Конспект занятия по формированию гражданственности и патриотизма «Россия – Родина моя» в разновозрастной компенсирующей группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кириллова Тамара Николаевна

Тема работы актуальна:  гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы, потому что  патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте.

Цель работы: развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Методические материалы работы имеют практическую направленность, так как на их основе можно  планировать и проводить занятие.

          Конспект составлен   в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данкова Липецкой области

Конспект занятия по формированию гражданственности и патриотизма «Россия – Родина моя» в разновозрастной компенсирующей группе

                                                                         

Разработчик

Кириллова Тамара Николаевна,

 воспитатель  первой

квалификационной категории

                                                    2024 г.

Цель:

1.Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.

            Задачи:

1.  Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране.

2.  Формировать уважительное отношение к государственным символам.

3.  Познакомить детей с Красной площадью и Московским Кремлём.

4. Закрепить знания о малой Родине.

Словарная работа: герб, гимн, флаг;  символ; государство; президент; столица; территория; карта; россияне,  Россия, малая Родина.

Оборудование: презентация « Россия – моя Родина» ,  дидактическая игра «Собери герб и флаг», интерактивная игра «Моя малая Родина».

Предварительная работа:

1. Беседы о российской символике.

2. Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине.

3. Чтение художественных произведений о стране, ВОВ.

4. Рассматривание фотографий города.

5.  Рассматривание иллюстраций и выполнение работ по раскрашиванию флага и герба.

                     1. Ход ООД:

1 часть – вводная. Приветствие, организация внимания детей, постановка цели деятельности.

 Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся.

           Я придумала для вас необычную загадку, послушайте внимательно. (ТРИЗ технология)

«Это здание, где бывает много детей, но это не детский сад.

Там много отдельных помещений для ребят, но это не группы.

Встречает ребят взрослый, но не воспитатель.

Начинается там день со звонка, но это не театр.

Там дети узнают много нового, но не на занятиях».

Как вы думаете, что это? (школа)

Правильно, а вы хотите побывать в «Школе», на уроке?

Тогда давайте проговорим правила поведения на уроке:

1.Во время урока нельзя разговаривать, самовольно вставать с места, отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий посторонними разговорами, играми.

2. Во время урока, сидя за учебным столом, учащийся обязан следить за осанкой.

3. Во время объяснения нового материала нужно вести себя тихо и спокойно. Если ученику что-то не понятно , то он поднимает руку и обращается к учителю.

                         Ход занятия

 1. Наша Родина

Ребята, на наших занятиях мы с вами много читали, беседовали, размышляли, учили стихотворения о Родине, давайте сейчас вспомним и покажем свои знания.

Итак, начинаем. Тема нашего урока : « Россия -  моя Родина»

Ребята, а как вы думаете, что мы Родиной зовём? (Ответы детей: это наша страна, родной город, наши родные, близкие люди).

Я предложила каждому из вас   выполнить домашнее задание , как в школе.

Миша должен был выучить стихотворение о Родине, чтобы ответить на вопрос: что мы Родиной зовём?

Владимир Степанов «Что мы Родиной зовём?»

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Что такое Родина узнала Вероника.

 Николай Курилов «Родное»

Я узнала, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок!

Речка, небо голубое –

Это все мое, родное.

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!

2.  Карта России

 Ребята, как называется наша страна, в которой мы живем?- Россия.

 А жителей России как называют? - россияне

А какая она – наша Россия  расскажет Артем, он, как и другие ребята, подготовил домашнее задание.

(Выходит  и показывает указкой границы России на экране проектора).

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На севере может идти снег, а на юге – припекать солнышко. Природа России очень разнообразная — много рек, морей, лесов, есть горы, степи. У нашей страны удивительно красивое и звучное имя - Россия.

Хочу добавить слова Анатолия Лёвушкина,  почему нашу страну назвали Россия.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Страну по - славянски назвали Россия!

3. Гимн

Ребята, у каждой страны есть свои отличительные знаки - государственные символы.

Ребята, у каждой страны есть свои отличительные знаки - государственные символы.

О каких символах я говорю?  Это герб, флаг и гимн.

 Самый главный  отличительный символ страны – это гимн.

Гимн - это самая главная песня страны. Его написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков. Гимн включают на торжественных мероприятиях, на соревнованиях. Слушают гимн всегда стоя, этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране.

 Давайте и мы с вами встанем и послушаем отрывок и внимательно вслушаемся в замечательные торжественные слова о России (Слушают часть гимна России.)

4. Герб

 Мы сейчас узнаем, что символизирует наш герб. И расскажет нам об этом Юра.

 Герб – это отличительный знак государства. На гербе изображен золотой двуглавый орел - символ солнца. Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Поэтому и головы орла повернуты в противоположные стороны. Орёл с двумя головами означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина. Значок в центре орла — это всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

          Молодец Юра !

          Ребята. Давайте с вами повторим, что изображено на гербе.

          Кто изображён в центре орла?

          Что у всадника в руках (Ответы детей)

 5.  Флаг

Что же символизирует наш флаг? Давайте посмотрим на экран и послушаем Серёжу.

Флаг – это государственный символ и обозначает единство нашей страны. Полотнище флага состоит из трех полос (белого, синего, красного цвета). Белый цвет обозначает — мир и чистоту, синий – небо, правду и верность, красный – огонь, отвагу, красоту, любовь. Российский флаг можно увидеть на государственных зданиях, кораблях, самолетах.

Белый цвет – березка,

Синий неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет

Всё правильно, Серёжа!

Ребята, давайте ещё раз вспомним, что обозначает белый цвет? (Ответы детей: мир и чистоту)

Что обозначает синий цвет? (Ответы детей: небо, правду и верность), к

Что обозначает красный цвет? ( Ответы детей: красный – огонь, отвагу, красоту, любовь).

6. Президент Путин В. В.

 Наша страна действительно самая большая в мире.

 Ребята, а как зовут человека, который управляет нашей страной?

 Кто является президентом России? (Ответы детей)

Президентом нашей страны является В. В. Путин, он управляет огромной страной, и заботится о ней, чтобы мы с вами жили под мирным небом.

Да, ребята, Владимир Владимирович Путин очень любит свою страну и свой народ. Как вы думаете, каким человеком должен быть президент?- (Ответы детей: добрым, умным, ответственным, храбрым).

 7.  Москва . Красная площадь.

 Ребята, в каждой стране есть свой главный город – столица. А как называется столица нашей Родины? – Москва.

Что вы можете сказать о столице одним предложением?

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России.

Центральная, главная площадь Москвы рядом с Кремлём  называется Красная площадь.  Красная площадь в Москве - любимое место в столице не только гостей, но и москвичей. Она является символом города, ее сердцем.

Почему Красная площадь называется Крáсной?

Название площади происходит от древнерусского слова красный, что значило – «красивый», «лучший», «хороший».

           В древности Красная площадь называлась Торгом. Целый день шла здесь бойкая торговля. Часто возникали пожары, горели торговые ряды. Случалось, площадь выгорала дотла, но вскоре отстраивалась заново. Когда площадь была отстроена красивыми каменными зданиями, то она стала называться Красная, что значит  красивая .

          С Красной площади уходили на фронт бойцы Красной Армии в 1941 году, на ней же праздновали Великую победу 9 мая 1945 года над фашисткой Германией.

8. Физкультминутка.

             А сейчас, ребята, предлагаю вам пройтись по Красной площади

Мы учили песенку

А в песенке слова (дети маршируют). 

Здравствуй наша Родина,

 Город наш Москва (руки поднимают вверх). 

Что за площадь есть в Москве

Там где башня Спасская? (руки разводят в стороны) 

Эту площадь знают все

Эта площадь Красная (руки вперёд).

 9. Кремль.

Московский Кремль был впервые построен в 14 веке князем Иваном Калитой, который хотел создать крепость для защиты своего народа от монгольских нашествий. С тех пор Кремль претерпел множество изменений и реконструкций, причем самые значительные изменения произошли во время правления Ивана Грозного в XVI веке.

Посмотрите на форму  Кремля:  это крепость в форме неправильного треугольника .

Стены  современного Московского Кремля сделаны из красного кирпича. Купола кремлевских соборов и церквей украшены замысловатыми узорами и рисунками.

Московский Кремль   является официальной резиденцией (место нахождения  высокопоставленного лица) президента Российской Федерации и  используется для проведения  официальных правительственных мероприятий. В Кремле также проводится множество культурных мероприятий, включая концерты, фестивали и художественные выставки

Всего в Кремле 20 башен, самая известная и самая красивая башня Кремля – Спасская,  на которой расположены Кремлёвские куранты. Курантами называют большие часы, у которых есть музыкальный механизм. У кремлёвских курантов музыку исполняют колокола. Их одиннадцать. Они звонят каждые 15 минут.

8.  Игра “Собери флаг и герб России”. 

А теперь, ребята, приглашаю вас немного поиграть

Игра “Собери флаг и герб России”.  

Собирают пазлы герба и флага, взаимоконтроль.

10. Малая Родина

(9) слайд

Ребята, как вы думаете, что такое малая Родина? (Ответы детей – это город, в котором родился человек, и улица, на которой стоит его дом, и детский садик).

А как называется наш город? (Данков)

Как называют людей, которые живут в Данкове? (Данковчане).

На берегу какой реки расположен наш город? (На берегу реки Дон).

 Артём прочитает стихотворение о нашем городе

10. Интерактивная игра «Моя малая Родина.

11. Итог.

Ребята, наш урок подходит к концу, давайте ещё раз вспомним, проверим ваши знания и поиграем в игру «Я начну, а ты закончи предложение»

Наша страна называется… Россия.

Жителей России называют… россияне.

Государственные символы страны это… герб, флаг и гимн.

Столица России – город… Москва.

Президентом России является… Владимир Владимирович Путин.

Наш родной город…Данков.

Жителей Данкова называют …. данковчане

Река в нашем городе имеет название ...Дон

Наш город  расположен в ....Липецкой области

О многом мы с вами вспомнили, много интересного узнали. И еще много нам предстоит узнать. Нас ждёт экскурсия в краеведческий музей, где мы продолжим знакомиться с историческим прошлым родного края, нашими знатными земляками.

Литература:

1. Ветохина А.А., Дмитренко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».

2. Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие».

3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа)».

4. Шорыгина Т.А. «Наша Родина – Россия. Методическое пособие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые"  в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...

Конспект занятия по формированию экологических знаний через познавательное развитие для детей разновозрастной группы (4-6 лет) Тема: Путешествие в сказочную страну «Осень»

Конспект занятия по формированию экологических знаний через познавательное развитие для детей разновозрастной группы (4-6 лет)  Тема: Путешествие в сказочную страну «Осень»...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Россия – Родина моя» (в подготовительной группе).

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Россия – Родина моя» ( подготовительная группа)....

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей 6-7 лет в группе компенсирующей направленности "Строение солнечной системы" с использованием ИКТ технологии

Цели и задачи данного конспекта, ознакомление детей 6-7 лет со строением солнечной системы. В конспекте используются здоровьесберегающие технологии, такие как физкультминутка и зрительная гимнастика. ...

Технологическая карта ООД Формирование основ гражданственности и патриотизма "Россия-Родина моя"

Технологическая карта организованной образовательной деятельности Педагог Сторчак Марина АлександровнаОО Социально-коммуникативное развитие раздел Формирование основ гражданственности и патриотизмавоз...

Конспект занятий по основам гражданственности и патриотизма с детьми 2-3 года

За окном лето, самое тёплое и прекрасное время года. Летними вечерами лучше всего размышлять, когда слышится где -то вдалеке стрекотание насекомых и пение лягушек, а ещё когда ливень стучит в ок...