырями. | Ящики, грунт в мешках. Стеки, лейки, клеёнчатые фартуки. |
Труд в природе в группе «Посев семян помидоров» | Посеять семена помидоров на рассаду. Вспомнить способ посадки растения семенами. Самостоятельно подготовить бороздки для посева семян. Формировать умение трудиться коллективно. Любят дети сок томатный Кисло-сладкий и приятный. В первых блюдах и в салатах Мы используем томаты. Мир реально б обеднел, Если б помидор не ел. Наш бы стол скуднее стал, Если б помидор не знал. Вот поэтому томаты Садим с вами мы, ребята! Е. Раннева Огородный помидор – Как дорожный светофор. Если зелен он на грядке, Мимо топайте, ребятки! Станет жёлтым – подождите, Вы пока его не рвите. Покраснеет – не зевайте, Стойте, дальше не шагайте! Выключайте светофор, Ешьте сладкий помидор! | Ящики, грунт в мешках. Стеки, лейки, клеёнчатые фартуки. | |
Труд в природе на участке «Наполним кормушки» | Продолжать заботиться и ухаживать за зимующими птицами. Вспомнить виды зимующих птиц. Назвать корм, которым они питаются. Самостоятельно наполнить кормушки кормом и водой. Воспитывать сострадание, заботливое отношение к зимующим птицам. Покормите птиц Александр Яшин Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. | Разный корм. Вода. | |
Труд в природе на участке «Грядки в порядке» | Понаблюдать за грядками на огороде. Учить замечать изменения в природе. При оттепели весь снег на грядках подтаял и осел. Грядки замерзают. При необходимости, накидать на грядки снег с участка, используя подтаявшие снежные фигуры, горку. Я пошел взглянуть на грядки. А на грядках беспорядки. Ветер снег раздул на грядках Мёрзнут бедненькие грядки! |
Срок | Содержание труда | Ход выполнения работы | Оборудование |
Апрель | |||
Хозяйственно-бытовой труд | ХБТ в группе «Чистим ковры» | Вызвать желание помочь младшему воспитателю - почистить ковёр. Научить пользоваться пылесосом. Формировать умение вступать в контакт со взрослым. Воспитывать выдержку, умение договориться с другими детьми и уступить, подождать своей очереди. Пылесос Н. Демина Тих сегодня пылесос, | |
ХБТ в группе (спальне) совместно со взрослыми «Служба быта» | Учить подбирать комплекты постельного белья и раскладывать их по кроватям в соответствии с маркировкой. Под руководством взрослого менять комплект белья на своей кровати. Бельё сияет чистотой Лежит горой передо мной. Сейчас я няне помогу – Белья я гору разберу. Ребята! На подмогу! Белья здесь слишком много! | Постельное бельё | |
ХБТ на участке «Уборка веранды» | Навести порядок в шкафах с выносным материалом. Вовлечь детей самостоятельно участвовать в наведении порядка в шкафах с выносным оборудованием. Воспитывать бережное отношение к уличному оборудованию. Чтобы дом спасти от пыли Мы мели, трясли и мыли. Так трудились, так старались, Не гуляли - убирались. В результате все сверкает, Только даже школьник знает Этой пыли аппетит - Завтра снова налетит. Только мы не растеряемся Завтра снова убираемся! | Веники. Мешки для мусора. Перчатки | |
ХБТ на участке совместный труд с родителями «Апрельский субботник» | Предложить детям и взрослым разделиться на бригады, распределить фронт работ. Учить детей работать аккуратно, соблюдать правила личной гигиены и безопасности. По окончании попросить их оценивать качество работы каждой из бригад. Приглашаем на субботник! Дорог каждый нам работник! Есть лопаты, грабли, краска – Превратим участок в сказку. Если дружно все возьмёмся Очень быстро приберёмся! | Грабли. Мешки для мусора. Перчатки. | |
Труд в природе | Труд в природе в группе «Посев семян огурцов» | Посадить огурцы для высадки на компостную грядку. Работа под косвенным руководством педагога. Самостоятельно подготовить почву для посадки (выбрать из нескольких сортов), насыпать в ящики или торфяные горшочки. Сформировать лунки. Посадить семена. Полить. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Помогать товарищам, которые затрудняются. Мы ребята – молодцы! Мы сажаем огурцы. Землю в ящик насыпаем Лунки палочкой копаем. В руки семечки берём В лунку семечко кладём! Всё землицей засыпаем, И обильно поливаем. Расти наш славный молодец Под названьем огурец! Вкус огурчиков зеленых Никогда ни с чем не спутать, Знойным солнцем опаленных, Сорванным сегодня утром. Ешьте детки на здоровье Все взращенное с любовью На домашних чистых грядках. Подрастайте, спите сладко Будет ваш живот в порядке, Ведь домашняя еда Не вредит нам никогда! | Ящики. Разные виды грунта в пакетах. Семена. Лейки. Стеки для лунок, Клеенчатые фартуки. |
Труд в природе в группе «Поливаем растения правильно!» | Вспомнить знакомые способы полива (в поддон, под листья) и правила полива (не заливать, поливать равномерно), используя схемы полива комнатных растений. Самостоятельно полить растения в уголке природы, используя правильные способы полива растений. Как я поливал цветыЯ решил полить цветы, | Лейки. Клеенчатые фартуки. Схемы полива комнатных растений. | |
Труд в природе в группе «Посев семян цветов на рассаду» | Посеять семена цветов (бархатцы, петунья) на рассаду. Продолжать формировать навыки самостоятельного посева растений - в ящиках с землей палочкой (стекой) проводят линии –бороздки, равномерно насыпают в бороздки семена, засыпают бороздки землей, поливают. Вызвать положительно-эмоциональные чувства от посева растений. Бархатцы, как маленькие солнышки, Сохраняют летнее тепло. Осенью, под неприятным дождиком, Как и в ясный день от них светло! Зайцева Алевтина Бархатцы нарядные, листики резные, Из-за океана к нам цвести пришли. До глубокой осени свежие, живые Почву благодатную для себя нашли. В клумбах, вдоль дорожек яркие соцветия. Солнечная гамма стойких лепестков Щедро излучает счастье жить на свете, В гости приглашает пчёлок, мотыльков... Куст цветков раскидистый, красочный, нарядный В жизни не капризен и неприхотлив. Образ привлекательный, для души отрадный Скромен, жизнерадостен и не горделив. Каждое соцветие, маленькое чудо, Держится подолгу, радует собой. И своё семейство выделяет всюду, В нём великолепие, красота рекой. Обильным цветом нравятся Петунии-красавицы. Раскинув ветви в розочках, Рассыпав в листьях звёздочки. Пестреют яркой радугой, Всё лето сердце радуют. Ясным вечером к петунье Прилетела щебетунья. И сказала щебетунья Очень розовой петунье: — Что за дивный аромат! Пахнешь ты — как целый сад. Согласилась с птичкой Тая: — Слаще запаха не знаю! Согласилась с Таей Настя: — Так, наверно, пахнет счастье! И от похвалы такой Потерял цветок покой. Он совсем не отдыхает, День и ночь благоухает. На десятом этаже Аромат его уже. | Ящики с землей для посева семян, семена бархатцев, петуньи лейки с водой. Клеенчатые фартуки. | |
Труд в природе на участке совместно с родителями «Побелка деревьев на участке» | Организовать совместный труд с родителями в вечернее время. Побелить деревья на территории группового участка и помочь побелить деревья на общей территории. Формировать навыки работы по побелке деревьев (красить большой малярной кистью нижнюю часть ствола дерева). Выяснить совместно с детьми для чего необходима побелка. Вызвать положительный настрой от совместного труда с родителями. Весна! Пора белить деревья Чтобы вредители кору не съели. Побелка помогает от ожогов Ты солнышко, лучами ствол не трогай! Побелка полезна, побелка чудесна Особенно, если работаем вместе! Вместе с мамой, вместе с папой Дружно белят все ребята! | Вёдра. Известь. Малярные кисти. Перчатки. | |
Труд в природе на участке совместно с родителями «Перекапываем землю на огороде ив цветнике» | Организовать совместный труд с родителями в вечернее время. Перекопать групповые цветники и грядки на огороде для дальнейших посадок. Формировать навыки работы со штыковой лопатой. Вызвать положительный настрой от совместного труда с родителями.
Если нужно – разрыхляй! Провести посадки в срок, И тогда наш огород Урожай нам принесёт! Г. Лагздынь Не ленись, моя лопатка, Будет вскопанная грядка. Грядку граблями пригладим, Все комочки разобьем, А потом цветы посадим, А потом водой польем. Лейка, лейка, лей, лей! Грядка, грядка, пей, пей! | Лопаты. Перчатки. Мешки для мусора. |
Срок | Содержание труда | Ход выполнения работы | Оборудование |
Май | |||
Хозяйственно-бытовой труд | ХБТ в группе «Помогаем поварам готовить винегрет» | Предложить почиститьи нарезать вареные овощи для блюд, подлежащих термической обработке. Формировать навыки работы со столовым ножом. Воспитывать желание прийти на помощь взрослым (поварам). Головко Наталия Винегрет Овощи спорили до хрипоты: | Варёные овощи, доски, столовые ножи. Фартуки. |
ХБТ в группе «Лечим книги» | Включать детей в практические действия по ремонту книг. Вспомнить правила обращения с книгой. Совершенствовать умения, приобретённые ранее в трудовой деятельности. Воспитывать в детях чувство доброты, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, самостоятельность и аккуратность, доводить начатое дело до конца, воспитывать желание трудиться на благо других, воспитывать бережное отношение к книгам. Давайте представим, хотя бы на миг, Что вдруг мы лишились журналистов и книг, Что люди не знают, что значит поэт, Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет. Что будто никто никогда в этом мире, И слыхом не слыхивал о Мойдодыре, Что нету Незнайки, вруна – недотепы, Что нет Айболита, и нет дяди Степы. Наверное, нельзя и представить такого! Так здравствуй же, умное, доброе слово! Пусть книги друзьями заходят в дома! Читайте всю жизнь – набирайтесь ума! Заболела это книжка:
Вышли книжки из больницы, Правила обращения с книгой. 1.Не рисовать, не писать ничего в книгах. Пословицы и поговорки о книгах. 1.«Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно» | Книги, которые нужно починить. Ножницы. Клей. | |
ХБТ на участке «Побелка веранды» | Привести в порядок веранду к летнему сезону. Пофантазировать вместе с детьми, как можно красиво расписать (побелить) веранду фасадными красками. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, находить общий интерес. Создать атмосферу радости от интересного и полезного дела. Чтобы рисовать картинки,Краски дали мы Иринке.Ира любит рисовать,Но закончилась тетрадь.И теперь её картинкиНа подушке, на простынке:Всюду – солнышки с лучамиСветятся на радость маме!На футболке новой – море,А смешарики – на шторе,Мама восклицает: "Ах!" –Блузка мамина в цветах!На обоях зоосад:Трое славных медвежатУплетают сладкий мёд.На полу арбуз растёт!Очень жаль, что потолокВ нашей комнате высок...Где теперь ИринкеРисовать картинки?! Мы на улицу пойдёт, Рисовать и там начнём. Разрисуем в красках Всю веранду в сказках! | Ведёрки с разноцветной фасадной краской. Большие кисти для побелки. Перчатки. Фартуки. Запасная одежда для детей на прогулку (одежда для труда). | |
ХБТ на участке «Помоем оборудование на участке» | Помыть стандартное оборудование на участке перед его покраской. Привлечь детей к участию в организованном коллективном труде. Формировать привычку к чистоте и порядку на прогулочном участке. | Тазы с теплой водой, тряпки, фартуки. Запасная одежда для детей на прогулку (одежда для труда). | |
Труд в природе | Труд в природе в группе «Черенкование растений» | Под руководством педагога произвести черенкование цветов (бальзамина и герани) для пополнения уголка природы молодыми растениями (омолаживание растений). Дать детям знания о разных способах черенкования растений – способ листового черенкования, способ стеблевого черенкования. Развивать познавательный интерес. | Цветы для черенкования. Баночки. Торфяные горшочки. Фартуки. Песок. Земля. Пищевая плёнка для создания «парничков». |
Труд в природе в группе «Пикируем цветочную рассаду» | Рассадить рассаду бархатцев, петунии в стаканчики. Упражнять в навыках пикировки цветочной рассады. Вызвать желание самостоятельно рассадить цветочные побеги. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений. Воспитывать ответственность, желание ухаживать за растением, которое пересадили. Посади цветок, посади! Посади цветок на благо мира – Дом земной украсит он Огнём. Зазвучит в нём пламенная лира, Свод небесный отразится в нём. Расцветёт он – крохотный и нежный – Как посланник голубых небес, И откроет сердцу мир безбрежный, И покажет чудо из чудес. | Пластиковые стаканчики или торфяные горшочки, грунт. Стеки для формирования лунки. Фартуки, лейки. | |
Труд в природе на участке «Посев редиса и моркови» | Познакомить детей со способами посева семян в грунт: с помощью мерной веревки с узлами на одинаковом расстоянии наметить бороздки, дно бороздок уплотнить ребром ладони. Для посева брать щепотку семян, смешанных с песком, и сыпать их в бороздку, постепенно передвигая вдоль нее рукой. Засыпать (неглубоко) семена и осторожно полить из лейки. Вызвать у детей интерес и желание вырастить овощи самим. Учить детей различать семена редиса и моркови. Вызываем мы на бис Скромный овощ наш редис. Хоть не очень видный он, Но весь мир ним увлечен. Все растят и все хотят Накормить своих ребят. Только лишь придет весна Поднимается страна, Чтобы засадить поля. Пусть рождает нам земля Небывалый урожай. Не ленись, дружок, сажай Аккуратненько и быстро Радость раннюю – редиску. Вырастет у нас морковка. Рыженькая, как плутовка. Притаится в погребке, Лишь коса на бугорке. К погребку тому идите. И за косу потяните. Ведь морковочка - она! Витаминами полна. | Грабли, мерная верёвка, семена редиса и моркови, лейка. | |
Труд в природе на участке «Высадка в теплицу рассады помидоров и перца» | Вспомнить с детьми о том, что помидоры и перец - очень теплолюбивые растения. Поэтому их вначале выращивают из семян на окнах, а затем рассаду высаживают в теплицы , а потом на грядки в огородеПознакомить с приемами высадки рассады в теплицу. Воспитывать у детей интерес к выращиванию помидор и перца. Создать атмосферу эмоционально-положительного настроя, радости от совместной дружной работы. Помидор Симакова Л. Помидор растет на грядке, Груданов Евгений Вон на грядке у крыльца - Травяные деревца. На их ветках дружно в ряд Перцы сладкие висят. Как фонарики, они Света красного полны! Но когда фонарь сорвёшь И немного пожуёшь - Много разных витаминов Для себя ты в нём найдёшь! И они тебе помогут Долгой зимнею порой, И здоровье будут строго Охранять... Как часовой! Перец горький – это пряность, А болгарский – это овощ. Впрочем, тут еще как глянуть, Что за блюдо приготовишь. Перец горький, перец сладкий Все полезно нам ребятки: И горошек, и мясистый, Желтый, красный, золотистый. Разный перец нужен людям, Ведь его все кушать любят. Взрослые и малыши С удовольствием большим. | Рассада помидоры и перца, перчатки, лейки, ведерки, совочки, веревочки с колышками на концах, мерные палочки для маркировки места посадки растений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ.Планирование образовательной деятельности (старший дошкольный возраст)
Старший дошкольный возрастна сентябрь месяц...
Реализация ФГТ. Планирование образовательной деятельности(старший дошкольный возраст)
Старшая группа.Планирование на октябрь месяц....
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в области познания и картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Вода».
Материал разработан для проведения исследований свойств воды с детьми старшего дошкольного возрастах. Предложенные опыты с водой помогут детям систематизировать знания о свойствах воды. ...
Планирование экспериментально – опытной деятельности, старший дошкольный возраст
Данный материал содержит планирование эксперементальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, на полный учебный год и летний оздоровительный период....
Перспективное тематическое планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Направления: «Конструктивно-модельная деятельность» Старший дошкольный возраст
Пояснительная запискаЦель:Продолжать развивать умение сооружать постройки и работать коллективно; объединять постройки в соответствии с общим замыслом. Задачи :Развивать умение создавать разнообр...
Картотека экспериментов для детей старшего дошкольного возраста с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках тематического планирования
Опыты и эксперименты с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"...
консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)
Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....