Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Маленькие волшебники"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Мошнина Елена Николаевна
  • Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе экспериментирования дети познают новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Экспериментирование способствует становлению основ культурного познания окружающего мира, так как ребёнок начинает осваивать причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

№ п/п

Компоненты

проекта

Содержание

1.

Кем разработан
проект

Воспитатель: Мошнина Елена Николаевна

2.

Название (тема) проекта

Краткосрочный проект «Маленькие волшебники».

3.

Тип, вид проекта

Познавательно – исследовательская деятельность, игровая.

4.

Участники проекта, возрастная группа

Воспитатель, дети 2-3 года, родители воспитанников.

5.

Срок реализации проекта

 Ноябрь 2024год.

6.

Образовательная
область
(интеграция ОО)

Художественно - эстетическое, социально – коммуникативное, познавательное, речевое, физическое.

7.

Актуальность
проблемы

 Ребёнок - прирождённый исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт личных ощущений, действий и переживаний.                                                                            Маленькие «Почемучки» каждый день задают много вопросов. Им интересно абсолютно всё: почему светит солнце, почему идёт дождик, почему дует ветер… и т.д. Объяснить маленькому ребёнку суть природных явлений, рассказать о причинах и следствиях происходящего в понятной для него форме – сложная задача. Огромную роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Удовлетворяя свою любознательность, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок расширяет представления о мире. Все дети любят эксперименты. Главное достоинство метода экспериментирования в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, т.к. возникает необходимость анализировать, сравнивать, обобщать. Необходимость делать вывод увиденного, стимулирует развитие речи.                                                                                                                                   Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, искать способы для достижения цели. Детское экспериментирование способствует формированию целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.                                                                                                             Развитие познавательной активности у детей - вопрос актуальный на сегодняшний день

8.

Цель

Формирование первоначальных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах.

9.

Задачи

Формирование навыка предметной деятельности.

Развитие мелкой моторики и координации движений

Развитие исследовательских умений при помощи различных форм восприятия: зрения, слуха, вкуса, осязания.

Развитие умения сосредотачивать внимание на объектах.

Привлечь родителей к развитию познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

 

10.

Предполагаемый
результат

Проявление  познавательного интереса к экспериментированию, опытам.

Развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;

Проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;

Качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.

11.

Риски выполнения проекта

Непостоянный состав детей связанный с периодом адаптации, слабая заинтересованность родителей в участии проекта.

12.

План реализации проекта по этапам:

1 этап

Подготовительный

Мероприятия / последовательность их проведения

Методы и приемы, используемые при проведении мероприятий проекта

Активность ребенка с ОВЗ на этапах проекта: неактивен / на стадии включения / вовлечен полностью

Разработка проекта.

Альбомы с тематическими картинками.

Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребёнку – сказочной, социобытовой).

«Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. ( тематическое и перспективное планирование работы в разных группах) выпуск1 ..

«Тематические дни. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» 2016г.

«Воздух вокруг нас».

«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.

«Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».

Подбор методической и художественной литературы.

Разработка образовательных  ситуаций.

Подбор опытов по данному  возрасту.

Подбор оборудования для проведения опытов.

Анкетирование родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

2 этап

Основной этап

« Нам микробы не страшны», беседа « Для чего нужна вода?»,» Воздух есть везде» (бутылка, воздушный шарик).

Разговоры, беседа с детьми об опытах.

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР ) Вовлечён

( неактивен)

Совки, грабельки, пластмассовые трубочки, ложки, сачки, решето, пластмассовые стаканчики  и миски, формы.

Дидактические компоненты.

Наборы резиновых и пластмассовых игрушек для экспериментирования

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР ) Вовлечён

( активен)

Шишки, палочки, жёлуди, крышечки, колпачки

Природный и бросовый материал.

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР ) Вовлечён

Песок, сахар, соль, краски.

Неструктурированные вещества.

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР) Вовлечён

( активен)

Вертушки для игр с ветром, лупы, безопасные зеркальца для игр с солнечными зайчиками.

Приборы.

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР ) Вовлечён

(активен)

Организация предметно – пространственной среды.

« Море волнуется», « Тяжёлый, легкий».

« Кораблики» на море ( развитие правильного дыхания)

« Зайка беленький сидит», « Мой весёлый звонкий мяч». Опыты с песком.

Песочные часы, Бутылочки с водой, краски, природный материал, ложки, краски, клей, ножницы, бумага, восковые мелки, карандаши, фломастеры и т.д.

Проведение экспериментов на улице и в группе.      

Подвижные игры.

Рекомендация для родителей.

«Игры в домашних условиях.»

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР ) Вовлечён

( активен)

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР ) Вовлечён

( активен)

3 этап

Заключительный

Оформление картотеки опытов.

Пополнение уголка экспериментирования.

Подведение итогов.

Фотоотчёт по занятию.

13.

Получение обратной связи от всех участников проекта

Наблюдение за детьми в процессе реализации проекта.

Проведение итогового анкетирования среди родителей «Какие опыты проводились в домашних условиях?».

14.

Анализ реализации задач проекта:

- соответствуют ли предполагаемому результату;

- степень выполнения задач

Появился  познавательный интерес к экспериментированию;

Появились умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;

Активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта. проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника»; Проведение экспериментирования ( опытов) в домашних условиях с родителями.

 оформлена картотека опытов для практической деятельности для детей младшего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ» СРЕДНЯЯ ГРУППА

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Огород на окне". Вторая младшая группа.

Название проекта: «Огород на подоконнике».Тип проекта: творческий, исследовательский, игровой.Возраст детей: 2-я младшая группа (3-4 года).Продолжительность: кратковременно, 7 недель.Раздел программы:...

опытно-экспериментальная деятельность "Воздух - волшебник"

материал подобран для детей старшего дошкольного возраста, в резуультате которого дети познакомятся со всеми основными свойствами воздуха...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Электричество. Волшебники»

Цель: познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества....

Проект по опытно-экспериментальной деятельности проект «Волшебница вода»

Проект по опытно-экспериментальной деятельности проект «Волшебница вода» Цель Развивать у детей представления о природном объекте – воде, формировать наблюдательность через игры с водой. Задачи ...