Долгосрочный педагогический проект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе №5 «Колобки» для детей с ТНР. «Мы трудиться не устанем».
проект (старшая группа)

Нэля Николаевна Клеткина

Проблема позитивной социализации дошкольников с целью подготовки их к современной жизни является достаточно актуальной. Это сложный и многогранный процесс развития социального сознания под влиянием различных факторов и возрастных особенностей.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования необходимо развивать социальный интеллект дошкольника, формировать готовность к совместной деятельности, и легче всего этого добиться путем привлечения детей к коллективной трудовой деятельности.

Трудовая деятельность в детском саду – это активная форма общения и взаимопомощи в детской среде, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через его активную жизненную позицию.

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.

В процессе трудовой деятельности развиваются разнообразные личностные качества ребенка: трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный педагогический проект

по социально-коммуникативному развитию в старшей группе №5 «Колобки» для детей с ТНР.

«Мы трудиться не устанем».

Воспитатель Клеткина Н.Н.

Актуальность:

Проблема позитивной социализации дошкольников с целью подготовки их к современной жизни является достаточно актуальной. Это сложный и многогранный процесс развития социального сознания под влиянием различных факторов и возрастных особенностей.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования необходимо развивать социальный интеллект дошкольника, формировать готовность к совместной деятельности, и легче всего этого добиться путем привлечения детей к коллективной трудовой деятельности.

Трудовая деятельность в детском саду – это активная форма общения и взаимопомощи в детской среде, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через его активную жизненную позицию.

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.

В процессе трудовой деятельности развиваются разнообразные личностные качества ребенка: трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.

Цель: освоение воспитанниками посредством трудовой деятельности первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Благодаря социализации в коллективе у ребенка-дошкольника начинают формироваться личностные механизмы поведения, возрастает интерес к окружающему миру, к проблеме взаимоотношений между людьми, развивается эмоциональная сфера его личности, происходит становление ценностных ориентаций.

Задачи:

1. Изучить традиционные и современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

2. Создать условия для организации системы трудового воспитания детей в группе, развивать у детей самостоятельность, ответственность за свою работу.

3.Развивать у детей желание помогать другим, заниматься хозяйственно-бытовым и ручным трудом, трудом в природе.

4. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам позитивной социализации детей в процессе труда.

Содержанием трудовой деятельности в дошкольном учреждении являются:

1. Самообслуживание.

2. Хозяйственно-бытовой труд.

3. Труд в природе.

4. Ручной и художественный труд.

Формы организации труда:

1. Поручения.

2. Дежурства.

3. Коллективный труд.

Тип проекта: творческий, практический, познавательный

Участники проекта: педагог, дети, родители детей.

Ожидаемые результаты:

У педагога: будут развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач позитивной  социализации детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Усовершенствованы методы и способы взаимодействия с родителями, направленные на позитивную   социализацию детей посредством трудовой деятельности.

У воспитанников: дети овладеют элементарными трудовыми навыками и умениями, будут иметь представление о профессиях своих родителей и труде взрослых, научатся взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.  Будут сформированы основы социальных качеств личности ребенка: трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, самоконтроль и самосознание,  установка положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

У родителей: будут сформированы теоретические знания и практические умения по вопросам позитивной социализации своих детей на основе трудового воспитания, приобретён опыт активного участия в социальном развитии своего ребенка, пополнятся знания о деятельности ДОУ и группы, которую посещает ребенок.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

подготовительный

1. Анализ собственных профессиональных проблем.

2. Изучение научной и методической литературы по теме самообразования.

Сентябрь-октябрь 2024

1. Самоанализ собственной профессиональной деятельности:

- выявление профессиональных проблем и сильных сторон в работе;

- определение условий реализации темы.

2. Ознакомление с научной и методической литературой по теме,

- проанализировать современные подходы к социальному развитию и позитивной социализации дошкольников из книг:

Практический

Создание психолого-педагогических условий для реализации

Разработка конспектов занятий по соц.-ком.развитию

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Ноябрь – март 2024-2025

  1. Создание психолого-педагогических условий в группе:
  1. Применение помощи и поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе трудовой деятельности.
  2. Проведение ситуаций позитивного общения.
  3. Поддержка доброжелательных отношений между детьми в процессе трудовой деятельности.
  4. Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка.
  5. Применение в совместной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Тематическое планирование практической деятельности

Разработка методического обеспечения

.

Дата

(ориентировачно)

Занятие

Дидактическая игра

Игровая проблемная ситуация, обучающая ситуация

Алгоритм выполнения трудовых действий

отчет

11.11.24

«В гостях у Маши и медведя»

«Назови трудолюбивых сказочных героев»

«Покажи, как нужно подметать»

«Убираемся в квартире»

 ВК

27.11.24

«Кормушка для птиц своими руками»

«Покормим птиц»

 ВК

10.12.24

«Путешествие в страну Рукоделия»

«Помоги накрыть столы к обеду»

«Как правильно подготовиться к новому году»

Фото отчет

20.12.24

«Новогодние традиции»

«Подарок для сказочного героя»

«Готовим группу к встрече Нового года»

«Готовим салат»

 ВК

22.01.25

«Книжка заболела»

«Кто поступил правильно»

«Как нужно обращаться с книгами»

Фото отчет

04.02.25

«Трудовой десант»

«Наводим порядок в кукольном уголке»

«Помоги другу убрать игрушки»

«На полочке пыль,  что нужно сделать»

ВК

06.03.25

«Большая стирка»

«Предметы, которые помогают прибираться в доме»

«Уборка квартиры»

Фото отчет

25.03.25

«Огород на окне»

«Помоги растению»

«Ухаживаем за растением»

ВК

Работа с родителями

 

  • мастер-класс «Игровые формы приобщения ребенка к  трудовой деятельности»;
  •  консультации «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста», «Для чего нужны социально-трудовые акции?», «Роль взрослых в трудовом воспитании дошкольников», «Позитивная социализация детей дошкольного возраста в семье»
  • индивидуальные адресные консультации.
  • оформление фотоальбомов для каждого ребенка «Моя трудовая деятельность дома»;
  • Организация совместных конкурсов детско-родительского творчества.
  • Организация фотовыставок и стенгазет по итогам проектов и акций.

Литература

1.Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Практическое пособие для старших воспитателей, методистов. - М: М-Книга, 2014.

2.Букатов В.М. Социоигровая педагогика в детском саду. – М.: Чистые пруды, 2006.

3.Буре Р. «Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений» - М.: Мозаика-Синтез, 2014. Кривцова С.В., Чал-Борю В.Ю. «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия. Программа-технология позитивной социализации дошкольников – М.: Клевер Медиа Групп, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по социально- коммуникативному развитию в младшей группе на тему: "Волшебные слова"

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна.  Возникший ценностный вакуум, бездуховность,  отчуждение человека от куль...

педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

Долгосрочный творческий проект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Музыка в сказке"

Долгосрочный творческий проект  по художественно-эстетическому развитию...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ-ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ«ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ-ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ»...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию для детей средней группы на тему: «Впустите в сердце доброту»

Цель проекта: Воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.Исходя из п...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»

Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период.  Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с родителями воспитанников «Семья и детский сад»

Актуальность: Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на разв...