Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с родителями воспитанников «Семья и детский сад»
проект (подготовительная группа)
Актуальность: Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, формирование у него социально-нравственного потенциала. В семье закладываются исходные жизненные позиции, ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Обучение дошкольников социальному опыту, накопленному человечеством, овладение культурным наследием страны, привитие нравственных норм, традиций народа — прямая функция семьи как социального института. Поэтому, как бы серьезно ни продумывались формы и методы социально-коммуникативного развития детей в ДОО, как бы высоко ни были развиты социальные компетенции педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе. Ни одна, даже самая лучшая программа социально-коммуникативного развития детей не сможет дать полноценные результаты, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОО не создано детско-взрослое сообщество (педагоги — дети — родители), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_pasport_proekta.docx | 38.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №6 «Жемчужинка»
Педагогический проект
по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с родителями воспитанников «Семья и детский сад»
Подготовил: воспитатель
Хлопотова О.Ю.
Паспорт проекта
Пояснительная записка:
В соответствии с инновационной программой дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. -6-е изд., от 2020 года меняется формат взаимодействия родителей и воспитателей. Родители из требовательных "заказчиков образовательной услуги" становятся союзниками, партнерами и помощниками воспитателей, полноправными участниками образовательного процесса.
Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие первичных ценностных представлений, воспитание способности к общению, целенаправленности и саморегуляции, формирование социальных представлений, умений и навыков.
Актуальность: Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, формирование у него социально-нравственного потенциала. В семье закладываются исходные жизненные позиции, ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Обучение дошкольников социальному опыту, накопленному человечеством, овладение культурным наследием страны, привитие нравственных норм, традиций народа — прямая функция семьи как социального института. Поэтому, как бы серьезно ни продумывались формы и методы социально-коммуникативного развития детей в ДОО, как бы высоко ни были развиты социальные компетенции педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе. Ни одна, даже самая лучшая программа социально-коммуникативного развития детей не сможет дать полноценные результаты, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОО не создано детско-взрослое сообщество (педагоги — дети — родители), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Проблемная ситуация: Проблема приобщения ребенка к социальному миру, формирования умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества, на современном этапе развития общества остается одной из ведущих. Взаимодействие с семьей — непременное условие социально-коммуникативного развития детей, которое в своей основе базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Например, нельзя требовать от ребенка соблюдения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Или как поддерживать уверенность ребенка в своих возможностях, если дома, у близких он чаще получает порицание, чем похвалу и одобрение? Несогласованность в требованиях, предъявляемых детям в детском саду и дома, может вызвать у ребенка чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому крайне важно, чтобы составной частью работы по социально-коммуникативному развитию детей было повышение социальной компетентности родителей. Это необходимо, чтобы предупредить ошибки, допускаемые в семье: многие родители недооценивают значение развития взаимоотношений детей, их поведения в обществе, не уделяют должного внимания трудовому воспитанию и т.д. В соответствии с этим, перед педагогом стоит особая задача: заинтересовать родителей перспективами социально-коммуникативного развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье. Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в социально-коммуникативном развитии детей.
Цель проекта: Развитие социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста при формировании полноценной личности через активное вовлечение родителей в образовательное пространство детского сада.
Задачи проекта:
- Задачи для детей:
Образовательные
- формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения;
- закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения;
- учить детей распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с взятой ролью, не выходить из взятой роли до конца игры;
- учить вести ролевые диалоги.
- обогатить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира
- дать возможность детям при помощи взрослого узнать о труде взрослых
- прививать знания основ безопасности и здоровьсбережения.
Развивающие
- развивать творческие способности
- развивать интерес к играм
- Развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки.
- совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности;
- формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий.
Воспитательные
- воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе; к отечественным традициям и праздникам;
- уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, воспитывать толерантность;
- поощрять участие в сюжетно-ролевых играх, использовать бережливые технологии, отражать социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.
Задачи для родителей:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
- Задачи для педагога:
- разработать перспективный план работы по данной теме;
- создавать условия для активного участия родителей в жизни группы, детского сада и социума;
- обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;
- создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;
- создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста;
- обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения;
- удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично;
- предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников;
- знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов;
- формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним
- закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня;
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Физическое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности:
- Игровая;
- Коммуникативная;
- Познавательно-исследовательская;
- Трудовая;
- Чтение.
- Совместная деятельность детей и взрослых
Обеспечение проекта:
- Материально-техническое (аудиозаписи, мультфильмы, фотоаппарат, компьютер).
- Учебно-методическое (книги, игры, пособия, иллюстрации, картины и т.д.).
- Информационное для тематического поиска информации (печатные, электронные, аудио и видеоматериалы).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы, педагоги ДОУ.
Тип проекта: познавательно – творческий, практико-ориентированный.
Срок проекта: долгосрочный (1 учебный год).
Форма проведения: в повседневной жизни и в различных видах деятельности.
Предполагаемый результат:
Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям образовательной области способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
У родителей возрастает интерес к жизни детского сада, а общение с воспитателем приобретает более открытый и дружеский характер, в результате чего достигается и лучшее взаимопонимание в педагогических вопросах.
Взрослые выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия с детьми, занимая не назидательную учебно-дисциплинарную позицию, а общаясь с ребенком на равных. Именно в процессе непосредственного участия в общем деле дети усваивают их богатейший опыт, поскольку взрослые естественно и непосредственно на собственном примере показывают образцы взаимодействия и поведения в определенных ситуациях. В такой совместной деятельности педагоги лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми в ДОО.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный (............... ).
II этап – основной (..............)
III этап – заключительный (................).
Возможный риск: слабая заинтересованность детей, родителей; материально-техническое обеспечение.
Путь преодоления:
- Совместные мероприятия с детьми и родителями;
- Информирование родителей с помощью информационных стендов.
- Замена, в случае необходимости отсутствующих технических средств или продуктов, на подходящие.
Презентация проекта:
- Выставка детских работ;
- Презентация-отчёт по проделанной работе в конце учебного года.
Предварительная работа:
Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
Взаимодействие с родителями:
Коллективные:
— консультации и беседы;
— оформление наглядно-информационных стендов;
— подготовка памяток, папок-передвижек, фотовыставок;
— оборудование библиотеки и видеотеки для родителей;
— дни открытых дверей;
Индивидуальные:
— консультации и беседы;
Совместная деятельность педагогов, детей и родителей:
— совместное проведение занятий и досугов;
— разнообразные конкурсы (стенгазет, поделок, рисунков, зимних построек и т.д.);
— экскурсии;
— выступления для детей
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
- Усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Родители:
- Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
- Формирование активной позиции родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе ДОО;
- расширение представления родителей о педагогической деятельности сотрудников ДОО;
- педагоги, родители, дети примут участие в становлении новых традиций в ДОО;
- установление более тесных отношений между ДОО и родителями.
Педагог:
- Разработаны новые разнообразные модели маркеров игрового пространства для различных видов деятельности, которые могут использовать в работе другие педагоги;
- Разработан перспективный план работы по данной теме;
- Созданы условия для активного участия родителей в жизни группы, детского сада и социума;
- обеспечено взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;
- создана общая атмосфера доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;
Продукт проекта: тематический альбом " Моя семья и детский сад"
Теоретическая значимость проекта: Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста можно представить следующим образом: «Полученные результаты расширяют представления о процессе организации взаимодействия с семьями воспитанников».
Практическая значимость: заключается в том, что изложенный материал может быть использован педагогами, организующими развитие социально-коммуникативных навыков в дошкольном образовательном учреждении.
Тематический план работы
Сроки | Мероприятия |
Сентябрь |
6. Обогащение предметно-пространственной среды дидактическим, методическим материалами по теме проекта. В приложении конспекты сюжетно-ролевых игр представлены темы различных игр. В проекте представлены общие. ( можно дополнять по желанию детей) |
Обогащение сюжета детской игры в зоне ближайшего развития. СРИ «Детский сад» .
Приобщение к художественной литературе:
Рисование на тему: «Детский сад». Выставка рисунков детского творчества. | |
Работа с родителями |
|
Октябрь | Обогащение сюжета детской игры в зоне ближайшего развития СРИ «Водители». «Гараж».
Приобщение к художественной литературе:
Изготовление при непосредственной помощи родителей атрибутов для игрового пространства: дорожные знаки, вывески, руль и др. |
Работа с родителями | Выступление-презентация родителей (отцов) Папки – передвижки для родителей: "Безопасность дорожного движения", памятки, индивидуальные беседы. |
Ноябрь | Обогащение сюжета детской игры в зоне ближайшего развития СРИ "Семья"
Приобщение к художественной литературе: Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», А.Кардашова «Большая стирка». - заучивание стихотворений и песен о маме к празднику -изготовление подарков для мам «Букет для мамы» - аппликация |
Работа с родителями | Совместное праздничное развлечение детей родителей ко Дню Матери. Фотовыставка ко Дню Матери «Моя мама». Папка-передвижка "Гендерное воспитание" Выступление-презентация родителей (мамы) Консультация для родителей "Развитие и применение навыков самообслуживания" |
Декабрь | Обогащение сюжета детской игры в зоне ближайшего развития СРИ «Магазин» (супермаркет)
Приобщение к художественной литературе: «Ниночкины покупки» Ю.Д.Владимиров, Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. -Этическая беседа о поведении в общественных местах. - Беседы: «Как мы встречали Новый год». - Рисование на тему: «Новый год». - Совместное изготовление новогодних открыток и приглашений на ёлку, ёлочных украшений, подарков. |
Работа с родителями | Изготовление атрибутов к игре: ценники, чеки, деньги и др. (помощь родителей) Экскурсия в магазин с привлечением родителей. Украшение группы к новому году совместно с родителями «Творческая мастерская» Проведение праздника для детей и родителей «Новогодний карнавал» Инструктаж для родителей "Безопасный Новый год" |
Январь |
|
Работа с родителями | «Снежный городок» - изготовление снежных построек на площадке группы совместно с родителями и детьми. Консультация для родителей "Развитие у детей регуляторных способностей и формировании социальных представлений, умений и навыков" Точка доступа в Сети Интернет https://umnazia.ru/blog/all-articles/razvitie-socialnyh-navykov-u-doshkolnikov |
Февраль | Обогащение сюжета детской игры в зоне ближайшего развития СРИ «Российская Армия».(«Моряки», «Летчики»)
Приобщение к художественной литературе: Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»; С. Алексеев «Таня Савичева», «Шуба»; Б. Никольский «Как танк в воду спускался»; А. Митяева «Почему армия родная?» - Составление рассказов о военных профессиях. -"Творческая мастерская" "Подарки для наших пап и дедушек". Поддерживать детскую инициативу. Предложить в центре творчества различные виды бумаги и бросовый материал . |
Работа с родителями | Фотовыставка «Наши папы и отважны и сильны» к оформлению привлечь мам и детей. Размещение материала на стенде для родителей на тему: «23 февраля – День Защитника Отечества». Консультация для родителей "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста" |
Март | Обогащение сюжета детской игры в зоне ближайшего развития СРИ «Дочки - матери», «Парикмахерская». Беседа «Мамы всякие нужны». Цель: формировать у детей представление о профессии мамы; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь. Анализ ситуаций «Доброта и безразличие». Задачи: предложить рассмотреть различные ситуации, учить высказывать своё мнение; обсудить, как отличить проявления доброты. Приобщение к художественной литературе: Г.Глушнев. 8 Марта. Мама пришла, А.Барто. Мама поет, Е.Картавцева. Колыбельная для мамы, Е.Серова. Как я оставался за маму. Три мамы, В.Сутеев. Мамин праздник, В.Шуграева. Маме, С.Погореловский. Спокойной ночи Изготовление подарков для мам с помощью нетрадиционных техник рисования и аппликации. Дать детям на выбор несколько вариантов, чтобы поддержать детскую инициативность. В процессе творческой деятельности возможно слияние техник и рождение совершенно нового продукта. |
Работа с родителями | Праздничная выставка фото и детских работ «Мамочка милая» Участие родителей в проведении утренника, посвященного Международному дню 8 марта. Семинар – практикум для родителей «Социализация дошкольников в условиях семьи. Обучение с увлечением» |
Апрель | Обогащение сюжета детской игры в зоне ближайшего развития СРИ "Больница"
Приобщение к художественной литературе:
Игровая деятельность:
|
Работа с родителями | Консультация мед. сестры по оказанию первой помощи детям . Включить либо в повестку родительского собрания, либо печатный вариант. С помощью родителей сшить мед. халат, шапочку, косынку, сумочку для врача, мед сестры; изготовить аптечку с лекарствами (муляжи, предметы – заместители). |
Май | Беседа «День Победы» Цель: воспитывать детей в нравственно- патриотическом духе; закреплять их знания о том, как наш народ защищал свою Родину в годы Великой Отечественной войны. Задачи: сформировать представление о Дне Победы, традициях его празднования, Великой Отечественной войне, жизни людей на войне; воспитывать любовь к родине, уважение к ветеранам. Предложить детям в центре игровой деятельности подобрать атрибуты для сюжетно-ролевых игр:«Разведчики и пехотинцы», «Защитники Родины». Анализ развертывания сюжета детской игры. Дидактическая игра «Назови пословицу» Дидактическая игра «Раньше и теперь» Дидактическая игра «Защитники Отечества» Подвижная игра «Кто быстрее?» Подвижная игра «Саперы» см. приложение Просмотр видеофильмов о ВОВ, воспоминания ветеранов, участников войны. Слушание аудиозаписей, разучивание стихотворений к тематическому досугу. Итоговое мероприятие. |
Работа с родителями | Предложить родителям принять участие в возложении цветов к памятнику..... . Акция "Никто не забыт, ничто не забыто" Папка-передвижка "Безопасность детей в общественных местах. ". Осветить вопросы здоровьесбережения и предупреждения травматизма . Презентация проекта на педагогическом совете в ДОУ. Презентация результатов реализации проекта на итоговом родительском собрании. Презентация продукта проекта: Тематический альбом " Моя семья и детский сад" |
Список литературы:
1. Инновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. -6-е изд., от 2020 года
Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2011. – 80 с.
2. Бахтеева Э. И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 16–20.
3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155.
4. Федичева А.А. Cовременные технологии социально-коммуникативного развития дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=21120 (дата обращения: 12.04.2017).
5. Ресурсы Сети Интернет. Точка доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/04/27/beseda-na-temu-den-pobedy-9-maya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"
Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...
«Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр «Озвучим мультфильм» с использованием ИКТ средств».
Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи детей старшего дошкольного возраста с помощью интерактивных игр "Озвучим мультфильм"...
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности...
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Обобщенный опыт работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности...
Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда ЮИД
Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда ЮИД...
Перспективный план развития теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда "Юные пожарные"
Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда пожарных...
Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упражнений
Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упрежнений...