Проект по опытно-экспериментальной деятельности
проект «Волшебница вода»
Цель Развивать у детей представления о природном объекте – воде, формировать наблюдательность через игры с водой.
Задачи
«Коммуникация» :
• Познакомить детей с водой, ее значением и свойствами.
• Познакомить детей, где существует вода в окружающей среде.
• Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
• Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
• Обогащать и активизировать словарь.
«Социализация» :
• Развивать стремление выражать свое мнение, самостоятельно находя для этого различные речевые средства.
• Воспитывать дружеские отношения между детьми.
«Познание» :
• Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность.
• Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания воспитателя.
• Формировать умение устанавливать простейшие связи, размышлять, анализировать и делать несложные обобщения и выводы.
«Безопасность» :
• Закладывать основы экологической культуры личности.
• Воспитывать бережное отношение к воде.
«Здоровье» :
• Формировать представления о значении воды в жизни человека.
«Чтение художественной литературы» :
• Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать произведения о воде.
• Учить стихи и потешки о воде.
«Художественное творчество» :
• Знакомить детей с основными формами объектов природы.
• Учить детей передавать в изобразительной деятельности природные явления.
«Коррекционные задачи» :
• Расширять зону зрительного опыта детей, развивать зрительно-двигательную координацию.
• Формировать навыки пространственной ориентировки.
Тип проекта Краткосрочный
Участники «проекта»
• Возраст участников проекта : дети от 5до 6лет
Формы работы с детьми
Беседы, рассматривание иллюстраций, игровая деятельность, продуктивная деятельность, интегрированные занятия, работа с познавательной литературой, прогулка в двигательной активности, физкультурный досуг, экспериментальная деятельность, наблюдения за природными явлениями.
Методические приемы:
• Практические: эксперименты.
• Наглядные: показ, рассматривание, наблюдения.
• Словесные: рассказ, загадка, вопрос.
Ожидаемые результаты
• Формирование представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях. • Формирование познавательного интереса, обогащение словарного запаса. • Воспитание бережного, осознано правильного отношения к воде, как источнику жизни на земле.
Взаимодействие с родителями
• Оформление уголка для родителей - информационная копилка: «Вода вокруг нас»
• Выставка детских работ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, не ошиблась в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.
Планирование этапов реализации проекта
с февраля 2024 по март 2024г.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
• Подбор методической, познавательной и художественной литературы по теме проекта.
• Обогатить эколого- развивающую среду в группе, центр воды и песка необходимым материалом и инвентарем для проведения игр с водой.
• Составить картотеку игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
• Подбор дидактического материала, наглядных пособий.
• Выделение задач, организация работы над проектом.
• Подбор музыкальных произведений, песен по теме проекта.
• Составление плана работы по проекту.
• Выбор форм и методов реализации проекта.
2 этап. Основной
Вопросы, направляющие проект :
• Основополагающий вопрос:
Что такое вода?
• Проблемные вопросы:
Где в природе встречается вода?
Для чего нужна вода?
Какая бывает вода?
Нужно нам беречь воду?
3 этап: Исследовательский
Исследовательский этап включает в себя:
• Наблюдения
• Опыты и эксперименты
• Игры и игровые обучающие ситуации
4 этап: Продуктивная деятельность
Изо деятельность, выставка творческих работ
5 этап: Презентация проекта.
Планирование работы
Содержание
1 Прогулка целевая по территории детского сада. - Знакомство с водой.
- Заучивание потешки «Водичка…»
Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в огороде овощи; познакомить детей со свойствами воды.
2 «Купание куклы Кати» - Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться.
- Наблюдение за дождем, лужами.
- Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»
- Эксперимент с водой (впитывание воды в губку)
С помощью занятия дать представление о том, что необходимо купаться, умываться и для этого необходима вода.
3 Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить.
Эксперимент «Окрашивание воды» - Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как пьют домашние животные.
Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду.
Познакомить еще с таким свойством воды как способность окрашиваться.
4 Эксперимент (вода – лед – вода) - Беседы
- Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
Февраль
5 Наблюдение за испарением воды - Эксперимент «В воде не тонет»
- Игра «Пускаем кораблики»
Познакомить детей со свойством воды – испарение. А также с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде.
6 Эксперимент превращения снега в воду - Беседы «что пьют животные и птицы зимой»
Продолжать развивать знания детей о свойствах воды и об окружающем их мире.
7 Наблюдение за рябью на воде - Занятия «Постираем кукле платье»; «Уход за комнатными растениями»; «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко»
- Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на улице.
Познакомить детей с явлением «рябь», что она возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А также о том, что вода имеет свойство впитываться.
8 Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может. - Эксперимент «Воздух под водой»
Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками)