Анализ работы воспитателя
материал

Удагир Ольга Андреевна
Анализ работы воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Анализ работы воспитателя по ИОМ 31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы воспитателя

по Индивидуальному Образовательному Маршруту.

«Как эффективно проектировать развивающую предметно – пространственную среду ДО»

Подготовила: воспитатель

                                                                                     Удагир Ольга Андреевна

Вопрос создания и обогащения РППС в нашей группе всегда был актуальным. Проанализировав среду нашей группы, я пришла к выводу, что наша РППС недостаточно оснащена. Это проявилось в таких вопросах как: нехватка материалов и оборудования для деятельности дошкольников в центре познавательной активности, который нужно дополнить наглядно-дидактическими пособиями. В созданном центре «Безопасность», «ПДД» оснастить иллюстрациями с изображением транспорта, красочно оформленных ближайших улиц и зданий. Игровой центр оснастить разными видами транспорта (автобусами, паровозами, самолетами, пароходами, лодками и т.д.), атрибутами для сюжетно-ролевых игр. РППС в группе полифункциональна, вариативна, насыщена, безопасна и доступна для каждого ребенка. Выявив недостатки при построении развивающей среды в группе, я поставила перед собой цель: создать РППС в ДОУ в условиях группы способствующей реализации ООП с последующим её формированием и доведением до соответствия ФГОС, через реализацию основных принципов ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

- Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

- Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;

- Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;

- Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.

-Вариативной - ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.)

Созданию РППС в современном ДОО сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском саду дети играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно смоделирована РППС в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Формируя РППС в дошкольной организации (групповом помещении), необходимо учитывать все нюансы влияния среды на развитие ребенка от цветового оформления помещений до подбора игрового оборудования (игрушек).

Для того чтобы правильно организовать РППС, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация. Наукоёмкие проекты организации развивающей среды разработаны под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой. В данных проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации развивающей предметно-пространственной среды, и рассматриваются её основные принципы.

В состав РППС входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметно-пространственной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Развивающая предметно-пространственная среда включает себя совокупность подпространств:

- интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

- физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;

- игрового развития;

- экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;

- компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и другие. разработали  концепцию построения РППС для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом, я поставила перед собой следующую

 Цель:

 Научиться проектировать развивающую предметно – пространственную среду дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

А для достижения цели определила следующие

Задачи:

- Повысить профессиональную квалификацию по вопросу изучения РППС.

- Разработать проект по предметно-пространственной среде в сотрудничестве с родителями. Составить проект.

Приступая к работе по данной теме, я использовала следующие

Формы работы:

 Интернет-ресурсы, проанализировала материал на сайте инфоурок.ру. https://infourok.ru/sozdanie-razvivayushej-predmetno-prostranstvennoj-sredy-pri-realizacii-principov-fgos-do-4465237.html и прослушала вебинары по теме: «Организация развивающей предметно – пространственной среды, а также изучила следующую литературу:

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.  https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/

2.     Акимова Ю.А., Иванова Е.В., Казунина И.И. Цаплина О.В. Организация игровой среды ребенка : учебно-методическое пособие / Под ред. Е.В. Ивановой, О.В. Цаплиной. – М.: МГПУ, 2014. – с.131

3.     Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - с.506

4.     Выготский Л.С., Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. - с.674

5.     Дубенский, Ю.П. Воспитание и социализация личности / Ю.П. Дубенский. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2011. - 259с.

6.     Епанчинцева Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ: автореф.дисс.канд.пед.наук/Н. Д. Епачинцева -Белгород: БГУ, 2001.- с.132

7.     Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// «Детство-Пресс» – 2010 – с. 5-12.

8.     Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014.-№8. с.15-18 .

9.     Максимова Г. Ю. Предметно-пространственная среда в контексте отечественной педагогики развития. Актуальные проблемы педагогики:

10. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – с. 145

11. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. / М., 2001. – с.91

12. Новоселова С.Л Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 4. - с. 88

13. Организация предметно-игрового пространства в детском саду: Методическое пособие / Под общ.ред. Е.О. Смирновой. – М.: АРКТИ, 2012. – с.120

14. Петровский В.А. Концепция построения развивающей среды / В.А. Петровский / Москва. – 2010. - с.76

15. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т. Стрелкова. -М. 2001.- с.102

16. Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – с. 104

17. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.- с.72

18. Реализуем ФГОС: моделирование развивающей предметно-пространственной среды современной дошкольной образовательной организации. Методическое пособие. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2014. – с.211

19. Сборник научных трудов. Вып.4/Г. Ю. Максимова, Л. Г. Русова, 2000. - с. 289

 Реализация проекта.

Для реализации программных задач по обучению детей ПДД воспитателю необходимо иметь не только методический и художественный материал, но и создание игровой зоны. Необходимо учитывать, что ведущими для детей являются игра, труд и общение, и именно на основе интеграции этих видов деятельности строится формирование представлений о правилах дорожного движения. Игра способствует активизации детского внимания, развитию памяти, мышления, эмоций. В игре ребенок закрепляет свои знания, полученные на занятии по ознакомлению детей с ПДД. При подборе игровой зоны в группе, я учитывала возраст и возможности детей. В реализации РППС активное участие приняли родители. Вместе с родителями была организована игровая зона и собраны атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевых игр. Развивающая среда игрового центра «Безопасность» и «ПДД» была пополнена. Взаимодействие педагога+родители+дети даёт определенный результат: сотрудничество, сопереживание, содействие.

В игровую зону входит:

  • Набор мягких, ярких модулей;
  • «Дорога» набор многофункциональных ковриков на липучках;
  • «Зебра» пешеходный переход;
  • Жезл, свисток, рули;
  • Макет «Дорога»;
  • Светофор;
  • Машины (виды транспорта грузовой, легковой);
  • Костюмы;
  • Кепка ДПС;
  • Дорожные знаки;
  • Настольные печатные игры;
  • Плакаты;
  • Художественная литература по теме;
  • Уголок – изодеятельности (книжки-раскраски, трафареты машин, цветные карандаши, сменные листы);
  • Дидактические – игры ( приложение)

Игра может разворачиваться не только в помещениях, но и на игровой площадке, песочнице, тротуаре, веранде, спортивной площадке. Атрибуты можно использовать для групповых и индивидуальных занятиях, развлечениях.

Анализ проведенной работы.

Передо мной была поставлена следующая задача: повысить профессиональную квалификацию по вопросу изучения развивающей предметно-пространственной среды ДО.

Для решения этой задачи мною были:

  1. Прослушаны вебинары по теме: «Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста»;
  2. Проанализированы материалы на сайте инфоурок.ру.;
  3. Пройдены курсы и получен сертификат по теме: «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» (Сертификат прилагается);
  4. Разработан и создан проект предметно-пространственной среды в сотрудничестве с родителями.

   С поставленными задачами справилась!

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы воспитателя за учебный год

Здесь показана работа воспитателя за учебный год...

Учебно-методическое пособие. Анализ работы воспитателя ДОУ.

Выкладываю карточки - схемы по контролю и анализу работы воспитателей. Каждая из схем состоит из 10 пунктов, что очень удобно и позволяет легко сделать сводную таблицу как для ...

Учебно-методическое пособие. Анализ работы воспитателя ГБДОУ.

Карточки - схемы по контролю и анализу работы воспитателей. Каждая из схем состоит из 10 пунктов, что очень удобно и позволяет легко сделать сводную таблицу как для конкретного педагога, т...

Анализ работы воспитателя 1 младшей группы Муратовой Е.А. о работе за 2014-2015 учебный год

Анализ воспитательной работы – это  выявление высоких и низких, положительных и отрицательных  результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудачи;  это оп...

Анализ работы воспитателя Ивановой Ф.К. за 2017-2020 учебный год.

Анализ работы воспитателя Ивановой Ф.К. за 2017-2021 учебный год. Таблица  показателей  уровня  воспитательно-образовательной работы.  Справка, отражающая результаты освоения ...

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

Анализ работы воспитателя МБДОУ детского сада «Звездочка» Анямовой Ю.Ю.

Таблицы показателей уровня воспитательно – образовательной работы....