Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»
проект
Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Особенность эмоционального развития в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Тяжёлые нарушения речи не могут не влиять на развитие тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития. Тяжелое нарушение речи нередко сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой. В одних случаях нарушаемыми могут оказаться основные свойства нервных процессов, т. е. сила, уравновешенность или подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ход развития ребёнка. В других случаях это нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции, например зрительного и слухового восприятия, двигательных компонентов речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может вызвать системное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребёнка, развитие эмоционально-волевой сферы. Дети меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Многие дошкольники с трудом могут наладить доброжелательные отношения со сверстниками. Среди детей отмечается необоснованная агрессия, дети с трудом контролируют свои эмоции, менее отзывчивыми к чувствам других. В то время как именно в дошкольном возрасте ребёнок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми, а процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому. И если не научить ребёнка грамотно общаться с детства, то эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sylkina_l.a._proekt_e.o.docx | 58.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8
г. Новочеркасска
Педагогический проект
по социально-коммуникативному развитию
«Развитие эмоциональной отзывчивости
у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
средствами театрализованной игры»
Разработал:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Л. А. Сылкина
г. Новочеркасск
2022 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
- Вид проекта: практико-ориентированный.
- Участники: администрация и педагоги детского сада, дети и их родители.
- База реализации проекта: МБДОУ детский сад №8 г. Новочеркасска Ростовской области
- Срок реализации проекта: с 01.09.2020 по 31.05.2021
Введение
Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Особенность эмоционального развития в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Тяжёлые нарушения речи не могут не влиять на развитие тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития. Тяжелое нарушение речи нередко сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой. В одних случаях нарушаемыми могут оказаться основные свойства нервных процессов, т. е. сила, уравновешенность или подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ход развития ребёнка. В других случаях это нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции, например зрительного и слухового восприятия, двигательных компонентов речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может вызвать системное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребёнка, развитие эмоционально-волевой сферы. Дети меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Многие дошкольники с трудом могут наладить доброжелательные отношения со сверстниками. Среди детей отмечается необоснованная агрессия, дети с трудом контролируют свои эмоции, менее отзывчивыми к чувствам других. В то время как именно в дошкольном возрасте ребёнок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми, а процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому. И если не научить ребёнка грамотно общаться с детства, то эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Современные требования дошкольного образования, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, определяют приоритетные цели и задачи педагогической деятельности. В характеристике образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» указывается, что данное направление развития и образования детей ориентировано на развитие «социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации» [ФГОС ДО].
Актуальность темы
Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами:
- В ФГОС ДО в характеристике образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» указывается, что данное направление ориентировано на развитие «социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания»
- Дети тяжелыми нарушениями речи, испытывает трудности в формировании социальных чувств, из-за сложности с коммуникацией.
- Дети с ТНР плохо различают эмоциональные состояния партнеров по общению и испытывают трудности в налаживании доброжелательных отношений со сверстниками
Теоретические обоснования темы
Так как дети не имеют большого опыта и представлений о чувствах и не всегда могут распознать эмоциональное состояние другого человека, важно как можно раньше заняться развитием восприятия и понимания эмоций.
Л.С. Выготский в своих трудах отмечал, что принципиальные механизмы развития психики ребенка в норме и патологии едины: ведущая роль принадлежит общению и обучению в развитии психики ребенка; при этом ребенок не пассивно впитывает, а активно использует культурно- исторический опыт.
Сохраняют свою значимость идеи Л.С. Выготского относительно практической реализации принципов коррекционной помощи детям с ТНР: создание положительного эмоционального фона при совместной деятельности педагога и ребенка.
Согласно концепции Л. С. Выготского, в формировании высших психических функций речь играет ни с чем несравнимую роль. Выполняя функции общения ребенка с взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения, организацию всей его психической жизни влияет на развитие личности в целом.
Многие дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью эмоциональной сферы. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от дошкольника без речевой патологии, у ребёнка с тяжелыми нарушениями речи, испытывает трудности в формировании социальных чувств, из-за сложности с коммуникацией
Одним из инструментов, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости, является - игра. Игра является формой освоения социального опыта - дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы. В свою очередь театрализованная игра позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, мышления, фантазии, инициативности и т.д.
Театрализованная игра – это один из самых распространённых видов детского творчества потому, что является близкой и понятной ребёнку. В этом виде игры дети пытаются воплотить в живые образы и действия свои выдумки и впечатления из своей жизни. Входя в образ, ребёнок играет свои любимые роли, подражает любимому персонажу и при этом получает огромное удовольствие. А в совместной со сверстниками театрализованной игре детей объединяют общие переживания, они учатся действовать согласованно и подчинять свои желания и интересы желаниям и интересам всего коллектива.
В научных трудах отечественных педагогов подчёркивается эффективность театра как вида искусства в развитии эмоциональной отзывчивости. Именно театру отводится особая роль, сопряжённая с воспитанием ребёнка-дошкольника потому, что это один из наиболее демократичных и приемлемых для детей видов искусства, позволяющий решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, инициативности, раскованности. Кроме того, для каждого ребёнка театр представляется с одной стороны как вид искусства, в процессе понимания которого ребёнок выступает в роли зрителя, а с другой как театрализованная деятельность, в которой он сам принимает участие.
Исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, доказывают, что обе роли — зрителя и актёра — являются для личностного развития ребёнка очень важными. Театрализованные занятия, развивая эмоциональную сферу ребёнка, побуждают его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые им ситуации. «В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, — создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Благодаря театрализованной игре ребёнок учится строить взаимоотношения с окружающими, раскрывает свой творческий потенциал, учится замечать в окружающем мире интересные идеи и воплощать их. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают способность к межличностному взаимодействию, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Цель проекта: разработка и апробация системы педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с ТНР средствами театрализованной игры
Гипотеза: при использовании комплексного подхода к организации образовательного и воспитательного процесса театрализованная игра будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с ТНР при создании следующих педагогических условий:
1. Взаимосвязь всех участников педагогического процесса: ребёнок – педагог – родители.
2. Создание специальной развивающей предметно пространственной среды, направленной на организацию и проведение театрализованных игр.
3. Использование методов, стимулирующих у детей интерес к творчеству и импровизации в процессе театрализованной игры.
Задачи:
- Определить теоретические основания проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
- Разработать структуру и содержание системы педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей с ТНР средствами театрализованной игры.
- Выявить эффективность реализации разработанной педагогической системы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей с ТНР средствами театрализованной игры.
- Оптимизировать взаимодействие участников образовательного процесса для достижения большей эффективности
Новизна проекта
- Создание единого образовательного пространства по теме проекта в семье и ДОУ.
- Систематизация имеющегося опыта по теме проекта.
- Использование инновационных технологий при реализации проекта
Мониторинг эффективности
Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований.
1. Решение проблемных ситуаций
2. Индивидуальные беседы с детьми «Что я чувствую сейчас»
3. Ситуации свободного выбора
4 Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей
5. Анализ продуктов изобразительной деятельности
6. Анкетирование родителей «Какой он, наш ребёнок»
Ожидаемые результаты проекта
На уровне ребенка:
- Расширится представление детей о чувствах и эмоциях
- Сформируется умение давать оценку собственному состоянию;
- Дети смогут различать эмоциональные состояния партнеров по общению и смогут выстраивать доброжелательные отношения со сверстниками
На уровне педагога:
- Повысится качество методического сопровождения, обогащение используемых методов, приемов, средств и форм эмоциональной отзывчивости детей с ТНР.
- Совершенствование профессионального мастерства, включенность в проектную деятельность детского сада и введение его в практику своей работы
- Повысится уровень понимания значимости развития эмоциональной отзывчивости как одного из важных компонентов эмоционального интеллекта
На уровне родителей воспитанников:
- Повысятся компетенции родителей в области развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста и организации театрально-игровой деятельности.
- Приобщение детей и родителей к театральной культуре.
- Установление партнёрских отношений между участниками образовательного процесса в ДОУ.
Этапы реализации проекта
I этап. Аналитический
- Изучение теоретических позиций:
- анализ методик и технологий способствующих организации работы по развитию эмоциональной отзывчивости;
- подбор новых эффективных форм работы с детьми.
- Составление перспективного плана по реализации проекта.
- Общение с родителями, выяснение уровня осведомлённости и мотивации родителей в вопросах развития эмоциональной отзывчивости.
Педагогами были разработаны конспекты занятий, сценариев, игровых ситуаций на основе сказочных сюжетов, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости. Подобраны картотеки игр-сказок с элементами драматизации, этюдов, специальных упражнений для расслабления различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, игр и упражнений, способствующие развитию силы голоса и интонационной выразительности.
Для просвещения родителей были подготовлены консультации, подобрана специальная литература для библиотеки.
II этап. Основной
- Проведение мероприятий с детьми направленных на обучение конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и т.д.)
- Индивидуальная работа, направленная на формирование способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми
- Проведение семинаров, практических занятий с родителями.
Структура системы педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с ТНР средствами театрализованной игры.
При разработке структуры мы использовали блочный принцип построения в рамках системы педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с ТНР средствами театрализованной игры. Это позволило нам выделить следующие содержательные блоки:
- Блок «Развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка: способы и средства» - для педагогов;
- Блок «Блок волшебный мир театра» - для детей;
- Блок «В мире детских эмоций» - для родителей
Каждый из обозначенных блоков имел свою целевую направленность и приоритетный характер деятельности.
Блок | Целевая направленность | Характер деятельности |
Блок «Развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка: способы и средства» | Повышение профессиональной компетентности педагогов, освоение способов управления процессом развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры в условиях ДОО | Информационно-обучающий, практико-ориентированный, рефлексивный |
Блок «Волшебный мир театра» | Знакомство с разнообразными видами театра, активизация отзывчивости, воспитание ценностного отношения к другому человеку, внимания и сострадания через театрально-игровую деятельность | Проектный, коммуникативно-игровой, информационно-обучающий |
Блок «В мире детских эмоций» | Раскрытие особенностей развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста, освоение способов и средств развития творческой активности детей в театрализованной деятельности | Информационно-аналитический, рефлексивный, творчески-игровой |
Модель взаимодействия участников
образовательного и воспитательного процесса по развитию эмоциональной отзывчивости у детей с ТНР
III этап. Заключительный.
- Подведение итогов, определение дальнейших перспектив:
- анализ результатов проекта, оформление результатов проекта;
- обобщение результатов работы.
Результатом данной работы стала актуализация эмпатийных процессов понимания детьми в некоторых случаях мотивов поступков героев, влияющих на появление эмоционального отношения.
Участие детей в театрализованных играх способствовало более полной идентификации с героем на фоне пережитого и выражению сочувствия.
Так же у некоторых детей проявилось стремление оказать действенную помощь персонажу, которая выражалась в преобразовании сюжета. Дети стали лучше распознавать эмоциональные состояния, могут определять различные эмоции - радость, грусть, гнев, удивление, страх. В группе наблюдались ситуации, в ходе которых дети могли обидеть других, но при этом, стоит отметить, что остальные дошкольники отзывались на проявление недоброжелательности в сторону ребёнка, осуждали данный поступок и жалели обиженного ребёнка.
Можно сделать вывод том, что самостоятельное проявление отзывчивости среди дошкольников повысилось, направленность проявлений расширилась; у большинства детей отмечалась адекватность отзывчивых проявлений в соответствующих ситуациях и адекватность отзывчивого поведения; у детей повысилось стремление проявлять сопереживание-сочувствие-содействие по отношению к другим: сверстникам, взрослым.
В перспективе планируется продолжить работу по развитию всех компонентов эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
1. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. – М.: Центр педагогического образования;
2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – пресс, 2014. – 160с.
3. Житная И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста: монография. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 65с.
4. Картушина И.А. Театральные представления для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 28 – 45.
5. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2002.;
6. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008. – 112с.
7. Чистякова М.И. Психогимнастика. –М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
8. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
9. Широкова Г.А. развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.;
10. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
11. Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека [источник: http://www.voppsy.ru/issues/1984/843/843060.htm]
12. https://nsportal.ru/detskiy-sad - Социальная сеть работников образования
13. http://www.maam.ru/ - Международный образовательный портал
14. http://doshkolyonok.ru/ - Дошколёнок.ру Сайт для воспитателей детских садов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...
Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Особенности организации театрализованной деятельноси у детей разн...
Сообщение для педагогов ДОУ на семинаре - практикуме "Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность". Уровень ДОУ 2018г.
27 ноября 2018 года в МДОУ № 51 прошёл семинар-практикум "Театрально-игровая деятельность в детском саду". Музыкальный руководитель нашего детского сада, Кочергина Татьяна Дмитриевна выступи...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с использованием мнемотехники.
В статье имеется описание использования мнемотехники, а именно пособия О.А. Романович "Запоминалочки"....
Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.У значительного большинства детей с речевыми нарушен...