Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Ладушки» на 2024-2025 учебный год
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Осинцева Виктория Васильевна

1 .1. Пояснительная записка.

Младший дошкольный возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человеку. В настоящее время проблема развития речи у детей стоит остро, так как в наше время более половины детей имеют признаки задержки развития речи. Но в законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одной из задач развития речи в младшей группе является: «обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение использовать данные слова в речи; продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога, отвечать на вопросы; формировать у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным сопровождением (и без него); побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребенку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей; поощрять отклик на ритм и мелодичность стихотворений, потешек; формировать умение в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты» [5].

Поэтому главная задача современного педагога использовать все доступные жанры русского фольклора (сказки, потешки, загадки, песни, колыбельные) в воспитании и обучении младших дошкольников, для обогащения и развития словарного запаса. Приобщение к культуре своего народа и овладение родным языком – составляет важную задачу дошкольного воспитания. И педагоги, и родители озабочены поиском оптимальных моделей, методов и средств формирования нравственности, духовности в детском возрасте.

Русский фольклор представляет собой вековую мудрость, выраженную в произведениях устного народного творчества. В ходе использования произведений устного народного творчества, рассказывания сказок, загадок, звучания песен, дети усваивают новые слова, у них развивается активный и пассивный словарь, формируется образная грамотная речь.

Таким образом, проблема развития активной речи детей на сегодняшний день, является актуальной по ряду причин. Во-первых, речь ребёнка в этот период активно развиваясь, становится основой для дальнейшего его развития. Во-вторых, через общение с ребёнком по средствам речи, взрослые передают общественный опыт и управляют его деятельностью. В-третьих, с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения, связанных с ухудшением здоровья и недостатком внимания со стороны взрослых к развитию устной речи, сокращением живого общения между ребёнком и взрослым.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, способствуя тем самым полноценному развитию ребенка.

В результате выше сказанного актуальность программы «Ладушки» по развитию речи ребенка по средством малых форм фольклора необходима и продиктована временем.

Основная цель обучения: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24-25_dop_ladushki.docx44.34 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска

ПРИНЯТА                                                                  УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                        Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад No80 «Веснушка»        «Детский сад № 80 «Веснушка»

Протокол № 1 от           .2024г.                          _____________Я.Н.Вербицкая

                                                                      (приказ №       от         .2024г..)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Ладушки»

Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Осинцева Виктория Васильевна,

воспитатель

Смоленск,

2024

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………...… 3-4

1.2. Цели и задачи………………………………………………...……….4-5

  1.3 Принципы реализации программы……………………………………...5-6

     1.4 Методы и приемы развития речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора                                                        6-7

    1.5. Планируемые результаты освоения программы ………………..……7

II Содержательный раздел

     2.1. Перспективное планирование на 2024-2025 гг.……………………..8-15

Список литературы…………………………………………………….…..16

I. Целевой раздел

1 .1. Пояснительная записка.

Младший дошкольный возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человеку. В настоящее время проблема развития речи у детей стоит остро, так как в наше время более половины детей имеют признаки задержки развития речи. Но в законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одной из задач развития речи в младшей группе является: «обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение использовать данные слова в речи; продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога, отвечать на вопросы; формировать у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным сопровождением (и без него); побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребенку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей; поощрять отклик на ритм и мелодичность стихотворений, потешек; формировать умение в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты» [5].

Поэтому главная задача современного педагога использовать все доступные жанры русского фольклора (сказки, потешки, загадки, песни, колыбельные) в воспитании и обучении младших дошкольников, для обогащения и развития словарного запаса. Приобщение к культуре своего народа и овладение родным языком – составляет важную задачу дошкольного воспитания. И педагоги, и родители озабочены поиском оптимальных моделей, методов и средств формирования нравственности, духовности в детском возрасте.

Русский фольклор представляет собой вековую мудрость, выраженную в произведениях устного народного творчества. В ходе использования произведений устного народного творчества, рассказывания сказок, загадок, звучания песен, дети усваивают новые слова, у них развивается активный и пассивный словарь, формируется образная грамотная речь.

Таким образом, проблема развития активной речи детей на сегодняшний день, является актуальной по ряду причин. Во-первых, речь ребёнка в этот период активно развиваясь, становится основой для дальнейшего его развития. Во-вторых, через общение с ребёнком по средствам речи, взрослые передают общественный опыт и управляют его деятельностью. В-третьих, с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения, связанных с ухудшением здоровья и недостатком внимания со стороны взрослых к развитию устной речи, сокращением живого общения между ребёнком и взрослым.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, способствуя тем самым полноценному развитию ребенка.

В результате выше сказанного актуальность программы «Ладушки» по развитию речи ребенка по средством малых форм фольклора необходима и продиктована временем.

1.2. Цель и задачи программы:

Рабочая программа кружка построена на следующих нормативно-правовых документах:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р.;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

• Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006г. № 06-1844);

• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 1.2.3685-21, 2.4.3648-21;

• Федеральная образовательная программа дошкольного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

• Устав МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка».

Рабочая программа определяет цели, задачи создания и реализации деятельности кружка по развитию речи и мелкой моторики рук МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка». Программа кружка разработана в соответствии с нормативными документами, на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта. Ведущие цели программы: разносторонние развитие ребёнка дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традициях

Основная цель обучения: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Задачи:

Развивающие задачи:

- развивать речевые способности детей раннего возраста;

- расширять словарный запас;

- формировать связную речь.

Образовательная задача:

- расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни).

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

- обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

- доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

1.3. Принципы реализации программы.

Рабочая программа строится на следующих общеобразовательных принципах:

1. Принцип учета возрастных особенностей. Все сказки, песни, пословицы подбираются с учетом возраста детей. Например, сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса» рекомендуется рассказывать детям младшего дошкольного возраста.

2. Принцип учета личного опыта ребенка. Работа по развитию речи проводится с учетом самого поведения ребенка.

3. Принцип интеграции. Произведения фольклора рекомендуется включать в различные занятия, а также в режимные моменты.

4. Принцип повторяемости. Ребенок дошкольного возраста усваивает речь, образные слова и выражения, когда они много раз повторялись для него. Дети любят прослушивать одну и ту же сказку, одну и ту же песню по несколько раз.

5. Принцип доступности. Произведения фольклора должны быть доступными для понимания и восприятия детей. Их содержание и форма должны соответствовать возрастным особенностям и уровню развития ребенка.

6. Принцип разнообразия. В работе с произведениями фольклора необходимо использовать различные жанры (сказки, песни, потешки, загадки и т.д.) и виды (устные, письменные, музыкальные), чтобы обогатить и разнообразить опыт детей.

7. Принцип культурной адаптации. Произведения фольклора должны отражать культурные традиции и ценности региона, страны или народа, с которыми связан детский сад. Это позволяет детям лучше понимать свою культуру и развивать чувство принадлежности к своей нации или народу.

8. Принцип творческого подхода. При работе с произведениями фольклора важно развивать творческие способности детей, их воображение и фантазию. Детям следует предлагать задания, которые позволят им самостоятельно создавать свои варианты сказок, песен или исполнять их в своей интерпретации.

9. Принцип игрового подхода. Работа с произведениями фольклора должна быть организована в форме игры. Детям нужно давать возможность играть роли героев, воплощать в жизнь сказочные сюжеты, петь и танцевать под музыку фольклорных песен. Игра позволяет детям активно включиться в процесс и легче усваивать материал.

10. Принцип сохранения и передачи культурного наследия. Работа с произведениями фольклора помогает сохранить и передать детям культурное наследие своего народа. Воспитание через фольклор помогает формированию нравственных ценностей, уважения к традициям и чувства патриотизма.

1.4. Методы и приемы развития речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора

1. Беседа после чтения. Она должна строиться так, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку.

Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность фольклорного произведения и в то же время замечать красоту художественной формы. Однако беседа не должна разрушать впечатлений, возникающих у ребёнка в процессе слушания текста.

  1. Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идет речь в произведении, фигурок фланелеграфа и др. Это важно, потому что у детей наглядно-образное мышление.

Например, для того чтобы дети запомнили последовательность событий в сказке используем фланелеграф.

  1. Выполнение детьми разнообразных творческих заданий. Они позволяют развивать у детей мыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности. 

Например, показать на бубне, как идет медведь, как прыгает зайчик.

  1. Полезными оказываются речевые упражнения: подобрать слова, характеризующие персонажа, – какой он? Выполнить задание на подбор сравнений, воспроизвести диалоги персонажей – поупражняться в интонационной выразительности и др.
  2. Использование музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Они помогают создать настроение, вводят в атмосферу фольклорных произведений, способствуют возникновению творческого состояния во время рисования. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться. Можно использовать звук колокола (колокольчика) он влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. С помощью колокольчика можно настроить детей на то, чтобы они смотрели на человека, который его держит.
  3. Использование малых форм фольклора:

Это важные жанры, овладение которыми способствует умственному развитию ребенка.

Они всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Народные жанры раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли.

Знание малых форм фольклора не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

К концу учебного года занятий в кружке у детей:

-сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

-повысится уровень связной речи;

-словарь детей обогатиться новыми словами, оборотами, выражениями.

II. Содержательный раздел

2.1. Перспективное планирование кружковой работы

«Ладушки»

Сентябрь

 

Тема

Задачи

1 неделя

Милости просим, гости дорогие.

Познакомить детей с "избой" и её хозяйкой; учить внимательно слушать, воспринимать и запоминать песенки-потешки;

развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке.

2 неделя

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком, ухватом, кочергой;

рассказать, как готовится картофель в чугунке, используя утварь;

обогащать словарь детей: "чугунок", "ухват", "кочерга", "лупяки".

3 неделя

Петушок - золотой гребешок.

Познакомить детей с обитателем избы - Петушком;

рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей.

4 неделя

Как у нашего кота.

Познакомить детей с обитателем "избы" - котом Васькой;

заучить потешку "Как у нашего кота"; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора.

 

Октябрь

 

Тема

Задачи

1 неделя

Кисонька-мурысонька.

Познакомить детей с содержанием потешек "Кисонька-мурысонька", "Пошёл котик на торжок", вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно: ласково в обращении к котику и укоризненно в словах "Не ешь одна" при обращении к кисоньке;

воспитывать нравственные чувства по отношению к другим.

2 неделя

Мы ходили в огород.

Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов: "овощи", "огород", "грядки", "твердая", "круглая", "продолговатая";

учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке;

способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

3 неделя

Семья Петушка.

Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный хвост с ярким оперением), курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой);

учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним;

развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином.

4 неделя

Колобок.

Напомнить детям содержание сказки "Колобок";

развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки;

развивать эмоциональность, выразительность речи.

Ноябрь

 

Тема

Задачи

1 неделя

Ходит сон близ окон.

Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями;

учить петь колыбельные тихо, ласково;

развивать память, активную речь детей.

2 неделя

Водичка, водичка, умой моё личико.

Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться;

учить выразительно рассказывать потешку "Водичка, водичка";

воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности.

3 неделя

С гуся вода, а с Ванечки худоба.

Повторение потешки и знакомых колыбельных;

закреплять последовательность действий при укладывании спать;

учить петь колыбельные тихо, ласково;

закрепить предназначение люльки и умывальника в "избе".

4 неделя

Заюшкина избушка.

Напомнить детям содержание сказки;

учить выразительно инсценировать сказку;

познакомить детей с русской народной игрой "Зайки".

 


Декабрь

 

Тема

Задачи

1 неделя

Девочка и лиса.

Познакомить детей со сказкой "Снегурушка и лиса";

подготовка к инсценированию фрагментов сказки;

познакомить детей с игрой "Кто позвал?";

развивать слуховое внимание.

2 неделя

Уж ты, зимушка-зима.

Обогащать словарь детей: "тулуп", "рукавицы", "валенки", "шаль";

познакомить с особенностями русской зимней одежды;

развивать память.

3 неделя

Фока воду кипятит и как зеркало блестит.

Познакомить детей с самоваром, его предназначением;

рассказать детям о традиции чаепития;

воспитывать желание и умение помогать старшим.

4 неделя

Сундучок Деда Мороза.

Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию;

развивать память, воображение;

создать настроение приближающегося праздника.

 

Январь

 

Тема

Задачи

1 неделя

Пришла коляда - открывай ворота.

Познакомить детей с праздником Рождеством;

разучить рождественские колядки;

познакомить детей с традицией выпекания рождественского печенья - "козулей".

2 неделя

Весёлые ложки.

Учить отгадывать загадки;

знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром);

развивать общие речевые умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса;

воспитывать интерес к народному творчеству.

3 неделя

Хозяйкины помощницы.

Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, утюгом;

рассказать об их предназначении;

учить сравнивать предметы старины с современными, находить сходства и различия;

воспитывать желание помогать взрослым.

4 неделя

Половичку курочка веничком метёт.

Развивать память;

интерес к малым фольклорным жанрам;

воспитывать желание оказывать посильную помощь.

 

Февраль

 

Тема

Задачи

1 неделя

Масленица годовая - наша гостьюшка дорогая.

Познакомить детей с праздником Масленица;

рассказать, как его праздновали в старину;

развивать речевую активность детей.

2 неделя

Три медведя.

Напомнить детям содержание сказки;

упражнять в сравнении предметов по размеру;

закреплять правила сервировки стола.

3 неделя

Маша и медведь.

Учить показывать знакомую сказку;

обогащать словарь детей;

развивать ориентировку детей в пространстве;

закреплять знание предметов интерьера избы.

4 неделя

Идёт коза рогатая.

Познакомить детей с новым обитателем "избы" - козой Машкой;

повторение знакомой потешки с инсценированием;

рассказать о пользе козы для человека.

 

Март

 

Тема

Задачи

1 неделя

В гости к Хозяюшке.

Ознакомление с малыми фольклорными формами;

вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем;

способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.

2 неделя

Приди, весна, с радостью.

Повторить приметы весны;

разучить с детьми заклички "Ласточка, ласточка", "Грачи-киричи";

познакомить детей с традицией печь "жаворонков".

3 неделя

Трень-брень, гусельки.

Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов;

учить слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно;

развивать интерес к русской народной музыке.

4 неделя

В гости к бабушке Загадушке.

Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.);

активизировать мыслительную деятельность в процессе игры;

упражнять в выразительной интонации при звукоподражании;

воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

 

Апрель

 

Тема

Задачи

1 неделя

Сорока-белобока кашу варила.

Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным горшком;

повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари;

учить выразительно рассказывать знакомую потешку.

2 неделя

Репка.

Учить рассказывать сказку по серии картинок;

развивать активную речь детей;

подготовить детей к инсценированию сказки.

3 неделя

Во дворе у бабушки.

Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества;

активизировать словарный запас детей;

уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.

4 неделя

Курочка Ряба.

Познакомить детей с оригинальным текстом сказки;

развивать память, речевую активность детей;

рассказать о традиции красить яйца на Пасху.

 

Май

 

Тема

Задачи

1 неделя

Солнышко, нарядись, красное, покажись.

Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце;

учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием;

развивать активную речь детей;

воспитывать любовь к родной природе.

2 неделя

Кто в тереме живёт.

Напомнить детям содержание сказки;

учить отгадывать загадки о животных;

развивать память, творческое воображение.

3 неделя

Ярмарка.

Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи;

учить запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке;

развивать память, речь детей.

4 неделя

Сказки водят хоровод.

Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь, пополнять и активизировать словарь детей;

помочь детям вспомнить знакомые сказки;

вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно;

воспитывать любовь к устному народному творчеству.


Работа с родителями:

Сентябрь

Анкета для родителей «Место фольклора в жизни ребенка

Октябрь

Консультация «Использование малых форм фольклора по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Ноябрь

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки».

Декабрь

Изготовление книжек-малышек.

Создание библиотеки красочных книг с потешками и сказками для детей.

Январь

Консультация: «Роль сказки в развитии речи ребенка».

Февраль

Беседа «Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста».

Март

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки».

Апрель

По желанию приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам, потешкам, прибауткам.

Май

Мастер-класс для родителей «Пальчиками играем - речь развиваем»


Список литературы:

1. С. Е. Большакова «Игры и упражнения». Творческий центр Москва, 2009г.

2. Т. Н. Караменко «Кукольный театр – дошкольника», 1982г.

3. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург, 2002г.

4. О. А. Шорохова «Играем в сказку», Москва, 2007г.

5. «Игры, ребусы, загадки для младших школьников», Ярославль, 2002г.

6. И. Г. Сухин «Веселые скороговорки», Ярославль, 2002г.

7. В. Цвынтарный «Играем пальчиками – развиваем речь», Москва, 2009г.

8. Ю.Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки»;

9. А.Д. Мацкевич Малые формы фольклора (работа с книгой в д/с сост. В.А. Богуславская, В.Д.

10. Н. Кричицына «Дети любят …» Д/В – 1991г., № 11, с. 16 – 17;

11. М. Загрутдинова. Использование малых форм фольклора Д/в – 1991г., № 9, с. 16 – 22.

12. М Асташина Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С. 61-68.

13.  Н. И. Бахвалова Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор. //Дошкольная педагогика, № 8, 2008. - С. 20-23.

14. Баю-бай: колыбельные песенки: русские народные песенки / худ. Е. Нитыпкина. – М.: Оникс, 2007.

15. О. В. Бережнова Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. №12. 2002. С. 9.

16. Болтали две сороки: русские народные сказки, песенки, потешки / худ. Ю. А. Васнецов. – СПб: Печатный двор: Детгиз, 2008.

17. Книги-сборники художественных произведений русского народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально – гуманитарной направленности «Занимательная геометрия»

Программа «Занимательная геометрия» направлена на  освоение детьми основ геометрических знаний, формирование первоначальных представлений о геометрии, личностных, метапредметных, пред...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности» на 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленностьПредлагаемая программа по своему содержанию имеет социально-гуманитарную направленность.Актуальность программыВ настоящее время проблема безопасности и детского доро...