Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию «Культура, быт и традиции русского народа. Малая Родина » для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)
Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников является приобщение их к традициям народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_pasport_proekta_1.docx | 39.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Белочка»
г. Тайшета
Проектная деятельность
по духовно-нравственному воспитанию
«Культура, быт и традиции русского народа. Малая Родина »
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: Сафонова Татьяна
Николаевна, воспитатель:
1 категории МКДОУ детского сада
«Белочка»
Тайшет, 2023-2024гг.
Актуальность проекта:
«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие»
Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа.
Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.
В «Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение обозначено, как одно из приоритетных направлений общего развития ребенка.
Детство – время, когда человек приобретает знания об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным!», - сказал К.Д. Ушинский. Он ввел в русскую педагогическую культуру термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре, наверное, лучше всего через народные праздники и песенно-игровые традиции. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают основы высоких человеческих ценностей.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
Дети знакомятся с народными традициями, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Мудрость народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.
Народный праздник является и своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме.
Обряды, отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Последние годы мы постепенно вспоминаем нашу национальную культуру и по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам и декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все самое ценное из своих культурных достижений.
Таким образом, в педагогическом аспекте под духовно-нравственным воспитанием в свете этического и эстетического воспитания детей дошкольного возраста нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
«Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость» А. С. Макаренко.
Цель проекта: развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка.
Задачи реализации проекта:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего края и страны в целом;
- формирование толерантного отношения к представителям других национальностей
- воспитание интереса и любви к культуре русского народа, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
- совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
- формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
- ориентирование семей на важность духовно–нравственного воспитания детей, формирование привычки готовиться и отмечать совместно с детьми праздники малой Родины и страны;
- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными праздниками , их обычаями и традициями, проведение народных подвижных игр, совместное детско-родительское творчество, обогащение РППС группы наглядными и дидактическими материалами по теме проекта.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы.
Вид проекта:
– по доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
– по времени проведения: долгосрочный (8 месяцев)
Взаимодействие с родителями воспитанников: привлечь родителей к участию в проекте через оформление выставки совместной взросло-детской деятельности «Культура и традиции русского народа. Малая Родина» (макеты, поделки, рисунки и пр.)
Основные формы организации проекта:
- Беседы с детьми с детьми
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстрации
- Творческая мастерская (продуктивная деятельность)
- Подвижные игры
- Индивидуальная работа.
- Экскурсии.
- Самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- Консультации для родителей
- Информация на стенде
- Папка-передвижка
- Памятка
- Совместная работа с детьми
- Участие в выставке совместного творчества
Методы и приемы:
1.Наглядный метод:
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- демонстрация презентаций, мультфильмов, познавательных видеороликов;
- экскурсия.
2. Словесный метод:
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, дидактические, игры-драматизации, народные игры);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- рассказы детей по иллюстрациям, моделирование сказок.
3.Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, аппликация.
- проведение экскурсий
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности
Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:
- Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
- Сказкотерапия.
Ожидаемый результат:
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
- развитие интереса и любви к культуре своего народа, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к национальной культуре в этическом и эстетическом направлении.
- разработка тематического планирования проектной деятельности по духовно-нравственному воспитанию этического и эстетического направления.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области этического и эстетического воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Этапы проекта
I этап – подготовительный (разработка проекта),
Деятельность педагогов:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана мероприятий;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
Совместная деятельность:
- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
- определение круга актуальных и посильных задач.
II этап – практико-ориентированный (реализация проекта),
– Реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
- Формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.
III этап – заключительный (обобщающий),
- Проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
- Обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;
- оформление выставки совместной взросло-детской деятельности (макеты, поделки, рисунки и пр.)
- Презентация на педсовете ДОУ
Приложение
II этап – практико-ориентированный (реализация проекта), работа с детьми и родителями воспитанников
ОКТЯБРЬ |
|
|
|
|
НОЯБРЬ |
|
ДЕКАБРЬ |
|
ЯНВАРЬ |
|
ФЕВРАЛЬ |
«Четвертый лишний?», «Образуй похожее слово», «Что перепутал художник?» (составление предложений по картинке-нелепице «Русский народный костюм». |
МАРТ |
|
АПРЕЛЬ |
|
МАЙ |
|
III этап – заключительный (обобщающий) |
|
Работа с родителями
Консультация для родителей «Роль детской сказки в нравственном этическом и эстетическом развитии дошкольников» |
Информация на стенде «Прочитайте с детьми!», «В рамках реализации проекта», «Нравственное воспитание ребенка – основа формирования будущей личности» |
Рекомендации по лексической теме «Семья», «О честности и правдивости» «Пример окружающих в воспитании детей». |
Папка-передвижка «Роль семьи в духовно- нравственном воспитании ребёнка!» |
Совместная работа с детьми: Разучивание вместе с детьми примет, пословиц и поговорок. Посещение «Историко-краеведческого музея» Выставка: «Культура и традиции русского народа. Малая Родина» Привлечение к обогащению РППС группы наглядным и дидактическим материалом по теме проекта. |
Наглядно-дидактические пособия:
- Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о культуре русского народа. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г
Литература
- Морозова И.А., Пушкарева Л.А. Ознакомление с окружающим миром. М., 2006.
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
- Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
- Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.
- Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа/ авт.-сост.: Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н.- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников –Волгоград : Учитель, 2013.-231с.
- Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М. : ТЦ Сфера, 2010.-160 с.
- Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
- Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников -М. :ТЦ Сфера, 2013г. -176с.
- Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». М. Д. Маханева 2012
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. Князева Щ.Л., Маханева М.Д.,- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
- 18. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...
Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал поможет раскрыть интерес ребёнка к малой Родине через нетрадиционное рисование. Мир будет счастлив только тогда , когда у каждого человека будет душа художникаИначе говоря кажд...
Презентация проектно - исследовательской деятельности по теме "Моя малая Родина" для детей старшего дошкольного возраста.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Данный п...
Консультация «Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»...
Моя малая Родина. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом....
Опыт организации педагогической деятельности по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста
Формирование у детей старшего возраста представлений о малой Родине....
Познавательный проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Моя Россия и малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста
Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известн...
- Мне нравится (1)